Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 15:25, курсовая работа
В соответствии с поставленной целью задачами данной курсовой являются:
Рассмотреть сущность и виды инфляции, определить причины ее появления;
Изучить социально-экономические последствия инфляции;
Проанализировать динамику инфляционных процессов в России;
Изучить антиинфляционную политику проводимую государством.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 5
1.1 Сущность инфляции и формы ее проявления 5
1.2 Социально-экономические последствия инфляции 10
ГЛАВА 2. ИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 15
2.1. Причины инфляции 15
2.2. Антиинфляционная политика 18
2.3. Особенности инфляционных процессов в России 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Регулирование инфляции обеспечивается через конкретные меры тех видов макроэкономической политики, которые позволяют ослабить действие инфляционных факторов. [1, 214]
Денежная политика предусматривает регулирование денежной массы и совершенствование ее структуры.
Валютная политика имеет своей целью поддержание отвечающего интересам национальной экономики валютного курса. Оптимальной является такая динамика изменений курса, которая совпадает с показателями инфляции.
Кредитная политика — комплекс мер в области кредита, который призван способствовать «дедолларизации» экономики, росту товарного предложения. Принципиально важная задача — установление положительной (т. е. превышающей ожидаемый темп инфляции) ставки процента.
Бюджетная политика в аспекте регулирования инфляции предполагает достижение сбалансированности расходов и доходов либо доведение бюджетного дефицита до возможного минимума.
Ценовая политика — прямое и косвенное вмешательство государства в рыночное ценообразование. При прямом вмешательстве особую опасность для инфляции имеет установление государством минимальных цен на уровне существенно выше равновесных. В этом случае для поддержания минимальных цен государство нередко должно выступать в роли покупателя. Установление минимальных цен подрывает стимулы к снижению издержек для производителей. Государственные закупки могут потребовать дополнительной эмиссии платежных средств.
Структурная политика, содействующая регулированию инфляции, предполагает ликвидацию (сокращения до минимума, определяемого только самыми насущными общественными потребностями) убыточных и малорентабельных государственных предприятий; в отраслевом аспекте — преимущественное развитие предприятий, ориентированных на потребительский сектор экономики, наукоемких производств, машиностроения. Тем самым сокращаются потребности в эмиссии, формируются возможности для снижения издержек и цен.
Антимонопольная политика предполагает установление государственного контроля над издержками и ценами монополий (олигополий), сочетаемое с наблюдением за объемами производства; пресечение уголовными, административными, налоговыми средствами проявлений монопольного ценообразования; фиксирование цен естественных монополий.
Внешнеторговая политика осуществляется на основе использования таможенно-тарифных и нетарифных инструментов. Таможенные пошлины в своей протекционистской функции обусловливают непосредственно повышение цен импортируемых товаров, поскольку выступают разновидностью косвенных налогов. Нетарифное ограничение импорта имеет те же ценовые последствия, что и таможенные пошлины. В результате происходит сокращение предложения импортируемых товаров, что ведет к повышению цен товаров на национальном рынке. Возросший уровень цен требует приспособления к нему величины денежной массы.
В зависимости от того, какой тип инфляции преобладает в стране на определенном этапе развития, используется тот или иной комплекс мер регулирования. Если инфляция спроса, то решающее значение приобретают меры по ограничению последнего (прежде всего использование инструментов денежной, валютной, кредитной, бюджетной политики). При преимущественном значении инфляции издержек особую значимость приобретают меры по ограничению заработной платы, сдерживанию роста цен на энергию, сырье, материалы, оборудование.
В зависимости от вида инфляции значимость ее регулирования идет по ниспадающей: устранение гиперинфляции — преодоление галопирующей инфляции — ограничение ползучей инфляции. Наибольшую опасность для самого существования социально-экономической системы представляет гиперинфляция. Если ее не удается устранить средствами макроэкономической политики, то приходится прибегать к чрезвычайному методу регулирования инфляции — денежной реформе в форме нулификации, деноминации, т. е. аннулирования старой и введения новой валюты. Например, во Франции денежная масса за 1945 — 1955 гг. возросла более чем на 2 трлн. франков. В 1960 г. правительство было вынуждено провести деноминацию: 100 «старых» франков были приравнены к 1 «новому» франку. В Российской Федерации деноминация была проведена с 1 января 1998 г. нарицательная стоимость рубля была уменьшена в 1000 раз.
Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих современным реальным условиям российской экономики. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с государственным регулированием.
При выявлении особенностей
инфляционных процессов в России
следует учитывать
В России инфляционный потенциал накапливался задолго до начала экономических реформ. Главными причинами его были огромная доля военных расходов и военного производства в ВВП в период «холодной войны», подрывавших гражданское производство, неэффективность производства в 1980-е гг., ухудшение платежного баланса страны в результате многократного падения мировых цен на нефть и газ.
