Денежно-кредитная политика ЦБ РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:00, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Центрального Банка и анализ их практического применения.
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
изучение теоретических основ денежно - кредитной политики;
проанализировать роль Центрального банка РФ в проведении денежно - кредитной политики;
проанализировать основные направления единой государственной денежно - кредитной политики.

Содержание работы

Введение .
Цели и инструменты денежно-кредитной политики .
Денежно-кредитная политика ЦБ РФ .
2.1 Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2011 году.
2.1.1 Инфляция и экономический рост.
2.1.2.Платежный баланс.
2.1.3. Валютный курс.

2.2. Реализация денежно-кредитной политики.
2.2.1. Процентная политика.
2.2.2.Операции Банка России по предоставлению ликвидности

3. Варианты проведения денежно-кредитной политики в 2010-2013 году .
3.1.Инструменты денежно-кредитной политики и их использование

4. План важнейших мероприятий Банка России на 2012 год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы России.

Заключение
Список использованной литературы .

Файлы: 1 файл

реферат д.к.б. Спинёва.docx

— 230.58 Кб (Скачать файл)

     -  возобновляет  с 1.11.2011 предоставление кредитов  Банка России,

обеспеченных  активами  или поручительствами,  на  срок  от 90 до 180

календарных дней.

    

3. Варианты проведения денежно-кредитной политики в 2010-2013 году .

    

     Международные   финансовые  институты  и экономические  организации

прогнозируют  продолжение  роста  мировой  экономики  в  2012 году и в

перспективе  до  2014 года. Темпы роста производства товаров  и услуг в

мире  в 2012 году, по прогнозу МВФ, как и в 2011 году, составят 4,0%.

Тем  не  менее  неустойчивый  характер  восстановления экономики США и

нестабильное  состояние  государственных финансов ряда зарубежных стран

создают  риски менее  благоприятного развития экономических  тенденций в

мире   в   среднесрочной   перспективе.   Не  исключается возможность

существенного   снижения  деловой  активности  в  странах  -  торговых

партнерах России и нарастания рисков для зарубежных финансовых систем.

Прогнозируется  замедление  в 2012 году инфляции в большинстве  стран -

торговых  партнеров  России,  что  объясняется  ожидаемым  уменьшением

вклада  изменения  цен  на  товары  энергетической и продовольственной

групп.  В  результате  снизятся  внешние  риски  ускорения  роста цен в

России.  В  2012 году не прогнозируется существенного изменения уровня

процентных  ставок  за  рубежом  по  сравнению с 2011 годом. Ухудшение

ситуации на мировых финансовых рынках может повлиять на отток капитала

из страны, однако продолжение восстановительных процессов в российской

экономике,  улучшение  инвестиционного  климата  будут  способствовать

улучшению ситуации с притоком капитала.

     Банк   России   рассмотрел   три   варианта   условий  проведения

денежно-кредитной  политики  в  2012  -  2014  годах,  один из которых

соответствует  прогнозу  Правительства  Российской Федерации. В основу

сценариев положена различная  динамика цен на нефть.

     В  рамках  первого  варианта  Банк России  предполагает снижение в

2012  году  среднегодовой   цены  на  российскую нефть  сорта "Юралс" на

мировом рынке до 75 долларов США за баррель.

     В  этих  условиях  в  2012  году  реальные располагаемые денежные

доходы  населения  могут  увеличиться  на  3,9%, инвестиции в основной

капитал - на 4,2%. Прирост ВВП  ожидается на уровне 3,3%.

     В  основе  второго варианта рассматривается  прогноз Правительства

Российской  Федерации,  положенный  в основу для разработки параметров

федерального  бюджета  на 2012 - 2014 годы. Предполагается, что  в 2012

году  цена  на  российскую  нефть  может составить 100 долларов США за

баррель.

