Государственный внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:55, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению производственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы внутреннего государственного долга 5
1.1 Бюджетный дефицит как предпосылка возникновения внутреннего государственного долга 5
1.2 Понятие и виды государственного долга 8
1.3 Особенности категории внутреннего государственного долга 11
1.4 Управление внутренним долгом 14
2. Управление государственным внутренним долгом Российской Федерации 19
2.1 Анализ динамики и структуры внутреннего долга Российской Федерации за 2009-2012гг. 19
2.2 Основные направления совершенствования управления государственным внутренним долгом РФ 26
Заключение 33
Список используемой литературы 35

Файлы: 1 файл

Государственный внутренний долг РФ, его динамика и структура.docx

— 861.06 Кб (Скачать файл)

Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов  бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства  над его доходами. Основными способами  покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные  займы. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам – это и есть приблизительное определение внутреннего долга.

Если пользоваться более  «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций – это  способ пополнения государственной  казны за счет займа средств у  населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного  государства, под государственные  гарантии путем выпуска государственных  ценных бумаг.

Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета  и др. Обычно, говоря о государственном  долге, не подразумевают финансы  местных органов власти, так как  последние могут работать с положительным  сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета.

Отрицательные последствия  государственного долга связаны  с тем, что выплаты процентов  по внутреннему долгу увеличивают  неравенство в доходах и требуют  повышения налогов, что подрывает  экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Управление государственным внутренним долгом Российской Федерации

    • Анализ динамики и структуры внутреннего долга Российской Федерации за 2009-2012гг.

 

Рынок внутреннего долга  не может считаться уникальным явлением в мировой практике - почти все  страны мира, где финансовая сфера  присутствует в более или менее  оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускают государственные  ценные бумаги. Учреждение российского  рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центробанком РФ Министерства финансов РФ. Одновременно решалась задача создания значительного  по размерам рынка государственных  ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими  рисками федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего  долга было непосредственно связано  с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как  в области осуществления макроэкономической политики, так и в проведении чисто  рыночных преобразований. В результате структура совокупного денежного  предложения стала менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались.

Структура современного внутреннего  долга РФ состоит из:

  • облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Они имеют срок обращения 3 года; могут быть в установленном порядке использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998г. а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций;
  • облигации федерального займа с амортизацией долга - это сравнительно новый инструмент, впервые выпущен в мае 2002г. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет. Частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 1000 рублей;
  • государственных сберегательных облигаций с постоянной процентной ставкой (ГСО-ППС) и государственных сберегательных облигаций с фиксированной процентной ставкой (ГСО-ФПС);
  • облигаций внутренних облигационных займов (ОВОЗ). Это документарная ценная бумага номинальная, стоимость которой может быть выражена в долларах США или евро.

Объем  государственного  внутреннего долга Российской Федерации в 2009 – 2012 годах представлен в таблице 2.1.

Государственный внутренний долг РФ по состоянию на 1.02.2013 г. по данным Минфина РФ составляет 4 899,157 млрд. руб.1

 

Таблица 2.1 – Динамика государственного внутреннего долга Российской Федерации  в 2009 – 2012 году.2

 

Название

Годы

2009

2010

2011

2012

Объем государственного внутреннего  долга, млрд. руб.

1 499,82

2 094,73

2 940,39

4 190,55


 

Согласно данным таблицы  государственный внутренний долг Российской Федерации в период с 2009г. по 2012г., т.е. за три года, вырос на 279,40%.

Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных  ценных бумагах по состоянию на 1.02.2013г. представлена на  таблице 2.2.

     
Таблица 2.2 - Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации (в части государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации) по срокам погашения и по видам обязательств3

 

На основе данных, представленных в таблице 2.2, составим диаграмму (рис. 2.1), из которой видно, какую долю составляют основные элементы в общем объеме внутреннего долга.

 

Рисунок 2.1 – Структура  государственного долга, выраженного  в ценных бумагах Российской Федерации  на 1.02.2013г.

 

  Таким образом, основную долю в структуре государственного внутреннего долга составляют облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом.

Долговые обязательства  Российской Федерации, выраженные в  ценных бумагах, составляют 90% всего  внутреннего государственного долга, остальное приходится на векселя  Минфина (7%) и прочие виды государственного внутреннего долга (3%).

