Денежно кредитная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

В развитии любого государства значительное место занимает кредитная система, которая во многом определяет развитие экономики, рост потенциальных возможностей государства и рост благосостояния его населения. Вместе с этим само государство должно оказывать влияние на развитие кредитной системы, на её формирование, деятельность и соответственно размещению на территорию государств. Эффективность кредитной системы во многом зависит не только от её структуры функции, но и размещения банков по территории государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1 Денежно-кредитная политика и ее организация………………………………….5
1.1 Формы и методы государственного регулирования экономики………………5
1.2 Основные понятия денежно-кредитной системы……………………………..10
1.3 Основные административные методы регулирования
денежно-кредитной сферы………………………………………………………….15
1.4 Типы кредитно-денежной политики…………………………………………...16
2 Инструменты денежно-кредитной политики……………………………………19
2.1 Политика обязательных резервов……………………………………………...20
2.2 Рефинансирование коммерческих банков…………………………………….23
2.3 Операции на открытом рынке…………………………………………………25
3 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу……………………….…………………………………………………27
3.1 Особенности развития денежно-кредитной системы в России………………27
3.2 Основные направления денежно-кредитной политики на 2012-2013гг……..30
Заключение………………………………………………………………………...35
Список литературы………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

УРА! Курсовая по дкб.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

 Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями  на счетах обязательных резервов в Банке России, на 1.04.2011 составила 244,1 млрд. руб., увеличившись за рассматриваемый период на 55,7 млрд. рублей. При этом обязательные резервы по обязательствам в валюте Российской Федерации на указанную дату были равны 164,2 млрд. руб., по обязательствам в иностранной валюте — 79,9 млрд. рублей. Их приросты за январь—март составили 36,6 и 19,1 млрд. руб. соответственно.

 

 

 

2.2. Рефинансирование  коммерческих банков.

 

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).6

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются  по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения центральным  банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Очевидно, что изменение  официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной  ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной  политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования  рефинансирования при проведении денежно-кредитной  политики является то, что этот метод  затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный  банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками".

В 2002 году Банк России проводил операции рефинансирования банков в  целях обеспечения бесперебойного осуществления расчетов путем предоставления внутренних кредитов. В целях создания универсальной общенациональной системы рефинансирования банков, основанной на принципах централизованного управления, Банк России определил единую схему взаимодействия подразделения и учреждений Банка России при предоставлении банкам внутридневных кредитов и процедуру установления лимита внутридневного кредита по корреспондентскому счету (субсчету) банка.

В целом с начала года ставка рефинансирования и процентные ставки по операциям рефинансирования, за исключением фиксированных ставок по операциям прямого РЕПО и ломбардного кредитования, были повышены на 0,5 процентного пункта, по депозитным операциям — на 0,5—0,75 процентного пункта.7

2.3. Операции  на открытом рынке.

Постепенно два вышеописанных  метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

Этот метод заключается  в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

Операции на открытом рынке впервые стали активно  применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах  развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

"По форме проведения  рыночные операции центрального  банка с ценными бумагами могут  быть прямыми либо обратными.  Прямая операция представляет  собой обычную покупку или  продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. “Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам”. Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

В 2002 году использование  операций на открытом рынке было ограничено негибкостью действующей нормативно-правовой базы и определенным дефицитом необходимых инструментов в распоряжении Банка России. Объем облигаций с рыночными характеристиками в портфеле Банка России на протяжении большей части 2002 года был незначительным, что препятствовало проведению прямых операций на рынке и ограничивало спектр инструментов, используемых им для регулирования ликвидности.

Имеющий опыт эмиссии  облигаций Банка России (ОБР) продемонстрировал  невозможность оперативно воздействовать на уровень банковской ликвидности  с помощью этого инструмента, поскольку существующий порядок эмиссии и обращения ОБР устанавливает слишком большой временной лаг между принятием Банка России решения и проведением операций. Поэтому в 2002 году операции по выпуску Банком России собственных облигаций не проводились.

3 Принцип денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу

3.1 Особенности развития кредитно-денежной системы России

Созданию современной  кредитной системы России предшествовал  длительный исторический период.

