Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:00, реферат
Целью данного реферата является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Центрального Банка и анализ их практического применения.
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
изучение теоретических основ денежно - кредитной политики;
проанализировать роль Центрального банка РФ в проведении денежно - кредитной политики;
проанализировать основные направления единой государственной денежно - кредитной политики.
Введение .
Цели и инструменты денежно-кредитной политики .
Денежно-кредитная политика ЦБ РФ .
2.1 Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2011 году.
2.1.1 Инфляция и экономический рост.
2.1.2.Платежный баланс.
2.1.3. Валютный курс.
2.2. Реализация денежно-кредитной политики.
2.2.1. Процентная политика.
2.2.2.Операции Банка России по предоставлению ликвидности
3. Варианты проведения денежно-кредитной политики в 2010-2013 году .
3.1.Инструменты денежно-кредитной политики и их использование
4. План важнейших мероприятий Банка России на 2012 год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы России.
Заключение
Список использованной литературы .
- возобновляет с 1.11.2011 предоставление кредитов Банка России,
обеспеченных активами или поручительствами, на срок от 90 до 180
календарных дней.
3. Варианты проведения денежно-кредитной политики в 2010-2013 году .
Международные финансовые институты и экономические организации
прогнозируют продолжение роста мировой экономики в 2012 году и в
перспективе до 2014 года. Темпы роста производства товаров и услуг в
мире в 2012 году, по прогнозу МВФ, как и в 2011 году, составят 4,0%.
Тем не менее неустойчивый характер восстановления экономики США и
нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран
создают риски менее благоприятного развития экономических тенденций в
мире в среднесрочной перспективе. Не исключается возможность
существенного снижения деловой активности в странах - торговых
партнерах России и нарастания рисков для зарубежных финансовых систем.
Прогнозируется замедление в 2012 году инфляции в большинстве стран -
торговых партнеров России, что объясняется ожидаемым уменьшением
вклада изменения цен на товары энергетической и продовольственной
групп. В результате снизятся внешние риски ускорения роста цен в
России. В 2012 году не прогнозируется существенного изменения уровня
процентных ставок за рубежом по сравнению с 2011 годом. Ухудшение
ситуации на мировых финансовых рынках может повлиять на отток капитала
из страны, однако продолжение восстановительных процессов в российской
экономике, улучшение инвестиционного климата будут способствовать
улучшению ситуации с притоком капитала.
Банк России рассмотрел три варианта условий проведения
денежно-кредитной политики в 2012 - 2014 годах, один из которых
соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации. В основу
сценариев положена различная динамика цен на нефть.
В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в
2012 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта "Юралс" на
мировом рынке до 75 долларов США за баррель.
В этих условиях в 2012 году реальные располагаемые денежные
доходы населения могут увеличиться на 3,9%, инвестиции в основной
капитал - на 4,2%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,3%.
В основе
второго варианта
Российской Федерации, положенный в основу для разработки параметров
федерального бюджета на 2012 - 2014 годы. Предполагается, что в 2012
году цена на российскую нефть может составить 100 долларов США за
баррель.
Данный вариант отражает развитие экономики в условиях реализации
активной государственной политики, направленной на улучшение
инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности,
стимулирование экономического роста и модернизации, а также на
повышение эффективности расходов бюджета. Согласно этому варианту в
2012 году увеличение реальных
располагаемых денежных
прогнозируется на уровне 5,0%. Темп прироста инвестиций в основной
капитал может ускориться до 7,8%. В этих условиях объем ВВП может
возрасти на 3,7%.
В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в
2012 году цены на нефть сорта "Юралс" до 125 долларов США за баррель.
В условиях увеличения доходов от экспорта российских товаров в
2012 году ожидается повышение инвестиционной активности. Прирост
инвестиций в основной капитал может составить 8,7%, прирост реальных
располагаемых денежных доходов населения - 5,2%. Увеличение объема ВВП предполагается на уровне 4,7%.
