Инфляционное таргетирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение режима денежно-кредитной политики как инфляционное таргетирование, его исторического развития в зарубежных странах и применения в деятельности Центрального банка Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
1. Раскрываются сущность и процесс развития инфляционного таргетирования.
2. Освещаются основные элементы инфляционного таргетирования.
3. Показаны процесс перехода Центрального банка Российской Федерации к инфляционному таргетированию и различные оценки его российскими экономистами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………….……………………..3
Глава 1. Развитие инфляционного таргетирования как режим денежно-кредитной политики……………………………………………………...……….4
1.1 Определение инфляционного таргетирования……………………………...4
1.2 Концептуальное и практическое развитие инфляционного таргетирования…………………………………………………………………….4
1.3 Эмпирические исследования инфляционного таргетирования……………6
Глава 2. Элементы инфляционного таргетирования……………………………8
2.1 Юридический мандат и независимость центральных банков……………...8
2.2 Выбор таргета. Его уровень и горизонт……………………………………..9
2.3 Модели и прогнозы, используемые в денежно-кредитной политике……11
Глава 3. Инфляционное таргетирование в России…………………………….14
3.1 Переход Банка России на режим инфляционного таргетирования………14
3.2 Предложения по преобразованию Банка России………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

DKB.docx

— 57.17 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Элементы инфляционного таргетирования

2.1 Юридический мандат и независимость  центральных банков

 

Большинство определений инфляционного таргетирования включают требование о том, что обеспечение стабильности цен является главной целью денежно-кредитной политики. Как правило, это требование закреплено в законе о центральном банке. Во многих случаях закон о центральном банке также устанавливает в качестве дополнительной цели поддержку экономического процветания и благосостояния в более широком смысле. В частности, в Австралии мандат предусматривает обеспечение стабильности цен и занятости, а в Канаде главной ролью центрального банка является «содействие экономическому и финансовому благосостоянию Канады». В ходе финансового кризиса, начавшегося в 2007 году, юридические мандаты нескольких центральных банков, в том числе Банка Англии, были дополнены обеспечением финансовой стабильности.

Большинство центральных банков, осуществляющих таргетирование инфляции, являются законодательно независимыми. Центральный банк Бразилии является исключением из общего правила, так как он не обладает законодательной независимостью. Управляющий и Заместители Управляющего не имеют фиксированных сроков назначения. В литературе по независимости центральных банков часто проводится различие между «независимостью целей», т.е. наличием у центрального банка самостоятельности в определении целей денежно-кредитной политики, и «независимостью инструментов», т.е. проведением центральным банком денежно-кредитной политики для достижения таргета инфляции независимо от влияния правительства. На практике это различие менее явно выражено. Конечная цель денежно-кредитной политики, стабильность цен, обычно закреплена законодательно. Тогда «независимость целей» становится второстепенным вопросом определения «стабильности цен», установления таргета инфляции. Европейский центральный банк (ЕЦБ) считается одним из самых независимых центральных банков. Целью денежно-кредитной политики, определенной в Договоре и Уставе ЕСЦБ, является стабильность цен. Роль ЕЦБ заключается в определении стабильности цен, в настоящее время равной уровню инфляции «менее, но близко к» 2% в год.

Если инфляция не стабильна, что было в странах с переходной экономикой при введении инфляционного таргетирования, установление таргета инфляции, траектории и темпов снижения инфляции являются более существенными политическим вопросами. Способность устанавливать таргет инфляции рассматривалась как неотъемлемая часть независимости центрального банка. В то же время, правительству более выгодно принимать на себя обязательство придерживаться заданного таргета инфляции в том случае, когда он определяется совместно, чтобы обеспечить согласованность или как минимум непротиворечивость налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Участие правительства в определении целевого показателя придает политике больше демократической легитимности, помогая заручиться общественной поддержкой.

Ключевым требованием для осуществления таргетирования инфляции является независимость в применении инструментов или операционная независимость. Все 27 центральных банков, таргетирующих инфляцию, являются операционно независимыми. В большинстве стран, где осуществляется инфляционное таргетирование (в 15 из 27), инфляционный таргет устанавливается совместно правительством и центральным банком. Среди девяти промышленно развитых стран Швеция является единственной страной, где правительство не участвует в определении таргета, будь то самостоятельно или совместно с центральным банком.

Таргетируемые уровни инфляции в промышленно развитых странах находятся в пределах от 1% до 3% (годовой прирост инфляции). Это отражает согласованную интерпретацию долгосрочного интервала инфляции, не препятствующего обеспечению стабильности цен в этих странах. Поэтому правительствам этих стран было бы трудно установить более высокий таргет для инфляции, так как это привело бы к подрыву доверия. Таким образом, даже если таргет устанавливает только правительство, на практике в промышленно развитых странах свобода правительства при установлении операционного определения стабильности цен крайне ограничена.