За более чем семидесятилетнюю историю кредитная система России прошла несколько этапов своего развития. Главными особенностями всего периода были ориентация на административные методы руководства экономикой, концентрация финансовых ресурсов и властных функций у государственных органов и полное несоответствие кредитным системам промышленно развитых стран. На последнем этапе административно-командного функционирования кредитная система СССР выглядела так:

-Госбанк СССР;

-Стройбанк СССР;

-Банк для внешней  торговли;

-Система Гострудсберкасс;

-Госстрах и Ингосстрах,                                                          

т.е. господствовало шесть  абсолютных монополистов, поделивших этот рынок между собой.

Длительное командно-административное функционирование кредитной системы  показало ее низкую эффективность. Большая  часть кредитов предприятиями не возвращалась, и банки практически выполняли функцию не кредитования, а финансирования предприятий.

В середине 80-х годов  была предпринята попытка сформировать в стране двухуровневую кредитную  систему.

На верхнем уровне находился Госбанк СССР, на втором уровне – пять специализированных банков. Система небанковских кредитных институтов опять практически отсутствовала.

В качестве ответа на последствия  этой банковской реформы в стране стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на  базе денежных накоплений различных отраслей промышленности и населения.

В конце 1990 г. в стране окончательно установилась двухъярусная банковская система в виде ЦБ РФ, Сберегательного банка и коммерческих банков, которые получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов, кредитной и процентной политики.

В настоящее время  структура кредитной системы  России выглядит следующим образом:

1. Центральный банк  России.

2. Банковская система:     

- коммерческие банки;     

- Сберегательный банк России;    

- иные специализированные  банки.

3. Специализированные  кредитно-финансовые институты:    

- страховые компании;     

- негосударственные  пенсионные фонды;    

- инвестиционные компании;     

- финансово-строительные  компании.

Безусловно, новая структура кредитной системы в большей степени отражает потребности цивилизованного рыночного хозяйства.

Одной из крупнейших кредитно-финансовых систем в России является Банк России. По состоянию на 1 октября 2010 года обязательные резервы кредитных организаций, депонированные на отдельных счетах в Банке России, составили 182,2 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 1 января 2010 года на 30,8 млрд. рублей, или на 20,3%.8

В то же время процесс  становления кредитной системы  выявил определенные проблемы и недостатки во всех ее структурных звеньях. К основным можно отнести следующее:

- продолжают существовать  мелкие коммерческие банки, которые  из-за слабой финансовой базы  не могут справиться с потребностями  клиентов;

- монопольное, ничем  не ограниченное положение на банковском рынке, продолжает занимать Сберегательный Банк;

- главная проблема  ипотечной системы в России  заключается в неразвитости рынка  жилья и несоответствии цен  на жилье среднему уровню доходов  населения;

- отсутствие реальных  условий для развития рынка корпоративных  ценных бумаг в качестве основы для функционирования инвестиционных банков;

- отсутствие реальной  законодательной базы для регламентации  рынка специализированных небанковских  институтов.

Все эти проблемы существенным образом тормозят развитие кредитной системы России в ее скорейшем  приближении к состоянию кредитных систем промышленно развитых стран.

На XI банковском конгрессе  в Санкт-Петербурге первый заместитель  председателя  ЦБ РФ А.Козлов ратовал за конкурентную систему развития денежно-кредитной системы в России, т.е. снижение роли государственных банков, сочетание продолжающейся концентрации  банковского капитала с расширением конкурентного поля. Диверсификация операций «сырьевых» банков и банков ФПГ.  К 2005 г. активы банковской системы увеличатся до 40-42% ВВП, а кредиты  - до 19-20% ВВП.

 Денежно-кредитная политика, проводимая Банком России в 2002 году, была направлена на поддержание финансовой стабильности и создание условий для устойчивого развития экономики. В этих целях Банк России осуществлял контроль над формированием денежного предложения и регулирование ликвидности банковской системы с учетом тенденций в развитии спроса на деньги. Реализация денежно-кредитной политики в 2002 году осложнялась сочетанием относительно сильного платежного баланса, оказывающего существенное влияние на формирование денежного предложения, с недостаточной устойчивостью темпов роста спроса на деньги. 

Информация о работе Денежно кредитная политика РФ