Денежное обращение в государстве и методы управления денежной массой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование законов и методов государственного регулирования денежного обращения.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы государственного регулирования денежного обращения.
2.Выявить механизм денежного регулирования как часть денежно-кредитной политики государства;
3.Определить стратегию и тактику денежно-кредитного регулирования в современной России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………
ГЛАВА 1. СУЩОСТЬ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕЕНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.Сущность и закономерности денежного обращения……………………………………………………………
2.Методы государственного регулирования денежного обращения. Их виды и содержание……………………………....………………
3.Регулирование денежного обращения в Российской Федерации……………………………………………………………
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ………………….
1.Задача № 10 тема «Пассивные операции банка»………………..……………………..………………….………..
2.Задача № 18 тема «Активные операции банка»……………..……
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая ДКБ.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)


ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Вологодский филиал

 

 

 

 

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ  В ГОСУДАРСТВЕ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНОЙ МАССОЙ

 

    Дисциплина: Деньги, кредит, банки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда

2012 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………

ГЛАВА 1. СУЩОСТЬ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕЕНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ              

    1. Сущность и закономерности денежного обращения……………………………………………………………
    2. Методы государственного регулирования денежного обращения. Их виды и содержание……………………………....………………     
    3. Регулирование денежного обращения в Российской Федерации……………………………………………………………

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ………………….

  1. Задача № 10 тема «Пассивные операции    банка»………………..……………………..………………….………..
  2. Задача № 18 тема «Активные операции банка»……………..……

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………...  

3

 

 

5

 

5

 

10

 

22

28

 

28

29

31


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

    Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе.

    Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

    В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства (в РФ - Центральный банк Российской Федерации (Банк России)). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.

    Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы

Целью курсовой работы является исследование законов  и методов государственного регулирования  денежного обращения.

В соответствии с целью поставлены следующие  задачи:

  1. Изучить теоретические основы государственного регулирования денежного обращения.
  2. Выявить механизм денежного регулирования как часть денежно-кредитной политики государства;
  3. Определить стратегию и тактику денежно-кредитного регулирования в современной России.

     Актуальность темы заключается в том, что в настоящие время перед нашим государством стоит важная задача – недопущение экономического кризиса и стабилизация денежно кредитных отношений. Именно поэтому стабильность денежной системы приобретает такое огромное значение: необходимо обеспечить устойчивость рубля, свести инфляцию к минимуму и урегулировать кредитную систему.

      В работе применены следующие методы исследования: диалектический, экономико-статистический, и другие и использованы статистические материалы в целях наиболее актуального представления сложившейся денежно-кредитной системе России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУЩОСТЬ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕЕНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    1. Сущность и закономерности денежного обращения

Сфера денежного  обращения и кредита играет значимую роль в регулировании экономических отношений и поэтому должна находиться под контролем государства, так как сбои в этой сфере неминуемо приводят к тяжелым экономическим последствиям.

          В зависимости от ситуации на рынке государство осуществляет мероприятия, которые приводят к расширению кредита и денежной эмиссии или, наоборот, к сдерживанию кредита и сокращению денежной массы в обращении.

          В условиях падения производства, растущей безработицы следует поддерживать тех, кто в состоянии переломить эти негативные явления, кто может добиться оживления в экономике, организовать дополнительные рабочие места. Для этого целесообразно облегчить условия получение кредита, т.е. сделать его более доступным. В период же экономического подъема, который зачастую сопровождается ростом цен, различными спекуляциями, ростом диспропорций в экономике, необходимо проводить мероприятия, ограничивающие возможность получения кредита и сдерживающих нарастание массы платежных средств.

         Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: 1) физическими лицами, 2) хозяйствующими субъектами и 3) органами государственной власти.

          Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной форме и есть денежное обращение.

           Общественное разделение труда и развитие товарного производства являются объективной основой денежного обращения. Образование общенациональных и мировых рынков при капитализме дало новый толчок дальнейшему расширению денежного оборота[14, С. 127].

             Денежный оборот страны равен сумме всех платежей, совершаемых тремя субъектами в наличной и безналичной формах за определенный период. Деньги обслуживают обмен стоимости ВВП и НД, в том числе кругооборот капитала, обращение товаров и оказание услуг, движение ссудного и фиктивного капитала и доходов различных социальных групп.

              Началу движения денег предшествует концентрация их у субъектов (в кошельках населения, кассах юридических лиц, на счетах в кредитных организациях, в казне государства) и возникновение необходимой потребности у них в деньгах. Спрос на деньги возникает:

1) при осуществлении сделок  при оплате товаров, услуг.  Их объем определяется номинальным  ВВП — чем больше денежная  стоимость товаров и услуг,  тем больше требуется денег для заключения сделок;

2) для накопления в  разных видах — вкладах в  кредитных учреждениях, ценных  бумагах, официальных государственных  запасах.

