Европейский банк реконструкции и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 05:11, курсовая работа

Описание работы

Цель создания ЕБРР — кредитная поддержка стран Восточной и Центральной Европы при переходе к рыночной экономике. В ходе курсовой работы будут приведены различные фактические, практические и статистические данные по работе ЕБРР. Данная тема курсового проекта актуальна на сегодняшний день, так как ЕБРР – это процветающее, перспективное и важное место в современной экономике не только России, но и Европы. Целью данной курсовой работы является изучение сферы деятельности ЕБРР, а также особенности его функционирования и соответствующие полномочия.

Содержание работы

Введение
История создания и особенности функционирования ЕБРР.
История создания ЕБРР
Особенности функционирования ЕБРР
Финансовая деятельность ЕБРР.
Требования ЕБРР к финансированию проектов
ЕБРР и кредитование
Сотрудничество ЕБРР и России.
Стратегия для работы в России
Инвестирование в проекты, осуществляемые в России и СНГ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 89.63 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

    1. Финансовая деятельность ЕБРР.
    1. Требования к финансированию проектов.

ЕБРР финансирует частные  проекты, как правило, в диапазоне от 5 до 250 млн. евро в виде кредитов или вложений в акции. Средний

размер инвестиций ЕБРР – 25 млн. евро. Менее крупные проекты могут финансироваться через финансовых посредников или в рамках специальных программ прямого инвестирования в менее крупных объемах для стран, где реформы идут с отставанием.

Критерии фондирования ЕБРР

Проект должен отвечать следующим  критериям фондирования ЕБРР:

  • осуществляться в стране операций ЕБРР;
  • иметь мощный экономический эффект;
  • предполагать внесение его спонсором крупного взноса в уставный капитал в денежной или натуральной форме;
  • служить интересам отечественной экономики и содействовать развитию частного сектора;
  • отвечать банковским и экологическим стандартам.

Схема проекта5

ЕБРР разрабатывает каждый проект с учетом потребностей клиента и специфики страны, региона или отрасли. Как правило, ЕБРР

финансирует до 35% общей стоимости проекта в случае нового строительства или 35% в случае долгосрочной капитализации

проектной компании. ЕБРР требует  от спонсоров внесения крупных взносов

в уставный капитал в объеме, равном инвестициям ЕБРР или выше. От спонсоров, других софинансирующих организаций или по линии программ синдицирования ЕБРР требуется привлечь дополнительные средства финансирования.

 

Отрасли, финансируемые  ЕБРР

ЕБРР финансирует проекты  в большинстве отраслей, к которым относятся:

  • агропромышленный комплекс;
  • энергоэффективность;
  • финансовые учреждения;
  • обрабатывающая промышленность;
  • муниципальная и экологическая инфраструктура;
  • природные ресурсы;
  • энергетика;
  • недвижимость и туризм;
  • связь, информационные технологии и СМИ;
  • транспорт.

Отрасли, не финансируемые  ЕБРР

ЕБРР не финансирует оборонную промышленность, производство табачных и ряда алкогольных изделий, веществ, запрещенных международно-правовыми актами, а также находящиеся на собственном балансе игорные заведения.

Рассмотрим пример проекта, который финансировал ЕБРР.

Из–за ограниченного кредитного потенциала национальных банков в Юго-Восточной  Европе у многих частных предприятий  возникают трудности с получением крупных кредитов на длительный срок. Одной из таких компаний является “Марбо” – крупнейший производитель закусочно–пищевой продукции в Сербии и Черногории.

В 2002 году “Марбо” обратилась к ЕБРР за кредитом на цели расширения ее деятельности. После нескольких встреч в представительстве ЕБРР в этой стране разработка проекта была поручена отделу АПК ЕБРР в штаб–квартире ЕБРР.

После обсуждения нескольких вариантов финансирования было принято окончательное решение о предоставлении кредита на сумму 10 млн.

евро на шесть лет с  выдачей его двумя траншами. Он позволит компании модернизировать предприятие, построить производственный и упаковочный цеха, расширить ассортимент выпускаемой “Марбо” продукции и экспортировать ее в соседние страны. Кроме того, кредит позволит компании повысить стандарты корпоративного управления и привести их в соответствие с международной практикой.

Как заявил директор “Марбо” Радослав Миланович, без кредита ЕБРР компания не смогла бы реализовать инвестиционный план или укрепить свои позиции на рынке. С момента первых встреч с клиентами и до выдачи кредита прошло менее пяти месяцев. За это время проект прошел рассмотрение в операционном комитете (в нем представлены руководители всех основных департаментов ЕБРР) и Совете директоров ЕБРР.