Представляется, что де-юре центральные банки развивающихся стран и стран с переходной экономикой обладают большей степенью независимости. В восьми случаях, преимущественно в странах Латинской Америки, таргет устанавливается только центральным банком, а в девяти других случаях он определяется совместно. Де-факто картина является более сложной. В частности, в Колумбии и Гватемале министр финансов входит в состав совета центрального банка, принимающего решения, поэтому правительство оказывает некоторое влияние на определение таргета.

 

2.2 Выбор таргета. Его уровень  и горизонт

 

Все 27 стран, таргетирующих инфляцию, используют индекс потребительских цен (ИПЦ) в качестве операционного таргета и в настоящее время чаще применяют общий, а не базовый показатель инфляции («Приложение 1»). В основном это обусловлено практическими и операционными причинами: ИПЦ рассчитывается ежемесячно, в то время как другие критерии, которые могут быть предпочтительными по теоретическим причинам, такие как дефлятор ВВП, рассчитываются только раз в квартал. Несмотря на то, что базовая инфляция менее волатильна и может точнее реагировать на уровень политической процентной ставки центрального банка, общий ИПЦ обладает тем неоценимым преимуществом, что он хорошо известен населению. К тому же определения базовой инфляции часто исключают продукты питания как волатильную составляющую. В некоторых развивающихся странах на долю продуктов питания может приходиться около 40% потребительской корзины, и их исключение может снизить уровень доверия.

Несмотря на то, что предпочтительным критерием является общий ИПЦ, многие центральные банки также используют темп базовой инфляции в качестве показателя инфляционного давления в экономике. В Австралии, Канаде, Чешской Республике, Гане, Венгрии, Норвегии, Польшу, Швеции и Турции дополнительно публикуются прогнозы базовой инфляции.

Резкие изменения цен на топливо и продовольствие в 2007 г. показали важность осторожной интерпретации индексов базовой инфляции. Повышение цен на продукты питания и коммунальные услуги привело к падению дохода, используемого для приобретения других товаров и услуг, что в свою очередь обусловило ослабление повышения цен в этих секторах (базовой инфляции). Однако неправильно было бы интерпретировать низкий уровень базовой инфляции исключительно как отражение подавленной инфляции в соответствующих секторах; базовую инфляцию следует интерпретировать с учетом того, что происходит в экономике в целом.

Важным также является сделать выбор между точечным и целевым таргетом. Точечные таргеты инфляции являются очень точными и дают рынкам четкий сигнал о цели центрального банка. Кроме того, их преимуществом может являться симметричность, помогающая сообщить о желании центрального банка избегать дефляции так же упорно, как он избегает инфляции. Это имеет большое значение в периоды, когда угроза дефляции вызывает озабоченность. К тому же точечный таргет помогает объяснить среднесрочный характер цели: очевидно, что инфляция не может достигать таргета каждый месяц.

При наличии целевого интервала вполне понятно, достигнут ли таргет. Кроме того, интервалы могут показывать, что целевая инфляция, предусмотренная центральным банком, обладает гибкостью и центральный банк способен справиться с временными резкими колебаниями уровня цен. Таким же образом целевой интервал обеспечивает определенную степень стабилизации объема производства. На практике большинство центральных банков, особенно тех, которые позднее начали таргетировать инфляцию, предпочли использовать лучшие возможности обоих вариантов. Пять центральных банков (Венгрии, Исландии, Норвегии, Швеции и Великобритании) применяют простые точечные таргеты, а другие банки - целевой интервал.

Что же касается уровня таргета, то существует определенное несоответствие между теорией и практикой. Теория предполагает, что оптимальный уровень инфляции равен нулю (согласно новой кейнсианской парадигме) или отрицателен (по правилу Фридмана). На практике все центральные банки, таргетирующие инфляцию, устанавливают положительные таргеты.

Первая причина несоответствия теории заключается в том, что измеренная статистически инфляция в тенденции превышает фактическую инфляцию примерно на 0,5 процентного пункта, поэтому для компенсации этого эффекта необходим предел выше нуля. Другой аргумент заключается в том, что положительный таргет инфляции уменьшает вероятность достижения нижнего нулевого уровня по номинальным процентным ставкам, что имело операционное значение в период глобального экономического спада 2008-2009 годах. Вероятно, что издержки дефляции для экономики выше издержек инфляции, поэтому положительный инфляционный таргет необходим, чтобы избежать риска дефляции, следовательно, дефлирования долга.

Таким образом, учитывая отсутствие точного определения стабильности цен, центральные банки сосредоточились на снижении инфляции до уровня, который не вызывает беспокойства у частного сектора. В результате общее мнение заключается в том, что при превышении порога в 3-4% инфляция приводит к чрезмерному увеличению издержек на поддержание уровня благосостояния, в то время как вероятный выигрыш от инфляции ниже 2% едва ли перевешивает преимущества положительного таргета инфляции.

Во всех промышленно развитых странах они составляли от 1% до 3%. На вершине этого узкого интервала находится Корея с таргетом в размере 3% плюс/минус один процентный пункт. Некоторые страны, не являющиеся промышленно развитыми, также имеют контрольные показатели инфляции в этом интервале: 2% в Перу, 2% в Чешской Республике и 2,5% в Польше. Еще три страны - Чили, Венгрия и Мексика - приняли в качестве таргета 3%, а Колумбия - от 2% до 4%. Лишь в одной стране, Гане, таргет превышает 5% и составляет 8,7%.

