Государственный кредит в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 07:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: раскрыть сущность государственного кредита, его необходимость, специфические черты и современное состояние, а также показать его роль в системе экономических отношений. Задачи курсовой работы:
определить понятие "государственный кредит";
выявить сущность рассматриваемого понятия;
рассмотреть цели государственного кредита;
рассмотреть функции государственного кредита;
провести классификацию понятия "государственный кредит";
изучить вопросы практики государственного кредита в России.

Содержание работы

Введение..…………………………………………………………………3

Сущность государственного кредита и состав участников ……5
Государственный кредит: определение понятия сущность….……………………………………………………….5
Функции и цели государственного кредита..…………………………………………………………..13
Формы государственного кредита и его роль для экономики страны ………………………………………………………………..17
Формы государственного кредита...………..….……………………………………………..17
Управление государственным кредитом в Российской Федерации……………………………………………………..….22
Заключение…………………………………………………………......30

Список использованных источников и литературы……………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Спешилова ВА ДКБ курсовая.docx

— 116.59 Кб (Скачать файл)

Итак, мы определили основные понятия, изучаемые в данной работе.

Как мы ранее упоминали, государственный кредит, как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита - и несет признаки как тех, так и других. Это делает государственный кредит особой экономической категорией.

Выделим особенности государственного кредита.

Во-первых, государственный кредит – это финансовая категория, и поэтому экономические отношения, возникающие при государственном кредите, имеют денежный характер. Происходит движение ссудного капитала, а именно бюджетных средств, от одних субъектов государственного кредита к другим.

Во-вторых, государственный кредит – это одна из форм кредита, и поэтому государственный кредит построен на тех же принципах, что и кредит, а именно:

  • Срочности.

Принцип срочности означает предоставление или привлечение кредита на определенное время, по истечению которого он должен быть возвращен. Срок по договору государственного кредита может быть определен действующим законодательством, кредитным или иным договором. Максимальные и минимальные сроки кредитования определены Бюджетным Кодексом Российской Федерации.

 Так, согласно Бюджетному кодексу  Российской Федерации, долговые  обязательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно) (ст. 98, ст. 99 БК РФ). Согласно ст. 100 Кодекса долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).

  • Возвратности.

Принцип возвратности государственного кредита означает возвращение выданной денежной суммы кредитору.

  • Платности.

За пользование ссудным капиталом взимается плата – ссудный процент.

  • Обеспеченности кредита.

Принцип обеспеченности означает то, что кредит должен выдаваться под залог или финансовые гарантии.

  • Целевого использования кредитных ресурсов.

Государственные займы на уровне центрального правительства чаще всего не имеют строго целевого характера. Они используются для покрытия бюджетного дефицита и в последующем могут быть направлены на финансирование широкого круга расходов. Однако займы на уровне субъекта Российской Федерации, муниципального образования (например, бюджетные кредиты) имеют четко выраженную целевую направленность.

  • Дифференцированность кредитных отношений.

Индивидуальный подход, как к заемщику, так и к кредитору.

В-третьих, государственный кредит имеет свои особенности.

  • Так некоторые авторы, указывают еще один принцип, на котором строится система государственного кредитования - это принцип добровольности (11, 115). Принцип добровольности означает, что субъекты отношений, возникающих в области государственного кредита, добровольно вступают в эти отношения. Это отличает государственный кредит от таких финансовых категорий как налоги и сборы.

Принцип добровольности государственного кредита имеет конституционную природу, поскольку в силу ч. 4 ст. 75 Конституции РФ государственные займы размещаются на добровольной основе. Добровольность в отношениях, связанных с государственным кредитом, проявляется в двух аспектах(3). Во-первых, частный субъект добровольно принимает решение о вступлении в кредитные отношения с государством. Другими словами, потенциальный контрагент публичной власти вправе предоставлять государству свои временно свободные денежные средства или расходовать их по другим направлениям. Во-вторых, добровольность в рассматриваемых отношениях проявляется в конституционном запрете на принуждение субъектов к заключению договора займа по временному использованию свободных денежных средств государства. Так, БК РФ установлено, что инициатива вступления в межбюджетные кредитные правоотношения может исходить только от субъектов РФ в лице их исполнительных органов.

Сущность государственного кредита как экономической категории раскрывается в его функциях: распределительной, регулирующей и контрольной.

Итак, в данном параграфе мы определили основные понятия, изучаемые в работе, выделили сущность государственного кредита и его особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Функции и цели государственного  кредита

 

Ранее мы говорили, что сущность государственного кредита как экономической категории раскрывается в его функциях.

Большинство авторов учебных пособий рассматривают три функции государственного кредита: распределительную, регулирующую и контрольную.

Хотя есть экономисты, рассматривающие две основные функции государственного кредита: распределительную (или как еще ее называют некоторые авторы учебных пособий - фискальная) и регулирующую (9, 136),

Итак, рассмотрим функции государственного кредита более подробно.