В ходе рассмотрения проекта  ЕБРР проверил проект на его соответствие стратегии ЕБРР для региона, провел финансово-экономический анализ и оценку рисков. В процессе рассмотрения проекта анализировались перспективы сохранения компанией ее сильных позиций на рынке после прихода туда международных компаний, а также способность руководства фирмы обеспечить ускоренное расширение ее деятельности. Кроме того, был разработан план природоохранных мероприятий для решения проблем, связанных с удалением отходов, сбросом стоков, загрязнением почвы и грунтовых вод.

После получения в мае 2003 года первого транша кредита (7 млн. евро) спрос на продукцию “Марбо” превысил ее действующие производственные мощности. Общий объем продаж превышает прогнозы, и компания приняла решение ускорить процесс расширения в целях удовлетворения спроса. В ближайшее время ожидается выдача второго транша кредита.

 

 

 

 

    1. ЕБРР и кредитование.

 

ЕБРР предоставляет кредиты, условия  которых учитывают конкретные требования проекта. Банк может взять кредитный  риск либо полностью на свой баланс, либо синдицировать его часть  на рынке. Кредит может обеспечиваться активами спонсора и/или быть конвертирован  в акции, или предусматривать  участие в акционерном капитале. Банк выдает кредиты (и вследствие этого  требует возврата их) в любой из валют, главным образом, в долларах США, германских марках и ЭКЮ, но в  настоящее время он уже начал  фондировать кредиты или привлекать для них средства в ряде местных  валют.

При кредитовании коммерческих предприятий  Банк обычно не требует гарантий от конкретного правительства страны, и, как правило, кредиты предоставляются  без права обращения взыскания  на иностранных спонсоров после  начала осуществления проекта. Основанием для выдачи кредита являются движение денежной наличности по проекту и  предусмотренная в проекте возможность  погасить кредит в течение оговоренного срока. Кредиты таких международных  учреждений, как ЕБРР, по традиции исключаются  из сумм государственного долга при  реструктуризации его, и таким образом  эти учреждения имеют статус привилегированного кредитора. Когда ЕБРР выступает  головным кредитором, преимуществами статуса привилегированного кредитора  могут пользоваться и банки, участвующие  в выданных ЕБРР кредитах заемщикам  из частного сектора.

Расценки на кредит и схемы проектов рассматриваются в совокупности друг с другом, поскольку они связаны  с рыночной конъюнктурой. Принимаются  меры к выявлению и ограничению  рисков по кредитам ЕБРР. Банк действует  как коммерческое предприятие и  предоставляет свои кредиты по рыночным ставкам с учетом таких рисков.

При оценке рисков учитывается положение  ЕБРР как международного учреждения и, в частности, его статус привилегированного кредитора. Процентные ставки устанавливаются с маржой свыше базовой рыночной ставки (обычно ЛИБОР — лондонская межбанковская ставка предложения). Кредиты могут предоставляться либо под плавающую, либо под фиксированную ставку, а также в сочетании с целым рядом инструментов хеджирования в зависимости от того, осуществляется ли операция на рынке производных ценных бумаг. Кредитная маржа отражает как страновые, так и коммерческие риски и соответствует конъюнктуре рынка синдицированных кредитов. Льготные сроки погашения подлежат согласованию, а срочность кредитов обычно составляет от 5 до 10 лет в зависимости от требований конкретной операции. Погашение основной суммы обычно производится по частям равными долями каждые полгода. При кредитовании инфраструктурных проектов в исключительных случаях могут устанавливаться более длительные сроки погашения, например, до 15 лет.

Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР:6

  • использует разнообразные инструменты для гибкого кредитования на основе общепринятых в разных странах стандартов банковской деятельности;
  • гармонично сочетает реализацию задач, намеченных стратегией операций по секторам, с непредусмотренными стратегией операциями, поддерживающими инициативы частного сектора;
  • сотрудничает с частными инвесторами, их консультантами, а также с коммерческими банками;
  • сотрудничает с правительствами в осуществлении долгосрочных планов развития;
  • осуществляет взаимодействие с международными финансовыми организациями;
  • гармонично сочетает межгосударственный и региональный подходы;
  • стремится обеспечить сохранение и улучшение окружающей среды.

