Инфляция как социально-экономический процесс. Особенности инфляции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 19:18, реферат

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие сущности инфляции и ее особенностей в нашей стране.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2
1. Сущность инфляции, ее социально-экономические последствия………3
2. Особенности инфляции в России…………………………………………8
3. Инфляция в России на современном этапе………………………….…..22
Заключение……………………………………………………………….…..36
Список использованных источников…………………………………….…37

Файлы: 1 файл

Сокращенный.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

В первой половине 1992 г. в результате проведения жесткой денежно-кредитной  политики удалось резко сжать  денежную массу, поставить под контроль дефицит бюджета, но продолжалась практика бесконтрольной выдачи кредитов бывшим республикам СССР.

В то же время нарастала задолженность  бывших союзных республик Центральному банку РФ по «техническим» кредитам, связанным с невозможностью осуществления расчетов по поставкам товарно-материальных ценностей из России. Выдача этих кредитов спровоцировала не менее 25% общего объема инфляции.

Сжатие денежной массы внутри России вызвало колоссальный кризис неплатежей. Его масштабы существенно сократились после проведения в середине 1992г. зачета взаимной задолженности предприятий, которым сократили неплатежи на 1,7 трлн руб. Вследствие этого наблюдается временный подъем промышленного производства при одновременном росте денежной массы и темпов инфляции в 2 раза.

В 1993г., используя монетарные антиинфляционные инструменты, правительство стремилось сокращать денежную массу и довело ее к концу года до чрезвычайно низкого уровня - 14% по сравнению с декабрем 1991 г. Это произошло при высоком уровне бюджетного дефицита и его покрытия на 60% за счет эмиссии Центрального банка РФ.

Сокращая дефицит бюджета, государство  увеличило свою задолженность перед  предприятиями, а это обернулось неплатежами по технологическим  цепочкам и общим кризисом неплатежей к концу года. Искусственное сжатие денежной массы и дефицита бюджета обусловило финансовый кризис в экономике.

Для «связывания» избыточной денежной массы и ослабления давления с ее стороны на валютный рынок  были задействованы возможности  рынка государственных ценных бумаг  путем установления чрезвычайно  привлекательного для инвесторов уровня доходности. Быстрое наращивание номинальных объемов эмиссии обеспечило значительный приток средств на этот рынок. В результате перераспределения ресурсов спрос на валютном рынке стабилизировался, что предотвратило катастрофическое падение рубля.

С 1995г. существенным моментом денежно-кредитной политики ЦБ РФ является требование жесткой централизации контроля за предложением денег экономике. Правительство отказалось от использования кредитов Банка России для покрытия дефицита федерального бюджета как основного фактора инфляциии. Предусмотрено 57% дефицита покрывать доходами от операций с государственными ценными бумагами на внутреннем рынке, 47% - за счет внешних заимствований.

При низком уровне рентабельности промышленности (6%) и убыточности  сельского хозяйства (18%) временно свободные денежные средства в экономике направлялись в государственные ценные бумаги, доходность по которым достигала 80% годовых, а временами - 200, 300%. Одновременно Банк России фактически прекратил прямое предоставление централизованных кредитов коммерческим банкам, он перешел к проведению кредитных аукционов, где на конкурсной основе продаются кредитные ресурсы.

Развивая инструментарий денежно-кредитного регулирования, Банк России отказался  от дифференцированного применения основных рычагов денежно-кредитной политики по регионам (ставки рефинансирования; лимиты кредитования: определение приоритетных сфер деятельности, предельной маржи по кредитам банка; установление резервных требований).

Посредством ряда жестких административных мер, в частности - установлением валютного коридора и массированных валютных интервенций Банк России стабилизировал ситуацию на валютном рынке, что позволило снизить темпы инфляции с 18% в январе 1995г. до 7,9% в середине и в конце года. 

Вместе с тем чрезвычайно  жесткая политика Правительства и Центрального банка РФ по ограничению ресурсов в банковской сфере на фоне взаимных неплатежей в хозяйстве в августе 1995 г. вызвала серьезный банковский кризис, выразившийся в остром дефиците платежных средств у банков, который парализовал работу межбанковского рынка. Для предотвращения полномасштабного кризиса банковской системы Центральным банком РФ была осуществлена массированная скупка ценных бумаг у коммерческих банков с целью поддержания их ликвидности. Это свидетельствует о том, что финансовый кризис и кризис неплатежей поразили уже все сферы экономики.

Либерализация цен и политика денежных ограничений привели к обвальному промышленному спаду. К началу 1999г. Россия потеряла больше половины своего валового национального продукта и более чем вдвое снизила промышленное производство.

Наиболее глубоким и  опасным по своим социально-экономическим  последствиям является спад инвестиционной активности. При сокращении объема инвестиций на 2/3 невозможны не только структурная перестройка, но и воспроизводственный процесс, поскольку происходит невозобновляемое выбытие основных фондов.