Итак, возникновению инфляции в России послужили следующие причины:
В условиях тоталитарного
режима, в социалистической экономике,
явление инфляции не «замечалось».
Считалось, что поскольку количество
денег в обращении
В стране сформировались различные концепции реформ, но была принята к реализации самая простая, базирующаяся на радикальном сокращении экономической роли государства и всевластия рыночной стихии.
Суть российской «шоковой терапии» будущий вице-премьер России Е. Гайдар сформулировал в своей статье «Прыжок в рынок» в 1990 г.: «Размораживать цены при нынешних темпах роста денежной массы страшно. Но это можно сделать разовым решением. Надо лишь крепко зажмуриться и прыгнуть в неизвестность». В результате таких решений в 1992 г. Цены выросли в 26 раз, в 1993 г. – в 10,5 раз, в 1994 г. – в 3,5 раза и продолжают расти до сегодняшнего дня.
В результате «шокового» высвобождения цен вместо рыночного равновесия, роста производства и снижения цен разразился глубочайший экономический кризис.
За первые пять лет реформ промышленное производство сократилось более чем в 2 раза, инвестиции в производство – в 6 раз, доходы населения – в 3 раза. Рентабельность всех отраслей экономики снизилась до 14 % в 1994 г. В промышленности она упала до 7% в 1997 году.
Налоговая база резко сократилась. Разразился кризис неплатежей. Началась бартеризация экономики, доля наличных денег в общей массе достигла почти 40 %. Все это способствовало развитию теневой экономики и «уходу» от налогообложения.
После августовского финансового
кризиса (1998 г.) значительным импульсом
для тенденции роста цен стала
девальвация рубля, вызвавшая резкое
удорожание импортной продукции, ранее
не редко относительно дешевой по
сравнению с отечественной. Падает
уровень занятости населения, что
обуславливает непредвиденные расходы
государства на пособия по безработице.
Увеличивается бюджетный
Начиная с 2000 г. Экономика России пошла в восстановительный рост. Основными факторами этого роста были:
Оценивая особенности инфляционных процессов в реформируемой России, необходимо учитывать, что они происходили в сложнейших экономических, социальных и политических условиях. Это была неординарная экономическая реформа. Были основательно подорваны прежние производственные, торгово-экономические и кредитно-денежные отношения, существовавшие в рамках единой страны.
В период с 2000–2004 гг. в результате проведения последовательной политики по сдерживанию роста цен вновь наметилась устойчивая тенденция к снижению данного показателя, который уменьшился за этот период с 20,2% до 10%. В 2005 г. правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, однако он составил 10,9%.
За 2005 г. инфляция на потребительском рынке составила 10,9% против 11,7% в прошлом году. Предпринятые Правительством и Банком России меры по снижению темпов инфляции оказали свое положительное воздействие. В итоге за III квартал 2005 г. цены на потребительском рынке выросли на 0,6% против 1,8% за аналогичный период 2004 года. В IV квартале эта разница составляла 1,3 процентного пункта. По итогам 2005 г. общее снижение инфляции по сравнению с предшествующим годом составила 0,8 процентного пункта.
Однако о неадекватности монетаристских методов борьбы против инфляции в России свидетельствует то, что темп роста цен только в 2006 году стал менее 10%, а в 2007-2008 гг. снова перевалил за 10%.
Инфляция в 2007 году превысила как целевой уровень, так и показатель предыдущего года и составила 11,9%. Динамика цен формировалась под влиянием высокого роста внутреннего спроса, а также значительного повышения цен на продовольствие в мире.
Углубление мирового финансового и экономического кризиса существенно повлияло на проводимую Банком России денежно-кредитную и курсовую политику. Ухудшение условий торговли и отток капитала, начавшиеся во второй половине 2008 г., оказывали сильное девальвационное давление на рубль.
Сложившиеся обстоятельства обусловили формирование в конце 2008 г. жестких монетарных условий для функционирования экономики. Повысились процентные ставки по кредитам нефинансовым заемщикам, резко замедлился рост объема кредитов.
Несмотря на замедление во второй половине 2008 г. темпов роста потребительских цен, в целом за 2008 г. инфляция превысила уровень 2007 года и составила 13,3%.
Инфляция в 2009 г. достигла минимального значения за период с 1991 года. Резко снизившись с 5,4% за I квартал до 0,7% за IV квартал, в целом за год она составила 8,8%. Решающую роль в замедлении инфляции сыграло существенное сокращение совокупного спроса, обусловленное мировым финансово-экономическим кризисом. Однако ослабление курса рубля в конце 2008 – начале 2009 г. повлияло на высокие значения инфляции в первой половине года.
В 2010 г. российская экономика восстанавливалась после мирового финансово-экономического кризиса. По итогам года в большинстве основных видов экономической деятельности отмечен рост производства. Наиболее высокие темпы роста производства товаров и услуг наблюдались в первом полугодии. В III квартале они замедлились. В IV квартале производственная деятельность активизировалась.
После замедления в январе-июле с августа 2010 г. темпы роста потребительских цен заметно возросли, в первую очередь за счет ускоренного удорожания продовольствия. В целом за 2010 г. снижения инфляции не произошло, и она сохранилась на уровне предыдущего года.
На протяжении большей части 2010 г. Банк России проводил стимулирующую денежно-кредитную политику в целях формирования условий для дальнейшего расширения кредитной деятельности банков и восстановления экономической активности, учитывая умеренность инфляционных рисков.
Инфляция в России в декабре прошлого года составила 1,1%, а за весь 2010 год - 8,8%, превысив, таким образом, последний официальный годовой прогноз в 8,5% и сравнявшись с показателем кризисного 2009 года. [10]
Согласно информации Федеральной службы государственной статистики, за 2010 г. потребительские цены повысились на 8,8% (в 2009 г. – также на 8,8%). Базовая инфляция составила 6,6% против 8,3% в предыдущем году. В IV квартале 2010 г. инфляция составила 2,4% против 0,7% в сопоставимый период 2009 г., базовая инфляция –2,2 и 1,0% соответственно. Ускорение инфляции в III-IV кварталах 2010 г. было обусловлено увеличением темпов удорожания товаров продовольственной группы. Более подробно динамика инфляции и потребительских цен представлена в таблице 1.
Таблица 1. Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг (месяц к предыдущему месяцу, %)
Инфляция |
Базовая инфляция |
Прирост цен на продовольственные товары |
Прирост цен на плодо-овощную продукцию |
Прирост цен на непродовольственные товары |
Прирост цен на непродовольственные товары без бензина |
Прирост цен на платные услуги | |
2009 год | |||||||
Январь |
2,4 |
1,3 |
1,4 |
4,7 |
0,7 |
1,0 |
6,3 |
Февраль |
1,7 |
1,6 |
1,9 |
4,9 |
1,6 |
1,8 |
1,4 |
Март |
1,3 |
1,4 |
1,7 |
4,5 |
1,4 |
1,6 |
0,6 |
Апрель |
0,7 |
0,8 |
0,7 |
-0,1 |
1,0 |
1,1 |
0,3 |
Май |
0,6 |
0,5 |
0,7 |
4,1 |
0,7 |
0,8 |
0,3 |
Июнь |
0,6 |
0,3 |
0,5 |
3,9 |
0,8 |
0,3 |
0,5 |
Июль |
0,6 |
0,3 |
0,6 |
3,2 |
0,6 |
0,2 |
0,8 |
Август |
0,0 |
0,5 |
-0,9 |
-11,0 |
0,6 |
0,4 |
0,4 |
Сентябрь |
0,0 |
0,5 |
-0,8 |
-11,5 |
0,7 |
0,6 |
0,1 |
Октябрь |
0,0 |
0,3 |
-0,5 |
-6,2 |
0,6 |
0,7 |
-0,1 |
Ноябрь |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,9 |
0,4 |
0,4 |
0,1 |
Декабрь |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
3,0 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
В целом за год |
8,8 |
8,3 |
6,1 |
-1,7 |
9,7 |
9,7 |
11,6 |
2010 год | |||||||
Январь |
1,6 |
0,5 |
1,4 |
7,2 |
0,2 |
0,3 |
3,9 |
Февраль |
0,9 |
0,5 |
1,3 |
5,6 |
0,3 |
0,3 |
1,0 |
Март |
0,6 |
0,5 |
1,0 |
4,2 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
Апрель |
0,3 |
0,2 |
0,3 |
1,1 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
Май |
0,5 |
0,1 |
0,7 |
7,2 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
Июнь |
0,4 |
0,2 |
0,5 |
4,6 |
0,2 |
0,2 |
0,4 |
Июль |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
-0,6 |
0,3 |
0,2 |
0,6 |
Август |
0,6 |
0,7 |
0,9 |
-1,4 |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
Сентябрь |
0,8 |
1,1 |
1,6 |
0,2 |
0,6 |
0,6 |
0,0 |
Октябрь |
0,5 |
0,8 |
0,7 |
-1,8 |
0,6 |
0,7 |
0,0 |
Ноябрь |
0,8 |
0,7 |
1,4 |
4,0 |
0,7 |
0,7 |
0,2 |
Декабрь |
1,1 |
0,7 |
2,1 |
8,6 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
В целом за год |
8,8 |
6,6 |
12,9 |
45,6 |
5,0 |
4,9 |
8,1 |