Инфляция как социально-экономический процесс. Особенности инфляции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 19:18, реферат

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие сущности инфляции и ее особенностей в нашей стране.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2
1. Сущность инфляции, ее социально-экономические последствия………3
2. Особенности инфляции в России…………………………………………8
3. Инфляция в России на современном этапе………………………….…..22
Заключение……………………………………………………………….…..36
Список использованных источников…………………………………….…37

Файлы: 1 файл

Сокращенный.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

 

Рассмотрим факторы, замедляющие инфляцию.

  1. Укрепление рубля. Начиная с весны 2009г. рубль начал постепенную ревальвацию. К февралю 2012г. российская валюта укрепилась до минимума к бивалютной корзине (33,5 р.), практически отыграв все потери от девальвации начала 2009г. Только в январе-феврале 2012г. реальный эффективный курс рубля (к иностранным валютам основных торговых партнеров с учетом инфляции) увеличился на 4,2% по данным Банка России. При этом реальный курс рубля к доллару за январь-февраль вырос на 5,3%, к евро — на 6,0% [24].

Этому способствовало, во-первых, более быстрое развитие экономики России, чем среднемировое. Во-вторых, рост цен на нефть и другие ресурсы, являющиеся основой экспорта РФ. В-третьих, свою роль сыграли программы эмиссии Федеральной резервной системы (ФРС) США и Европейского ЦБ. В-четвертых, благоприятное состояние платежного баланса страны и отсутствие массированных валютных интервенций Банка России. В результате импортные товары стали относительно дешевле, а на ряд товаров цены даже снижались (электроника). Это явилось сильным фактором замедления роста цен в 2012г. Вместе с тем многие аналитики прогнозируют во второй половине года ослабление курса рубля, связывая его с ситуацией в мировой экономике, особенно с возможным спекулятивным падением цен на нефть [20].

  1. Снижение таможенных пошлин напрямую связано со вступлением России в ВТО. На фоне укрепления курса рубля и кризиса перепроизводства в мире (например, автомобилей) это станет дополнительным позитивным сигналом для инвесторов и приведет к усилению конкуренции на потребительском рынке, что снизит цены импортных товаров. Впрочем, наличие переходного периода в пять лет сделает этот процесс достаточно продолжительным, поэтому первый антиинфляционный эффект от присоединения России к ВТО может проявиться не раньше следующего года.

3. Отток капитала. В докризисные годы приток «горячих» иностранных капиталов, в первую очередь в виде портфельных инвестиций и кредитов в банковский сектор и ряд крупных компаний, служил весомым фактором стимулирования высоких темпов инфляции (поскольку под них эмитировались рубли). С началом глобального финансового кризиса этот приток резко затормозился, а осенью 2008г. и вообще развернулся.

Усиление этого процесса было отмечено во второй половине 2011г. в результате обострения ситуации на мировых финансовых рынках. В результате, несмотря на рост фондового рынка в РФ, по итогам 2011г. чистый отток капитала превзошел все ожидания и составил 84,2 млрд дол. Причиной этого стало не столько «отмывание денег», сколько кредитование ведущими российскими банками российских же компаний, зарегистрированных за пределами страны  из-за ухудшения условий финансирования на внешнем рынке, а также выплата ранее взятых кредитов. Это вызвало сокращение золотовалютных резервов страны (в начале 2012 г. они снова начали расти), но одновременно и сокращение государственного и частного долга России. Продавая валюту, ЦБ РФ получает и затем стерилизует рубли, уменьшая денежную массу. В итоге данный процесс стал заметным фактором снижения монетарной инфляции.

По прогнозам министра финансов России А. Силуанова по итогам 2012г. чистый отток капитала из страны снизится как минимум в два раза по сравнению с прошлым годом и составит около 40 млрд дол. (из-за притока ликвидности в банковскую систему ЕС со стороны ЕЦБ). Минэкономразвития считает, что в 2012г. отток капитала составит около 20 млрд дол. В то же время Банк России прогнозирует (по базовому сценарию при цене на нефть в 100 дол. за баррель) отток капитала в 10,5 млрд дол. [21].

Таким образом, во второй половине 2012г. влияние данного фактора на замедление темпов инфляции будет снижаться.

