Депозитная политика банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы –проанализировать депозитную политику банкаи дать рекомендации по её совершенствованию. Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы формирования депозитной политики коммерческого банка;
• проанализировать депозитный портфель ОАО «ГПБ»;

Файлы: 1 файл

kr2 (1).docx

— 100.09 Кб (Скачать файл)

Для наибольшей заинтересованности клиентов и притока вкладов ОАО «ГПБ» может предложить выплату процентов по размещенным вкладам вперед с целью компенсации инфляционных потерь. В данном случае вкладчик при помещении средств на определенный срок сразу же получает причитающийся ему доход. Однако в том случае, если договор будет расторгнут досрочно, банк пересчитает проценты по вкладу и излишне выплаченные суммы будут удержаны из суммы вклада. [3]

В 2014 году руководству Газпромбанка пришлось корректировать заранее выработанную стратегию развития на год. Нестабильность на валютном рынке, массовые отзывы лицензий, а затем и «украинский кризис» привели к тому, что вместо наращивания объемов активов банку пришлось бороться за депозитный портфель и занимать оборонительную позицию в ожидании санкций ЕС и США.

В первом квартале 2014 года вкладчики забрали из Газпромбанка 21,18 млрд. рублей: банк оказался на 2-м месте в рейтинге кредитных организаций по величине оттока вкладов. Однако вскоре руководству удалось стабилизировать ситуацию: в апреле лидерам рынка - Газпромбанку, ВТБ 24 и Сбербанку удалось обеспечить 75% общего притока вкладов в систему. В частности, в Газпромбанк физические лица вложили 17,5 млрд. рублей, из этой суммы 12,3 млрд. рублей было размещено на срок от 1-го года до 3-х. [21, с. 237]

Газпромбанк не поддался на возникшие в минувшем году сложности в банковской сфере, и благодаря этому не только остался в тренде самых перспективных банковских учреждений, но смог привлечь еще дополнительное количество вкладчиков. Как, вероятно, помнят многие клиенты банков, прошлый год ознаменовался тем, что государственному регулятору пришлось вмешаться в дела, как отдельных банковских учреждений, так и внести корректировки в деятельность всей банковской структуры, ограничив ее рентабельность.

Это не могло не отразиться на общем состоянии этой сферы отечественной экономики. Следствием этих мер, которые усугублялись и падением темпов экономических процессов в государстве, стало падение рентабельности банков, лишение некоторых из них прав на осуществление лицензионной деятельности. Среди всех этих событий Газпромбанку удалось выстоять и сохранить свою репутацию.

Отток клиентов из разорившихся банков и тех, которые были лишены лицензий, позволили Газпромбанку в числе прочих нарастить свою клиентскую базу. И теперь его задачей стало обеспечение линейки достойных депозитных программ, которые смогли бы удержать старых вкладчиков и создать благоприятную почву для инвесторских интересов новых клиентов. Впрочем, добиться этого было несложно, учитывая имеющиеся в арсенале банка готовые депозитные продукты. [3]

Для укрепления лидирующих позиций Газпромбанка по объему привлеченных средств физических и юридических лиц и повышения эффективности управления депозитной базой банка можно выделить следующие основные направления совершенствования в современных условиях.

В первую очередь это касается расширения круга депозитных счетов юридических и физических лиц  до востребования. Осуществление этой работы позволит даже в условиях незначительных финансовых накоплений большинства  отечественных организаций полнее удовлетворить потребности клиентов банка, повысить заинтересованность инвесторов в размещении своих средств на счетах в банках и, в конечном счете, расширить круг банковской клиентуры.

