Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 19:10, курсовая работа
Целью работы является изучение режима денежно-кредитной политики как инфляционное таргетирование, его исторического развития в зарубежных странах и применения в деятельности Центрального банка Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
1. Раскрываются сущность и процесс развития инфляционного таргетирования.
2. Освещаются основные элементы инфляционного таргетирования.
3. Показаны процесс перехода Центрального банка Российской Федерации к инфляционному таргетированию и различные оценки его российскими экономистами.
Введение…………………………………………………….……………………..3
Глава 1. Развитие инфляционного таргетирования как режим денежно-кредитной политики……………………………………………………...……….4
1.1 Определение инфляционного таргетирования……………………………...4
1.2 Концептуальное и практическое развитие инфляционного таргетирования…………………………………………………………………….4
1.3 Эмпирические исследования инфляционного таргетирования……………6
Глава 2. Элементы инфляционного таргетирования……………………………8
2.1 Юридический мандат и независимость центральных банков……………...8
2.2 Выбор таргета. Его уровень и горизонт……………………………………..9
2.3 Модели и прогнозы, используемые в денежно-кредитной политике……11
Глава 3. Инфляционное таргетирование в России…………………………….14
3.1 Переход Банка России на режим инфляционного таргетирования………14
3.2 Предложения по преобразованию Банка России………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………
Введение…………………………………………………….…
Глава
1. Развитие инфляционного таргетирования
как режим денежно-кредитной политики……………………………………………………..
1.1
Определение инфляционного
1.2
Концептуальное и практическое
развитие инфляционного
1.3
Эмпирические исследования
Глава 2. Элементы инфляционного таргетирования……………………………8
2.1
Юридический мандат и
2.2 Выбор таргета. Его уровень и горизонт……………………………………..9
2.3
Модели и прогнозы, используемые
в денежно-кредитной политике……
Глава 3. Инфляционное таргетирование в России…………………………….14
3.1
Переход Банка России на режим
инфляционного таргетирования……
3.2 Предложения по преобразованию Банка России………………………….15
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Основным фактором экономического роста являются инвестиции. Они необходимы для повышения конкурентоспособности и производительности труда. Сейчас нужны инвестиции с относительно длительными сроками окупаемости, инвестиции, связанные с повышением производительности труда. В России на данный момент эти инвестиции очень низки, и, чтобы достичь их роста, необходимо изменить инфляционные ожидания и поведение экономических субъектов. Для этого же нужно повысить уровень предсказуемости экономической ситуации и обеспечить низкую инфляцию. Когда в экономике страны достигнута низкий уровень инфляции и существует доверие к политике Центрального банка по поддержанию инфляции, долгосрочные инвестиционные проекты интересны для инвесторов. Это важно как для граждан и бизнеса, так и для экономического роста всей страны.
В 2014 году в работе Центрального Банка произойдут важные измерения, так как планируется завершение перехода к инфляционному таргетированию. Согласно словам Председателя Банка России Э.С. Набиуллиной, это не просто политика, которая декларирует снижение инфляции, это определенный институциональный механизм, который позволит повысить доверие населения, предприятий к политике Центрального банка, снизить инфляционные ожидания и тем самым сделать тенденцию снижения инфляции более устойчивой. Более того, применение режима инфляционного таргетирования обусловлено положительным международным опытом и необходимостью поддержания макроэкономической стабильности.
Целью работы является изучение режима денежно-кредитной политики как инфляционное таргетирование, его исторического развития в зарубежных странах и применения в деятельности Центрального банка Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
1.
Раскрываются сущность и
2. Освещаются основные элементы инфляционного таргетирования.
3.
Показаны процесс перехода
Инфляционное таргетирование представляет собой скорее режим (систему рамочных принципов), чем строгий набор правил денежно-кредитной политики. В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов» инфляционное таргетирование определяется как «режим денежно-кредитной политики, при котором установлено, что главной целью центрального банка является обеспечение ценовой стабильности. В рамках данного режима устанавливается и объявляется количественная цель по инфляции, за достижение которой ответственен центральный банк. Обычно в рамках режима таргетирования инфляции воздействие денежно-кредитной политики на экономику осуществляется через процентные ставки. Решения принимаются в первую очередь на основе прогноза развития экономики и динамики инфляции. При этом важным элементом данного режима является практика регулярного разъяснения общественности принимаемых центральным банком решений, что обеспечивает подотчетность и информационную открытость центрального банка» Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов [6].
Таким образом, режим инфляционного таргетирования имеет ряд существенных принципов:
1.
Стабильность цен, безусловно, признается
главной целью денежно-
2.
Количественный таргет
3.
Денежно-кредитная политика
4.
Прозрачность проведения
5.
