Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 22:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение денежного обращения, его структуру и тенденции развития в Российской Федерации на современном этапе. Проблема денежного обращения занимает важное место в экономической науке, тем более наличное обращение, поскольку социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической и социальной безопасности страны.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты денежного обращения в стране.
1.1 Экономическая сущность денежного обращения в стране
1.2 Особенности организации налично-денежного обращения в стране
1.3 Методологические основы организации безналичных расчетов в стране
Глава 2.Современное состояние денежного обращения в России.
2.1 Основные показатели денежного обращения
2.2 Мониторинг денежного обращения в 2007-2009 г.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития денежного обращения.
3.1 Проблемы развития денежного обращения на современном этапе развития экономики.
3.2 Перспективы развития безналичных расчетов в современной России
Заключение
Список литературы
Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота. Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным методам управления экономикой. Действовавшая система безналичных расчетов была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщика, сводившихся к выполнению своих плановых заданий по производству и поставкам продукции. При этом действовали довольно жесткие принципы организации безналичных расчетов, соблюдение которых в некоторой степени компенсировало отсутствие подлинной экономической заинтересованности и ответственности предприятий за выполнение своих договорных обязательств. Все безналичные расчеты осуществлялись на основе платежных документов, имеющих хождение только во внутрибанковском обороте. Эти принципы расчетов не учитывали требования платежеспособности и кредитоспособности покупателя, отрицательное влияние нарушения хронологической очередности платежей на ликвидность балансов участников расчетов, возможность использования на практике других разнообразных и более гибких форм расчетов и способов платежа. Развитие рыночных отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе принципов их организации. Первый принцип безналичных расчетов в рыночных условиях хозяйствования состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств. В рыночных условиях хозяйствования проведение расчетов через банк должно обусловливаться экономической целесообразностью, сочетаться с экономической самостоятельностью субъектов рынка и их материальной ответственностью за свои действия. Важно подчеркнуть, что первый принцип безналичных расчетов в условиях рынка имеет отношение, как к юридическим, так и физическим лицам. Второй принцип безналичных расчетов заключается в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. Однако в связи с ухудшением платежной дисциплины в хозяйстве в условиях спада производства, инфляционных процессов на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1005 «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве» ЦБР с 1 июля 1994 г. вновь была установлена календарная очередность платежей с расчетных счетов клиентов (за исключением выплат денежных средств на неотложные нужды, платежей в бюджеты всех уровней, а также в Пенсионный фонд РФ, которые должны осуществляться в первоочередном порядке).3 Эта административная мера продиктована заботами Правительства РФ о полноте и своевременности формирования в данный период развития экономики доходной базы бюджета и обеспечения необходимых расходов в интересах поддержания приоритетных и жизнеобеспечивающих отраслей хозяйства. В этом принципе закреплено право субъектов рынка самим определять очередность платежей с их счетов. Это представляет собой значительный шаг на пути к утверждению подлинной экономической самостоятельности хозяйственников. Далее в формулировке данного принципа обращает на себя внимание отсутствие указания на источник платежа, что тоже важно для утверждения экономической самостоятельности владельца счета в распоряжении имеющимися у него в обороте средствами и ответственности обеспечения платежа. Главное требование, предъявляемое в данном случае банком к субъекту рынка - участнику расчетов, - это осуществление последним платежей в пределах имеющегося остатка средств на счете. Третий принцип - принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения. Этот принцип также нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка (независимо от форм собственности) в организации договорных и расчетных отношений и на повышение их материальной ответственности за результативность этих отношений. Банку отводится роль посредника в платежах. В Положении о безналичных расчетах, принятом 9 июля 1992г., видна тенденция к превращению плательщика в главный субъект платежной операции, так как во всех формах безналичных расчетов инициатива платежа принадлежит плательщику. Данное обстоятельство соответствует рыночным отношениям в экономике страны. Все три названных принципа безналичных расчетов хотя и не четко, но прослеживаются в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации от 9 июля 1992 г. Однако, в последнее время стали добавлять еще два принципа организации безналичных расчетов: срочность платежа и обеспеченность платежа.
Принцип срочности платежа означает осуществление расчетов строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина РФ, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Экономический смысл установления этого принципа обусловлен тем, что получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок. Введение принципа срочности платежа имеет важное практическое значение. Предприятие и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребность в заемных средствах и смогут управлять ликвидностью своего баланса. Срочный платеж может совершаться: до начала торговой операции, т.е.до отгрузки товаров поставщиком или оказания им услуг (авансовый платеж); немедленно после завершения торговой операции, например платежным поручением плательщика; через определенный срок после завершения торговой операции- на условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с письменным оформление векселя. На практике могут встречаться как досрочные, так и отсроченные и просроченные платежи.