Горизонт же таргета зависит от того, находится ли инфляция в интервале стабильности цен. В 19 странах, имеющих таргеты в размере 3% или менее, горизонт таргета, как правило, является среднесрочным.

Преимуществом среднесрочных таргетов является сдерживание инфляционных ожиданий и возможность учета краткосрочных отклонений от таргета при возникновении экономических шоков. Кроме того, горизонт таргета может зависеть от продолжительности лагов трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Если эта продолжительность велика, центральный банк не в состоянии воздействовать на инфляцию в краткосрочной перспективе.

В том случае, когда проводится антиинфляционная стратегия, таргеты инфляции часто устанавливаются ежегодно. В странах с возникающими рынками быстрее происходит влияние процентных ставок центрального банка на инфляцию, поэтому постановка меньшего горизонта является более целесообразной. При этом годовой таргет часто считается более подходящим с точки зрения подотчетности. Страны, проводящие антиинфляционную политику, часто устанавливают среднесрочные таргеты, чтобы ограничить инфляционные ожидания.

В большинстве центральных банках, осуществляющих инфляционное таргетирование, решения принимаются комитетом, который регулярно проводит заседания для определения того, какие процентные ставки (или другие меры в области политики) необходимы для достижения таргета инфляции. Даже в Новой Зеландии, где Управляющий является единоличным органом принятия решений, действует Консультативная группа по официальной процентной ставке (OCRAG), в состав которой входят два сторонних специалиста. В тринадцати странах стратегические решения принимаются Правлением центрального банка, а в одиннадцати странах по процентным ставкам решение принимает Комитет денежно-кредитной политики (КДКП). Наличие отдельного КДКП обычно объясняется делегированием принятия решений в области денежно-кредитной политики экспертам в этой области. В Великобритании закон требует, чтобы все члены КДКП назначались исходя из их опыта или знаний в области денежно-кредитной политики. В некоторых странах, в частности, в Армении и на Филиппинах, процесс происходит в два этапа; внутренний КДКП или Консультативный комитет технических экспертов дает рекомендации Правлению, которое несет официальную ответственность за принятие решений в области денежно-кредитной политики.

В среднем комитет по принятию решений состоит из семи членов. В Польше создан самый большой комитет - из десяти членов; несколько центральных банков имеют комитеты из пяти членов. Точных правил, определяющих состав Правления или КДКП, не существует; некоторые комитеты формируются из должностных лиц центрального банка и равного количества экспертов центрального банка и сторонних специалистов. В меньшинстве случаев (в том числе в Колумбии, Гватемале и на Филиппинах) в органе принятия решений представлено правительство. В других случаях представитель правительства присутствует в качестве наблюдателя без права голоса (Венгрия, Румыния, Турция и Великобритания).

Большинство центральных банков, осуществляющих инфляционное таргетировани, принимают решения в области денежно-кредитной политики большинством голосов, а не в форме консенсуса. Управляющий в качестве председателя обычно имеет право решающего голоса. Восемь центральных банков принимают решения в форме консенсуса, а в Новой Зеландии Управляющий принимает решение единолично.

Большинство органов принятия решений проводят заседания от восьми до двенадцати раз в год. Обычно заседания проводятся раз в месяц и совпадают с ежемесячной публикацией данных. В обычное время для учета произошедших событий достаточно проводить заседание один раз в шесть недель. В исключительных случаях комитет может проводить заседания чаще.

 

2.3 Модели и прогнозы, используемые  в денежно-кредитной политике

 

Для осуществления инфляционного таргетирования центральный банк должен располагать техническими возможностями моделирования экономики, понимания трансмиссионного механизма и прогнозирования инфляции и объема производства. Большинство центральных банков, таргетирующих инфляцию, применяют набор моделей, включая статистические и сводные прогнозы, структурные, макроэкономические модели и динамические стохастические модели общего экономического равновесия (ДСОЭР или DSGE). Одни модели имеют теоретическое обоснование, другие определяются данными.

Одни из них более пригодны для краткосрочного прогнозирования, а другие для более долгосрочного. Используя набор различных моделей, центральные банки могут опираться как на теорию, так и на данные, включая, разумеется, в значительной степени собственные профессиональные оценки для принятия обоснованных стратегических решений. Сводные табличные прогнозы, как правило, применяются для ежемесячного прогнозирования ИПЦ на краткосрочную перспективу (до шести месяцев). Они могут включать информацию (например, о регулируемых ценах) и экспертные оценки отдельных составляющих ИПЦ. Малые эконометрические модели используют макроэкономические данные для прогнозирования будущих изменений и обычно применяются для получения прогнозов на шесть-девять месяцев. Применимость этих моделей зависит от качества данных; они менее полезны, если в экономике происходят быстрые трансформации, вследствие которых предыдущие периоды не могут служить ориентирами для будущих.

Информация о работе Инфляционное таргетирование в России