Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 22:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение денежного обращения, его структуру и тенденции развития в Российской Федерации на современном этапе. Проблема денежного обращения занимает важное место в экономической науке, тем более наличное обращение, поскольку социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической и социальной безопасности страны.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты денежного обращения в стране.
1.1 Экономическая сущность денежного обращения в стране
1.2 Особенности организации налично-денежного обращения в стране
1.3 Методологические основы организации безналичных расчетов в стране
Глава 2.Современное состояние денежного обращения в России.
2.1 Основные показатели денежного обращения
2.2 Мониторинг денежного обращения в 2007-2009 г.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития денежного обращения.
3.1 Проблемы развития денежного обращения на современном этапе развития экономики.
3.2 Перспективы развития безналичных расчетов в современной России
Заключение
Список литературы
Признаки оживления в динамике объема наличных денег в обращении, выявлявшиеся по итогам октября, подтвердились 13 ноябре. Денежный агрегат МО повысился за этот месяц на 0,9%, что соответствует его приросту на 2,5% по тенденции. Таким образом, в течение осеннего периода его текущий подъем составил около 6%, однако этого оказалось недостаточно для преодоления кризисного спада. Объем МО на конец ноября 2009 г., составлявший 3600,1 млрд. руб., отставал на 5,1 % от своего значения на конец 2008 г., а его уровень по тенденции был примерно на 6% ниже максимума, приходящегося на конец сентября 2008 г. С учетом характерного для декабря скачкообразного роста количества наличных денег в обращении вполне можно рассчитывать., что прирост агрегата МО за прошедший год оказался все же положительным. По нашей оценке, он составил около 4%. При этом доля наличных денег в составе денежного агрегата М2 находится на рекордно низкой отметке - около 25% по тенденции (против 28% год назад), что косвенно указывает на замедление денежного обращения, а значит на сокращение потенциала инфляционного воздействия политики наращивания денежного предложения. 5
Глава 3. Проблемы и перспективы развития денежного обращения.
3.1 Проблемы развития денежного обращения на современном этапе развития экономики.
Современная денежная система
обслуживает сразу два денежных
компонента – наличный и безналичный,
обладающие резко отличными характеристика
Наличное (бумажное) обращение обходится для общества все дороже и дороже и требует использования самых дефицитных природных ресурсов. Например, эмиссия денег требует затраты до тридцати процентов от величины самой эмитируемой суммы в случае бумажной эмиссии и практически не стоит ничего в безналичной счетной форме. Затраты на перевозку бумажных денег составляют до двух процентов перевозимой суммы (в зависимости от расстояния) и имеют пренебрежимо малую стоимость при осуществлении подобной операции в безналичном виде. Кассовое и инкассовое денежное обслуживание в сфере розничной торговли бытового обслуживания населения, особенно в крупных предприятиях, при использовании покупателями безналичных платежных средств удешевляется в два и более раза.
Наличные деньги являются «дружественной» и даже «поощряющей» средой для подавляющей части преступности, и не только терроризма.6 Наркобизнес в сколько – нибудь заметных размерах просто не возможен вне этой среды. Проблема спасения страны от катастрофы массовой наркотизации молодежи лежит не в борьбе с распространителями наркотиков или создания наркоцентров, а просто в ликвидации этой «поощряющей» среды. В среде безналичных денег почти не возможна коррупция. Похищение людей с целью выкупа, заказные убийства, не легальная торговля оружием, драгоценными металлами, антиквариатом и любые другие не легальные торговые сделки почти на сто процентов осуществляются в наличной денежной форме. Ограбление банков на 100, ограбление магазинов на 80, а людей на 60 процентов осуществляется с целью завладения наличными деньгами. Уклонение от налогов и страховых сборов также преимущественно осуществляется с использованием наличных денег, например неучтенной зарплатой в конвертах.
Наконец, наличные деньги могут стать средством биологической войны еще более эффективным, чем почтовые рассылки. Стоит заразить единственную купюру и отнести ее в магазин, как за тем может оказаться зараженной значительная часть инкассированных денег в магазине, затем в банке, затем эти зараженные деньги могут пойти самым не предсказуемым образом по стране. А если это доллары или евро, то и по всему миру. Причем Россия окажется против такого вида терроризма особенно беззащитной ввиду того, что в стране практически все платежи физических лиц осуществляются наличными деньгами.
Таким образом, можно прийти к заключению: наличные деньги являются главным врагом современного мира и современной цивилизации. И чем быстрее человечество это осознает, преодолеет укорененный предрассудок, что истинные деньги – это бумажка, и примет соответствующие меры, тем лучше для нее, а для России это верно стократно ввиду особо гипертрофированного развития бумажно – денежного обращения и почти полного отсутствия безналичных платежных технологий в денежном обслуживании физических лиц. Насколько этот предрассудок укоренен, особенно в России, можно судить по статье 29 Федерального закона «О Центральном банке РФ», который прямо говорится, что «единственным законным средством платежа на территории российской федерации являются банковские билеты и монеты Банка России». Эта статья делает незаконной не только банковскую деятельность, но даже самое существование всей банковской системы, в том числе и самого Банка России, так как главнвя функция банков – расчетное обслуживание – как раз и осуществляется путем платежей без использования банкнот и монет Банка России (в безналичной форме).