Много негативных последствий имеет  и приватизация. Она не только не дала бюджету ощутимых поступлений и не способствовала привлечению отечественных и иностранных инвестиций, но и не оказала реального влияния на повышение эффективности хозяйствования.

Либерализация цен и  ужесточение бюджетной и кредитной  политики в целях подавления инфляции вызвали развал платежных отношений  и кризис неплатежей. Неплатежи, составившие в начале 1992г. 40 млрд руб., к началу 1997г. достигли 800 трлн руб., в том числе 35,9 трлн руб. по заработной плате. Неплатежеспособными стали не только предприниматели, банки, но и государство.

Практика хозяйствования показала, что инфляция в России не столько денежный феномен, сколько  связана с особенностями российской экономики. Обесценение денег в России происходит не по причине излишка денег в обращении, а в результате монопольного взвинчивания цен посредническими, порой мафиозными структурами, спекулятивной игрой на понижение курса рубля.

После либерализации цен не рост денежной массы вызвал инфляцию, а, наоборот, денежная масса не успевала за растущим платежеспособным спросом в результате взвинчивания цен. Неплатежи возмещали нехватку реальных денег в платежном обороте и являлись оборотной стороной снижения инфляции. «Разбухающая» сфера неплатежей неподконтрольна Центральному банку РФ и правительству и не затрагивается денежно-кредитным регулированием. К началу 1998 г. она в 1,8 раза превысила денежный агрегат М2. По сути это дополнительная эмиссия со стороны хозяйствующих субъектов (в которую не вошли неплатежи государства). Она - показатель «подавленной» инфляции, реальный уровень которой должен исчисляться значительно более высокими цифрами, чем это регистрируется официальной статистикой. Подавление инфляции достигается также за счет таких специфических мер, как несвоевременные расчеты государства по размещенным и выполненным государственным заказам, несвоевременная выплата заработной платы, пенсий и пособий, откладывание выплат по внешнему долгу, увеличение внутренней и внешней задолженности государства, значительное недофинансирование науки, образования и других сфер экономики.

Отказ государства от регулирования экономических и  социальных процессов привел к потере контроля за ценами и доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов. Денежные потоки «оторвались» от натурально-вещественных, разрушая воспроизводственный цикл, что делает невозможным формирование рыночных отношений в производственной сфере.

Основным фактором роста денежной массы в 1996г. был кредит банковской системы на покрытие дефицита федерального бюджета. Увеличение кредита правительству за январь - сентябрь более чем в 2 раза превысило прирост кредитов, предоставленных банками экономике.

Поскольку инфляция в  России имеет немонетарную природу, то экономика, инвестиции, финансы очень слабо отреагировали на снижение цен. Со второго полугодия 1996г. наметились признаки стабилизации производства, которые не были поддержаны государственной политикой ни в 1997г., ни в 1998г.

В России вновь накапливается  инфляционный потенциал, который, по оценкам  экономистов, более чем вдвое  превышал фактический уровень инфляции.

Он проявился в августе 1998г., когда в России разразился системный финансовый кризис, государство оказалось неспособным погашать внутренние и внешние долги.

К августу 1998г. долги по ГКО достигли 436 млрд руб., в то время как все доходы бюджета на год были запланированы в 367 млрд руб. Погашение и выплаты процентов по государственному долгу с июля вдвое превышали объем собираемых налогов, что заставило государство отказаться от дальнейшего обслуживания долга. Это вызвало обвальную девальвацию рубля и рост инфляции до 80-90% годовых по сравнению с 11% в 1997г.

Кризис характеризуется  банкротством реального сектора экономики, банков, разрушением экономической базы для подавления инфляции. 

После августовского кризиса 1998г. Центральный банк РФ стал проводить денежно-кредитную политику, направленную на снижение инфляционных процессов в стране, поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста.

Банк России гибко  реагировал на изменение реального  спроса на деньги, повышая уровень  монетизации народного хозяйства, снижая процентные ставки и укрепляя валютный курс рубля. Одновременно осуществлялась реструктуризация банковского сектора, который к середине 2001г. в целом преодолел последствия кризиса.

Успешное проведение этой работы, а также девальвация  рубля и повышение цен на сырье  дали импульс для роста ВВП. Сохранение с 2000г. большого положительного сальдо платежного баланса, быстрый рост золотовалютных резервов, профицит бюджета свидетельствует о том, что страна вышла из периода стагфляции.

 

3. Инфляция в России на современном этапе

Согласно данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в марте 2012г., россияне, наряду с платными услугами образования и здравоохранения, больше всего боятся роста цен на товары первой необходимости [2].