Инвестирование в акционерные  капиталы может приобретать самые  разные формы, включая подписку на обыкновенные или привилегированные акции. Предлагаются и инвестиции в квазиакционерный капитал, начиная от субординированных кредитов, долговых обязательств и приносящих доход векселей и кончая свободно выкупаемыми привилегированными акциями. При приобретении пая в акционерном капитале ЕБРР рассчитывает на получение соответствующего дохода на вложенные средства. Он всегда имеет четкий план изъятия своих средств и всегда выступает в качестве мелкого вкладчика. ЕБРР может также гарантировать размещение акций, выпущенных государственным или частным предприятием. Гарантии ЕБРР могут помочь заемщикам в получении доступа к финансированию и распределению рисков в соответствии с пожеланиями ЕБРР и его партнеров по финансированию. При этом применяются те же кредитные критерии, что и для прямых кредитов.

Банк готов рассмотреть возможность  финансирования передачи акций действующих  предприятий только в случаях  их приватизации, когда такая передача явно повысит эффективность предприятия (например, путем совершенствования  управления, реконструкции или расширения его под руководством новых владельцев или слияния его со структурами  поглотившей его компании).

ЕБРР может помочь заемщикам  в получении доступа к капиталу путем предоставления гарантий. Гарантии бывают различных типов, начиная  от гарантий от всех рисков и заканчивая частичными гарантиями в отношении  конкретных рисков, но во всех случаях  максимальный риск должен быть известен и поддаваться измерению, а кредитный  риск должен быть приемлемым.

При финансировании ЕБРР требует от финансируемых им компаний или организаций  обеспечения должного страхового покрытия обычно страхуемых рисков (например, риски, связанные с хищением фондов, пожаром, а также конкретные риски при  строительстве). Он не требует страхования  политического риска или неконвертируемости местной валюты.

ЕБРР обычно требует от финансируемых  им компаний или организаций залогового обеспечения кредита активами проекта, к которым могут относиться следующие: закладная на основные фонды, закладная  на движимое имущество, переуступка  выручки компании в твердой и  внутренней валютах, залог принадлежащих  спонсору акций компании, а также  переуступка прав компании на получение  страхового возмещения и других вытекающих из договора выгод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Сотрудничество ЕБРР и России.

3.1 Стратегия ЕБРР  для работы в России.

Перед лицом экономического кризиса и требующих своего решения  конкретных задач переходного процесса, а также с учетом приоритетов, установленных российским правительством в "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года", основная цель всей деятельности ЕБРР в России будет заключаться в том, чтобы вносить решающий вклад в усилия страны по диверсификации ее экономики в целях снижения существующей зависимости от добычи и переработки природных ресурсов и увеличения доли промышленного

производства с более  высокой добавленной стоимостью. ЕБРР будет решать насущные задачи по противостоянию кризису и смягчению его последствий в ближайшей перспективе, оказанию поддержки в посткризисном восстановлении экономики страны в среднесрочной перспективе, подбирая проекты с учетом соблюдения его уставных принципов (мобилизующая роль, оказание стимулирующего воздействия на переходный процесс и рациональное ведение банковской деятельности), уделяя большое внимание во всех его операциях вопросам соблюдения норм деловой этики. При реализации всех своих проектов и ведении диалога с государственными органами ЕБРР будет способствовать внедрению принципов конкуренции, прозрачности, повышению стандартов корпоративного управления и деловой этики, соблюдению надлежащих экологических норм. Решая эти задачи совместно с российскими властями и другими заинтересованными сторонами, ЕБРР будет стремиться к тому, чтобы его операции, связанный с ними диалог с государственными органами и проекты технического сотрудничества способствовали стабильному повышению качества

рыночных институтов. ЕБРР будет ставить перед собой  цель оказывать России содействие в трансформации ее преимуществ, среди которых наличие

высокообразованного населения, в успешно функционирующие наукоемкие отрасли промышленности и инновационное развитие во всех сегментах экономики страны.

• В рамках второго этапа  реализации Инициативы в области  устойчивой энергетики энергоэффективность станет всеобщей задачей ЕБРР на всех направлениях его деятельности, неотъемлемой частью его операций в каждом из секторов. Его акцент на борьбе с расточительным расходованием энергии и выбросами парниковых газов будет актуален не только для обеспечения конкурентоспособности корпоративных структур, но и для укрепления общей энергобезопасности и борьбы с изменением климата.

• В период действия очередной  стратегии главнейшим из приоритетов станет оказание поддержки в развитии реального сектора экономики, что позволит удовлетворять насущные потребности в финансировании, обеспечивать динамику торгового оборота в условиях кризиса, содействовать усилению конкуренции и диверсификации экономики, стимулировать инновации и повышение производительности труда в среднесрочной перспективе.

Информация о работе Европейский банк реконструкции и развития