  Данный  вариант отражает  развитие экономики в условиях  реализации

активной   государственной   политики,   направленной   на   улучшение

инвестиционного      климата,     повышение     конкурентоспособности,

стимулирование   экономического  роста  и  модернизации,  а  также  на

повышение  эффективности  расходов  бюджета. Согласно этому  варианту в

2012 году увеличение реальных  располагаемых денежных доходов  населения

прогнозируется  на  уровне  5,0%.  Темп прироста инвестиций в основной

капитал  может  ускориться  до  7,8%.  В этих условиях объем  ВВП может

возрасти на 3,7%.

     В  рамках  третьего варианта Банк России  предполагает повышение в

2012 году цены на нефть  сорта "Юралс" до 125 долларов  США за баррель.

     В  условиях  увеличения  доходов от экспорта  российских товаров в

2012  году  ожидается   повышение  инвестиционной  активности.  Прирост

инвестиций  в  основной капитал может составить 8,7%, прирост  реальных

располагаемых денежных доходов  населения - 5,2%. Увеличение объема ВВП предполагается на уровне 4,7%.

     В  2013  -  2014  годах  увеличение  объема  ВВП в зависимости от

варианта прогноза ожидается  в диапазоне 3,5 - 4,8%.

     Базовый   прогноз платежного баланса на 2012 - 2014 годы составлен

исходя  из  предположения,  что  цена  на  нефть  сорта  "Юралс" будет

оставаться  относительно  стабильной  и находиться в пределах 97 - 101

доллара  США.  В  первом  и  третьем вариантах учитывается  вероятность

отклонения  цен  от  указанного  диапазона  на 25% в  большую и меньшую

сторону.

    

3.1.Инструменты денежно-кредитной политики и их использование.

                                  

     Одной из  ключевых задач Банка России  на 2012 - 2014 годы является

формирование   необходимых   условий   для   повышения   эффективности

проводимой  процентной  политики.  Для  этого  Банк  России  продолжит

осуществление     мер,     направленных    на    повышение    гибкости

курсообразования,      совершенствование      системы     инструментов

денежно-кредитного   регулирования,   сглаживание  влияния  автономных

факторов  на динамику банковской ликвидности. Это будет способствовать

постепенному    усилению    воздействия   канала   процентных   ставок

трансмиссионного  механизма  денежно-кредитной  политики на достижение

конечной  цели  по  инфляции. В частности, для повышения  действенности

влияния  процентной  политики  Банка  России  на  краткосрочные  ставки

денежного  рынка  предстоит  принятие  решений  по оптимизации  системы

инструментов   денежно-кредитного   регулирования,   совершенствованию

механизмов  проведения  операций  Банка  России  на  основе  прогнозов

показателей ликвидности  банковского сектора.

     По  мере  перехода к режиму плавающего  валютного курса Банк России

продолжит  движение  в  сторону дальнейшего сокращения вмешательства в

процессы   курсообразования,   постепенно  отказываясь  от  управления

валютным  курсом.  При  этом  в  зависимости  от развития ситуации под

воздействием внешних  и внутренних факторов Банк России может проводить

операции    на   внутреннем   валютном   рынке,   приводящие   как   к

предоставлению, так и  к изъятию ликвидности.

     В     зависимости     от     реализации    различных    сценариев

макроэкономического   развития,   оказывающих   влияние   на  динамику

денежно-кредитных   показателей,   Банк   России   готов  к  активному

применению  инструментов  предоставления  денежных средств  банковскому

сектору или абсорбирования свободной ликвидности кредитных  организаций

для   достижения   целевых  ориентиров  денежно-кредитной  политики  в

среднесрочной перспективе.

     В  рамках  всех вариантов прогноза, рассмотренных  выше, ожидается

рост  чистого кредита  банкам со стороны Банка России. При формировании

дефицита  банковской  ликвидности  Банк  России  обеспечит  применение

необходимого  набора инструментов рефинансирования на основе сочетания

операций  по  предоставлению  средств  на аукционной основе и  операций

постоянного действия.

     В  целях   повышения  эффективности инструментов  денежно-кредитной

политики  Банк  России  продолжит  работу,  направленную  на повышение

доступности  операций  рефинансирования  для  кредитных  организаций, в

частности  за счет расширения перечня активов, используемых в  качестве

обеспечения  по  указанным  операциям.  Вместе  с тем будет  продолжена

работа  по  созданию  единого  механизма  рефинансирования  банков под

обеспечение    активов,   входящих   в   "единый   пул   обеспечения".