Наше мнение заключается в том, что в ближайшие годы инфляционное давление на экономику России продолжит спадать. Подчеркнем, что причинами торможения инфляции будут отнюдь не административные меры по обузданию инфляции со стороны правительства, а влияние фундаментальных процессов в мировой экономике (прежде всего продолжающегося дефляционного сжатия), а также и в российской экономике.

Это согласуется с долгосрочным прогнозом инфляции от Агентства прогнозирования экономики (АПЭКОН), в соответствии с которым, за исключением отдельных всплесков, темпы инфляции в России в долгосрочном периоде будут снижаться.

Согласно прогнозу, в 2012г. инфляция составит 5,6%, в 2013г. — 5,5%, а в 2015г. — всего 4,9%. В 2016 и 2017 гг. произойдет относительное повышение темпов инфляции до 6%, но затем снижение продолжится.

Тем не менее, инфляция остается актуальной проблемой российской экономики и монетарной политики. В 2011г. глобальный финансовый кризис вошел в новую фазу — бюджетно-долговую, что привело к изменению состава факторов, как замедляющих, так и ускоряющих повышение общего уровня цен, а также к их значимости в этом процессе. Заметим, что экономическая конъюнктура в России по-прежнему существенно отличается от большинства стран мира — сегодня целый ряд стран балансирует на грани дефляции, а в некоторых странах (Япония, Швейцария) снижение общего уровня цен как результат сжатия совокупного спроса уже стало реальностью. В РФ, несмотря на дезинфляцию (замедление темпов), уровень инфляции остается весьма высоким. Этим объясняется специфика мер денежно-кредитного регулирования экономики в стране и подготовка Банком России перехода в 2014г. к полному таргетированию инфляции при гибкой курсовой политике.

Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует инфляцию в России в 2013 гг. на уровне 6,3-6,4%, т.е., по сути, ожидает ее неизменной [6]. Он также отмечает, что общий уровень цен в РФ снижается, но инфляция остается высокой. Поэтому монетарная политика должна быть ориентирована на дальнейшее снижение инфляции, поскольку без стабильно низкого данного показателя невозможно мобилизовать внутренние ресурсы и направить их на производительные инвестиции. Анализ МВФ свидетельствует, что оптимальным целевым показателем инфляции в среднесрочной перспективе был бы диапазон в 3-5%.

Министерство экономического развития инфляция прогнозировало инфляцию в 2012г. на уровне 5-6%. Эксперты ОЭСР - 6,5%. Всемирный банк делал прогноз, что инфляция окажется ниже 7%. Наконец, В.В. Путин также неоднократно заявлял, что уровень инфляции планируется в 6%, хотя и может превысить прошлогодний уровень [14].

Между тем, согласно официальным сообщениям Федеральной службы государственной статистики (Росстата), инфляция в России в начале 2012г. оказалась беспрецедентно низкой. Ее значение в годовом исчислении в феврале опустилось до рекордно низкого уровня и составило 3,7% против 4,2% в январе [3]. В марте тенденция сохранялась — за период с 13 по 19 марта 2012 г. зафиксирован очередной недельный показатель в 0,1%, с начала марта прирост потребительских цен составил 0,3%, а с начала года — 1,2%. В 201 1 г. с начала марта рост цен составлял 0,4%, а с начала минувшего года — 3,6% [15]. При этом стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце февраля 2012 г. составила 2 456 р. в расчете на месяц. Его стоимость выросла за февраль на 0,8% (с начала года — на 1,5%). Таким образом, месячная инфляция обновила свой исторический минимум за период с 1991 г. (Таблица)

Следует напомнить, что, в отличие от большинства стран мира, инфляция в России официально измеряется не дефлятором ВВП, а индексом потребительских цен (ИПЦ). В разных странах существуют свои особенности вычисления этого показателя.

Проанализируем наиболее значимые факторы и процессы, определяющие темпы инфляции в России в ближайшем будущем, но не с точки зрения их причин, а с позиции направления влияния: являются ли они ускоряющими или замедляющими инфляцию факторами . Такое деление в некоторой степени условно и применимо лишь к определенному периоду, поскольку данные факторы при известных обстоятельствах могут меняться местами.

 

Замедляющие

Ускоряющие

1. Укрепление рубля (монетарные факторы)

2. Снижение таможенных пошлин

3. Отток капитала

4.Кредитно-денежная политика ЦБ РФ

5. Замедление роста цен на продовольствие

6. Ситуация на рынке труда

7. Ценовые (инфляционные) ожидания

1. Рост тарифов естественных монополий

2. Институциональная среда

3. Высокие цены на сырьевые товары

4. Состояние госбюджета и предвыборные расходы

5. Эмиссия резервных валют

6. Кредитная экспансия

7. Эффект базы

Информация о работе Инфляция как социально-экономический процесс. Особенности инфляции в России