Государственный внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:55, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению производственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы внутреннего государственного долга 5
1.1 Бюджетный дефицит как предпосылка возникновения внутреннего государственного долга 5
1.2 Понятие и виды государственного долга 8
1.3 Особенности категории внутреннего государственного долга 11
1.4 Управление внутренним долгом 14
2. Управление государственным внутренним долгом Российской Федерации 19
2.1 Анализ динамики и структуры внутреннего долга Российской Федерации за 2009-2012гг. 19
2.2 Основные направления совершенствования управления государственным внутренним долгом РФ 26
Заключение 33
Список используемой литературы 35

Файлы: 1 файл

Государственный внутренний долг РФ, его динамика и структура.docx

— 861.06 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Дальневосточный федеральный университет

(ДВФУ)

 


Школа экономики  и менеджмента

 

Кафедра Финансы и кредит

                                                                 название

Домрачев  Максим Анатольевич

Ф.И.О. студента

 

 

Тема: «Государственный внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура»


КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Студент группы   С1505 Фмз

                                                             (подпись)

Руководитель  ____________________

                                    (уч. степень, уч. звание)

Н.Г. Ащеулова 

                          И.О. Фамилия

 

Регистрационный №  ________

___________  М.А. Домрачев

      подпись                      И.О.Фамилия

« _____» ___________________  20   г.

Оценка  _________

____________  ___________________

          подпись                            И.О.Фамилия

 

«_____» ________________ 20   г.


г. Владивосток

2013 

Оглавление

Введение 3

1. Теоретические основы внутреннего государственного долга 5

1.1 Бюджетный дефицит как предпосылка возникновения внутреннего государственного долга 5

1.2 Понятие и виды государственного долга 8

1.3 Особенности категории внутреннего государственного долга 11

1.4 Управление внутренним долгом 14

2. Управление государственным внутренним долгом Российской Федерации 19

2.1 Анализ динамики и структуры внутреннего долга Российской Федерации за 2009-2012гг. 19

2.2 Основные направления совершенствования управления государственным внутренним долгом РФ 26

Заключение 33

Список используемой литературы 35

 

 

 

Введение

 

Бюджетная, долговая и валютная политика государства  неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический  рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в  целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению производственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое  в те или иные периоды своей  истории не сталкивалось бы с проблемой  государственного долга. Государственный  долг является неотъемлемой частью большинства  финансовых систем государств мира.

Мировая практика свидетельствует  о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный  долг - это нормальное явление в  финансовом хозяйстве каждого цивилизованного  государства.

Наличие этих основ является важным предварительным условием в создании такой структуры долга, которая отражает предпочтения органов государственного управления, касающиеся желаемого соотношения между  риском и затратами, и в целом помогает стране свести к минимуму ее уязвимость по отношению к экономическим и финансовым потрясениям.

Предметом настоящей курсовой работы является система управления государственным внутренним долгом Российской Федерации.

Для этой цели были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, документы МБРР (Московский банк реконструкции и развития), ИНТОСАИ (Международная организация  высших органов финансового контроля), ЕВРОСАИ (Европейской организации  высших контрольных органов ), результаты контрольных мероприятий Счетной палаты, а также иные материалы по этой проблематике.

Однако до настоящего времени  не разработан механизм возвращения  этих долгов, отсутствует закон об управлении внутренним долгом, в структуре  государственных органов власти нет органа, целенаправленно занимающегося  данным вопросом, имеющего соответствующий  статус и полномочия.

Целью курсовой работы является определение понятия государственного внутреннего долга, исследование его  динамики и структуры, изучение методов  управления государственным внутренним долгом.

Задача курсовой работы выражена в том, что бы рассмотреть понятия  управления внутренним долгом, задачи управления, принципы, пути погашения, источники средств погашения  государственного долга РФ.

Решение этих задач требует  проведения на постоянной основе анализа  состояния и изменения объема и структуры государственного внутреннего  долга Российской Федерации.

 

  1. Теоретические основы внутреннего государственного долга

    1. Бюджетный дефицит как предпосылка возникновения внутреннего государственного долга

 

Государственный бюджет, как  и всякий баланс предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).

Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства  явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет  к инфляции, с помощью не эмиссионных  средств росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с решением острых социальных проблем или с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства[4].