В 2013 - 2014 годах увеличение объема ВВП в зависимости от
варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,5 - 4,8%.
Базовый прогноз платежного баланса на 2012 - 2014 годы составлен
исходя из предположения, что цена на нефть сорта "Юралс" будет
оставаться относительно стабильной и находиться в пределах 97 - 101
доллара США. В первом и третьем вариантах учитывается вероятность
отклонения цен от указанного диапазона на 25% в большую и меньшую
сторону.
3.1.Инструменты денежно-кредитной политики и их использование.
Одной из ключевых задач Банка России на 2012 - 2014 годы является
формирование необходимых условий для повышения эффективности
проводимой процентной политики. Для этого Банк России продолжит
осуществление мер, направленных на повышение гибкости
курсообразования, совершенствование системы инструментов
денежно-кредитного регулирования, сглаживание влияния автономных
факторов на динамику банковской ликвидности. Это будет способствовать
постепенному усилению воздействия канала процентных ставок
трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики на достижение
конечной цели по инфляции. В частности, для повышения действенности
влияния процентной политики Банка России на краткосрочные ставки
денежного рынка предстоит принятие решений по оптимизации системы
инструментов денежно-кредитного регулирования, совершенствованию
механизмов проведения операций Банка России на основе прогнозов
показателей ликвидности банковского сектора.
По мере перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России
продолжит движение в сторону дальнейшего сокращения вмешательства в
процессы курсообразования, постепенно отказываясь от управления
валютным курсом. При этом в зависимости от развития ситуации под
воздействием внешних и внутренних факторов Банк России может проводить
операции на внутреннем валютном рынке, приводящие как к
предоставлению, так и к изъятию ликвидности.
В зависимости от реализации различных сценариев
макроэкономического развития, оказывающих влияние на динамику
денежно-кредитных показателей, Банк России готов к активному
применению инструментов предоставления денежных средств банковскому
сектору или абсорбирования
свободной ликвидности
для достижения целевых ориентиров денежно-кредитной политики в
среднесрочной перспективе.
В рамках всех вариантов прогноза, рассмотренных выше, ожидается
рост чистого кредита банкам со стороны Банка России. При формировании
дефицита банковской ликвидности Банк России обеспечит применение
необходимого набора инструментов рефинансирования на основе сочетания
операций по предоставлению средств на аукционной основе и операций
постоянного действия.
В целях
повышения эффективности
политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение
доступности операций рефинансирования для кредитных организаций, в
частности за счет расширения перечня активов, используемых в качестве
обеспечения по указанным операциям. Вместе с тем будет продолжена
работа по созданию единого механизма рефинансирования банков под
обеспечение активов, входящих в "единый пул обеспечения".
Предполагается, что в его состав будут входить такие активы, как
векселя, права требования по кредитным договорам, ценные бумаги,
входящие в Ломбардный список Банка России, а также включенные в
котировальные списки российских фондовых бирж, золото и иные виды
активов.
При развитии ситуации в банковском секторе, при которой
формируется избыточное денежное предложение, Банк России в качестве
инструментов для его абсорбирования продолжит использование операций
по размещению ОБР и депозитных операций с кредитными организациями.
Дополнительным инструментом регулирования ликвидности Банком России
могут служить операции на открытом рынке с государственными
облигациями и другими ценными бумагами.
Банк России предполагает использовать возможности,
предоставляемые системой банковских электронных срочных платежей
(БЭСП), для проведения
расчетов по операциям
ликвидности.