Во-первых, государственный кредит выполняет распределительную функцию. Распределительная функция государственного кредита заключается:

  • В перераспределение временно свободных денежных средств от их собственников к заемщику, а именно к государству. В итоге происходит формирование централизованных денежных фондов государства.
  • В перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.
  • В распределении налогового бремени более равномерно по времени. При выступлении государства в качестве заемщика, у него появляется возможность, привлекать средства будущих поколений к финансированию государственных проектов, необходимых, как для нынешнего, так и для следующих поколений (например, строительство школы).

Во-вторых, государственный кредит выполняет регулирующую функцию.

Регулирующая функция государственного кредита заключается в возможности государственного кредита регулировать экономику страны.

В настоящее время большинство экономистов единодушны в том, что современному рынку необходимо государственное регулирование. Одна из целей госрегулирования экономики - минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов, или по-другому, макроэкономическая стабилизация экономики.  Макроэкономическая стабилизация экономики заключается в достижении:

  • экономического роста (долгосрочная тенденция увеличения реального ВВП, рост производства);
  • полной занятости ресурсов (уменьшение безработицы, рост занятости);
  • стабильности уровня цен (отсутствие инфляции и дефляции);
  • равновесие платежного баланса.

Рассмотрим варианты воздействия на экономику государственного кредита:

  • Если государство выступает на финансовом рынке в качестве заемщика, то изменения в экономике проявляются в следующем: сокращается предложение денег → растет цена кредита (ставка процента) → снижается деловая активность (спад производства) →  уменьшается инфляция.

В итоге положительное воздействие на экономику заключается в уменьшении инфляции. Но также растет цена кредита, что заставляет предпринимателей сокращать инвестиции в сферу производства и осуществлять накопления в виде государственных ценных бумаг. Этот процесс имеет скорее отрицательное воздействие на экономику, чем положительное.

  • Если государство выступает на финансовом рынке в качестве кредитора или гаранта, то происходит рост производства и занятости. Так государство может выступать кредитором или гарантом:
  • Юридических лиц. Наиболее распространена поддержка малого бизнеса.
  • Коммерческих банков. Кредиты, предоставленные коммерческим банкам, увеличивают их ликвидность и кредитный потенциал. Банки выдают больше кредитов производственного назначения, что ведет к росту производства и занятости.
  • Субъектов Российской Федерации. С помощью таких кредитов обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

В-третьих, государственный кредит выполняет контрольную функцию.

Как замечают многие экономисты "контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов" (9, 236).

Финансовый контроль - это контроль за правильностью образования, распределения и использования фондов денежных средств. Тогда можно сказать, что контрольная функция государственного кредита заключается в контроле образования, распределения и использования ссудного капитала. Экономисты выделяют следующие формы контроля (9, 132).

  • контроль движения денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
  • контроль соблюдения условий кредитного договора (в основном контролируется срок возврата ссудного капитала и своевременность уплаты процентов по нему);
  • контроль целевого использования заемщиком выделенных средств;
  • контроль выполнения принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Контроль движения ссудного фонда осуществляет Министерство Финансов Российской Федерации.

Итак, мы рассмотрели функции государственного кредита.

Остановимся теперь на целях государственного кредита.

Экономисты выделяют следующие цели государственного кредита:

  • финансирование бюджетного дефицита;
  • проведение международной и региональной финансово-кредитной политики;
  • поддержка социально-приоритетных секторов и видов деятельности;
  • поддержка субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (9, 254).

Итак, мы рассмотрели основные цели государственного кредита.

 

 

2. Формы государственного кредита и его роль для экономики страны

 

2.1 Формы государственного  и муниципального кредита

 

Опираясь на приведенное ранее определение государственного кредита, логично выделить следующие формы государственного кредита:

  1. Государственные заимствования - форма государственного кредита, когда государство выступает заемщиком.

В Бюджетном Кодексе Российской Федерации (ст. 103 БК РФ) дается следующее определение рассматриваемого понятия:

"под государственными заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации." 
Как видно из определения государственные заимствования проводятся в двух формах:

  • государственных и муниципальных займов, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг;
  • прямых кредитов.

В России займы осуществляются государством, его субъектами и муниципальными образованиями.

  1. Государственное кредитование – форма государственного кредита, когда государство выступает в качестве кредитора.
  2. Государственные гарантии (гарантированные займы) – форма государственного кредита, когда государство выступает в качестве гаранта.

Классическая форма государственного кредита – это государственные заимствования, а именно государственные займы. Некоторые авторы учебных пособий подменяют понятие государственного кредита более узким понятием государственного займа, что неверно. Вообще, эта форма кредита имеет большое количество видов. Более подробно мы их рассмотрим в следующем параграфе.

Остановимся на двух других формах государственного кредита.

Итак, государственное кредитование – это форма государственного кредита, когда государство выступает в качестве кредитора. Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации данная форма государственного кредита называется – бюджетный кредит. Приведем определение понятия из Бюджетного кодекса Российской Федерации (4).

Информация о работе Государственный кредит в России