Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:19, лекция
По вопросу происхождения термина «финансы» имеются разные точки зрения. Существует мнение, что данный термин произошел от латинского finis – конец, финиш, окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений, используемого в Древнем Риме для характеристики расчетов между населением и государством.
1. Предпосылки возникновения категории «финансы»: исторический аспект
2. Сущность, функции, социально-экономическое значение финансов
3. Финансовая система: понятие, характерные особенности, структурные элементы финансовой системы Российской Федерации
- появление государственного кредита связано с потребностями политической надстройки, которую государственный кредит и обслуживает, появление банковского кредита связано с потребностями производства;
- средства, мобилизуемые посредством государственного кредита, потребляются в основном на непроизводственные цели и погашаются за счет налогов и новых заимствований, а банковский кредит используется как капитал, который дает новую стоимость, направляемую на погашение;
- обязательным участником государственных кредитных операций является государственный орган.
Четвертым звеном финансовой системы является обязательное государственное страхование – урегулированные нормами финансового права отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых указанными лицами страховых взносов.
Самостоятельным звеном финансовой системы являются финансы предприятий, которые с точки зрения финансово-правового регулирования представляют денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами при формировании, движении и использовании основного и оборотного капитала, нематериальных активов и финансовых ресурсов предприятий.
Финансовая система охватывает финансы предприятий всех форм собственности, но пределы и методы правового регулирования их финансовой деятельности различны. Финансы предприятий являются основой всей системы финансов, поскольку именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Это звено относится к сфере материального производства. В результате финансовой деятельности предприятий образуются основные источники финансовых ресурсов государства: общественный продукт, национальное богатство и национальный доход.
Первые четыре звена финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для осуществления публичной финансовой деятельности в масштабах всего государства.
Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам, поскольку обладают определенной самостоятельностью, не имеют вертикального взаимодействия, а после уплаты всех причитающихся обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются оставшейся прибылью.
Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых используются и образуются фонды денежных средств. При этом каждому звену финансовой системы присущи определенные свойства и функции, которые не повторяются другими ее звеньями, но все звенья взаимодействуют и интегрируют.
Лекция № 2
Тема: «Теоретические основы бюджетной деятельности
в Российской Федерации»
План:
1. Понятие и функции государственных финансов
2. Сущность, функции, виды,
социально-экономическое
3. Бюджетное устройство Российской Федерации
Содержание материала лекции № 2.
I. Государственные финансы составляют материальную основу деятельности государства при различных системах хозяйствования. Они представляют собой совокупность экономических отношений, ориентированных на образование и распределение денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Впервые термин «государственные финансы» стал применяться во Франции в XVI в.. Сущность государственных финансов определяется господствующим способом производства и принятой системой хозяйствования в государстве. Рассматривая исторический аспект становления системы государственных финансов необходимо отметить, что в рабовладельческих, феодальных и капиталистических обществах государственные финансы выступали орудием дополнительной эксплуатации трудящихся, так как основное налоговое бремя возлагалось на работающее население, а изъятые посредством налогообложения денежные ресурсы направлялись на содержание аппарата классового угнетения, на поддержку и обогащение господствующих классов. В докапиталистических формациях государственные доходы и расходы имели главным образом натуральную форму. Труд рабов и производимые ими продукты служили средством покрытия большей части потребностей рабовладельческого государства. Важным источником пополнения армии рабов и казны являлись военные грабежи и дань с покорённых народов. При феодализме решающим источником государственных ресурсов стали труд крепостных крестьян и производимые ими продукты. С созданием централизованных государств и ростом их расходов появилась система регулярных общегосударственных налогов и пошлин, казна государства стала отделяться от личных средств главы государства, в свою очередь принудительные сборы и займы уступили место государственным займам и централизованным выпускам денег в обращение, что стало предпосылкой формирования сложной системы государственных финансов.
В рамках современной интерпретации под термином «государственные финансы» подразумевается совокупность экономических отношений между государством и обществом, возникающих в реальном денежном обороте, в процессе которых происходит сбор и использование денежных средств для удовлетворения государственных потребностей в интересах всего общества. Результатом этих отношений выступает создание системы общегосударственных денежных фондов, таких как государственный бюджет, бюджеты различных административно-управленческих и территориальных единиц, внебюджетные социальные и экономические фонды, фонды государственных предприятий, кредитный фонд государства.