Что же способствует росту  внутреннего государственного долга? В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета и государственного долга заметно усилился. Стремительный рост объема государственного долга, критической величины расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита последние три года заставил искать первопричины подобной динамики. В большинстве аналитических работ отмечается три основных фактора:

  • высокая доля государственных расходов в структуре ВВП;
  • неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего к его двукратному занижению;
  • высокая доходность государственных ценных бумаг.

Резкое сокращение внешнего государственного долга стимулировало  рост внутренних заимствований, используемых для рефинансирования накопленного за последние годы государственного внутреннего долга. Это стало фактором снижения относительной нагрузки на бюджет расходов по обслуживанию долга и увеличения доли непроцентных расходов бюджета.

В среднесрочной перспективе  внутренний рынок капитала сохранит возлагаемую на него с 2009 года роль основного источника дефицита федерального бюджета.

В предстоящий период объем  государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2015 года уровня 11,1 трлн. рублей или 13,4% ВВП. При этом доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга существенно не изменится и составит 75%.

Анализ динамики  объема и структуры государственного внутреннего  долга показывает, что  рост  государственного внутреннего долга  в основном обусловлен увеличением долга по  государственным ценным бумагам, номинальная  стоимость которых указана в  валюте Российской Федерации, а также ростом объема государственных гарантий. О чем свидетельствуют данные таблицы 2.3.

Нельзя не сказать и  о государственных гарантиях, рост которых способствует росту государственного внутреннего долга.

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации по государственным гарантиям имеет устойчивую тенденцию к росту (рисунок 2.3), причем темпами, существенно превышающими темпы прироста государственного долга по рыночным заимствованиям.

 

Рисунок 2.2 – Динамика объема государственного долга Российской Федерации в 2004 – 2015 гг.4

 

 

Таблица 2.3 – Динамика объема и структуры государственного внутреннего  долга (на конец периода)

 

 

2010

2011

2012

2013

2014

2014г к 2011г

млрд. руб.

структура, %

млрд. руб.

структура, %

млрд. руб.

структура, %

млрд. руб.

структура, %

млрд. руб.

структура, %

%

Государственный внутренний долг, всего:

2 940,4

100

4 190,6

100

5 462,1

100

6 600,5

100

7 590,3

100

258,1

в том числе:

                     

Государственные ценные бумаги (ОФЗ\ГСО, ОВОЗ):

2 461,6

83,7

3 546,5

84,6

4 348,8

79,6

4 868,3

73,8

5 284,0

69,6

214,7

Государственные гарантии:

472,2

16,1

637,3

15,2

1 106,3

20,2

1 732,2

26,2

2 306,3

30,4

488,4

Прочая задолженность:

6,6

0,2

6,9

0,2

7,0

0,2

0,0

0

0,0

0

 

 

 

Как следствие, объемы предусматриваемых  в федеральном бюджете средств на возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации также стремительно растут. При этом, учитывая долгосрочный характер обязательств, обеспечиваемых государственными гарантиями (до 30 лет), основная нагрузка по исполнению принятых обязательств ложится на бюджеты будущих периодов. Важно отметить, что даже в случае отсутствия фактических платежей по государственным гарантиям, необходимость планирования бюджетных ассигнований на их исполнение вынуждает «замораживать» значительные объемы бюджетных ассигнований, которые могли бы быть направлены на другие приоритетные направления (социальное обеспечение граждан, здравоохранение, образование).

 

Рисунок 2.3 – Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  по государственным гарантиям, млрд. руб.5

 

 

Таким образом, можно отметить, что государственный внутренний долг растет, и рост этот связан с задолженностью, выраженной в государственных ценных бумагах, а также с ростом обязательств, обеспечиваемых государственными гарантиями.

Страна активно занимает деньги, и делать все это лучше  на внутреннем рынке, в рублях, так  как поведение нашей внутренней валюты более предсказуемо, чем колебания  курсов мировых валют. Россия практически  не присутствует на рынке внешних  займов. РФ не выпускала ценные бумаги в иностранной валюте после дефолта 1998 года. Все это будет вести  к росту внутреннего долга.

    • Основные направления совершенствования управления государственным внутренним долгом РФ

 

Можно выделить два основных направления совершенствования  управления государственным внутренним долгом РФ: усиление административного  контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства, и осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.

Первое направление –  это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала – занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных  импортных контрактов с авансовой  оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через офшоры.

Второе направление для  России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике  должны включать в себя: улучшение  налоговой системы и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры  и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных  привилегий со стороны региональных и местных властей.

Информация о работе Государственный внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура