Европейский банк реконструкции и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 05:11, курсовая работа

Описание работы

Цель создания ЕБРР — кредитная поддержка стран Восточной и Центральной Европы при переходе к рыночной экономике. В ходе курсовой работы будут приведены различные фактические, практические и статистические данные по работе ЕБРР. Данная тема курсового проекта актуальна на сегодняшний день, так как ЕБРР – это процветающее, перспективное и важное место в современной экономике не только России, но и Европы. Целью данной курсовой работы является изучение сферы деятельности ЕБРР, а также особенности его функционирования и соответствующие полномочия.

Содержание работы

Введение
История создания и особенности функционирования ЕБРР.
История создания ЕБРР
Особенности функционирования ЕБРР
Финансовая деятельность ЕБРР.
Требования ЕБРР к финансированию проектов
ЕБРР и кредитование
Сотрудничество ЕБРР и России.
Стратегия для работы в России
Инвестирование в проекты, осуществляемые в России и СНГ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 89.63 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

    1. История создания и особенности функционирования ЕБРР.
    1. История создания ЕБРР
    1. Особенности функционирования ЕБРР
    1. Финансовая деятельность ЕБРР.
    1. Требования ЕБРР к финансированию проектов
    1. ЕБРР и кредитование
    1. Сотрудничество ЕБРР и России.
    1. Стратегия для работы в России
    1. Инвестирование в проекты, осуществляемые в России и СНГ

Заключение

Приложения

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР) создан в 1991 году с  целью оказания поддержки странам  Средней и Восточной Европы при  переходе от централизованного планового  хозяйства к рыночной экономике. Штаб-квартира банка находится в  Лондоне.

Основной задачей ЕБРР является финансирование проектов, способствующих развитию экономики, однако, несмотря на это, Банк осуществляет свою деятельность, руководствуясь принципом самоокупаемости. Обладая высшим кредитным рейтингом (ААА), Банк может привлекать средства на международных рынках капиталов  по самым выгодным ставкам.

ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения  своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Его владельцами являются 61 страна и две международные организации. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами.

Он осуществляет проектное  финансирование банков, предприятий  и компаний, вкладывая средства, как в новые производства, так  и в действующие фирмы. Он также  работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов  приватизации и структурной реорганизации  на них, а также совершенствования  коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

По линии независимого механизма рассмотрения жалоб анализируются жалобы на финансируемые ЕБРР проекты. Данный механизм позволяет затрагиваемым тем или иным проектом ЕБРР группам местного населения подавать жалобы в ЕБРР.

ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения  своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Его владельцами являются 61 страна и две международные организации. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами.

Он осуществляет проектное  финансирование банков, предприятий  и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Цель создания ЕБРР — кредитная поддержка стран Восточной и Центральной Европы при переходе к рыночной экономике.

В ходе курсовой работы будут  приведены различные фактические, практические и статистические данные по работе ЕБРР.  Данная тема курсового  проекта актуальна на сегодняшний  день, так как ЕБРР – это процветающее, перспективное и важное место в современной экономике не только России, но и Европы.

Целью данной курсовой работы является изучение сферы деятельности ЕБРР, а также особенности его функционирования и соответствующие полномочия.

 

 

 

 

 

 

 

    1. История создания и особенности функционирования ЕБРР.
    1. История создания ЕБРР.

 

В конце 80-х - начале 90-х годов  в странах Центральной и Восточной  Европы (ЦВЕ) сложилась новая политическая обстановка. Окончание «холодной  войны» обеспечило определенную международную  стабильность, изменило политическое положение и равновесие в мире и способствовало развитию демократических  процессов в странах ЦВЕ. Вместе с тем после краха социалистической системы указанные страны столкнулись  с проблемами, связанными с резким падением производства, уровня жизни  населения крупномасштабной миграцией  рабочей силы и безработицей, обострением  национальных проблем и перерастанием  их в вооруженные конфликты, ухудшением состояния окружающей среды. Кредитно-финансовые учреждения стран ЦВЕ унаследовали такие серьезные проблемы как  безнадежные кредиты, ограниченность финансовых резервов, вялость процесса капитализации, чрезмерную монополизацию  финансового сектора, связанные  с тем, что акционерами кредитных  учреждений являлись государственные  предприятия, выступающие одновременно в качестве заемщиков. Перед странами ЦВЕ встала задача формирования и  ускоренного развития частного сектора  экономики.

С другой стороны, окончание  «холодной войны» означало возможность  дальнейшего развития интеграционных процессов в Европе, одним из проявлений которых явилось создание европейских  межгосударственных организаций, способствующих усилению роли данного региона на мировой арене, баланс сил на которой  после краха социализма сместился  в пользу США.

Все это привело к учреждению одной из международных финансовых организации – Европейского банка  реконструкции и развития (ЕБРР). ЕБРР создан на основе Соглашения от 29 мая 1990 года и призван содействовать переходу стран от Центральной Европы до Центральной Азии к рыночной экономике. Учредителями ЕБРР были 40 стран1 – все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также Европейский союз (ЕС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). В последствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ (Социалистическая Федеративная Республика Югославия) были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами. В настоящее время акционерами ЕБРР являются 60 стран (в том числе европейские страны), а также ЕС и ЕИБ.

На этапе формирования ЕБРР по некоторым вопросам развернулась дискуссия, в частности:2

  • Отсутствие потребности в организации ЕБРР аргументировалось существованием международных финансовых институтов (прежде всего МВФ и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и его группы). Вызывала сомнение способность взять под свой контроль процессы реконструкции и развития в странах Центральной и Восточной Европы, а также отсутствием в тот период конкретных программ у создателей ЕБРР;
  • Вопрос о целесообразности вступления США в европейский финансовый институт, где они заведомо не будут занимать лидирующих позиций. Высказывались самые полярные мнения, например, чтобы быть членом ЕБРР для США - это шанс влиять на европейские процессы, которым не следует пренебрегать, и наоборот, что ЕБРР станет "бюрократической машиной в руках нескольких европейцев", поэтому для США лучше не быть его членом (в процессе дискуссии победила первая точка зрения);
  • США и Япония пытались сорвать участие в ЕБРР Советского Союза. В результате СССР все же был принят в члены ЕБРР, однако ст. 8 соглашения об учреждении была дополнена пунктом 4 и СССР должен был ограничить доступ к ресурсам ЕБРР суммой оплаченных акций, то есть 180 млн. экю на трехлетий период;
  • Опасения западно - европейских государств относительно перерастания политической нестабильности в вооруженные конфликты в ЦВЕ из-за сложностей переходного периода, в том числе и экономических;
  • Желание сформировать единую европейскую структуру, в которую были бы интегрированы страны ЦВЕ;
  • Наличие общих задач европейских государств вследствие их географической близости (в таких областях как экология, энергетика, инфраструктура и так далее);
  • Желание западноевропейских государств создать контролируемый финансовый институт (в котором США не играли бы доминирующей роли, что способствовало бы повышению статуса Западной Европы в формировании глобальной и региональной экономической политики, как и повышению её роли в расстановке сил между тремя центрами соперничества - США, Западной Европой и Японией;
  • Возможность для бывшего СССР прорвать изоляцию от международных финансовых институтов. Ко времени создания ЕБРР СССР стремился стать членом МВФ и МБРР, однако это ему не удавалось, хотя необходимость в поддержке со стороны ведущих финансовых институтов в области инвестирования и оказания технической помощи остро ощущалась. Такая потребность могла быть удовлетворена лишь с помощью нового международного финансового института учредителем которого СССР стал бы с самого начала, в связи с чем СССР активно поддержал идею создания ЕБРР;
  • Отсутствие у МВФ и МБРР опыта в решении столь масштабных проблем, которые появились в связи с необходимостью стабилизации и перехода к рыночной экономике стран ЦВЕ.

Тем не менее, в силу действия ряда факторов путь от идеи создания ЕБРР до ее осуществления на практике был  пройден с невероятной и беспрецедентной  быстротой. ЕБРР стал скорее региональной, нежели глобальной организацией, созданной, в основном, странами Западной Европы для решения проблем у своих  «соседей». При этом эти государства  закрепи за собой доминирование  в ЕБРР, прописав его уставе: 50% плюс 1 акция должны принадлежать западноевропейским странам (которые в документах ЕБРР именуются «странами группы А»), доля США в ЕБРР по состоянию на настоящий момент лишь немного превышает доли каждого из промышленно развитых государств Западной Европы.

Основная задача ЕБРР - «содействовать переходу к открытой экономике, ориентированной  на рынок, а так же развитию частной  и предпринимательской инициативе в странах ЦВЕ, приверженных принципам  многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проводящих их в жизнь».

Банк ежегодно проводит оценку стран на соответствие указанной  цели, в частности, по следующим критериям: свободные выборы; представительность правительства; обязанность правительства  и должностных лиц действовать  в соответствии с законодательством; ограниченность политических партий от государства; независимость правосудия; равная защита законом граждан, включая меньшинства; свобода слова, вероисповедания, собраний, передвижения; право частной собственности; право формирования профсоюзов и организации забастовок.

Результаты оценки стран  ежегодно приводятся в документах, называемых «country strategy papers» («страновые стратегии»).

Таким образом, Банк позиционирует  себя не просто как региональный банк развития, увязывая свою деятельность с прогрессом переходного процесса в странах ЦВЕ, при этом официально Банк не может проводит свою деятельность в странах, не приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики, или не проводящих их в жизнь. В отличие от МФВ, который навязывает достаточно жёсткие условия конкретных макроэкономических показателей, ЕБРР проводит более мягкую политику, стремясь до последнего не свертывать свою деятельность в проблемных государствах.

Также следует подчеркнуть, что ЕБРР, по сути, является коммерческим банком.3 Рентабельность оплаченного капитала ЕБРР, в среднем составляет около 7%, что можно назвать достаточно высоким показателем.

 

 

    1. Особенности функционирования ЕБРР.

Для достижения на долгосрочной основе своей цели по содействию переходу стран Центральной и Восточной  Европы к открытой экономике, ориентированной  на рынок, и по развитию частной и  предпринимательской инициативы Банк оказывает содействие странам-получателям, членам Банка в осуществлении  структурных и отраслевых экономических  реформ, включая демонополизацию, децентрализацию  и разгосударствление (приватизацию), чтобы помочь экономике этих стран  полностью включиться в мировую  экономику путем:

    • содействия через частных и иных заинтересованных инвесторов налаживанию, совершенствованию и расширению продуктивной, конкурентоспособной и частнопредпринимательской деятельности, в частности, малым и средним предприятиям;
    • привлечения внутреннего и иностранного капитала, а также управленческого опыта для достижения цели, указанной в предыдущем пункте;
    • содействия продуктивным инвестициям, включая инвестиции в сферы услуг и финансов, и в соответствующую инфраструктуру, когда это необходимо для поддержки частной и предпринимательской инициативы, способствуя тем самым созданию конкурентной среды и повышению производительности труда, уровня жизни, а также улучшению условий труда;
    • оказания технического содействия в подготовке, финансировании и осуществлении соответствующих проектов, как отдельных, так и в рамках специальных инвестиционных программ;
    • стимулирования и поощрения развития рынков капитала;
    • поддержки обоснованных и экономически жизнеспособных проектов, в которых принимает участие более одного члена-получателя;
    • содействия во всей своей деятельности экологически здоровому и устойчивому развитию;
    • осуществления такой иной деятельности и оказания таких иных услуг, которые могут способствовать выполнению указанных функций.

При выполнении данных функций, Банк работает в тесном сотрудничестве со всеми своими членами и, в той форме, какую он сочтет целесообразной в рамках настоящего Соглашения, с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, Многосторонним агентством по гарантированию капиталовложений и Организацией экономического сотрудничества и развития, а также сотрудничает с Организацией Объединенных Наций и ее специализированными учреждениями и другими соответствующими органами, равно как и с любой публично-правовой или частной организацией, связанной с экономическим развитием и инвестициями в странах Центральной и Восточной Европы.

 

Банк имеет Совет управляющих, Совет директоров, Президента4, одного или более вице-президентов, а также таких иных должностных лиц и сотрудников, которых он сочтет необходимыми.

Члены ЕБРР не устанавливают каких-либо ограничений в отношении получения, владения, использования или перевода Банком:

  1. валют или ЭКЮ, получаемых Банком в счет уплаты по подписке на его акционерный капитал в соответствии со статьей 6 настоящего Соглашения;
  2. валют, получаемых Банком при заимствовании;
  3. валют и других ресурсов, которыми управляет Банк в качестве поступлений в специальные фонды; и
  4. валют, получаемых Банком в оплату в счет основного долга, процентов, дивидендов или других начислений в отношении займов, инвестиций или выручки от реализации таких инвестиций, произведенных из любых средств, указанных в пунктах 1-3 настоящего пункта, или за счет выплат комиссий, сборов или других начислений.

Информация о работе Европейский банк реконструкции и развития