Государственный кредит, как экономическое отношение государства с обществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Государственный кредит – совокупность отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями – с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заемщика.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….........3
1. Теоретические основы государственного кредита
1.1. Сущность и функции государственного кредита…………………..6
1.2 Российская Федерация как заемщик…………………………….9
1.3 Российская Федерация как гарант………………………………12
1.4 Российская Федерация как кредитор…………………………...13

2. Формы государственного кредита и классификация займов
2.1 Формы государственного кредита…………………………………..16
2.2 Классификация государственных займов……………………...19

3. Принципы политики России в области управления государственным долгом
3.1 Управление государственным долгом и его отрицательные последствия……………………………………………………………….24
3.2 Объем государственного долга, гарантирующий устойчивость государственных финансов в будущем…………………………………30

Заключение………………………………...33
Список литературы………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовая ДКБ.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение………………………………………………………….........3

1. Теоретические основы государственного кредита

1.1. Сущность и функции государственного кредита…………………..6

1.2 Российская Федерация как  заемщик…………………………….9

1.3 Российская Федерация как  гарант………………………………12

1.4 Российская Федерация как кредитор…………………………...13

 

2. Формы государственного кредита и классификация займов

2.1 Формы государственного  кредита…………………………………..16

2.2 Классификация государственных  займов……………………...19

 

3. Принципы политики  России в области управления государственным долгом

3.1 Управление государственным долгом и  его отрицательные последствия……………………………………………………………….24

3.2 Объем государственного  долга, гарантирующий устойчивость  государственных финансов в будущем…………………………………30

 

Заключение………………………………...33

Список литературы………………………..35

 

 

 

Введение

 

Государственный кредит – совокупность отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями – с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заемщика.

В зависимости  от того, кто в кредитной сделки является кредитором, выделяют следующие  формы кредита: банковская, хозяйственная (коммерческая), государственная, международная, гражданская (частная, личная). Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования. Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов.

Правительство России еще  в начале XVII в. прибегало к услугам  государственного кредита для покрытия своих расходов, тогда и появились  первые государственные займы. Правительство  мобилизовало деньги как на добровольной, так и на принудительной основе под обеспечение государственным имуществом. В XVIII в. сложились следующие виды государственного кредита, типы банков и небанковских организаций:  
- государственные (внутренние и внешние) займы, казначейские обязательства;  
- позаимствование средств у казенных банков;  
- государственный заемный банк (1786), государственный коммерческий банк (1817), сохранные казны при петербургском и московском воспитательном домах (1772), приказы общественного признания(1775).  
Главные операции вышеназванных учреждений: прием вкладов, выдача ссуд под залог помещичьих имений.1

История государственного кредита показывает, что причиной оформления заемных операций выступает  наличие бюджетного дефицита. Испытывая  потребность в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не отказывается от возможности  мобилизации дополнительного финансового фонда в условиях сбалансированного бюджета. Это является вполне оправданным шагом, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного строительства немедленно, без ожидания поступлений обычных бюджетных доходов.

В соответствии с Конституцией России денежно-кредитная политика находится в ведении федерального центра. Федеральная денежно-кредитная политика является системообразующей по отношению к регионам. Вместе с тем региональная денежно-кредитная политика имеет существенные особенности. Как часть экономической политики Правительства России и ЦБ РФ она представляет собой совокупность мер по созданию условий для стабильного функционирования региональной экономики путем обеспечения ее кредитными ресурсами.  
Субъектами денежно-кредитной политики на региональном уровне являются региональные банки и органы государственной власти. В то же время при отсутствии полномочий в денежно-кредитной сфере региональный уровень власти реализует эту политику косвенно с использованием в основном кредитно-финансовых инструментов наряду с общефедеральными инструментами денежно-кредитной политики.

Отдельный вопрос, касающейся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом. В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные  на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает  государственный кредит, выражающий отношения между государственными  и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда  (наряду с бюджетом)  в руках государства. 2

Итак, целью данной курсовой работы является изучение государственного кредита и его роль в экономическом развитии страны,  анализ влияния государственного кредита на развитие экономики нашего государства. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль  в нашей экономике.  От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.    

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы  государственного кредита

1.1. Сущность и функции  государственного кредита

 

Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. В этих отношениях преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Кредитные отношения, при  которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора, влияют на величину централизованных денежных фондов; гарантирование погашения обязательств не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и совмещает их особенности, функционируя, тем не менее, как особое специфическое отношение.

В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. бюджета  и внебюджетных фондов.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход. Еще одной отличительной чертой банковского кредита является производительное использование его как капитала, создающего условия для его погашения и выплаты процентов за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта. Источником же погашения государственного кредита, как отмечалось, выступают в основном средства бюджета.

Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок: до одного года, от одного до пяти лет, от пяти до тридцати лет.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности, возвратности и целевого назначения.

С переходом России к  рынку, распределительная функция  претерпела ряд изменений, в частности изменились субъекты кредитных отношений, со стороны государства их участниками стали субъекты федерации. Особым субъектом кредитных отношений стали местные органы власти, их контрагентами выступают резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица. Для государства или субъектов федерации контрагенты – иные государства, международные финансово-кредитные организации и т. д. Изменились и инструменты, посредством которых осуществляются кредитные отношения, все чаще государство становится участником рынка ценных бумаг, осуществляя заимствование посредством эмиссии облигаций, в том числе и на международном рынке.

 Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Это одна сторона государственных кредитных отношений. Другая ее сторона — финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью дополнительно мобилизованных средств.

Положительное воздействие  распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени.

Вступая в кредитные  отношения, государство вольно или  невольно воздействует на состояние  денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Регулирующая  функция государственного кредита имеет две стороны: экономическую и социальную. Экономическая сторона проявляется, прежде всего, в формировании основных общеэкономических пропорций, таких как, воспроизводственные, отраслевые, территориальные. Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов. Выделение бюджетных ресурсов на безвозвратной основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а порой их дефицитности.

В целом государственный  кредит не только стимулирует высокий темп экономического роста, но и смягчает циклические колебания.

Социальная сторона  государственного кредита связана  с обеспечением воспроизводства  рабочей силы, за счет поддержки  социальной сферы.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство  увеличивает спрос на заемные  средства и тем самым способствует росту цены кредита.

Положительное воздействие  на производство и занятость государство  оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта.

Одной из функций государственного кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств привлекаемых и выделяемых государством. Контрольная функция государственного кредита практически связана с контрольной функцией финансов с учетом специфических особенностей этой категории. Контрольная функция вытекает из самой природы кредита.

1.2 Российская Федерация как заемщик

 

В соответствии с Гражданским  кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцами — граждане или юридические лица. Государственные займы являются добровольными и изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.

Активность государства  в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем позаимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный долг России как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны.

В соответствии с Законом  РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Таким образом, следует различать государственный долг и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Информация о работе Государственный кредит, как экономическое отношение государства с обществом