Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:55, курсовая работа
Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению производственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга.
Введение 3
1. Теоретические основы внутреннего государственного долга 5
1.1 Бюджетный дефицит как предпосылка возникновения внутреннего государственного долга 5
1.2 Понятие и виды государственного долга 8
1.3 Особенности категории внутреннего государственного долга 11
1.4 Управление внутренним долгом 14
2. Управление государственным внутренним долгом Российской Федерации 19
2.1 Анализ динамики и структуры внутреннего долга Российской Федерации за 2009-2012гг. 19
2.2 Основные направления совершенствования управления государственным внутренним долгом РФ 26
Заключение 33
Список используемой литературы 35
В качестве попытки коренного улучшения управления государственным финансированием в конце 1992 г. Указом Президента РФ было создано Федеральное казначейство. Предполагалось, что под руководством и в составе Министерства финансов РФ оно будет ответственно за определение и ведение регистрации всех существующих долгов государства и долговых гарантий, как внешних, так и внутренних, подготовку конкретных предложений на текущую дату по обслуживанию этих долгов, а также будет определять уровень, состав, время и условия выпуска новых внешних и внутренних займов, включая эмиссию государственных ценных бумаг.
Поскольку Министерство финансов РФ выступает заемщиком как на внутреннем, так и на внешнем финансовых рынках, особое значение получает взаимосвязь ликвидности государственных ценных бумаг, процентных ставок, золотовалютных запасов и обменного курса национальной валюты. В этой связи налажено теснейшее взаимодействие между Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ для решения этих проблем. Такое сотрудничество строится на новых финансовых взаимоотношениях между Правительством и Центральным банком. Министерство финансов РФ, выступая в качестве заемщика от лица Правительства РФ, готово уплачивать рыночные ставки процентов по его долгам Центральному банку.
В течение последнего времени деятельность и разделение функций между Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ в области эмиссии государственных ценных бумаг и управления внутренним государственным долгом можно охарактеризовать как положительную и продуктивную.
В то же время, в целях совершенствования управления внутренним государственным долгом целесообразно, чтобы функции эмиссии государственных долговых обязательств и погашения старых выпусков, проблемы конверсии займов и прочие с этим связанные вопросы сосредоточить в одном структурном подразделении Министерства финансов РФ (например, в Федеральном казначействе или в Департаменте ценных бумаг и финансовых рынков). Возможно, что самым оптимальным вариантом управления государственным долгом стало бы создание специализированного федерального ведомства, занимающегося исключительно проблемами эмиссии государственных долговых обязательств и управлением государственного долга.
Как показал опыт стран
с развитой рыночной экономикой, участие
Центрального банка на рынке государственных
ценных бумаг является важным положительным
фактором, так как повышает ликвидность
рынка государственных ценных бумаг.
Центральный банк осуществляет целый
спектр операций с государственными
ценными бумагами, которые служат
инструментами его кредитно-
Следует отметить, что результативная денежно-кредитная политика Банка России (ЦБ) является основным залогом успешного развития рынка государственных ценных бумаг. Но участие ЦБ в развитии рынка государственных ценных бумаг не ограничивается только рамками денежно-кредитной политики. Кроме того, ЦБ выступает в качестве агента Министерства финансов по размещению новых выпусков государственных долговых обязательств.
В новой редакции Бюджетного кодекса РФ отражены важные положения в области государственных заимствований, даны более четкие формулировки в области управления государственным долгом Российской Федерации, уточнены определение государственных заимствований и структура государственного долга Российской Федерации, устранены существовавшие ранее несоответствия между Бюджетным кодексом РФ и другими законодательными актами Российской Федерации. Вместе с тем, в новой редакции Бюджетного кодекса РФ юридически не закреплено понятие «управление государственным долгом», не перечислены операции, применяемые в рамках управления государственным долгом. Не нашли отражения в бюджетном законодательстве механизмы принятия решений о привлечении государственных заимствований, управление рисками в рамках реализации государственной долговой политики. Учитывая вышеизложенное, необходимо внесение изменений в действующее законодательство Российской Федерации в области государственного долга с целью устранения выявленных недостатков.
В 2009 году было приостановлено действие пункта 3 статьи 94 Бюджетного кодекса РФ до 1 января 2013 года (позже срок был продлен на 2013 год), предусматривающего ограничение общего объема источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в размере не более 1% от ВВП[25]. Было отменено единственное существовавшее в законодательстве Российской Федерации ограничение предельных объемов государственных внутренних и внешних заимствований. Фактическое отсутствие законодательно установленных ограничений предельных объемов государственных заимствований и размеров государственного долга является недопустимым и может привести к серьезным последствиям для финансовой системы России. Должно быть предусмотрено законодательное ограничение предельного объема государственного долга Российской Федерации по аналогии с мировой практикой.
Кроме того, необходимо перечислить в Бюджетном кодексе РФ операции, которые используются в процессе управления государственным долгом, в том числе: размещение, обслуживание, погашение, обмен, выкуп, реструктуризация, операции РЕПО и т.д.
Основными направлениями реализации политики по управлению государственным внутренним долгом Российской Федерации в среднесрочной перспективе должны стать:
Реализация указанных
предложений в рамках управления
государственным внутренним долгом
Российской Федерации будет
В среднесрочной перспективе
в условиях наращивания объемов
государственных заимствований
на внутреннем рынке недостаточно только
количественно увеличивать
Разработаны предложения
по дальнейшему совершенствованию
рынка государственных ценных бумаг
с целью повышения его
Реализация предложенных мер будет способствовать качественному развитию рынка государственных ценных бумаг.
Благодаря созданию сегмента рынка государственных ценных бумаг, выпуска государственных ценных бумаг для населения, население получит возможность:
Привлекаемые сбережения населения могут стать одним из потенциальных источников долгосрочных финансовых ресурсов для финансирования модернизации российской экономики.
При этом необходимо предусмотреть возможность:
Таким образом, существует необходимость законодательного реформирования системы управления госдолгом Российской Федерации и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:
Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед резидентами (юридическими и физическими лицами) или нерезидентами, выраженными в валюте РФ. Внутренний долг - это долг государства своему населению.
В объем государственного внутреннего долга включаются:
Информация о работе Государственный внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура