Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 16:04, курсовая работа
Цель данной работы –проанализировать депозитную политику банкаи дать рекомендации по её совершенствованию. Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы формирования депозитной политики коммерческого банка;
• проанализировать депозитный портфель ОАО «ГПБ»;
3. По форме изъятия средств:
Рассмотрим более детально классификацию депозитов.
Депозиты до востребования представляют собой средства, которые могут быть востребованы в любой момент без предварительного уведомления банка со стороны клиента. К ним относятся средства на текущих, расчетных, бюджетных и прочих счетах, связанных с совершением расчетов или целевым использованием средств.
Вклады до востребования в своей основе нестабильны, что ограничивает сферу их использования коммерческими банками. По этой причине владельцам счетов выплачивается низкий процент или он вообще не выплачивается. В условиях возросшей конкуренции по привлечению вкладов коммерческие банки стремятся привлечь клиентов и стимулировать прирост вкладов до востребования путем предоставления дополнительных услуг владельцам счетов, а также повышая качество их обслуживания. По депозитам до востребования банки обязаны хранить минимальный резерв в Центральном банке Российской Федерации.
Проценты по вкладам до востребования зачисляются вкладчику, как правило, один раз в год в начале нового календарного года. Начисление процентов и зачисление их во вклад обычно осуществлялось заключительными оборотами, однако теперь, по рекомендации ЦБ, эту операцию требуется совершать в последний день года.
Депозиты до востребования наиболее ликвидны. Их владельцы могут в любой момент использовать деньги, находящиеся на счетах до востребования. Деньги на этот счет вносятся или изымаются как частями, так и полностью без ограничений, а также разрешается брать с этого счета в установленном ЦБ РФ порядке наличные деньги. Основными недостатками депозитов до востребования для их владельцев является отсутствие уплаты процентов по счету, а для банка – необходимость иметь более высокий оперативный резерв для поддержания ликвидности.
Срочные вклады — это денежные средства, зачисляемые на депозитные счета на строго оговоренный срок с выплатой процента. Ставка по ним зависит от размера и срока вклада. То обстоятельство, что владелец срочного вклада может распоряжаться им только по истечении оговоренного срока, не исключает возможности досрочного получения им в банке своих денежных средств. Однако в этом случае у клиента понижается размер процента по вкладу. Банк заинтересован в привлечении срочных вкладов, так как они стабильны и позволяют банку располагать средствами вкладчиков в течение длительного времени.
Срочные вклады принимаются только в круглых суммах. Часто требуется и минимальный вклад. В некоторых учреждениях обычно разрешается делать срочные вклады только деловым клиентам, в то время как частным клиентам рекомендуются сберегательные вклады, как форму помещения капитала.
Срочные депозиты классифицируются в зависимости от их срока:
Достоинством срочных депозитных счетов для клиента является получение высокого процента, а для банка – возможность поддержания ликвидности с меньшим оперативным резервом. Недостаток срочных депозитных счетов для клиентов состоит в низкой ликвидности и невозможности использовать средства на счетах срочных депозитов для расчетов и текущих платежей, а также для получения наличных денег. [10, с.96]
Важнейшими инструментами депозитной политики коммерческих банков являются депозитные и сберегательные сертификаты. В Российской Федерации обращение сертификатов происходит на законодательной основе.
Сертификат - это письменное
обязательство банка эмитента о вкладе
денежных средств, удостоверяющее право
вкладчика или его право приемника на
получение по истечении установленного
срока суммы вклада и процентов по нему.
Депозитные и сберегательные сертификаты
– это вид доходной ценной бумаги, поэтому
они не могут служить расчетным или платежным
средством за проданные товары или оказанные
услуги. Имеются также и ограничения по
передаче их от одного владельца к другому.
Бланк именного сертификата должен иметь
место для передаточных надписей. [18,с.310]
Выпускаемые банком сертификаты должны
быть изготовлены типографским способом,
отвечать требованиям, предъявляемым
к подобного рода ценным бумагам.
Коммерческие банки
имеют право приступить к
Владелец сертификата может уступить права требования сертификата другому лицу. По сертификату на предъявителя эта уступка осуществляется простым вручением, по именному оформляется на обратной стороне сертификата двусторонним соглашением (цессией). При наступлении срока востребования владелец сертификата должен предъявить его в банк вместе с заявлением, содержащим указание способа погашения сертификата. [20, с.5]
Итак, делая вывод, можно сказать, что для коммерческих банков вклады – главный и одновременно самый прибыльный вид ресурсов. Увеличение доли данного элемента в ресурсной базе позволяет размещать больший объем привлеченных денежных средств, тем самым увеличивая ликвидность банка.
Обострение конкуренции между банками и другими финансовыми структурами за вклады физических и юридических лиц привело к появлению огромного разнообразия депозитов, цен на них и методов обслуживания. По данным некоторых зарубежных специалистов, в развитых странах в настоящее время существует более 30 видов банковских вкладов. При этом каждый из них имеет свои особенности, что позволяет клиентам выбирать наиболее адекватный их интересам и возможную форму сбережения денежных средств и оплаты за товары и услуги.
Из сказанного выше видно, что депозиты среди привлеченных средств банка являются важным источником ресурсов. Однако такому источнику формирования банковских ресурсов как депозиты присущи и некоторые недостатки. Речь идет прежде всего о значительных материальных и денежных затратах банка при привлечении средств во вклады, ограниченности свободных денежных средств в рамках отдельного региона. И тем не менее конкурентная борьба между банками на рынке кредитных ресурсов заставляет их принимать меры по развитию услуг, способствующих привлечению депозитов.