Регулирование процесса управления государственными финансами в центре и на местах осуществляется посредством утверждения нормативно-правовых актов, касающихся формирования и исполнения бюджетов различных уровней, путем введения изменений в налоговое законодательство по поводу установления и отмены налогов, акцизов, таможенных тарифов и других обязательных платежей.
Сущность государственных финансов проявляется в их функциях:
- перераспределительная –
- воспроизводственная –
- регулирующая – выполняется
в процессе реализации
- стимулирующая – сводится к тому, чтобы заинтересовать все субъекты, связанные с формированием и расходованием государственных финансовых ресурсов в более эффективной и производительной работе, в ускорении научно-технического прогресса и повышении конкурентоспособности продукции и услуг внутри страны и на внешнем рынке;
- плановая (прогнозная) – реализуется
в процессе составления и испол
-
контрольная – представлена
-
социальная – способствует
Таким образом, государственные финансы как совокупность денежных отношений направлены на обслуживание потребностей всех членов общества.
II. Бюджет - это публичные экономические
отношения, опосредующие процесс аккумулирования,
распределения и использования централизованного
фонда денежных средств определенного
государственно-
Бюджет (от французского слова budget) является исходной сферой бюджетной деятельности и одной из основополагающих финансово-правовых категорий, поэтому его определение образуется из экономического, материального и юридического аспектов.
Выполнение социальной, политической и экономической функций государства объективно требует финансовых ресурсов, а удовлетворяются государственные потребности в денежной форме. Таким образом, экономическая сущность бюджета проявляется в общественных отношениях, связанных с аккумулированием и использованием средств централизованного денежного фонда соответствующего территориального уровня.
В материальном аспекте бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на определенном территориальном уровне для обеспечения функций соответствующих органов власти. Материально-вещественное воплощение бюджетные отношения получают в процессе своей реализации, то есть эти отношения материализуются в централизованном денежном фонде соответствующего территориального уровня. Материальное содержание бюджета имеет сложную организационную структуру и находится в постоянной динамике: изменяется объем аккумулируемых денежных средств, виды доходов и расходов. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствование предприятиях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.
Правовое значение бюджета определяет юридическое выражение его как планового акта, принимаемого в установленном законодательством порядке.
В ст. 6 БК РФ «бюджет» определяется как
форма образования и
Правовая форма бюджета раскрывается в ст. 11 БК РФ, в соответствии с которой федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджет субъекта РФ - в форме закона субъекта РФ, местный бюджет - в форме правового акта представительного органа местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Бюджет как правовая категория имеет следующие признаки:
- во-первых, это общегосударственный
фонд денежных средств,
- во-вторых, это финансовый план государства, где указаны его доходы и расходы;
- в-третьих, это основной
Бюджет как правовая категория является объектом бюджетных правоотношений, зафиксированным бюджетно-правовыми нормами и отделимым от материального содержания.
Сущность бюджета проявляется в его функциях:
1. перераспределение валового
2. государственное регулирование и стимулирование экономики;
3. финансовое обеспечение
4. контроль за образованием и
использованием
Бюджет как звено финансовой системы имеет особенности:
а) государственный бюджет представляет особую форму перераспределительных отношений, связанную с обособлением части национального дохода в собственность всего государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества и отдельных его государственно-территориальных образований;
б) бюджет осуществляет перераспределение национального дохода и части национального богатства как между территориальными образованиями, так и между отраслями народного хозяйства.
Бюджет является публично-правовой категорией, имеет нормативное закрепление и служит для выражения исключительно общегосударственных интересов, поэтому отношения в этой сфере регулируются преимущественно императивными нормами.
Выделяют следующие
Чрезвычайный бюджет отличается более жестким правовым режимом использования средств, основанием для установления которого является возникновение непредвиденных обстоятельств и угроз различной природы.
В БК РФ существует понятие «консолидированный бюджет», что означает «свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории».
Консолидированный бюджет имеет два существенных признака:
а) представляет собой совокупность бюджетов определенной территории;
б) свод бюджетов определенной территории используется как экономический инструмент для расчетов минимальных социальных и финансовых нормативов, необходимых для бюджетного планирования и анализа бюджетной деятельности.
Минимальный бюджет содержит расчетный
объем доходов бюджета
III. Бюджетное устройство представляет
собой внутреннюю совокупность бюджетов,
виды и принципы взаимной связи которых
определяются национально-государственным
и административно-
Информация о работе Финансы и финансовая система государства