Предполагается,  что  в  его  состав  будут  входить  такие активы, как

векселя,  права  требования  по  кредитным  договорам,  ценные бумаги,

входящие  в  Ломбардный  список  Банка  России,  а  также  включенные в

котировальные  списки  российских  фондовых  бирж,  золото и иные виды

активов.

     При   развитии   ситуации   в  банковском  секторе,  при  которой

формируется  избыточное  денежное  предложение, Банк России в качестве

инструментов  для  его  абсорбирования продолжит использование  операций

по  размещению  ОБР  и депозитных операций с кредитными организациями.

Дополнительным  инструментом  регулирования  ликвидности Банком России

могут   служить   операции   на   открытом  рынке  с  государственными

облигациями и другими  ценными бумагами.

     Банк     России     предполагает     использовать    возможности,

предоставляемые   системой  банковских  электронных срочных платежей

(БЭСП),  для проведения  расчетов по операциям предоставления  и изъятия

ликвидности.

     Банк   России   продолжит  использование   обязательных  резервных

требований  в  качестве инструмента денежно-кредитного регулирования  и

сдерживания   инфляционных   процессов.  В  зависимости  от  изменения

состояния  ликвидности  банковского сектора Банк России может принимать

решения  относительно  изменения нормативов обязательных резервов и их

дифференциации   с   учетом   соотношения  рисков  инфляции  и  рисков

замедления   экономического   роста,   а  также  рисков,  связанных  с

внешнеэкономическими факторами.

     В  2012  -  2014  годах  Банк  России  продолжит  взаимодействие с

Минфином  России  по  вопросам,  касающимся непосредственно  реализации

денежно-кредитной  политики  и  функционирования  финансового  рынка. В

частности,  будет  продолжено  использование и развитие реализованного

Минфином   России  совместно  с  Банком  России  механизма  размещения

свободных  бюджетных  средств  в  кредитных организациях, позволяющего

сглаживать  воздействие  неравномерности бюджетных потоков  на состояние

ликвидности  банковского  сектора. Кроме того, Банк России совместно  с

Минфином  России  будет  участвовать  в разработке и реализации мер по

развитию  рынка  государственных  ценных бумаг. Повышение ликвидности  и

увеличение   емкости   рынка  государственных  ценных  бумаг  расширит

возможности  Банка  России  по  регулированию  денежного  предложения и

будет  способствовать  повышению  эффективности трансмиссии  процентной

политики.

                                             

4. План важнейших  мероприятий Банка России на 2012 год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы

России.

 

Содержание мероприятий

Срок исполнения

Банковская система  и банковский надзор

1. Участие в работе  по созданию законодательных  основ внедрения рекомендаций    Базельского  комитета  по банковскому   надзору, включая   предоставление   Банку  России  права  устанавливать   для  кредитных  организаций   правила управления рисками и  капиталом, в  том  числе   на   основе   применения   внутрибанковских   методов   оценки  рисков,  а  также   установление  ответственности   членов исполнительных    органов     и     совета     директоров (наблюдательного  совета)   за   деятельность кредитных   организаций, включая управление  рисками.     

III – IV

кварталы

2. Участие в работе  по подготовке проекта федерального  закона  « О деятельности по  взысканию просроченной задолженности»

 I квартал

3.Участие в работе над  проектом федерального закона  по установлению возможности  назначения служащих Банка России  уполномоченными представителями  в кредитные организации, значимые для банковской системы и экономики РФ

    I-IV кварталы

4.Участие в работе над  проектом федерального закона, направленного на обеспечение унифицированных надзорных требований к оценке устойчивости кредитных организаций и требований к участию в системе страхования вкладов на основе международных принципов надзора и применения мер воздействия .

III- IV

кварталы

5. Продолжение работы  по подготовке проекта федерального  закона « О внесении изменений в статью 8 федерального закона «О банках и банковской деятельности» в части установления обязанности кредитных организаций размещать на своих оф.сайтах в сети Интернет информацию о квалификации и опыте работы руководителей кредитных организаций.

