Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:35, курсовая работа
Кроме того, масштабы деятельности банков, определяемые объектом его активных операций, зависят от совокупности объема ресурсов, которыми они располагают, и особенно от суммы привлеченных ресурсов.
Привлеченные ресурсы — одна из составляющих той основы, на которой банки развиваются и достигают успеха. Вкладные (депозитные) операции являются особой статьей баланса банка. Способность привлечь значительную сумму ресурсов свидетельствует о профессионализме руководства и доверии банку со стороны клиентов.
Отметим, что основная часть банковских ресурсов (от 80 до 90%) – привлеченные средства, а основная часть привлеченных ресурсов большинства коммерческих банков – это депозиты.
Введение
1. Депозитные операции как источник ресурсов коммерческих банков
1.1 Ресурсы коммерческих банков, их состав и структура
Классификация депозитов
Экономическая сущность депозитных операций, место и роль депозитов при формировании ресурсов банка
2. Анализ депозитных операций филиала № 503 ОАО «АСБ Беларусбанк»
2.1 Организационно-экономическая характеристика филиала банка
2.2 Порядок оформления депозитных операций подразделениями банка
2.3 Анализ привлеченных ресурсов филиала № 503 ОАО «АСБ Беларусбанк
3. Направления совершенствования механизма депозитных операций коммерческих банков
3.1 Направления деятельности ОАО «АСБ Беларусбанк» в области привлечения ресурсов
3.2 Пути развития депозитных операций филиала № 503
Заключение
Список использованных источников
- сумма и валюта вклада (депозита);
- проценты по вкладу (депозиту);
- вид договора банковского вклада (депозита);
-срок возврата вклада (депозита) — для договора срочного банковского вклада (депозита);
- условия возврата вклада (депозита) — для договора условного банковского вклада (депозита);
- иные условия, относительно
которых по заявлению одной
из сторон должно быть
Вкладчиками по договору могут быть физические и юридические лица.
Вкладчики свободны в выборе банка и (или) небанковской
кредитно-финансовой организации для
размещения во вклады (депозиты) принадлежащих
им денежных средств и могут иметь вклады
(депозиты) в одном либо нескольких банках
и (или) одной либо нескольких небанковских
кредитно-финансовых организаци
Вкладчики могут распоряжаться вкладами (депозитами), получать по ним доход, совершать безналичные расчеты и пользоваться иными видами банковских услуг в соответствии с законодательством Республики Беларусь и договором банковского вклада (депозита).
Вкладчик имеет право на условиях ранее заключенного договора пополнять сумму вклада (депозита), если это предусмотрено условиями договора банковского вклада (депозита).
Вкладополучатель обеспечивает сохранность вкладов (депозитов) и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками [1].
Вкладополучатель обязан возвратить вклад (депозит) в срок, предусмотренный договором банковского вклада (депозита).
Физическое лицо вправе потребовать возврата вклада (депозита) по договору срочного или условного банковского вклада (депозита) до наступления срока возврата вклада (депозита) или указанного в договоре события. Вкладополучатель возвращает вклад (депозит) в течение пяти дней со дня предъявления требования [5].
Условие договора об отказе физического лица от права на досрочный возврат срочного или условного банковского вклада (депозита) является недействительным.
Если срочный или условный банковский вклад (депозит) возвращается вкладчику по его требованию до истечения срока возврата вклада (депозита) либо до наступления события, указанного в договоре, проценты по вкладу (депозиту) выплачиваются в размере и порядке, установленных договором банковского вклада (депозита) [7].
Вкладополучатель выплачивает вкладчику проценты по вкладу (депозиту) в размере, определяемом договором банковского вклада (депозита).
Размер процентов по срочным и условным банковским вкладам (депозитам) может быть изменен по соглашению сторон, если иное не предусмотрено договором банковского вклада (депозита).
Вкладополучатель вправе
в одностороннем порядке
В случае уменьшения банком (вкладополучателем) размера процентов новый их размер применяется к вкладу (депозиту), внесенному до уведомления вкладчика об уменьшении размера процентов, по истечении не менее одного месяца со дня уведомления.
