Денежно кредитная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

В развитии любого государства значительное место занимает кредитная система, которая во многом определяет развитие экономики, рост потенциальных возможностей государства и рост благосостояния его населения. Вместе с этим само государство должно оказывать влияние на развитие кредитной системы, на её формирование, деятельность и соответственно размещению на территорию государств. Эффективность кредитной системы во многом зависит не только от её структуры функции, но и размещения банков по территории государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1 Денежно-кредитная политика и ее организация………………………………….5
1.1 Формы и методы государственного регулирования экономики………………5
1.2 Основные понятия денежно-кредитной системы……………………………..10
1.3 Основные административные методы регулирования
денежно-кредитной сферы………………………………………………………….15
1.4 Типы кредитно-денежной политики…………………………………………...16
2 Инструменты денежно-кредитной политики……………………………………19
2.1 Политика обязательных резервов……………………………………………...20
2.2 Рефинансирование коммерческих банков…………………………………….23
2.3 Операции на открытом рынке…………………………………………………25
3 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу……………………….…………………………………………………27
3.1 Особенности развития денежно-кредитной системы в России………………27
3.2 Основные направления денежно-кредитной политики на 2012-2013гг……..30
Заключение………………………………………………………………………...35
Список литературы………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

УРА! Курсовая по дкб.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

3.2 Основные  направления денежно-кредитной политики на 2011-2013гг.

В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов" отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.

Установление  целевых ориентиров прироста потребительских  цен в рамках трехлетнего скользящего периода, превышающего продолжительность основных лагов в действии трансмиссионного механизма денежной политики, позволяет учитывать влияние динамики денежного предложения и решений о корректировке его годовой траектории на инфляцию за пределами одного календарного года. Кроме того, объявление среднесрочной стратегии денежно-кредитной политики способствует стабилизации инфляционных ожиданий экономических агентов, в том числе в условиях непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.

В 2010 году улучшились внешние условия для российской экономики. Международные финансовые институты и экономические организации прогнозируют продолжение в 2011—2013 годах роста мировой экономики

темпами, близкими к ожидаемым в 2010 году показателям (не менее 4%). Восстановление внешнего спроса будет поддерживать положительную динамику отечественного производства и экспорта товаров. Однако не исключаются более пессимистичные сценарии выхода мировой экономики из рецессии и развития международной торговли. В экономике европейских стран  торговых партнеров России, входящих в зону евро, сохранение в прогнозный период отрицательных разрывов выпуска будет способствовать сдерживанию развития инфляционных процессов. Это ограничит риск ускорения роста цен в стране. В 2011 году не предполагается существенного изменения среднегодового уровня процентных ставок на денежных рынках по инструментам, номинированным в евро и долларах США. Ожидается, что в среднесрочный период соотношение между процентными ставками в России и зарубежных странах будет служить созданию условий для притока капитала в российскую экономику. Тем не менее сохраняется риск оттока капитала. Одним из основных факторов, влияющих на развитие российской экономики, является цена на нефть. В связи с этим Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2011—2013 годах, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации.

В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2011 году среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 60 долларов США за баррель. В этом случае в 2011 году темп прироста реальных располагаемых денежных доходов населения может замедлиться до 2,5%, инвестиции в основной капитал могут возрасти на 2,9%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,6%.

В качестве второго варианта рассматривается прогноз Правительства Российской Федерации, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2011 году цена на российскую нефть может составить 75 долларов США за баррель. Предполагается также, что меры по стимулированию экономического роста и модернизации, рост банковского кредитования будут способствовать восстановительным процессам в экономике. Согласно этому варианту в 2011 году прогнозируется увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения на 3,6%. Прирост инвестиций в основной капитал ожидается на уровне 10,0%. В этих условиях объем ВВП может возрасти на 4,2%.

В рамках третьего варианта Банк России предусматривает повышение в 2011 году цены на нефть сорта “Юралс” до 90 долларов США за баррель.

В условиях увеличения доходов от экспорта российских товаров ожидается повышение инвестиционной активности. В 2011 году прирост инвестиций в основной капитал может составить 11,0%, прирост реальных располагаемых денежных доходов населения — 4,8%. Объем ВВП в этом случае может увеличиться на 4,8%.

В 2012—2013 годах увеличение ВВП в  зависимости от варианта прогноза ожидается  в диапазоне 3,7—5,0%. В первом варианте прогноза в 2011 году

ожидается резкое падение положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса (до 4,7 млрд. долларов США) и существенное сокращение сальдо баланса товаров и услуг (до 49,7 млрд. долларов США). Условия второго варианта предполагают менее масштабное снижение профицита счета текущих операций — до 35,7 млрд. долларов США — и баланса товаров и услуг — до

86,4 млрд. долларов США. При более  благоприятной ценовой конъюнктуре  топливно-энергетического рынка  в третьем варианте на фоне  роста положительного сальдо баланса товаров и услуг до 121,0 млрд. долларов США

профицит счета текущих операций составит 67,3 млрд. долларов США.