Механизмы подотчетности
Одно из главных преимуществ инфляционного таргетирования заключается в том, что оно сочетает в денежно-кредитной политике как «правила», так и «свободу действий» и поэтому часто называется «ограниченной свободой действий». Британский экономист, руководитель Банка Англии и член комитета по денежной политике Великобритании Мервин Кинг отмечал, что «система инфляционного таргетирования объединяет два отдельных элемента: точный среднесрочный численный таргет инфляции и реакцию на экономические шоки в краткосрочной перспективе. Таргет инфляции создает подобие основанного на конкретных правилах режима, который может быть якорем для инфляционных ожиданий частного сектора» [10].
В рамках этого режима центральный банк располагает свободой действий при реакции на шоки, например в том, насколько быстро инфляция может быть возвращена к таргетируемому уровню.
1.2 Концептуальное и практическое
развитие инфляционного
Многие центральные банки стали применять инфляционное таргетирование как прагматический ответ на неэффективность других методов денежно-кредитной политики, а не как проявление нового экономического мышления. В последние два десятилетия теория и практика развивались одновременно, и в настоящее время существует значительный объем научной литературы, посвященной инфляционному таргетированию.
Для обеспечения стабильности цен денежно-кредитной политике необходим номинальный якорь. Под номинальным якорем мы понимаем фиксирование номинальной переменной для привязки снижения уровня цен в долгосрочной перспективе. Традиционно номинальным якорем, использовавшимся центральными банками, являлся золотой стандарт или привязка местной валюты к другой сильной валюте. Крах Бреттонвудской системы фиксированных валютных курсов в 1970-х гг. в сочетании с высоким уровнем инфляции привел к поиску новых якорей, в частности, денежной массы в обращении. В 1980-х гг. монетаризм являлся доминирующей ортодоксальной концепцией денежно-кредитной политики, поскольку центральные банки пытались контролировать цены, контролируя предложение денег в экономике. Это зависело от наличия стабильного отношения между номинальными расходами и количеством денег, известного как количественная теория денег. Милтон Фридман создал свою количественную теорию и утверждал, что спрос на деньги предсказуемо зависит от ряда макроэкономических переменных [19]. Таким образом, центральные банки могли контролировать величину совокупных расходов и инфляцию, изменяя предложение денег в экономике. Правило фиксированных денег Фридмана подразумевало, что центральные банки должны рассчитывать денежную массу на основе ее отношения к макроэкономическим переменным, чтобы обеспечить определенные темпы инфляции. Согласно этому правилу, центральный банк обладает весьма ограниченной свободой действий при оценке предложения денег, необходимого экономике. На практике банки, которым удавалось успешно таргетировать рост денежной массы, учитывали изменчивость денежной массы и экономических отношений. Американский экономист и председатель совета управляющих Федеральной резервной системы США Бен Бернанке утверждает, что таргетирование инфляции многим обязано прагматической денежно-кредитной политике, которую в 1980-е гг. проводил Центральный банк ФРГ: «Бундесбанк косвенно таргетировал инфляцию, используя рост денежной массы в качестве количественного индикатора при калибровке своей политики. В частности, когда возникали конфликты между таргетами роста денежной массы и таргетами инфляции, Бундесбанк, как правило, придавал большее значение таргетам инфляции» [8].
В конечном счете, целевые ориентиры темпов роста денежной массы во многих странах не привели к положительным результатам, поскольку функция спроса на деньги не была стабильной. Эта нестабильность, как правило, являлась результатом дерегулирования и финансовых инноваций, появления новых видов сходных с деньгами активов в сочетании со снижением роли банковской системы в сфере финансового посредничества.
После неудачи таргетирования денежной массы в середине 1980-х гг. и краха фиксированных валютных курсов в начале 1990-х гг. возникло инфляционное таргетирование с плавающими валютными курсами как новый режим денежно-кредитной политики. Эта система не противоречила основным постулатам распространенных в то время научных взглядов на полномочия денежно-кредитной политики. Согласно монетарной теории, во-первых, постоянные более высокие темпы инфляции не приводят к более высокому экономическому росту и занятости. Принятие этого утверждения способствовало переходу от использования денежно-кредитной политики в качестве инструмента краткосрочного управления спросом к сосредоточению на среднесрочной цели обеспечения стабильности цен, которая является сутью инфляционного таргетирования. Во-вторых, все более широкое признание получали выгоды низкой и стабильной инфляции, и углублялось понимание низкой инфляции как общественного блага. Таким образом, в режимах таргетирования инфляции основной целью центральных банков является стабильность цен. В-третьих, в литературе все чаще подчеркивалось значение инфляционных ожиданий для денежно-кредитной политики. Влияние решений в области денежно-кредитной политики на ожидания частного сектора стало важным фактором, который учитывается политиками. В конце концов, в среде экономистов таргетирование инфляции стало рассматриваться как эффективный способ сдерживания инфляционных ожиданий.
