Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 00:12, курсовая работа
Государственный кредит – совокупность отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями – с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заемщика.
Введение………………………………………………………….........3
1. Теоретические основы государственного кредита
1.1. Сущность и функции государственного кредита…………………..6
1.2 Российская Федерация как заемщик…………………………….9
1.3 Российская Федерация как гарант………………………………12
1.4 Российская Федерация как кредитор…………………………...13
2. Формы государственного кредита и классификация займов
2.1 Формы государственного кредита…………………………………..16
2.2 Классификация государственных займов……………………...19
3. Принципы политики России в области управления государственным долгом
3.1 Управление государственным долгом и его отрицательные последствия……………………………………………………………….24
3.2 Объем государственного долга, гарантирующий устойчивость государственных финансов в будущем…………………………………30
Заключение………………………………...33
Список литературы………………………..35
Это означает, что кредиты банка даются той или иной стране не под неопределенные программы ее развития, а под конкретные инвестиционные проекты, имеющие технико-экономическое обоснование и признанные экспертами МБРР целесообразными. При этом Мировой банк предоставляет кредиты двух видов: кредиты A и кредиты B. Кредиты A полностью осуществляются за счет ресурсов банка. Кредиты B предоставляются банком как участником международного банковского консорциума, создаваемого совместно с крупнейшими коммерческими банками. Доля средств МБРР в общих ресурсах консорциума может колебаться в пределах 10-25%.
Филиалы МБРР играют в международном кредитовании несколько иную роль. МФК своими кредитами призвана способствовать эффективности частных инвестиций в странах-заемщиках. Она является одной из немногих международных организаций, которые могут осуществлять инвестиции в акции, а так же кредитование без государственных гарантий. Это позволяет МФК предоставлять кредиты, необходимые для того или иного проекта, и в то же время обеспечить возможность для каждой местной фирмы использовать заемный капитал из других источников.
Другой филиал МБРР - МАР предоставляет наиболее мягкие кредиты только для экономически слаборазвитых стран сроком на десятилетия под проценты, значительно ниже рыночных. Средства для предоставления кредитов целиком формируются за счет взносов стран-доноров.
Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.
1. По субъектам заемных отношений — займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.
2. По месту размещения — внутренние и внешние.
3. По обращению на рынке — рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные. Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.
4. В зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти — муниципальные. В Италии казначейские векселя выпускаются сроком на 3,6,12 месяцев, в Японии — 60 дней, Великобритании — 91 день. Исключением является Германия, где казначейские векселя выпускаются сроком до двух лет. В некоторых странах для привлечения средств на более длительный период используются казначейские ноты, которые получили меньшее распространение, чем векселя. В Италии они выпускаются со сроком погашения 2—3 года, в США — от 1 до 10 лет. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций.
5. По обеспеченности долговых обязательств — закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.
6. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Поэтому основной вид — процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам.
Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.
7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.
Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20 — 30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Избежать подобную ситуацию позволяют два варианта:
1) покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением еще одного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвесторы не проявят интереса ко второму займу;
2) систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Такие займы имеют большой недостаток — должник не в состоянии спланировать свои расходы. Но этот вариант решает все названные проблемы.
8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным доходом в 12%, а через год ставка упала и составила 6%. В этом случае заемщик терпит существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, инвестор может уменьшить свои потери, выпустив и разместив новый займ и погасив старый.
Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если займ гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, выделяются три варианта: займ погашается равными частями в течение определенного срока, например четырех лет. Так, если сумма займа составила 10 млн. долл. США, ежегодно будет выплачиваться 2,5 млн. долл.; возрастающими далями. Например, в первый год гасится 1 млн. долл., во второй — 2 млн. долл., в третий — 3 млн. долл., в четвертый — 4 млн. долл. Такая система удобна при наращивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлений или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль; снижающимися долями. Например, в первый год погашается долг на 4 млн. долл., во второй — на 3 млн. долл. и т.д. Такая система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.
3. Принципы политики России в области управления государственным долгом
3.1 Управление государственным долгом и его отрицательные последствия
Основные принципы государственной долговой политики России были изложены Минфином на заседании Правительства РФ 21 апреля с.г. Согласно этим принципам, ключевой задачей правительства в области управления государственным долгом России является увеличение веса внутренних заимствований в структуре долга при общем сокращении величины государственного долга. В результате решения указанных задач планируется достижение следующих целей:
Обратим внимание,
что правительственная
Таким образом, значение макроэкономических эффектов долговой политики для страны не менее велико, чем достижение указанных выше целей долговой политики правительства. Ряд мер в области управления государственным долгом мог бы оказать существенную помощь в решении сложных макроэкономических проблем, стоящих перед правительством – от сдерживания укрепления курса рубля до пресловутого "удвоения ВВП". Однако учет макроэкономических эффектов долговой политики поставил бы под вопрос адекватность многих задач, лежащих в основе нынешней долговой стратегии правительства России.
Политика принятая Правительством РФ в области управления государственным долгом отнюдь не способствует решению макроэкономических проблем России, хотя могла бы и должна была бы стать одним из основных механизмов их решения.
Начиная с середины
90-х гг. в России происходит активная
экспансия внутреннего
Последовавший за кризисом 1998 г. некоторый перерыв в росте государственных заимствований сменился их активным ростом начиная с 2002 г.
Согласно Перспективному финансовому плану РФ на 2006-2008 гг., рассчитанному в соответствии с долговой стратегией правительства, в течение 2006 - 2008 гг. планируется привлечь на внутреннем рынке за счет размещения государственных ценных бумаг 868,5 млрд. рублей при одновременном погашении рублевых облигаций на сумму 265,3 млрд. рублей. За три года чистое привлечение по государственным ценным бумагам составит 603,2 млрд. рублей. Министерство финансов планирует ежегодно увеличивать объем рынка ГКО-ОФЗ на 115,0-150,0 млрд. рублей при ежегодном объеме предложения ГСО 70,0 -120,0 млрд. рублей.
Государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, рассчитанный исходя из предложений Минфина по привлечению и погашению в 2006-2008 годах, возрастет с 931,2 млрд. рублей на начало 2006 года до 1554,1 млрд. рублей на начало 2009 года.
При этом, объем рыночной составляющей государственного внутреннего долга, выраженного в ГКО-ОФЗ, на 1 января 2007 года вырастет до 770,5 млрд. рублей, с последующим увеличением до 904,1 млрд. рублей - на 1 января 2008 года и до 1050,9 млрд. рублей - на 1 января 2009 года.
В свою очередь объем внешнего долга в настоящий момент характеризуется заметным снижением. Таким образом, реализуется одна из ключевых задач Долговой стратегии правительства - замещение внешнего долга внутренним. Однако экспансия внутреннего долгового финансирования имеет многочисленные отрицательные последствия для экономики страны. Проанализируем эти последствия.
Одним из основных
негативных последствий внутренних
государственных заимствований
является т.н. "эффект вытеснения частных
компонентов совокупного
Величина вытеснения частных инвестиций, безусловно, заслуживает более глубокого анализа, поскольку вытеснение частных инвестиций может иметь очень серьезные отрицательные последствия для экономики в долгосрочном периоде. А именно:
Информация о работе Государственный кредит, как экономическое отношение государства с обществом