Досрочный платеж - это выполнение денежного обязательства до истечения оговоренного срока.
Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу, т.е. продление первоначально установленного срока платежа, производимое по согласованию с получателем средств. Просроченные платежи возникают при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения банковского или коммерческого кредита при наступлении намеченного срока платежа. Принцип обеспеченности платежа тесно связан с предыдущим принципом срочности платежа, так как обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств. В зависимости от характера ликвидных средств следует различать оперативную и перспективную обеспеченность платежа. Оперативную обеспеченность обусловливает наличие у плательщика или его гаранта достаточной для платежа суммы ликвидных средств первого класса (денежных средств долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера, а также такую форму их организации, которая гарантирует своевременное погашение обязательства). Оперативное обеспечение платежей может иметь разнообразные формы (в том числе и в виде внесения средств за счет клиента или банка для последующего их перечисления получателю).
Таким образом, принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов. Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других.
Глава 2.Современное состояние денежного обращения в России.
2.1 Основные показатели денежного обращения
Важнейшим количественным
показателем денежного
Для анализа количественных изменений денежного обращения на определенную дату и за определенный период, а также для разработки мероприятии по регулированию темпов роста и объема денежной массы используются различные показатели (денежные агрегаты).
К основным денежным агрегатам применяемым в финансовой статистике промышленно развитые стран, относятся:
агрегат Ml — включает наличные деньга в обращении (банкноты, металлические монеты, а в некоторых странах — казначейские билеты) и средства на текущих банковских счетах;
агрегат М2 — состоит из агрегата Ml плюс срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках (до четырех лет);
агрегат МЗ — содержит агрегат М2 плюс сберегательные вклады в специализированных кредитных организациях;
агрегат М4 — состоит из агрегата МЗ плюс депозитные сертификаты крупных коммерческих банков.
В США для определения денежной массы используются четыре денежных агрегата, в Японии и Германии — три, в Англии — пять.
Для расчета совокупной денежной массы в обращении в Российской Федерации предусмотрены следующие денежные агрегаты:
агрегат МО — наличные деньги;
агрегат Ml — равен агрегату МО плюс средства расчетных, текущих и прочих счетх (специальные счета, счета капитальных вложений, аккредитивы и чековые счета, счета местных бюджетов, счета бюджетных, профсоюзных, общественных и других организаций), плюс средства Госстраха, и плюс вклады в коммерческих банках; плюс депозиты до востребования в Сбербанке;
агрегат М2 — равен агрегату Ml плюс срочные вклады в Сбербанке;
агрегат МЗ — включает агрегат М2, депозитные сертификаты и облигации государственных займов.
Самостоятельным компонентом денежной массы в России является денежная база. Она включает агрегат МО плюс денежные средства в кассах банков, обязательные резервы банков и их средства на корреспондентских счетах в ЦБ РФ.
Совокупный объем денежной массы (денежный агрегат М2) возрос в России в 41,1 раза на 1 января 1997 г. по сравнению с 1 января 1993 г, (с 7,18 трлн руб. до 295,2 трлн руб.), а наличных денег (денежный агрегат МО) — в 58 раз за соответствующий период (с 1,79 трлн руб. до 103,8 трлн руб.). Положительной тенденцией является сокращение удельного веса наличных денег (агрегат МО) в совокупном объеме денежной массы (агрегат М2) с 40% на 1 января 1993 г, до 35,2% на 1 января 1997 г.
Анализ структуры и динамики денежной массы имеет важное значение при выработке центральными банками ориентиров кредитно-денежной политики. Банк России ежегодно при формировании основных направлений денежно-кредитной политики устанавливает целевой ориентир для роста денежного агрегата М2. Например, при определении денежно-кредитной политики на 1997 г. был установлен предел роста денежного агрегата М2 22—30% в год или 1,7—2,2% в месяц при инфляции (среднемесячные темпы прироста потребительских цен) — 0,93.
Использование различных показателей
денежной массы позволяют
Изменение объема денежной массы может быть результатом как изменения массы денег в обращении, так и ускорения их оборота.
Скорость обращения денег — показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и средства платежа. Он трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета используются косвенные данные.