1.3 Эмпирические исследования
Существует ряд исследований, посвященных сравнению эффективности деятельности центральных банков, осуществляющих и не осуществляющих инфляционное таргетирование. Л. Болл из Университета Джонса Хопкинса и Н. Шеридан из МВФ сравнили результаты денежно-кредитной политики в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и установили, что страны с высоким уровнем инфляции в период до 1990-х гг. в дальнейшем испытывали более сильную дезинфляцию, чем страны с низким уровнем инфляции. Авторы показали, что факт внедрения инфляционного таргетирования не помогает объяснить снижение инфляции за последнее десятилетие.
В других исследованиях сделаны противоположные выводы. Австралийский экономист Маркус Хавонен расширил анализ Л. Болла и Н. Шеридана и обнаружил, что введение инфляционного таргетирования по крайней мере отчасти способствовало конвергенции (появлению схожих принципов) уровней инфляции в 1990-е гг. Ученые из исследовательского центра Перу Марко Вега и Диего Винкельрид установили, что таргетирование инфляции помогло снизить уровень и волатильность инфляции в тех странах, где оно было введено. Хотя доказательства того, что эффективность экономики в странах, таргетирующих инфляцию, выше, чем в странах, не таргетирующих инфляцию, за счет достижения стабильности цен, не являются неопровержимыми, существуют более убедительные эмпирические подтверждения того, что количественный таргет инфляции может являться источником информации и регулировать инфляционные ожидания. Губернатор банка Кипра Атанасиос Орфанидес и председатель Федерального Резервного банка Сан-Франциско Джон Вильямс показали, что системный подход к политике инфляционного таргетирования делает ее предсказуемой и позволяет оказывать более сильное влияние на ожидания. Изучая, в какой степени ожидаемая инфляция меняется в ответ на экономические события, они нашли подтверждение того, что в странах, где инфляция таргетируется, инфляционное давление ниже, а инфляционные ожидания лучше регулируются.
Имеются эмпирические данные об эффективности инфляционного таргетирования в странах с возникающими рынками. Исследования МВФ показали, что «таргетирование инфляции обусловливает более низкую инфляцию, меньшие инфляционные ожидания и меньшую волатильность инфляции по сравнению со странами, где оно не осуществляется». К тому же это улучшение показателей инфляции достигалось без неблагоприятных последствий для объема производства и волатильности процентных ставок. МВФ также проанализировал, какие принципы денежно-кредитной политики в наибольшей степени способствовали сдерживанию инфляционных ожиданий после резкого изменения цен на нефть и продовольствие в 2007 году, и пришел к заключению, что «в последнее время в странах с возникающими рынками инфляционное таргетирование более эффективно ограничивало инфляционные ожидания, чем альтернативные режимы денежно-кредитной политики» Практика инфляционного таргетирования [7].
Позднее Скотт Роджер установил, что инфляционное таргетирование доказало свою эффективность в условиях финансового кризиса 2007 года, а Ирено Кавальо Фильо высказал предположение, что денежно-кредитная политика в странах, где таргетировалась инфляция, оказалась более приспособленной к условиям кризиса.
Эмпирические данные об эффективности инфляционного таргетирования не являются единообразными для всех стран, но в основном подтверждают эффективность этой системы в контексте снижения инфляции и сдерживания инфляционных ожиданий как в промышленно развитых странах, так и в странах с переходной экономикой. При этом большое значение имеет внутренняя обусловленность, поскольку во многих странах введение таргетирования инфляции являлось частью более широкого процесса политических и экономических реформ и нередко было связано со стремлением укрепить институциональную структуру за счет обеспечения законодательной независимости центрального банка.
В некоторых странах введение таргетирования инфляции как нового режима денежно-кредитной политики сопровождалось совершенствованием бюджетно-налоговой политики (в частности, в странах Латинской Америки). Нередко введение таргетирования инфляции также сопровождалось наращиванием технических возможностей центрального банка и повышением качества макроэкономических данных. Поскольку инфляционное таргетирование в значительной степени зависит от реализации денежно-кредитной политики через регулирование процентных ставок, некоторые страны с переходной экономикой также приняли меры для укрепления и развития финансового сектора. Следовательно, можно предположить, что улучшение денежно-кредитной политики после введения инфляционного таргетирования влечет за собой совершенствование работы экономической политики в целом. МВФ отмечает, что «очевидные выгоды таргетирования инфляции частично могут отражать общее качество внутреннего денежно-кредитного регулирования в этих странах, а в более широком плане - уровень их развития».