Можно предположить, что новое радикальное изменение мировой денежной системы будет происходить в два этапа. На первой этапе произойдет переход на внутреннее безналичное обращение, а на втором этапе создание на базе множества национальных счетных денежных систем единой обще мировой счетной денежной системы. Этим самым процесс глобализации приобретет свою законченность.
Мы не будем делать предположений о том, как пройдет второй этап, а остановимся на первом, национальном этапе перехода к чисто счетным деньгам. Эти процессы идут интенсивно в некоторых странах мира. В Сингапуре наличные деньги дефакто почти исчезли из обращения и уже намечена национальная программа в течении пяти лет перейти уже и де-юре на чисто счетные деньги.
Интересно, что Европа утеряла свой великий шанс стать во главе мирового денежного развития. Почти два года она существовала без наличного евро и могла бы отказаться от его введения вообще. Но ,увы, у них не хватила на это потенциала интеллекта и знаний, что наглядно показывает, что Европа постепенно теряет свои позиции лидера мирового цивилизационного развития, центр которого медленно, но не уклонно смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Процесс перехода на безналичные деньги идет в большинстве цивилизованных стран постепенно, но неуклонно. Можно ли надеется, что и Россия включится в этот денежный мейнстрим?
Дело в том, что в России сложилась особая политическая система с бандобюрократическим правящим классом, в основе которой лежит слияние власти с криминалом. Криминализированные органы государственной и местной власти, правоохранительные органы, денежные власти, банковский и производственный менеджмент. И никто не видит интереса в ликвидации наличного обращения. Даже Банк России, который, казалась бы, по своим задачам должен был стремится к ограничению наличного обращения и максимальному внедрению безналичных расчетов, за последние десять лет ни сделал в этом направлении ничего. Наоборот, именно Банк России создавал эту криминальную среду, насыщая денежную систему наличными деньгами сверх всякой меры. Это же факт, что за обезналичивание криминальных денег существует конкурентная борьба между банками, а не законное обналичивание денег в настоящее время стоит смешные деньги – порядка пол процента, что показывает, насколько эта операция стала простой и без рисковой. Таким образом, надеяться на постепенное подавление в России наличного денежного обращения и переход к без наличным денежным технологиям не стоит.
Есть единственная сила, которая может оказаться заинтересованной в переводе страны в цивилизационное русло, - это высшая власть, фактически президент страны. И эта власть не может осуществить такой переход постепенно, а только сразу и скачком. И это возможно.
3.2 Перспективы развития безналичных расчетов в современной России.
Дело в том, что речь
вовсе не идет о физическом уничтожении
и запрете использования
Чтобы было более понятно, приведем пример с автомобилем. Можно уничтожить автомобиль физически, под прессом. А можно юридически, сняв с него номера государственной регистрации. И хотя физический автомобиль в полном порядке, на нем можно ездить, кататься во дворе или в поле, но как нормального автомобиля, на котором можно ездить на работу, на дачу, в отпуск его уже не существует. В конце концов он очень скоро и сам умрет естественной смертью без заботы и ухода, за ненадобностью.
Таким образом, речь идет не о физическом, а о юридическом уничтожении наличных денег, после чего они уже отомрут и сами.
Отметим, что юридическое уничтожение осуществляется некоторым правовым актом, то есть его можно осуществить, к примеру, одним президентским указом.
Как же осуществить юридическое уничтожение наличных денег?
Чтобы это понять, заметим, что главная функция денег – средство платежа. Но деньги отнюдь не единственное средство платежа. Существуют не денежные средства. Простейший пример – автобусные абонементные билеты, с помощью которых мы оплачиваем проезд в автобусе. Билет в кино, в театр, на поезд и самолет, чек в магазине и т.д. – все это неденежные средства платежа. Причем они могут быть одноразовыми, а могут быть многоразовыми, как, к примеру, билеты на проезд в метро или телефонные карты.
Эти средства платежа покупают за деньги, а уже потом используют для оплаты некоторых услуг или товаров.
Особенность неденежных средств платежа состоит в их ограниченном характере. В отличие от денег, которые являются универсальным платежным средством, неденежные средства платежа имеют специализированный характер, их можно использовать исключительно на те цели, для которых они созданы. Абонементный талон можно использовать для оплаты поездки в автобусе, трамвае, троллейбусе, но нельзя использовать для покупки колбасы или поездки в самолете.