В промышленно развитых странах в основном исчисляются два показателя скорости роста оборота денег:
♦ показатель скорости обращения в кругообороте доходов — отношение валового национального продукта (ВНП) или национального дохода к денежной массе, а именно к агрегату Ml или М2; этот показатель раскрывает взаимосвязь между денежным обращением и процессами экономического развития;
♦ показатель
оборачиваемости денег в
В Российской Федерации в практике статистической работы в зависимости от полноты охвата оборота наличных денег различают; во-первых, скорость возврата денег в кассы учреждений Центрального банка России как отношение суммы поступлений денег в кассы банка к среднегодовой массе денег в обращении; во-вторых, скорость обращения денег в налично-денежном обороте, исчисляемую путем деления суммы поступлений и выдачи наличных денег, включая оборот почты и учреждений Сберегательного банка, на среднегодовую массу денег в обращении.
Изменение скорости обращения денег зависит от многих факторов как общеэкономических (циклического развития экономики, темпов экономического роста, движения цен), так и чисто монетарных (структуры платежного оборота, развития кредитных операций и взаимных расчетов, уровня процентных ставок на денежном рынке и т.д.).
Ускорению обращения денег способствуют развитие системы взаимных расчетов, внедрение ЭВМ в банковское дело, применение систем электронных платежей. При прочих равных условиях ускорение скорости обращения денег равнозначно увеличению денежной массы и является одним из факторов инфляции.
В России в период с начала проведения экономических реформ характерной долгосрочной тенденцией развития денежной сферы являлось замедление темпов прироста скорости обращения денег, а в 1996 г. впервые происходит абсолютное снижение скорости обращения среднегодовой денежной массы. Скорость обращения среднегодовой денежной массы определяется как отношение ВВП, произведенного за год, к среднего-годовой денежной массе. Скорость обращения будет продолжать снижаться при переходе экономики в фазу экономического роста, что будет выражаться в увеличении спроса на деньги, а также в изменении структуры денежной массы за счет повышения доли менее ликвидных компонентов. На рост спроса на деньги (М2) дополнительно окажут влияние, во-первых, факт присоединения России к VIII статье Устава МВФ, что повлечет з-1 собой более широкое использование рубля в международных расчетах, а во-вторых отмена ограничений на вывоз за границы Российской Федерации наличных рублей.4
2.2 Мониторинг денежного обращения в 2007-2009 г.
Как и ожидалось, в ноябре 2009 г. продолжился процесс денежного расширения, возобновившийся весной после кризисного сжатия денежной массы. Объем денежного агрегата М2 повысился на 2,5% и на конец месяца составил 14224,1 млрд. руб. Тем самым его сезонно скорректированный уровень поднялся по тенденции примерно на 3%, что является средней скоростью роста этого показателя за весь осенний период. Причем именно в этот период произошло значительное ускорение его текущего подъема. В результате накопленный прирост М2 за период с начала года составил 5,4%. Этот показатель сравнения со значением на конец 2008 г. вышел из отрицательной зоны лишь к началу октября. Усиление роста денежного предложения в последней трети прошедшего года можно рассматривать как косвенный признак оживления производства, генерирующего растущий спрос на деньги. Отчасти этому способствует и стимулирующее экономическую активность последовательное смягчение денежной политики. Начиная с конца апреля, ставка рефинансирования понижалась 10 раз, что в итоге уменьшило ее значение с 13% до 8,75% (последнее снижение с 9% до 8,75% произошло в конце года). Этот процесс имел беспрецедентную интенсивность. Предшествующая волна снижения процентной ставки с 13% до 10% продолжалась более двух лет - с конца 2005 г.по начало 2008 г. Поскольку ставка рефинансирования лишь опосредовано влияет на рыночную цену денег, приходится. более активно использовать и другие рычаги денежного расширения. Главным из них по сложившейся традиции является скупка избыточного предложения иностранной валюты. С августа по ноябрь международные резервы ЦБР увеличились на 45,8 млрд. долл., из них на ноябрь приходится 13,3 млрд. дом. С учетом того, что между помесячными изменениями резервов и денежной массы выявляется значимая положительная зависимость, можно сказать, что данный фактор во многом определяет наблюдаемый процесс наращивания денежного предложения. Отметим, что скорость подъема М2 по тенденции, показанная в осенние месяцы, была практически такой же, как и в 2007 г., когда был достигнут рекордно высокий показатель годового прироста международных резервов.