4. Кредитно-денежная политика ЦБ РФ влияет и на курс рубля, и на движение капиталов. Используя различные инструменты денежно-кредитной политики, ЦБ РФ регулирует денежную массу в стране. Курганский отмечает, что в отличие от послекризисного всплеска в 2011г. темп роста денежного предложения (агрегата М2, включающего наиболее ликвидные активы) снизился с 30 до 18% к концу 2011г. года и увеличился до 22% к началу 2012г. В докризисные годы ежегодный прирост денежной массы составлял в среднем 40% в год.

Только за январь 2012г. денежная масса М2 в национальном определении в России уменьшилась на 3,5% и составила 23 трлн 678 млрд р. При этом объем наличных денег в обращении за январь снизился по сравнению с предыдущим месяцем на 4,5% (до 5 трлн 670,7 млрд р.), а объем безналичных средств за январь текущего года сократился на 3,2% — до 18 трлн 7,8 млрд р. [23]. Основной причиной снижения темпов роста денежной массы является воздействие экономического замедления на каналы эмиссии денег и ее структуру.

Между тем коэффициент монетизации экономики (отношение объема денежного агрегата М2 к объему номинального ВВП) в РФ в 4-5 раз ниже, чем в развитых странах. Соответственно, ниже и скорость оборота денег. Относительно низко и значение денежного мультипликатора (отношение денежного агрегата М2 к денежной базе). На этом фоне Министерство финансов России не исключает введения законодательных ограничений на наличные денежные расчеты в стране (под предлогом борьбы с теневой экономикой и с целью расширения налоговой базы). Доля наличных денег в России составляет 25% от общей денежной массы, тогда как в развивающихся странах этот показатель — 15%, а в развитых государствах — 7-10%. Данные монетарные факторы оказывают сдерживающее влияние на рост цен.

5. Замедление роста цен на продовольствие. Уменьшение потребительской инфляции в 2012г. в значительной мере было обусловлено хорошим урожаем в России после экстремальной засухи 2010г. В результате продовольственные товары подорожали всего на 3,9% (против 12,9% в 2010г.). Впрочем, в розничной торговле снижение цен на продукты питания практически не заметно (за исключением отдельных сезонных товаров).

6. Ситуация на рынке труда. В докризисные годы на рынке труда обозначился дефицит многих, особенно рабочих, профессий, поэтому заработная плата росла значительно быстрее, чем производительность труда. В 2009г. в связи с падением объема производства началась структурная коррекция, особенно заметная в ряде «перегретых» секторах экономики: сырьевом, строительном, финансовом. Многие компании провели оптимизацию издержек, выразившуюся в сокращении персонала, а также снижении зарплат и премий работникам и даже бонусов топ-менеджерам.

Однако восстановление экономики в 2011-2012гг. несколько ослабило давление на рынок труда. В результате общая численность безработных в России постепенно снижалась, составив 4,8 млн чел. в начале 2012г. (это на 15,1% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), а уровень безработицы понизился до 6,6% [19]. Одновременно реальная начисленная заработная плата увеличилась за год на 9%, а вот реальные располагаемые денежные доходы практически не росли — их официальный годовой прирост составил только 2,3%  при снижении объема задолженности по заработной плате на 29,7% за год.

В итоге данный фактор не оказал существенного влияния на уровень потребительских цен, хотя для населения с низким уровнем доходов повышение цен на корзину с узким набором товаров и услуг было ощутимо.

Следует еще отметить, что в последние годы несколько возросло инфляционное влияние теневых доходов и заработков нелегальных иммигрантов, поскольку их получатели не платят налоги в бюджет. В то же время их валютные переводы из России равносильны действию оттока капитала, т.е. снижают инфляционное давление.

7. Ценовые (инфляционные) ожидания. В России, особенно в среде предпринимателей, традиционно превалировали статические (экстраполяционные) ожидания по типу «как повышали цены, так и будем продолжать». Однако в условиях слабого спроса на многих рынках, особенно технологичной продукции, рост цен ведет к снижению объемов продаж и далее выручки и прибыли — действие законов спроса и предложения никто не отменял, даже в России. Поэтому выживание данных субъектов экономики диктует трансформацию их ожиданий в адаптивные. О несущественных инфляционных ожиданиях в секторе домохозяйств, которые также являются адаптивными, свидетельствует отсутствие ажиотажного спроса на любые товары и рост депозитов в банковской системе страны, свидетельствующий о доверии к рублю.

