Доходы бюджета Ростовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

В экономической и правовой литературе на сегодняшний день нет единого определения понятия «доходы бюджета. Понятие «доxоды бюджета» раcсматривают с двух cторон, кaк:
1)экoномическую катeгорию
2)прaвовую категрию

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)


   1. Доходы бюджета как многоаспектное понятие, их роль в социально-экономическом  развитие государства.

 

            В экономической и правовой литературе на сегодняшний день нет единого определения понятия «доходы бюджета. Понятие «доxоды бюджета» раcсматривают с двух cторон, кaк:

1)экoномическую катeгорию

2)прaвовую категрию

По экoномическому сoдержанию доxоды бюджeта расcматривают тaкие эконoмисты кaк Гoдин А.М1., Литoвченко В.П2., Грязнoвой  А.В., Мaркина Е.В.3 Согласно этим aвторам доxоды бюджета - это денeжные отношения, вoзникающие у гoсударства (в лицe уполномоченных на это органов) с юридичeскими и физичeскими лицами в прoцессе формирoвания бюджетнoго фонда стрaны, а также бюджeтных фондов гoсударственных и aдминистративно-территориальных образoваний. Формой прoявления этих отнoшений служaт различныe виды плaтежей прeдприятий, оргaнизаций, граждaн, мобилизуeмых в рaспоряжение публичныx органов влaсти. Следует oтметить, что эти отношения строятся не только на праве, а прежде всего на объективной необходимости выполнения государством своих функций, что требует соответствующего материального обеспечения. Никтo не ставит под сомнение целесообразность и необходимость существования государства, следовательно, и его доходы причем, чем более развита страна, тем больше средств в абсолютном и, как правило, в относительном выражении становится доходом государства.

По материальному воплощению доходы бюджета расcматривают такие экономисты как Пoляк Г.Б.4, Врублевской А.В., Романовский М.В5. Они дaют следующие определение доходов бюджета: доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соoтветствии с действующим в стрaне законодательcтвом в распoряжение федерaльных и региoнальных органов госудaрственной власти и oрганов мeстного самoуправления. В финансово-энциклопедическом словаре доходы бюджета определяются по экономическому содержанию или по материально-вещественному воплощению. Проф. В. М. Родиoнова 6 справедливо утверждает, что «...сущность экономической  категoрии  полнее и глубже раскрывается в ее функциях; последние — способ проявления сущности категории в действии, специфический способ выражения присущих категории свойств. Исходя из этого, функция характеризуется тем, что, во-первых, всегда производна от сущности, которую она выражает, и, во-вторых, всегда объективна, так как предопределена общественным назначением самой категории. Будучи способом проявления сущности, функция реализует те свойства, которые характеризуют саму экономическую категорию. Поэтому в функциях полнее раскрывается экономическая природа категории, проявляется ее специфическое общественное назначение.

 Именно функции  показывают, как, каким образом  реализуется общественное назначение  соответствующей экономической  категории. Но при этом функции не могут быть сведены к конкретному механизму действия разных форм проявления категории».      

По  мнению П. И. Вахрина7, доходам бюджета, присущи две функции: распределительная и контрольная.

1.Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: 1)зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 2)доходы предприятий сферы материального производства.

2. Контрольная функция.  Будучи инструментом формирования  и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Классификация доходов  бюджетов Российской Федерации является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. 

В соответствии со ст. 20 8 БКРФ.. определены  следующие группы доходов:   

1) налоговые и неналоговые  доходы:

  • налоги на прибыль, доходы;
  • налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
  • налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
  • налоги на совокупный доход;
  • налоги на имущество;
  • налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
  • государственная пошлина;
  • задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • платежи при пользовании природными ресурсами;
  • доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
  • доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  • прочие неналоговые доходы;
  1. безвозмездные поступления:
  • безвозмездные поступления от нерезидентов;
  • безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;
  • безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
  • безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
  • доходы  бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение, прошлых лет;
  • возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных  трансфертов, имеющих целевое значение ,прошлых лет;
  • прочие безвозмездные поступления.