В рамках данного направления банку целесообразно, коренным образом повысить уровень обслуживания населения, имея в виду, прежде всего, объем и качество услуг, предлагаемых индивидуальным вкладчикам. Эти услуги требуют иных форм депозитных счетов, новой техники и технологии. Развитие депозитных операций с населением позволяет лучше сбалансировать объемы текущих вкладов банка. [23, с. 24]

Большое значение для повышения качества депозитных операций имеют методы стимулирования привлеченных средств на банковские счета, прежде всего в срочные депозиты. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, для вкладчиков важнейшим стимулом является уровень процента, выплачиваемого банками по депозитным счетам. Однако ряд факторов и в первую очередь инфляционные процессы понижают действенность данного стимула. Использование банками в основном ценовых методов привлечения депозитов приводит к излишнему завышению процентных ставок в ущерб банковской ликвидности. Анализ современного состояния рынка банковского обслуживания частных клиентов свидетельствует, что для выработки правильной стратегии и тактики в части формирования депозитной базы важно проводить тщательный анализ рынка банковских услуг для населения. В этой связи на первый план выдвигается необходимость качественного изменения подхода к маркетинговым исследованиям этого рынка. Современные банки не могут довольствоваться ожиданием прихода вкладчиков со своими сбережениями. Необходимо проводить маркетинговые исследования рынка для выявления потребности населения и использовать различные финансовые инструменты для привлечения денежных средств в депозиты. [22, с. 344]

Итак, для качественного управления депозитными ресурсами банку необходимо решить следующие основные задачи:

  • знать, какие клиенты наиболее выгодны с точки зрения возможности более эффективного использования их ресурсов, т.е. уметь определять клиентов, которые обеспечивают большую стабильность депозитной базы и более высокий остаток на своем счете;
  • уметь планировать работу по привлечению клиентов, т.е. знать, сколько клиентов необходимо иметь или привлечь для обеспечения заданного объема депозитной базы и ее составляющих;
  • организовать и проводить работу по привлечению наиболее выгодных потенциальных клиентов в банк, не забывая про необходимость удержания прежних;
  • обеспечить эффективность каждой операции, связанной с обслуживанием клиента, т.е. следует рассчитывать себестоимость оказываемых услуг и определять их рентабельность в разрезе каждого клиента, что даст возможность проведения гибкой индивидуальной ценовой политики;
  • разработать информационно-аналитическую систему поддержки принятия решений при формировании депозитного портфеля. Это ключевой фактор, влияющий на возможность своевременного получения необходимой информации с целью оперативного и адекватного реагирования на происходящие изменения.

Для решения первых трех задач банку необходимо иметь в составе депозитной политики соответствующие методы и инструменты.

С целью организации и планирования работы по привлечению клиентов необходимо определить (спрогнозировать) возможную величину остатка на счете каждого клиента. Тогда появится возможность устанавливать четкие плановые задания по привлечению конкретного числа клиентов. Таким образом, для осуществления качественного планирования банку необходимо:

  • оценить величину возможного остатка на счете клиента в зависимости от кредитового оборота по его счету, т.е. выручки;
  • знать сколько и каких клиентов необходимо иметь (или привлечь) у себя на обслуживании, чтобы достичь заданной доли этих ресурсов в суммарном объеме привлечения.

Логическим продолжением аналитической работы и важным этапом процесса формирования депозитного портфеля являются: непосредственная работа с потенциальной и уже имеющейся клиентурой; применение соответствующих инструментов для их привлечения и удержания; использование определенных методов работы по привлечению потенциальных клиентов. Эти методы зависят от срочности привлекаемых ресурсов и принадлежности клиента к категории физических или юридических лиц.

Для привлечения ресурсов «до востребования» физических и юридических лиц, срочных ресурсов юридических лиц можно использовать метод, основанный на разработке гибких дифференцированных тарифных планов на расчетно-кассовое обслуживание и установлении дифференцированной платы (ступенчатые процентные ставки в зависимости от величины остатка – сетка ставок) за остаток денежных средств на счетах в зависимости от принадлежности клиента к определенной категории (целевой группе). [22, с. 345]

Таким образом, при разработке депозитной политики банку следует руководствоваться определенными критериями ее совершенствования, среди которых можно выделить следующие:

-взаимосвязь депозитных, кредитных и прочих операций банка для поддержания его стабильности, надежности и финансовой устойчивости;

- диверсификация ресурсов банка с целью минимизации риска;

- сегментирование депозитного портфеля (по клиентам);

- дифференцированный подход к различным группам клиентов;

- конкурентоспособность банковских продуктов и услуг.