Если в прошлом бюджетный  дефицит возникал достаточно редко  и был обычно связан с чрезвычайными  обстоятельствами, прежде всего с  войнами, то сегодня он стал типичен  для большинства стран рыночной экономики.

Бюджетный дефицит возникает  вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Высокий уровень расходов непроизводственного характера (военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и др.) приводит к «проеданию» бюджетных средств, а не к умножению общественного богатства. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.

Однако бюджетный дефицит  не может служить показателем, характеризующим  состояние экономики страны, и  бездефицитный бюджет ещё не означает экономического благополучия. Сегодня  многие экономисты исходят из того что в период спадов вполне допустим значительный бюджетный дефицит, а  небольшой недостаток не опасен и  может существовать довольно длительное время. Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 2-3% ВНП. Проблемой становится продолжительный  значительный и возрастающий дефицит, следствием которого может стать  неконтролируемая инфляция.

Выше уже говорилось, что  бюджетный дефицит не всегда является негативным явлением. Бюджетная несбалансированность может быть и полезной с точки  зрения стабилизации экономики. Планируемое  расхождение между доходами и  расходами государственного бюджета  может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения  налогов и снижения государственных  расходов в период спада экономики  и в результате привел бы к дальнейшему  сокращению совокупного спроса.

Экономисты предлагают три  основных подхода к проблеме сбалансированности бюджета.

Первый подход связан с  ориентацией на ежегодную сбалансированность бюджета, что означает объявление его  сбалансированности основной целью  государственных финансов. Такая ориентация фискальной политики сводит на нет её антициклический и стабилизационный характер. Ежегодно балансируемый бюджет на самом деле усугубляет колебания экономического цикла, вызывает ускорение инфляции. Это происходит потому, что в условиях депрессии, значительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызовет уменьшение налоговых поступлений в государственную казну, и в такой ситуации правительство, стремясь балансировать бюджет,  должно либо увеличивать налоги, либо сокращать государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Но эти меры являются сдерживающими по своему характеру: каждая из них ещё больше сокращает совокупный спрос, что приводит к дальнейшему снижению общественного производства.

В противоположном случае, при профиците государственного бюджета в условиях инфляционных процессов и роста доходов, чтобы  не допустить превышения доходов  над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить  расходы, либо сделать и то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания  инфляционной спирали.

Второй подход предполагает достижение сбалансированности бюджета  в течение экономического цикла, при этом он не должен балансироваться  ежегодно. В данном случае допускаются  годовые дефициты и профициты  бюджета, а фискальная политика используется одновременно как инструмент и антициклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Логическое обоснование этой концепции выглядит просто и привлекательно. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего подъема и проявления инфляции необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительство может сбалансировать бюджет не на ежегодной основе, а в период в несколько лет.

Однако, ключевой проблемой  такого подхода, несмотря на его внешнюю  привлекательность, является его явная  упрощенность. Дело в том, что подъемы  и спады в экономическом цикле  неодинаковы по глубине и длительности. Длительный и глубокий спад может  сменяться краткосрочным и небольшим  подъемом и наоборот. И в том, и  в другом случае будет наблюдаться  циклическая разбалансированность государственного бюджета.

Третий подход к регулированию  государственного бюджета связан с  концепцией функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы  фискальная политика рассматривалась  лишь в качестве инструмента экономической  политики сбалансированного развития народного хозяйства. При этом вопрос о ежегодной или циклической  сбалансированности бюджета – второстепенный. Основной целью государственных  финансов является макроэкономическая стабильность, а сбалансированность госбюджета рассматривается как  один из составляющих элементов такой  стабильности. В соответствии с этим подходом, развитие экономики может  сопровождаться бюджетными дефицитами или профицитами. Предполагается, что  макроэкономическая стабильность и  экономический рост автоматически  оказывают положительное воздействие  на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга[19].

    1. Понятие и виды государственного долга

 

Решение проблемы бюджетного дефицита и других социально-экономических  проблем путем государственных  заимствований порождает государственный  долг. Государственный долг – это  сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным  займам. В зависимости от сферы  размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

Под государственным долгом понимаются обязательства, возникающие  из государственных заимствований, принятых на себя Российской Федерацией, гарантий или поручительств по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, обязательства третьих  лиц. 

Первое основание возникновения  государственного долга – это  государственные и муниципальные  заимствования, с помощью которых  обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

Информация о работе Государственный внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура