Государственный кредит в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 07:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: раскрыть сущность государственного кредита, его необходимость, специфические черты и современное состояние, а также показать его роль в системе экономических отношений. Задачи курсовой работы:
определить понятие "государственный кредит";
выявить сущность рассматриваемого понятия;
рассмотреть цели государственного кредита;
рассмотреть функции государственного кредита;
провести классификацию понятия "государственный кредит";
изучить вопросы практики государственного кредита в России.

Содержание работы

Введение..…………………………………………………………………3

Сущность государственного кредита и состав участников ……5
Государственный кредит: определение понятия сущность….……………………………………………………….5
Функции и цели государственного кредита..…………………………………………………………..13
Формы государственного кредита и его роль для экономики страны ………………………………………………………………..17
Формы государственного кредита...………..….……………………………………………..17
Управление государственным кредитом в Российской Федерации……………………………………………………..….22
Заключение…………………………………………………………......30

Список использованных источников и литературы……………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Спешилова ВА ДКБ курсовая.docx

— 116.59 Кб (Скачать файл)

Бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Бюджетный кредит может предоставляться:

  • Иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам. Такой бюджетный кредит называется внешним.
  • Другим бюджетам Российской Федерации, юридическому лицу Российской Федерации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений). Такой бюджетный кредит называется внутренним.

Внешний бюджетный кредит согласно ст. 122 Бюджетного кодекса Российской Федерации имеет следующие формы:

  • Государственный финансовый кредит.

Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства ([4]).

  • Государственный экспортный кредит.

Государственный экспортный кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика - импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком - агентом Правительства Российской Федерации и иностранным заемщиком - импортером товаров и услуг или его банком-кредитором, при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу Российской Федерации ([4]).

Анализ статей 93.2 и ст. 93.3 Бюджетного Кодекса Российской Федерации позволяет выделить следующие особенности бюджетного кредита:

  • бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц - также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности);
  • бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности;
  • при утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.
  • обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица - получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя.

Итак, мы рассмотрели одну из форм государственного кредита, в которой государство выступает в качестве кредитора - государственное кредитование.

Остановимся кратко на третьей форме государственного кредита -  государственных гарантиях.

Приведем определение понятия из Бюджетного кодекса Российской Федерации ([4]). Так согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса:

Государственная или муниципальная гарантия (государственная гарантия Российской Федерации, государственная гарантия субъекта Российской Федерации, муниципальная гарантия) - вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.

Гарантированные займы являются особой формой государственного кредита и называются потенциальным (скрытым) долгом, т.к. задолженность государства возникает не сразу, а с момента неисполнения должником (за которого выдана гарантия) своих долговых обязательств.

Итак, мы выделили формы государственного кредита и рассмотрели две из них: государственное кредитование и государственные гарантии.

Перейдем к рассмотрению государственных займов.

 

 

 

 

 

2.2Управление государственным кредитом в  Российской Федерации

 

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле.

Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В узком смысле под управлением государственным кредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

Итак, управление государственным кредитом в Российской Федерации это часть финансовой политики Российской Федерации, а если более точно, то бюджетной. Заметим, что основные параметры государственного кредита на очередной финансовый год и плановый период содержаться в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год, поэтому все стадии бюджетного процесса будем относить к управлению государственным кредитом в узком смысле.

Рассмотрим органы управления государственным кредитом и их полномочия в сфере управления государственным кредитом.

    1. Органы исполнительной власти Российской Федерации.
  • Правительство Российской Федерации
  • обеспечивает проведение единой финансовой политики;
  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  • осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
  • определяет порядок, условия выпуска и размещения долговых обязательств РФ;
  • публикует ежегодно данные о состоянии государственного внутреннего и внешнего долга РФ за предыдущий финансовый год;
  • утверждает Генеральные условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг;
  • Министерство финансов Российской Федерации (Федеральное министерство, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации):
  • осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы;
  • разрабатывает по поручению Правительства РФ программу государственных внутренних и внешних заимствований РФ, условия выпуска и размещения государственных займов РФ, проводит государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;
  • осуществляет управление государственным внутренним долгом Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерации;
  • осуществляет государственные внутренние и внешние заимствования;
  • разрабатывает программу государственных гарантий РФ в валюте РФ и иностранной валюте;
  • ведет Государственную долговую книгу РФ (книгу внутреннего и внешнего долга РФ), куда вносится информация об объеме долговых обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Порядок ведения названных долговых книг регламентирован в ст.121 БК РФ.
  • устанавливает порядок размещения, обращения, обслуживания, выкупа, обмена и погашения государственных займов;
  • принимает нормативно правовой акт (на основе Генеральных условий), содержащий более подробные условия эмиссии и обращения государственных (муниципальных) ценных бумаг;
  • является эмитентом государственных ценных бумаг;
  • организует составление и составляет проект федерального бюджета в соответствии с бюджетной политикой, определенной в Бюджетном послании Президента РФ и представляет его в Правительстве РФ;
  • осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
  • Федеральное казначейство (Казначейство России) (федеральная служба подведомственная Министерству финансов РФ).

Обеспечивает исполнение бюджета.

 

  1. Органы законодательной власти Российской Федерации.
  • Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
  • рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • принимает (отклоняет) проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (ст.192-207 БК РФ).
  • Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  • одобряет (отклоняет) федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год (ст.208 БК РФ).
  1. Счетная палата Российской Федерации

(постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему)

Ведет контроль за исполнением, процессом рассмотрения и утверждения бюджета.

  • организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей государственного бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования средств федеральной собственности;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.
  1. Центральный банк Российской Федерации

(подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации).

  • участвует в разработке экономической политики Правительства РФ, координирует свою политику с Правительством РФ;
  • консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг РФ и погашения государственного долга РФ с учетом их воздействия на состояние банковской системы РФ и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики (ст. 21 Федерального закона "О центральном Банке Российской Федерации" [18]);
  • осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ (ст.155 БК РФ);
  • Центральный банк Российской Федерации обслуживает счета бюджетов (ст. 4 Федерального закона "О центральном Банке Российской Федерации" [18]).
  1. Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"
  • выполняет функции агента Правительства Российской Федерации по учетно-расчетному и информационно-аналитическому обслуживанию государственного внешнего долга и государственных внешних финансовых активов, а также по обеспечению возврата задолженности юридический лиц, субъектов РФ и муниципальных образований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией;
  • является агентом по предоставлению и исполнению государственных гарантий Российской Федерации.

Деятельность всех органов перечисленных выше регламентируется законодательством Российской Федерации.

Вообще, государственный кредит можно рассматривать в двух аспектах: экономическом и правовом. Остановимся сейчас более подробно на правовом аспекте, и рассмотрим основные законы Российской Федерации, регулирующие сферу государственного кредита.

Итак, перечислим основные:

  1. "Конституция Российский Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)([10]).

Государственный кредит имеет конституционные основы. Важное значение для правового регулирования кредитных отношений имеют положения п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, относящего кредитное регулирование к исключительной компетенции Российской Федерации; ч. 4 ст. 75, согласно которой государственные займы выпускаются на основе федерального закона и размещаются на добровольной основе; ч. 3 ст. 104 предусматривает обязательное наличие заключения Правительства РФ по законопроектам о выпуске государственных займов и об изменении финансовых обязательств государства. Особую значимость в кредитной деятельности государства имеет положение ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающее возможность ограничения федеральным законом прав (в том числе и имущественных) человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

  1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) ([3]).

Относительно государственного кредита применимы нормы гл. 42 ГК РФ, регулирующие заем и кредит.

Информация о работе Государственный кредит в России