Неденежные средства платежа имеют пониженную ценность. Поэтому они не могут служить в качестве средства накопления. Кто будет копить автобусные билеты? Они не могут служить для выдачи заработной платы, ибо кто согласится получать ее автобусными билетами? Наконец, ограничения в их использовании, в объемах хранения, наценки при продаже и скидки при покупке выглядят вполне нормально и допустимо, чего не скажешь, когда речь идет о деньгах. Не могут эти платежные средства служить и криминальными целям. Неужели какой–то киллер захочет получить за свою «опасную работу» гору автобусных билетов? Или чиновник возьмет ими взятку? Или кто-то согласится за автобусные билеты подготовить и совершить террористический акт? Или наркодилер захочет продавать наркотики с риском попасть в тюрьму на большой срок за эти фантики?
Итак, здесь продемонстрировано наглядно, как можно юридически уничтожить наличные деньги, сохранив их физически, но резко уменьшив их привлекательность и возможности их использования в криминальных и террористических действиях.
Таким образом, все, что требуется, - это понизить финансово-правовой статус существующих банкнот и монет Банка России: со статуса денег до статуса законных неденежных платежных средств ограниченного использования. А деньгами Российской Федерации, то есть универсальными платежными средствами, объявить исключительно платежные средства, размещенные на счетах в банках России.
Какова же должна быть область целевого использования неденежных платежных средств? Она должна быть такой, чтобы сам переход не произвел существенного изменения в финансовой и экономической жизни. Предполагается, что область их использования должна стать розничная торговля предметами повседневного спроса и область повседневного бытового обслуживания населения. Но все предметы длительного пользования, бытовое обслуживание высокого класса, вся торговля валютой, выплата заработной платы и иных доходов должна происходить исключительно с помощью денег, то есть по безналичному расчету, через банковский счет. Запрещается осуществление любых платежей между юридическими лицами с помощью неденежных платежных средств, более того, даже хранение их запрещяется любым юридическим лицам, кроме тех, которые непосредственно задействованы в указанном выше обслуживании населения с их помощью.
Так как эти платежные средства уже не являются деньгами, то им уже нельзя оставить название «банкноты и монеты Банка России», так как Банк России по закону не имеет право эмитировать неденежные платежные средства и даже вообще работать с ними. Кто же может быть эмитентом этих неденежных средств? Так как это законные и даже общефедеральные платежные средства, то эмитентом и организатором работы с ними может быть только федеральный государственный орган. И таким органом может быть только Министерство финансов, которое постоянно имеет дело со всякого рода неденежными платежными средствами, например, векселями, ценными бумагами, налоговыми освобождениями и т.п.
Поэтому все средства с наличными средствами Банка России должны быть переданы безвозмездно на баланс Министерства финансов, которое и будет руководить этой сферой, в том числе их печатать и уничтожать. Причем в первое время они будут оставаться такими, как есть, но в дальнейшем они должны быть снабжены соответствующими надписями. Сохраняется и номинал платежного средства.
В субъектах Федерации основные средства работы с платежными средствами сосредоточены в филиалах Банка России. Эти средства в принципе можно оставить за ними, а Минфин мог бы просто заключить с ними агентское соглашение, по которому эти банки по совместительству исполняли функции хранения, перевозки, распределения наличных платежных средств сверх главной своей денежной деятельности.
Откуда же граждане будут получать платежные средства? Покупать в финансовых отделениях Минфина, в качестве которых могут быть по договоренности со Сбербанком РФ использоваться все его отделения. Эти же отделения будут и покупать наличные средства от предприятий розничной торговли. А все остальные банки от работы с наличными платежными средствами отстраняются. Таким образом мы и создаем однокомпонентную, чисто счетную банковскую систему. Причем и Сбербанк также будет однокомпонентным банком, так как наличные средства, с которыми он работает, будут учитываться не в банковском балансе, а на счетах типа «Депо». Это счета денежных ценностей, например марок, акций, лотерейных билетов и т.п., с которыми банки работает в качестве побочной деятельности по агентским соглашениям с владельцами этих ценностей.
На изготовление и работу с этими платежными средствами Минфину потребуются затраты. Вряд ли стоит на эти цели тратить бюджетные средства, вполне логично, что бы эти затраты покрывали те, кто их использует. Следовательно, Минфин должен их продавать с маржой, например 5% от наминала, и покупать с дисконтом, например те же 5% от наминала. А вырученные средства пойдут уже на финансирование этой деятельности, а если будет избыток, то и наполнение федерального бюджета. Причем часть средств пойдет на оплату услуг банка. Использование этих средств физическими лицами становится достаточно накладным, и это приведет автоматически к бурному росту использования безналичных платежных технологий. А чтобы при этом не пострадали беднейшие слои населения, одновременно с переходом на эту платежную технологию можно повысить пенсии и пособия на величину маржи, т.е. на 5%.