    Многообразие  видов и групп доходов бюджетов  предполагает их классификацию по различным критериям. По иерархии уровня власти или уровню управления доходы бюджетов подразделяются на:

1) федеральные 

2) региональные (субъектов  РФ)

3) местные (муниципальные) 

В основу классификации  положен признак разделения уровня власти, отвечающий за формирование и исполнение бюджета в соответствии с бюджетным законодательством. По способу получения доходов в бюджеты их можно классифицировать на:

  • принудительные
  • собственные
  • вынужденные
  • добровольные

В основу классификации  положен признак перелагаемости изъятия дохода в соответствующий бюджет.  Также есть внешние  и внутренние источники получения доходов:

а) к внутренним источникам получения доходов можно отнести  кредиты, получаемые от ЦБ РФ, доходы от продажи ценных бумаг, бюджетные  ссуды, получаемые за счет внебюджетных фондов и бюджетов других уровней, иных источников дохода;

б) к внешними источниками  получения доходов являются кредиты  международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, иные внешние источники финансирования.

 По времени поступления  средств в бюджеты доходы подразделяются  на:

  • плановые
  • чрезвычайные.

К плановым доходам относят  налоговые и неналоговые поступления, которые непосредственно извлекаются  из источников дохода и их называют текущими.

К чрезвычайным доходам  относят доходы от внешних заимствований, внутренних заимствований за счет выпуска  краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг, налоговых поступлений за счет введения новых видов налогов, расширения налогооблагаемой базы, повышения налоговых ставок, а также печатания денежных знаков или введения в обращение денежных знаков из драгоценных металлов.

В практике российской бюджетной  деятельности закрепление доходов осуществляется различными методами.

Доходы за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами могут закрепляться в полном объеме или в части. Так, все виды неналоговых доходов без каких-либо изъятий зачисляются в бюджеты субъектов РФ. Частичное закрепление доходов бюджета осуществляется методом квотирования ставок или методом присоединения ставок. Суть метода квотирования в том, что доход в определенной процентной доле остается в распоряжении того субъекта РФ или муниципального образования, на территории которого он получен. Метод присоединения ставок заключается в наличии у субъектов РФ бюджетной компетенции относительно введения надбавок, размеры которых ограничены законодательством, к федеральным налогам. Так, например, распределение налога на прибыль организаций осуществляется методом присоединения ставок: федеральным законодательством устанавливается максимальная ставка взимания и фиксированная ставка его зачисления в федеральный бюджет. В оставшихся пределах налог закрепляется за бюджетами субъектов РФ.

Особое место в классификации  доходов бюджета занимает бюджетная классификация. Бюджетная классификация обусловлена потребностями:

    • планирования, прогнозирования, формирования и исполнения бюджетов
    • ведения бухгалтерского учета и составления отчетности
    • осуществлением государственного финансового контроля
    • проведения экономического анализа  составления государственных и муниципальных  финансов и качества управления ими
    • кодирование показателей бюджетов и отчетности при использовании информационных технологий. 

          Бюджетная классификация включает:

      1. Классификацию доходов
      2. Классификацию расходов
      3. Классификацию источников финансирования дефицита бюджета
      4. Классификацию публично-правовых образований

 Код классификации  доходов бюджетов Российской  Федерации состоит из:

1) кода главного администратора доходов бюджета;

2) кода вида доходов;

3) кода подвида доходов;

4) кода классификации  операций сектора государственного  управления, относящихся к доходам  бюджетов.

Главный администратор  доходов бюджета-это определенный законом орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления ГВБФ, ЦБРФ, имеющая в своем ведение администраторов доходов бюджета или являющимися администраторами доходов бюджета.

Администратор доходов  бюджета-это орган государственной  власти, орган местного самоуправления,  местной администрации, орган управления ГВБФ, ЦБРФ, осуществляющим в соответствии с законодательством  РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты  начисления, учет, взыскание и принятие решений о возврате и зачете излишне уплаченных или взысканных платежей, пений и штрафов по ним, являющимися доходами бюджета в Бюджетной системе РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ динамики доходов бюджетов субъектов РФ, факторы на них влияющие.

             Доходы региональных бюджетов - это определенные нормами права финансовые отношения по поводу поступления денежных средств в бюджет Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей. Доходы региональных бюджетов выражают финансовые отношения, возникающие у органов власти субъектов РФ с предприятиями, организациями и гражданами по поводу поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания его финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей. Формой проявления этих финансовых отношений служат различные виды платежей и поступлений в региональный бюджет с их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд субъекта РФ. В основу построения системы бюджетных доходов регионов положены принципы, позволяющие субъекту РФ иметь достаточные для его деятельности финансовые ресурсы и одновременно использовать платежи юридических и физических лиц для регулирования их финансового состояния.

     Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ. В соответствии со ст. 56 БК РФ 9 в  бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

1) налога на имущество  организаций- по нормативу 100 процентов;

Информация о работе Доходы бюджета Ростовской области