Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:19, лекция
По вопросу происхождения термина «финансы» имеются разные точки зрения. Существует мнение, что данный термин произошел от латинского finis – конец, финиш, окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений, используемого в Древнем Риме для характеристики расчетов между населением и государством.
1. Предпосылки возникновения категории «финансы»: исторический аспект
2. Сущность, функции, социально-экономическое значение финансов
3. Финансовая система: понятие, характерные особенности, структурные элементы финансовой системы Российской Федерации
3. Финансирование дефицита
В этом случае дефицит государственного бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и других).
Достоинства: Возможность получения крупных сумм; неинфляционный характер.
Недостатки: Необходимость возвращения и обслуживания долга; невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга; необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания; риск истощения золотовалютных резервов страны.
Лекция № 4
Тема: «Организационные основы осуществления расходов бюджетов»
План:
1. Расходы бюджета: понятие, юридические признаки, принципы и способы осуществления
2. Классификация расходов бюджета
Содержание материала лекции № 4.
I. Расходы бюджета
являются наиболее значимой
В материальном аспекте расходы бюджета определяются как «денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления» (ст. 6 БК РФ).
В экономическом аспекте
расходы бюджета проявляются
через отношения, на основе которых
происходит процесс использования
средств централизованных фондов денежных
средств государства или
Юридический аспект бюджетных
расходов обусловлен тем, что они
являются составной частью финансовой
деятельности государства и муниципальных
образований, поэтому несут в
себе все общие особенности финансов
Расходы бюджета имеют
следующие юридические
- публичная категория, так как они идут на покрытие основных направлений государственной и муниципальной деятельности, кроме того необходимы всему государству в целом и обеспечивают общие потребности;
- не подлежат возврату, они не создают и не погашают финансовых требований – государство или муниципальные образования производят отпуск денежных средств из бюджета на свои потребности на безвозвратной основе, выделенные средства не нуждаются в возмещении, поэтому возникшие здесь правоотношения не означают появления или прекращения каких-либо финансовых обязательств у сторон;
- осуществляются государством или муниципальным образованием непрерывно, что обусловлено необходимостью бесперебойного, регулярного и повседневного финансирования выполнения государством своих функций и задач;
- являются финансово-правовой категорией, выражающей урегулированными правовыми нормами экономические отношения по поводу распределения и использования централизованных фондов денежных средств;
- призваны на строго
правовой основе обеспечить бес
Таким образом, расходы бюджетов – это публичные, не создающие и не погашающие финансовых требований непрерывные затраты государства или муниципальных образований в виде строго опосредованных нормами права экономических отношений по поводу распределения и использования централизованных фондов денежных средств в целях обеспечения задач и функций государства (Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований).
Расходы бюджетов осуществляются в соответствии со следующими основными принципами:
- принцип федерализма
– законодательное
- принцип приоритетности
государственных и
- принцип целевого
направления средств –
- принцип безвозвратности расходования государственных и муниципальных бюджетных ресурсов – средства, использованные на финансирование государственных потребностей, не подлежат возмещению, за исключением включенных в состав капитальных расходов бюджетов средств, предоставляемых в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
- принцип соблюдения режима
экономии – последовательное
снижение затрат относительно
получаемого результата при
- принцип максимальной
- принцип осуществления бюджетного контроля в целях обеспечения соблюдения финансовой дисциплины;
- принцип единства порядка
- принцип законности
Конкретизация бюджетных расходов определена БК РФ, в соответствии с которым представительные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления ежегодно утверждают суммы расходов каждого бюджета.
В соответствии со ст. 69 БК РФ расходы бюджетов осуществляются в форме ассигнований на:
- оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;
- социальное обеспечение населения;
- предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
- предоставление межбюджетных трансфертов;
- предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
- обслуживание государственного (муниципального) долга;
- исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Самостоятельной формой расходов выступают бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), к которым относятся ассигнования на:
- обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений;
- предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
- предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
- закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения), в том числе в целях:
- оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;
- осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
- разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;
- закупки товаров в государственный материальный резерв.
Основная сумма
- плановости – предварительная разбивка годовых назначений на периоды в соответствии с государственными или муниципальными планами и программами;
- целенаправленности
– выделение бюджетных средств
строго по целевому назначению
на основе закона о
- финансирования в меру выполнения работ и услуг – выделение бюджетных средств поквартально или ежемесячно с учетом использования ранее отпущенных средств и в соответствии с фактическим выполнением заданий, их количественными и качественными характеристиками;
- соблюдения финансовой дисциплины;
- безвозвратности и безвозмездности выделения бюджетных средств.
В зависимости от субъектов, использующих бюджетные средства, можно выделить две основные формы бюджетного финансирования:
а) финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, имеющих имущество на праве хозяйственного ведения;
б) финансирование государственных муниципальных некоммерческих учреждений и организаций, состоящих на бюджете и действующих на праве оперативного управления имуществом, то есть сметно-бюджетное финансирование.
II. Конкретизация бюджетных
расходов определена БК РФ, в
соответствии с которым
Относительно расходов бюджетов БК РФ выделяет функциональную, ведомственную классификацию.
Функциональная классификация – группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства в определенных сферах.
Ведомственная классификация – это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям бюджетных средств.
Согласно БК РФ статья,
посвященная классификации
Информация о работе Финансы и финансовая система государства