Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование законов и методов государственного регулирования денежного обращения.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы государственного регулирования денежного обращения.
2.Выявить механизм денежного регулирования как часть денежно-кредитной политики государства;
3.Определить стратегию и тактику денежно-кредитного регулирования в современной России.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………
ГЛАВА 1. СУЩОСТЬ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕЕНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.Сущность и закономерности денежного обращения……………………………………………………………
2.Методы государственного регулирования денежного обращения. Их виды и содержание……………………………....………………
3.Регулирование денежного обращения в Российской Федерации……………………………………………………………
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ………………….
1.Задача № 10 тема «Пассивные операции банка»………………..……………………..………………….………..
2.Задача № 18 тема «Активные операции банка»……………..……
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………...
Регулирование денежного обращения центральным банком может быть направлено на любой из элементов денежного рынка: на объем предложения денег в наличной и безналичной формах, величину спроса на кредит и его цену, операции на открытом (вторичном) рынке, связанные с покупкой и последующей перепродажей ценных бумаг. Возможность воздействия на предложение денег обеспечивается совмещением в лице центрального банка субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичной формах и субъекта регулирования. При этом монополия на эмиссию банкнот создает базу для контроля над наличной составляющей денежного обращения, а особая роль центрального банка в формировании кредитных ресурсов банковской системы в целом — основу для определения возможного объема банковских кредитов.Эффективность методов денежно-кредитного регулирования обеспечивается их постоянной эволюцией, связанной с изменением механизма регулирования экономики в целом, с соотношением в нем элементов саморегулирования и сознательного регулирования. Поэтому методы денежно-кредитного регулирования центрального банка находятся под влиянием тенденций дерегулирования, связанных с тем, что при сохранении приоритета рыночных отношений происходит не столько уменьшение роли денежно-кредитного регулирования, сколько изменение его качественных характеристик. Эти изменения связаны с достижением большей гибкости регулирования за счет использования чисто рыночных инструментов, включения рыночных параметров в используемые методы регулирования или учет состояния рынка и т.д.
К методам регулирования денежного обращения, принятым в мировой практике, относятся нормы обязательных резервов или политика минимальных резервных требований, регулирование учетной ставки центрального банка, операции на открытом или вторичном рынке. Кроме того центральные банки воздействуют на состояние денежного обращения посредством инвестиционных требований и кредитных “потолков”.
Последние два метода по воздействию на денежное обращение близки к политике минимальных резервных требований. В частности, инвестиционные требования представляют собой обязательство кредитного учреждения держать на счете в центральном банке часть суммы активов или часть их прироста за определенный период в виде государственных облигаций или ценных бумаг, выпускаемых специальными кредитными учреждениями (институтами). Характерно, что в ряде стран (Франция, Бельгия) введение инвестиционных требований предшествовало введению резервных требований или рассматривалось как вариант последних. В Италии в 60-е гг. XX столетия резервные требования могли выполняться либо в форме депозитов на счетах центрального банка, либо в форме государственных ценных бумаг[14, С. 245].
Кредитные “потолки” представляют собой верхние пределы общей суммы кредитов или их прироста, устанавливаемые для банков (иногда в индивидуальном порядке), либо лимит суммы или количества кредитов, выдаваемых одному клиенту. Это применяется тогда, когда в отдельных случаях нормы обязательных резервов не приводят к стабилизации денежной массы и сокращению кредитных вложений. Тогда центральные банки вводят прямое лимитирование кредитов, суть которого сводится к установлению кредитного потолка соответственно предусматриваемому темпу роста денежной массы. Для определения максимального роста денежной массы центральный банк основывается на прогнозах роста объема валового внутреннего продукта и индекса изменения цен. Норма роста денежной массы принимается несколько ниже ожидаемого коэффициента роста ВВП по стоимости для обеспечения постепенного уменьшения коэффициента ликвидности экономики и замедления роста цен. Поэтому лимитирование кредитов предполагает сдерживание роста денежной массы и одновременно предоставляет возможность для финансирования приоритетных секторов (производств) экономики по процентным ставкам, искусственно заниженным относительно равновесной рыночной ставки процента. Основная проблема, с которой сталкивается на практике политика лимитирования кредитов, состоит в предоставлении кредитов тем субъектам, которые не всегда подпадают под лимитирование. Система лимитирования кредитов обнаружила тенденцию к трансформации банковской деятельности, поскольку она начинает превращаться в простое распределение ресурсов, а не в поиск наиболее эффективных сфер приложения банковского капитала. Выборочный, или селективный, характер кредитных ограничений часто подкрепляется системой субсидий и льгот определенным секторам экономики, например, сельскому хозяйству, энергетике и экспортоориентированным производствам.
Инвестиционные требования и кредитные “потолки” представляют собой административное вмешательство в регулирование денежного обращения. Такое вмешательство вызывает бурную ответную реакцию учреждений кредитной системы, направленную на обход регулирующих мер. Это обусловливает снижение значимости инвестиционных требований и кредитных ограничений в общей системе методов регулирования центральным банком денежного обращения.