              Денежное обращение осуществляется в двух формах: наличной и безналичной.

              Одним из основных количественных показателей денежного обращения является денежная масса — совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающих различные связи и принадлежащих физическим и юридическим лицам и государству.

               С развитием форм товарного обмена и платежно-расчетных отношений состав и структура денежной массы претерпели существенные изменения. В начале XX в. при золотом обращении структура в развитых странах была такова: золотые монеты составляли 40%, банкноты и другие кредитные деньги — 50% и остатки на счетах в кредитных учреждениях — 10% накануне Первой мировой войны — соответственно 15,22 и 63%;

Уход золотых  денег сначала из внутреннего, а  затем из внешнего оборота оказал серьезное влияние на структуру денежной массы. Действительные деньги (золотые) полностью исчезли из обращения, господствующее положение заняли неразменные кредитные деньги (прежде всего банкноты), выступающие в наличной и безналичной формах.

Законы  денежного обращения. Количество денег, необходимое идя выполнения ими своих функций, устанавливается экономическим законом денежного обращения, открытым К. Марксом.

Закон денежного  обращения определяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая), а также уровню цен товаров и тарифов (связь прямая) и обратно пропорциональна скорости обращения денег (связь обратная).

Все факторы  определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг, а также цены.

           С появлением и развитием кредитных отношений возникает функция денег как средства платежа, товары продаются в кредит. Кредит приводит к сокращению общего количества денег в обращении, поскольку определенная часть долговых обязательств взаимно погашается.

Закон денежного  обращения может быть выражен  следующим образом: при определенной сумме стоимостей товаров и средней скорости их обращения количество денег зависит от собственной стоимости последних (речь идет о полноценных деньгах).

            Если же полноценные деньги заменены кредитными деньгами, то их количество в обращении должно заменять необходимое для обращения количество полноценных денег и, следовательно, от стоимости последних будет зависеть количество денег в обращении.

           При функционировании действительных денег (золотых) их количество поддерживалось на необходимом уровне стихийно, так как регулятором выступала функция сокровища. Соотношение между массой товара и массой денег поддерживалось относительно точное. Это обеспечивало устойчивость денежного обращения.

          При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажно-денежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых денег, потребных для обращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась, стало возможными обесценение.

          Ныне в условиях демонетизации золота, т.е. утраты им своих денежных функций, закон денежного обращения претерпел модификацию. Теперь уже нельзя оценивать количество денег с точки зрения даже приблизительного их расчета через золото. Оно ушло из обращения и не выполняет функции не только средства обращения и средства платежа, но и меры стоимости.

           Мерой стоимости товара и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимость не на рынке при обмене (как было раньше), а в процессе производства — товара к товару. Всякий товар, обмениваясь на неразменные кредитные деньги, выражает свою стоимость через приравнения его ко множеству товаров. В связи с этим товарная сделка, оцененная в определенной сумме неразменных кредитных денег, должна обеспечить предпринимателю такое количество потребительной стоимости, которое позволит ему после реализации потребительной стоимости начать новый производственный цикл. В силу этого деньги приобретают способность всеобщего эквивалента. Хотя стихийный регулятор общей величины денег при господстве знаков стоимости отсутствует, эта роль регулирования денежного обращения переходит к государству.

            Неразменные кредитные деньги, приобретая черты бумажных денег, вводятся государственной властью, которая наделяет их принудительным курсом. Их эмиссия без учета стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране неизбежно вызовет их излишек и, в конечном счете, приведет к обесценению.

            В связи с этим большое значение приобретает вопрос о необходимости определения требуемого количества денег для обращения. В России главная причина увеличения денежной массы — это дефицит федерального бюджета, В течение первой половины 90-х годов он погашался дополнительным выпуском денег в обращении, в то же время товарный оборот реально сокращался из-за сокращения объема производства.

             Росту денежной массы способствует денежный мультипликатор (от лат. multiplicator — умножающий), возникающий с развитием кредитной системы (в условиях двух и более уровней). Суть его в том, что денежная масса в обороте увеличивается в результате расширения кредитных операций банков со своими клиентами за счет получения средств из централизованного резерва Банка России, образованного из обязательных отчислений банков. Теоретически коэффициент мультипликации равен величине обратной ставки обязательных резервов, установленной Банком России для банков страны. Он рассчитывается за определенный период времени, обычно за год, и характеризует, насколько увеличится денежная масса в обороте за этот период. Банк России, управляя денежным мультипликатором, осуществляет денежно-кредитное регулирование в стране[14, С. 129].

Информация о работе Денежное обращение в государстве и методы управления денежной массой