Дефицит баланса доходов и текущих  трансфертов в разных вариантах  прогнозируется в диапазоне 45,0—53,7 млрд. долларов США. Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в 2011 году в условиях первого варианта предполагается отрицательным в сумме 13,0 млрд. долларов

США. В рамках второго и третьего вариантов опережающий рост внешних  обязательств российской экономики по сравнению с соответствующими активами обусловит его положительное сальдо в размере 12,0 и 22,0 млрд. долларов США соответственно. Во всех вариантах прогноза предполагаются государственные внешние заимствования, при которых положительное сальдо операций сектора государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования составит 2,0 млрд. долларов США. Результирующая движения частного капитала по вариантам различается: в первом варианте чистый отток

капитала оценивается в 15,0 млрд. долларов США, во втором и третьем вариантах нетто приток может составить 10,0—20,0 млрд. долларов США. В первом варианте профицит текущего счета будет недостаточным для компенсации дефицита финансового счета, что обусловит сокращение резервных активов на 8,3 млрд. долларов США. Во втором и третьем вариантах положительное сальдо по текущим операциям будет дополнено притоком ресурсов по финансовому счету, что обеспечит рост валютных резервов (на 47,7 и 89,3 млрд. долларов США соответственно).

Прогноз платежного баланса на 2012—2013 годы также охватывает широкий спектр среднегодовых цен на нефть сорта “Юралс”—в пределах 60—95 долларов США за баррель. В первом варианте ухудшение условий торговли приведет к резкому уменьшению профицита баланса товаров и услуг — до

19,7 млрд. долларов США в 2012 году — и его дефициту в сумме 5,7 млрд. долларов США в 2013 году. Дополнительное воздействие отрицательного баланса доходов и текущих трансфертов обусловит формирование дефицита

счета текущих операций (26,0 млрд. долларов США в 2012 году и 53,0 млрд. долларов США в 2013 году). В условиях второго варианта положительное сальдо счета текущих операций в 2012 году уменьшится до 17,7 млрд. долларов

США, а в 2013 году сложится отрицательным  (21,3 млрд. долларов США).

        Третий вариант прогноза предполагает сохранение профицита счета текущих операций в 2012 году на уровне 46,8 млрд. долларов США и почти равновесное его состояние в 2013 году (0,8 млрд. долларов США). Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в результате более активного привлечения иностранного капитала корпорациями и банками в 2012—2013 годах сложится положительным по всем вариантам. Его значение будет изменяться от минимального (2,0—7,0 млрд. долларов США) в первом варианте до максимального (27,0—32,0 млрд. долларов США) в третьем.

В рамках первого варианта чистый приток инвестиций по финансовому счету  не компенсирует отрицательное сальдо баланса по текущим операциям, что  обусловит снижение резервных активов  на 24,1 млрд. долларов США в 2012 году и  на 46,0 млрд. долларов США в 2013 году. Во втором и третьем вариантах в 2012 году активное сальдо счета текущих операций и ввоз капитала обеспечат условия для увеличения резервных активов на 34,6 и 73,8 млрд. долларов США соответственно. В 2013 году в третьем варианте сохранятся условия для роста резервных активов (на 32,8 млрд. долларов США), во втором варианте предполагается их стабилизация.

Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме Банк России будет  участвовать в работе по созданию необходимых условий институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования.

Особое значение Банк России придает формированию доверия  общества к осуществляемой денежно-кредитной  политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и  отсутствием инфляции.

Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое Центральным Банком Р.Ф., являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.

Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование  денежного обращения.

Одно из важнейших  направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности. При проведении кредитно-денежной политики наиболее важными активами федеральных резервных банков выступают ценные бумаги и ссуды коммерческим банкам.

Кредитно-денежная политика осуществляется через сложную цепь причинно-следственных связей: политические решения воздействуют на резервы коммерческих банков; изменения резервов воздействуют на предложение денег; изменение денежного предложения меняет процентную ставку; изменение процентной ставка воздействует на инвестиции, и уровень цен.

 Преимущества  кредитно-денежной политики состоят  в ее гибкости и политической  приемлемости. Руководящие кредитно-денежные  учреждения сталкиваются с дилеммой  — они могут стабилизировать  процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно. При определенных условиях может возникнуть альтернатива — использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость доллара и тем самым для уничтожения дисбаланса  торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.

При проведении денежно-кредитной  политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее  время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям.  Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от  наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.

 

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ. Принят Государственной думой 21.10.1994.
  2. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ. (с дополнениями и изменениями последующих ред.)
  3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в редакции Федерального закона от 03.02.1996г. №17 ФЗ (с дополнениями и изменениями последующих ред.)
  4. Архипов А. Вопросы кредитной деятельности// Экономист-2009-№3 
  5. Белоглазова ГН/ Деньги кредит банки: учебник.: Юрайт, 2007.-620с.
  6. Владимирова МП/деньги кредит банки: учебное пособие: КНОРУС, 2007.-288с.
  7. Деньги, кредит, банки: учебник/ колл. Авт.; под ред. Лаврушина О.И.. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006.
  8. Кроливецкая  ЛП / Банковское дело: учебное пособие: КноРус, 2009. – 280с.
  9. Кузнецова ЕИ/ Деньги кредит банки: учебное пособие,2007. – 527с.
  10. Лаврушина ИО/ Деньги кредит банки: учебник КНОРУС, 2007.-287с.
  11. Селищев АС/ Деньги кредит банки: учебник – Питер, 2007. – 432с.
  12. Челноков ВА/ Деньги кредит банки: учебное пособие 2007. – 366с.
  13. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под ред. Дробозиной. М.,
  14. http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка РФ.
  15. http://www.gov.ru – сервер органов государственной власти РФ.
  16. http—www.consultant.ru

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Примерная структура  Центрального банка

 

 

 

 

1 Деньги кредит банки/ АС Селищев: 2007 – с432.-227с.

 

2 Деньги кредит банки/ ОИ Лаврушина: 2005 – с560.-266с.

Информация о работе Денежно кредитная политика РФ