Банк России продолжит использование обязательных резервных
требований в качестве инструмента денежно-кредитного регулирования и
сдерживания инфляционных процессов. В зависимости от изменения
состояния ликвидности банковского сектора Банк России может принимать
решения относительно изменения нормативов обязательных резервов и их
дифференциации с учетом соотношения рисков инфляции и рисков
замедления экономического роста, а также рисков, связанных с
внешнеэкономическими
В 2012 - 2014 годах Банк России продолжит взаимодействие с
Минфином России по вопросам, касающимся непосредственно реализации
денежно-кредитной политики и функционирования финансового рынка. В
частности, будет продолжено использование и развитие реализованного
Минфином России совместно с Банком России механизма размещения
свободных бюджетных средств в кредитных организациях, позволяющего
сглаживать воздействие
неравномерности бюджетных
ликвидности банковского сектора. Кроме того, Банк России совместно с
Минфином России будет участвовать в разработке и реализации мер по
развитию рынка государственных ценных бумаг. Повышение ликвидности и
увеличение емкости рынка государственных ценных бумаг расширит
возможности Банка России по регулированию денежного предложения и
будет способствовать повышению эффективности трансмиссии процентной
политики.
4. План важнейших мероприятий Банка России на 2012 год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы
России.
Содержание мероприятий |
Срок исполнения |
Банковская система и банковский надзор | |
1. Участие в работе
по созданию законодательных
основ внедрения рекомендаций |
III – IV кварталы |
2. Участие в работе
по подготовке проекта |
I квартал |
3.Участие в работе над
проектом федерального закона
по установлению возможности
назначения служащих Банка |
I-IV кварталы |
4.Участие в работе над проектом федерального закона, направленного на обеспечение унифицированных надзорных требований к оценке устойчивости кредитных организаций и требований к участию в системе страхования вкладов на основе международных принципов надзора и применения мер воздействия . |
III- IV кварталы |
5. Продолжение работы
по подготовке проекта |
III- IV кварталы |
6. Участие в рассмотрении
проекта федерального закона, предусматривающего
обязанность владельцев акций
и лиц, оказывающих косвенно
существенное влияние на |
III- IV кварталы |
7. Участие в работе над проектом федерального закона, направленного на совершенствование процедур реорганизации кредитных организаций. |
III- IV кварталы |
8. Продолжение работы
по проекту федерального |
III- IV кварталы |
9. Проведение поэтапной
централизации инспекционной |
I- IV кварталы |
10.Подготовка предложений
об особенностях регулирования
деятельности системно- |
II квартал |
11. Участие в проведении
работы по повышению |
I- IV кварталы |
Финансовые рынки | |
12.Участие в |
I- IV кварталы |
13.Участие совместно с
ФСФР России в работе по
совершенствованию подходов к
регулированию деятельности |
I- IV кварталы |
14. Организация мероприятий
по обеспечению включения |
I- IV кварталы |
15. Участие совместно с
Минфином России в работе по
дальнейшей либерализации |
I- IV кварталы |
16. Продолжение работы
по совершенствованию |
I- IV кварталы |
17. Участие в совершенствовании нормативной базы, регламентирующей условия выпуска и обращения депозитных и сберегательных сертификатов . |
I- IV кварталы |
Платежная система | |
18.Осуществление мероприятий
по реализации федерального |
I- IV кварталы |
Заключение.
Денежно - кредитная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.
Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.
Денежно-кредитное
Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.
Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы после мирового финансово-экономического кризиса.
Банк России исходит из общих с Правительством Российской Федерации оценок внешних и внутренних условий функционирования российской экономики и, соответственно, вариантов ее развития в 2010 году и на период до 2012 года. В предстоящий период Банк России усилит акцент на удержании инфляции на траектории ее последовательного снижения. Для снижения инфляции Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики.
В предстоящий период Банк России предполагает завершить создание условий для применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля.
На успешность денежно-кредитной
политики будет влиять проведение консервативной
бюджетной политики при улучшении
внутригодовой равномерности
По мере замедления инфляционных процессов Банк России намерен снижать ставки по своим операциям. Все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки Банка России по основным рыночным инструментам рефинансирования банков. В рамках системы управления ликвидностью Банк России продолжит расширять доступ кредитных организаций к инструментам рефинансирования. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка и его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.
Список использованной литературы.