2. АНАЛИЗ ДЕПОЗИТНОГО ПОРТФЕЛЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГПБ»
"Газпромбанк" (Открытое
акционерное общество) – один
из крупнейших универсальных
финансовых институтов России, предоставляющий
широкий спектр банковских, финансовых,
инвестиционных продуктов и
Банк обслуживает ключевые отрасли российской экономики – газовую, нефтяную, атомную, химическую и нефтехимическую, черную и цветную металлургию, электроэнергетику, машиностроение и металлообработку, транспорт, строительство, связь, агропромышленный комплекс, торговлю и другие отрасли.
Розничный бизнес также является стратегически важным направлением деятельности Банка, и его масштабы последовательно увеличиваются. Частным клиентам предлагается полный набор услуг: кредитные программы, депозиты, расчетные операции, электронные банковские карты и др. [26]
Организационная структура «Газпромбанка» является вертикальной, т.е. носит иерархический характер. К органам управления банка относятся: Собрание акционеров, Совет директоров, Правление во главе с Председателем. Высшим органом управления является Собрание акционеров, которое обычно организуется один раз в год, но может носить и внеочередной характер.
Изначальной концепцией деятельности банка являлась его ориентация преимущественно на газовую отрасль; в настоящее время банк обслуживает не только нефтегазовую промышленность, но и иные отрасли реального сектора экономики, в том числе атомную промышленность и оборонный комплекс. Основным приоритетом деятельности банка является развитие отношений с корпоративными и частными клиентами.
Основной целью деятельности банка является получение прибыли при осуществлении банковских операций. Перечень банковских операций, разрешенных уставом, совпадает с полным перечнем приведенном в ФЗ РФ от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», так как «Газпромбанк» имеет генеральную лицензию Банка России.
Банк продолжает занимать лидирующие позиции в банковском секторе России, сохраняя свое место в первой тройке банков по основным показателям финансово-хозяйственной деятельности. По итогам 2013 года «Газпромбанк» занимает 3-е место по размеру капитала, величине активов, объему кредитов
небанковскому сектору и средств, привлеченных от юридических и физических лиц (таблица 1).
Таблица 1
Основные показатели финансово-экономической деятельности ОАО «ГПБ»
2012 год |
2013 год |
2014 год |
% изменение 2014 год / 2012 год | |
млн. руб |
млн. руб. |
млн. руб. | ||
Собственные средства (капитал) |
268 499,6 |
348 394,5 |
406 595,9 |
51,4 |
Прибыль после налогообложения за год |
29 069,1 |
33 270,5 |
19 261,9 |
- 33,7 |
Совокупные активы |
2 397 872,6 |
2 767 090,9 |
3 564 596,2 |
48,7 |
Привлеченные средства |
2 201 585,3 |
2 395 705,9 |
3 197 674,7 |
45,2 |
Как видно из таблицы, собственные средства (капитал) банка за отчетный период увеличились на 51,4 % до 406 595,5 млн. руб.( исторический максимум)
По данным финансовой отчетности основными источниками увеличения стали полученная прибыль и привлеченные в 2013 году субординированные депозиты на общую сумму 1,2 млрд. долларов США.
За период 2011- 2013 гг. активы банка росли опережающими темпами по сравнению с активами банковской системы России в целом. Рост активов за последние 3 года составил 48,7 %.
В отчетном году «Газпромбанк» получил чистую прибыль в размере 19,3 млрд. рублей, заняв четвертое место по этому показателю среди российских кредитных организаций. Основным фактором, обусловившим снижение прибыли по сравнению с 2012 годом, стал заметный рост кредитного портфеля Газпромбанка, потребовавший формирования соответствующих резервов.
Привлеченные средства банка значительно возросли на 45,2 % в 2013 году по сравнению с 2011 годом.
Рассмотрим структуру обязательств банка, которая представлена в таблице 2.
Таблица 2
Структура обязательств ОАО «ГПБ» за 2011-2013 гг.
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% | |
1) Средства клиентов, в т.ч. |
1 539 375 |
68,6 |
1 845 180, 5 |
73,8 |
2 489 927,1 |
75,8 |
Счета и депозиты корпоративных клиентов |
1 266 985,7 |
56,5 |
1 245 783,9 |
49,9 |
1 759 122,3 |
53,6 |
Счета и депозиты физических лиц |
253 535,8 |
11,3 |
298 642,9 |
12,0 |
368 914,5 |
11,2 |
Прочие средства клиентов |
18 853,5 |
0,8 |
198 572,5 |
7,9 |
361 890,3 |
11,0 |
2) Средства кредитных организаций |
317 401,4 |
14,1 |
228 300 |
9,1 |
248 970,5 |
7,6 |
3) Прочие |
386 425,1 |
17,2 |
424 699,2 |
17,0 |
543 852,3 |
16,6 |
Обязательства, всего |
2 243 201,5 |
100 |
2 498 179,7 |
100 |
3 282 749,9 |
100 |
По данным таблицы видно, что основную долю обязательств ОАО «ГПБ» составляют средства клиентов, сумма которых увеличилась с 1 539 375 млн. руб. в 2011 году до 2 489 927 млн. руб. к 2013 году. Именно средства клиентов (юридических и физических лиц) составляют основу ресурсной базы банка. Их доля в пассивах по состоянию на конец 2013 года – 75,8 %.