Таким образом, центральный банк имеет в своем распоряжении комплекс методов денежно-кредитного регулирования, составляющих содержание денежно-кредитной политики. Эти методы могут различаться по форме воздействия (прямые и косвенные), по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по параметрам регулирования (количественные и качественные). Характерной особенностью этих методов является то, что используются и действуют они в единой системе денежно-кредитного регулирования.
Однако в зависимости от конкретных целей денежно-кредитное регулирование центрального банка может быть направлено либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры, а при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить “перегрев” конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов.
По форме инструменты денежно-кредитного регулирования подразделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административными являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального банка, и направленные на ограничение сферы деятельности кредитного института. Они занимают определенное место в практике центральных банков развитых стран, а также получили широкое применение в развивающихся государствах. Одним из методов прямого официального вмешательства в деятельность банковской системы является использование в ряде стран политики переучетного контингентирования, т.е. лимитирования объемов переучета векселей кредитных учреждений центральным банком в целях регулирования состояния ликвидности и кредитного потенциала банков. Регулироваться может также общий размер кредита.
Под инструментами
рыночного характера
По характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а, следовательно, на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, т.е. стоимости банковских кредитов.
По срокам воздействия
инструменты денежно-кредитного регулирования
в соответствии с задачами реализации
ближайших и перспективных
Однако этим
не исчерпывается арсенал
Быстрое развитие рыночных отношений в 90-е годы вызвало резкое расширение денежного обращения, преимущественно в наличной форме.
Налично-денежное обращение связано главным образом с доходами, расходами населения, в том числе:
1) с оплатой
труда предпринимателями своим
работникам и с выплатой
2) с расчетами
населения с предприятиями
3) с помещением денег населения на вклады в кредитные учреждения и получения по ним процентов и возврата вкладов;
4) с платежами
населения за жилье,
Порядок расчетов в наличной денежной форме зависит от субъекта. Граждане, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, осуществляют расчеты в наличной форме без ограничения, в то время как для физических лиц-предпринимателей установлены определенные нормы использования наличных денег по одному платежу. При платежах свыше установленной нормы расчеты должны осуществляться в безналичной форме.
В соответствии с Положением Банка России от 5 января 1998 г. «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» предусматривается, что:
1) предприятия
хранят свободные денежные
2) наличные деньги,
поступающие в оборотную кассу
предприятия, подлежат
3) предприятие должно иметь в своей кассе наличность в пределах лимита, ежегодно устанавливаемого банками по согласованию с руководством предприятия;
4) сверх лимита
денежная наличность может
Однако эти правила на практике не выполняются предприятиями.
Прием и выдачу наличных денег осуществляют расчетно-кассовые центры (РКЦ) при территориальных главных управлениях Банка России (БР), которые формируют для этой цели оборотную кассу, а также резервные фонды.
Резервные фонды банкнот и монет представляют собой запас не выпущенных в обращение денежных знаков для регулирования кассовых ресурсов.
Наличные деньги выпускаются в обращение БР на основе эмиссионного разрешения — документа, дающего право БР подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением БР в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.
Безналичное обращение в России регулируется Положением о безналичных расчетах РФ от 9 июля 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями. Главный регулирующий орган платежной системы — Банк России, деятельность которого определяется Федеральными законами от 26 апреля 1995 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)» и от 3 февраля 1992 г. «О банках и банковской деятельности».
Безналичные расчеты между субъектами хозяйствования предполагают наличие денежных средств в кредитных учреждениях. В России используется преимущественно расчетный счет. Операциями по расчетному счету предприятия показывают изменения их долговых требований и обязательств, отражая распределение и перераспределение стоимости ВВП и НД.
На счет предприятия поступает выручка от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг). Это означает, что продукт получил общественное признание, а затраты на его производство возмещены. Прибыль, сконцентрированная на счете в банке, может быть использована, а процесс производства продолжен.
Открытие банком счета клиенту и оказание ему различных услуг по расчетно-кассовому обслуживанию осуществляются в соответствии с договором о банковском счете между банком и клиентом. Этот договор предусматривает обязательства и права банка и клиента, а также формы расчета. В России в соответствии с законодательством применяются различные формы безналичных расчетов.
Направления регулирования денежного обращения в РФ. На сегодняшний момент главной задачей для себя Банк России считает поддержание стабильности денежной системы и укрепление покупательной способности национальной валюты - российского рубля. Особая роль в проведении антиинфляционной политики отводится Центральному Банку России. Одной из главных причин инфляции является финансирование дефицита государственного бюджета за счет денежной эмиссии. В соответствии с законодательством Банк России монопольно осуществляет денежную эмиссию.
Информация о работе Денежное обращение в государстве и методы управления денежной массой