Проценты по вкладу начисляются
со дня его поступления к
Проценты по вкладу (депозиту)
выплачиваются вкладчику
Проценты уплачиваются ежемесячно либо с возвратом вклада (депозита), в последнем случае предусматривается начисление процентов с их последующей капитализацией.
При возврате вклада (депозита) проценты начисляются и выплачиваются полностью.
Отметим, что вклады физических лиц могут привлекать только те коммерческие банки, которые имеют на это специальную лицензию. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в Республике Беларусь выдается коммерческим банкам лишь при наличии собственного капитала в размере 10 млн. евро [1].
Уплата банком процентов по депозитным операциям – основная часть расходов банка. Поэтому банк, с одной стороны не заинтересован в высоком уровне процентной ставки, а с другой - вынужден поддерживать такой уровень процентной ставки по депозитам, который был бы привлекателен для клиентов.
В настоящее время используются различные способы исчисления и уплаты процентов. Виды процентных ставок, устанавливаемых банком, могут быть следующими: простые и сложные; плавающие и фиксированные [7].
Традиционным видом начисления
процентов являются простые проценты,
когда в качестве базы для расчета
используется фактический остаток
вклада и с установленной периодичност
Другим видом расчета доходов являются сложные проценты (начисление процента на процент). В этом случае по истечении расчетного периода на сумму вклада начисляется процент, и полученная величина присоединяется к сумме вклада.
Процентная политика в
области депозитных операций должна
учитывать объективность
Таким образом, успешная деятельность
банка, как сбытовой организации, зависит
от объема и качества имеющихся в
его распоряжении ресурсов. Под «качеством
ресурсов», с точки зрения банка,
понимается срок привлечения. Чем выше
срок привлечения ресурсов и ниже вероятность их досрочного отзыва владельцем,
тем ресурсы являются более качественными.
Поэтому при планировании деятельности
банка в области привлечения и управления
ресурсами важно уметь прогнозировать
количественные показатели, характеризующие
данные операции. Прогнозирование стои
Проценты, выплачиваемые банком вкладчикам за привлекаемые ресурсы, это основная статья операционных расходов. Следовательно, ставка процента, во-первых, призвана обеспечивать минимизацию этих расходов, во-вторых, должна быть привлекательной для расчета ставок по кредитам [7].
Сталкиваясь с быстрым ростом величины процентных ставок и интенсивной конкуренцией, банки Республики Беларусь начали уделять повышенное внимание изысканию новых источников, а также мониторингу структуры и стоимости депозитов и не депозитных обязательств. Банки начали реструктурировать источники средств в соответствии с определенными целями:
− используют те источники, которые минимизируют издержки привлечения средств, которые оставляют в распоряжении банка больше новых средств для увеличения его прибыли и капитала;
− выбирают оптимальные пропорции между величинами депозитов, заемных средств и собственного капитала, обеспечивающих желаемый уровень стабильности, чтобы банк мог позволить себе держать высокодоходные активы, которые обычно требуют инвестиций на более длительные сроки при более высоком уровне риска.
2. Анализ депозитных операций филиала №503 ОАО «АСБ Беларусбанк»
ОАО "АСБ Беларусбанк"
– крупнейшее универсальное финансово-
Успешные показатели развития
ОАО «АСБ Беларусбанк» подтверждены
компанией «Fitch Ratings», отчетом аудиторов
«Deloite&Touche», а также мнением многочисленных известных финансовых
и консалтинговых учреждений. В 2007 году
международное рейтинговое агентство
Moody's Investors Service впервые присвоило ОАО «АСБ
Беларусбанк» второй международный кредитный
рейтинг, что позволит иностранным инвестора
В октябре 2007 г агентство Fitch Ratings подтвердило рейтинги ОАО «АСБ Беларусбанк»: долгосрочный - B- /B минус/ и краткосрочный - B. Рейтинг поддержки банка подтвержден на уровне «5», а индивидуальный рейтинг банка - на уровне D/E. Прогноз по рейтингу ОАО «АСБ Беларусбанк» - «Стабильный». Fitch Ratings также отмечает, что ОАО «АСБ Беларусбанк» занимает доминирующее положение на рынке банковских услуг физическим лицам, получая преимущество за счет разветвленной общенациональной сети филиалов. Кроме того, у банка достаточно разнообразное направление банковских услуг корпоративным клиентам, в том числе большая доля услуг предприятиям малого и среднего бизнеса [24].
