Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 07:47, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть сущность государственного кредита, его необходимость, специфические черты и современное состояние, а также показать его роль в системе экономических отношений. Задачи курсовой работы:
определить понятие "государственный кредит";
выявить сущность рассматриваемого понятия;
рассмотреть цели государственного кредита;
рассмотреть функции государственного кредита;
провести классификацию понятия "государственный кредит";
изучить вопросы практики государственного кредита в России.
Введение..…………………………………………………………………3
Сущность государственного кредита и состав участников ……5
Государственный кредит: определение понятия сущность….……………………………………………………….5
Функции и цели государственного кредита..…………………………………………………………..13
Формы государственного кредита и его роль для экономики страны ………………………………………………………………..17
Формы государственного кредита...………..….……………………………………………..17
Управление государственным кредитом в Российской Федерации……………………………………………………..….22
Заключение…………………………………………………………......30
Список использованных источников и литературы……………………………………………………………32
Бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.
Бюджетный кредит может предоставляться:
Внешний бюджетный кредит согласно ст. 122 Бюджетного кодекса Российской Федерации имеет следующие формы:
Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства ([4]).
Государственный экспортный кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика - импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком - агентом Правительства Российской Федерации и иностранным заемщиком - импортером товаров и услуг или его банком-кредитором, при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу Российской Федерации ([4]).
Анализ статей 93.2 и ст. 93.3 Бюджетного Кодекса Российской Федерации позволяет выделить следующие особенности бюджетного кредита:
Итак, мы рассмотрели одну из форм государственного кредита, в которой государство выступает в качестве кредитора - государственное кредитование.
Остановимся кратко на третьей форме государственного кредита - государственных гарантиях.
Приведем определение понятия из Бюджетного кодекса Российской Федерации ([4]). Так согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса:
Государственная или муниципальная гарантия (государственная гарантия Российской Федерации, государственная гарантия субъекта Российской Федерации, муниципальная гарантия) - вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.
Гарантированные займы являются особой формой государственного кредита и называются потенциальным (скрытым) долгом, т.к. задолженность государства возникает не сразу, а с момента неисполнения должником (за которого выдана гарантия) своих долговых обязательств.
Итак, мы выделили формы государственного кредита и рассмотрели две из них: государственное кредитование и государственные гарантии.
Перейдем к рассмотрению государственных займов.
Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле.
Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
В узком смысле под управлением государственным кредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.
Итак, управление государственным кредитом в Российской Федерации это часть финансовой политики Российской Федерации, а если более точно, то бюджетной. Заметим, что основные параметры государственного кредита на очередной финансовый год и плановый период содержаться в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год, поэтому все стадии бюджетного процесса будем относить к управлению государственным кредитом в узком смысле.
Рассмотрим органы управления государственным кредитом и их полномочия в сфере управления государственным кредитом.
Обеспечивает исполнение бюджета.
(постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему)
Ведет контроль за исполнением, процессом рассмотрения и утверждения бюджета.
(подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации).
Деятельность всех органов перечисленных выше регламентируется законодательством Российской Федерации.
Вообще, государственный кредит можно рассматривать в двух аспектах: экономическом и правовом. Остановимся сейчас более подробно на правовом аспекте, и рассмотрим основные законы Российской Федерации, регулирующие сферу государственного кредита.
Итак, перечислим основные:
Государственный кредит имеет конституционные основы. Важное значение для правового регулирования кредитных отношений имеют положения п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, относящего кредитное регулирование к исключительной компетенции Российской Федерации; ч. 4 ст. 75, согласно которой государственные займы выпускаются на основе федерального закона и размещаются на добровольной основе; ч. 3 ст. 104 предусматривает обязательное наличие заключения Правительства РФ по законопроектам о выпуске государственных займов и об изменении финансовых обязательств государства. Особую значимость в кредитной деятельности государства имеет положение ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающее возможность ограничения федеральным законом прав (в том числе и имущественных) человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Относительно государственного кредита применимы нормы гл. 42 ГК РФ, регулирующие заем и кредит.