Таковы некоторые возможные пути совершенствования депозитной политики ОАО «ГПБ» и повышения ее роли в обеспечении его устойчивости. В заключение можно сказать, что каждый банк разрабатывает свою депозитную политику, определяя виды депозитов, их сроки и проценты по ним, условия проведения депозитных операций, опираясь при этом на специфику своей деятельности и учитывая фактор конкуренции со стороны других банков и инфляционные процессы, протекающие в экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Депозиты являются важным источником ресурсов коммерческих банков.

Привлеченные ресурсы имеют для банков важное значение, так как именно за счет них банки покрывают наибольший удельный вес своих потребностей в средствах, который составляет в среднем 40% от общего числа ресурсов коммерческого банка.

В то же время нельзя не сказать, что такому источнику формирования банковских ресурсов, как депозиты  присущи и некоторые недостатки. Речь идет о значительных материальных и денежных затратах банка при привлечении средств во вклады, ограниченности свободных денежных средств. Конкурентная борьба между банками на рынке кредитных ресурсов заставляет их принимать меры по развитию услуг, способствующих привлечению депозитов. Для этих целей коммерческим банкам важно разработать стратегию депозитной политики, исходя из их целей и задач.

Основной задачей депозитной политики банка является создание оптимальных условий для аккумулирования денежных средств в виде депозитов юридических лиц (вкладов физических лиц) по срокам и цене привлечения для рентабельного их использования при кредитовании, а также при иных активных операциях.

Объёмы привлекаемых банком средств, в депозиты находятся в зависимости от состояния спроса и предложения на денежные ресурсы, дефицита или избытка ликвидных средств у банка, состояния рынка депозитов. Депозитная политика является единой для всех структурных подразделений банка, утверждается комитетом и правлением банка и в случае необходимости подвергается корректировке.

Что касается деятельности банка ОАО «ГПБ», то здесь можно отметить как позитивные, так и негативные тенденции. К положительным моментам в работе банка можно отнести постоянно расширяющуюся клиентскую базу, рост активов, собственного капитала и привлеченных средств. Однако в структуре привлеченных средств необходимо больше уделять внимания средствам, привлекаемым от населения, так как именно вклады граждан в настоящее время являются наиболее перспективными пассивами и приоритетным направлением банковского роста.

Проанализировав деятельность банка ОАО «ГПБ» за 2011-2013 гг. можно сделать следующие выводы. Привлеченные средства банка значительно возросли на 45,2 % в 2013 году по сравнению с 2011 годом. Рост произошел за счет увеличения средств юридических и физических лиц. Основную долю занимают депозиты юридических лиц, составив 1 286 000 млн. руб. в 2013 году, тем самым увеличившись на 339 411 млн. руб. по сравнению с предыдущим годом.

Столь значительный рост депозитного портфеля стал возможен благодаря высокой надежности банка, гарантированной государством, и вполне конкурентной линейке вкладов для населения.

Однако, в связи с нестабильностью на валютном рынке, массовым отзывом банковских лицензий ОАО «ГПБ» необходимо бороться за сохранность лидирующих позиций на рынке банковских депозитов. Укрепление депозитной базы очень важно для банков. За счет увеличения общего объема вкладов и расширения круга вкладчиков юридических лиц и физических лиц, можно улучшить организацию депозитных операций и систему стимулирования привлечения вкладов. Для этого банком были разработаны новые виды вкладов ,а также сохранена тенденция страхования вкладов и  стабильность процентных ставок по вкладам.

 


Информация о работе Депозитная политика банка