Индивидуальный рейтинг ОАО «АСБ Беларусбанк» учитывает значительный размер клиентской базы банка, относительно диверсифицированную структуру баланса, а также ограниченные торговые риски. Существенное повышение капитализации и прибыльности может стать важным позитивным фактором кредитоспособности ОАО «АСБ Беларусбанк». Повышение долгосрочных и краткосрочных рейтингов отражает более высокую степень уверенности агентства в готовности руководства Республики Беларусь оказывать поддержку банкам в случае необходимости [24].
В 2008 году банк продолжил укрепление своих позиций на национальном и международном рынках банковских услуг.
Для этого ОАО "АСБ Беларусбанк" 11 апреля 2008 года провел в Пекине презентацию «Беларусбанк - финансовый мост междуБеларусью и Китаем», в ходе которой представил свою стратегию деятельности на международном рынке и новые механизмы сотрудничества с зарубежными финансовыми институтами. Были также рассмотрены планируемые к реализации крупнейшие проекты в сфере международного заимствования, в том числе и с участием китайских партнеров [24].
По итогам деятельности ОАО «АСБ Беларусбанк» за 2008 год, получена прибыль в размере 208,6 млрд. рублей, что выше прошлогоднего уровня на 10%. Рентабельность деятельности банка составила 8,6% .Уставный фонд составил 2289 млрд. рублей или 744 млн. евро. Ресурсный потенциал банка за 2008 год увеличился на 7,5 трлн. рублей или на 44,7% и на 1 января 2009 года достиг 24,4 трлн. рублей [24].
Банк занимает лидирующее положение в Республике Беларусь по основным направлениям банковского бизнеса.
Корпоративный бизнес является
одним из основных видов деятельности
ОАО «АСБ Беларусбанк». Корпоративными
клиентами банка являются крупные
предприятия, малый и средний
бизнес, индивидуальные предприниматели,
а также государственные
ОАО «АСБ Беларусбанк» предлагает своим корпоративным клиентам широкий диапазон финансовых продуктов и услуг, а именно:
- открытие и ведение счетов в белорусских рублях и иностранной валюте;
- расчетно-кассовое
- депозитные вклады в
белорусских рублях и
- операции на рынке государственных ценных бумаг;
- операции с векселями;
- депозитарные услуги;
- валютообменные операции по поручению клиентов;
- международные расчеты;
- документарные операции;
- кредитные, лизинговые и факторинговые операции;
- инкассация, перевозка денежной наличности, ценностей;
- операции с пластиковыми карточками;
- добровольное и обязательное страхование автотранспорта [23].
В настоящее время клиентская база насчитывает более 79 тысяч клиентов — юридических лиц. Среди них — крупнейшие промышленные предприятия и торговые организации страны: ТКУП "Минсктранс", ОАО "Минский завод игристых вин", РУПП "Витязь", ЗАО "БеСТ", ОАО "Белтрансгаз", РУП "Белтелеком", РУП "Белпочта", РУП "Минский тракторный завод", РУП "Минскийавтомобильный завод", ОАО "Минский подшипниковый завод", УП "Минский завод колесных тягачей".
Обслуживая большой круг корпоративных клиентов, банк стремиться делать все возможное, чтобы привлекать их средства, предлагая выгодные условия по вкладам, надежно и эффективно управлять этими средствами.
Розничный бизнес самый динамично
развивающийся сегмент
Розничные услуги банка включают:
- кредитование населения (на строительство ил
- вклады;
- валютно-обменные операции;
- банковские пластиковые карточки;
- дорожные чеки;
- облигации;
- продажа драгоценных металлов;
- услуги депозитария;
- услуги посредника на рынке ценных бумаг;
- международные денежные перевод
С целью укрепления лидирующих позиций на рынке розничных банковских услуг особое внимание уделяется вопросам максимальной доступности услуг для клиентов, расширения количества услуг и улучшения их качества, включая определение удобных для клиентов сроков обслуживания, повсеместное внедрение принципа «одного окна», развитие и совершенствование информационных услуг, оптимизацию и упрощение организации выдачи кредитов и управления другими розничными услугами.