III- IV

кварталы

6. Участие в рассмотрении  проекта федерального закона, предусматривающего  обязанность владельцев акций  и лиц, оказывающих косвенно  существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, включая третьи лица, предоставлять кредитной организации сведения для раскрытия структуры собственности ,в том числе в случае ,если акции кредитной организации находятся у номинального держателя .

III- IV

кварталы

7. Участие в работе  над проектом федерального закона, направленного на совершенствование процедур реорганизации кредитных организаций.

III- IV

кварталы

8. Продолжение работы  по проекту федерального закона  « О внесении изменений в  федеральный закон « О несостоятельности  кредитных организаций» и иные  законодательные акты РФ в  части совершенствования процедур  банкротства кредитных и иных  финансовых организаций, усиления  ответственности за совершение  неправомерных действий в преддверии  банкротства»

III- IV

кварталы

9. Проведение поэтапной  централизации инспекционной деятельности  Банка России, осуществляемой в  Центральном и Уральском федеральных  округах.

I- IV

кварталы

10.Подготовка предложений  об особенностях регулирования  деятельности системно-значимых  банков.

II

квартал

11. Участие в проведении  работы по повышению финансовой  грамотной населения в области  банковской деятельности .

I- IV

кварталы

Финансовые рынки 

12.Участие в совершенствовании  нормативной базы, регламентирующей  депозитарную деятельность и  осуществление деятельности по  организации биржевой торговли .

I- IV

кварталы

13.Участие совместно с  ФСФР России в работе по  совершенствованию подходов к  регулированию деятельности клиринговых  организаций и лиц ,выполняющих функции центральных контрагентов .

I- IV

кварталы

14. Организация мероприятий  по обеспечению включения российского  рубля в число расчетных валют  системы CLS.

I- IV

кварталы

15. Участие совместно с  Минфином России в работе по  дальнейшей либерализации рынка  государственных ценных бумаг.

I- IV

кварталы

16. Продолжение работы  по совершенствованию законодательства  в части определения статуса  счета в драгоценных металлах.

I- IV

кварталы

17. Участие в совершенствовании  нормативной базы, регламентирующей  условия выпуска и обращения  депозитных и сберегательных  сертификатов .

I- IV

кварталы

Платежная система

18.Осуществление  мероприятий  по реализации федерального закона  « О национальной платежной  системе»

I- IV

кварталы


 

 

Заключение.

Денежно - кредитная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной  способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком России, являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями  быстрой корректировки регулирующих мер.

Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование  денежного обращения.

Одно из важнейших направлений  деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы после мирового финансово-экономического кризиса.

Банк России исходит из общих с Правительством Российской Федерации оценок внешних и внутренних условий функционирования российской экономики и, соответственно, вариантов ее развития в 2010 году и на период до 2012 года. В предстоящий период Банк России усилит акцент на удержании инфляции на траектории ее последовательного снижения. Для снижения инфляции Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики.

В предстоящий период Банк России предполагает завершить создание условий для применения режима инфляционного  таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля.

На успешность денежно-кредитной  политики будет влиять проведение консервативной бюджетной политики при улучшении  внутригодовой равномерности расходования бюджетных средств.

По мере замедления инфляционных процессов Банк России намерен снижать  ставки по своим операциям. Все большее  влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут  оказывать ставки Банка России по основным рыночным инструментам рефинансирования банков. В рамках системы управления ликвидностью Банк России продолжит расширять доступ кредитных организаций к инструментам рефинансирования. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка и его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.

 

Список использованной литературы.

  1. Фетисов Г.Г. Банк России: цели, задачи, проблемы// Деньги и кредит.-2008
  2. Общая теория денег и кредита./Под ред. Жукова Е. Ф. - М.: ЮНИТИ, 2011
  3. Положение от 28.09.2011 « Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013-2014 годов».
  4. Деньги. Кредит. Банки. Учебное пособие.- М.: КИОРУС, 2007 - 254 с.

Информация о работе Денежно-кредитная политика ЦБ РФ