Со второго квартала 2012г. ЦБ РФ планирует публиковать квартальные прогнозы инфляции с целью воздействия на инфляционные ожидания. Как заявил А. Улюкаев, «инфляция — это психологически мотивированный феномен, без раскрытия информации, без диалога с обществом вы не можете управлять инфляционными ожиданиями» [10]. (Посмотреть на сайте ЦБ)

 

Рассмотрим факторы, ускоряющие инфляцию.

1. Рост тарифов естественных монополий считается одним из основных немонетарных факторов инфляции в России. На протяжении многих лет традицией стало увеличение с нового года цен на товары и услуги естественных монополий (электроэнергию, газ), а также повышение коммунальных платежей и тарифов железнодорожного транспорта. Поскольку они заложены в себестоимость производства практически всех благ, то, несомненно, это вызывает инфляцию издержек.

В условиях экономического кризиса, а также выборов 2012г. правительство приняло решение о более плавном повышении тарифов в течение года. Так, в текущем году впервые предусмотрено разбить на два этапа процесс повышения регулируемых цен естественных монополий. Например, расценки на основные жилищно-коммунальные услуги были повышены с 1 июля [25].

Впрочем, влияние данного фактора не следует переоценивать. Валовая выручка всех предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды даже при монопольно завышенных ценах не превышает 3% ВВП. Соответственно, даже двукратный рост тарифов способен увеличить потребительскую инфляцию примерно на 2%.

2. Институциональная среда. Данный фактор тесно связан с предыдущим и сводится к слабому развитию конкуренции. Большое значение для уровня цен имеет политика ценовых сговоров. Косвенным свидетельством существования такой практики в РФ является повышение в начале кризиса внутренних цен на нефтепродукты даже при их снижении на мировых рынках. Активизация Федеральной антимонопольной службы и предание гласности ряда таких сговоров на олигопольных рынках  (сотовой связи, медикаментов, бензина и др.) кардинально ситуацию не изменили. Без активных действий государства в этом направлении институциональные факторы еще долго будут служить постоянным и значимым источником структурных перекосов и инфляции в стране.

  1. Высокие цены на сырьевые товары. В предкризисные годы все возраставший экспорт сырья (нефти, газа, металлов, древесины) обеспечивал мощный поток экспортной выручки, большая часть которой обменивалась экспортерами на свежеэмитированные рубли в ЦБ РФ и просачивалась на внутренний рынок. Это приводило к опережающему (по отношению к товарам и услугам) росту денежной массы и оказывало сильное инфляционное давление на экономику.

С началом острой фазы финансового кризиса цены на большинство сырьевых товаров резко упали. Так, цены на нефть с пиковых значений середины 2008г. к началу апреля 2009г. упали в три раза. Но с тех пор цены на практически все сырьевые товары вновь значительно выросли и уже к началу 2012г. достигли предкризисных значений. Это существенно повысило суммы экспортной выручки и, как следствие, привело к росту рублевой денежной массы.

  1. Состояние госбюджета и предвыборные расходы. Одна из особенностей инфляции в России заключается в том, что она развивается в условиях как профицита, так и дефицита государственного бюджета, что свидетельствует о слабой связи инфляционных процессов с бюджетно-налоговой политикой. Бюджетный профицит, характерный для предкризисных лет, в 2009г. сменился значительным дефицитом в связи с экономическим спадом, уменьшением экспортной выручки, увеличением антикризисных и социальных расходов и дотаций регионам. Однако уже в 2011г. бюджет вновь был сведен с профицитом.

По данным Министерства финансов РФ, за начало 2012г. дефицит федерального бюджета составил 245,34 млрд р., или 3% от ВВП [9].

В условиях кризиса проявились слабые стороны бюджетной системы и инфляционная составляющая фискальной политики. Приоритетность достижения экономического роста за счет валютных поступлений закрепила экпортно-сырьевую модель развития экономики, затруднило ее диверсификацию и модернизацию. В то же время бюджетная политика была ориентирована на подавление инфляции за счет сжатия денежной массы и стерилизации нефтегазовых доходов в государственные фонды (резервный и национального благосостояния). Такое ее направление ограничивалось лишь монетарными факторами инфляции, но не принимало во внимание или недооценивало немонетарные факторы. С позиции экономической безопасности страны накопление золотовалютных резервов, безусловно, сыграло положительную роль в период острой фазы кризиса, позволив осуществить масштабные антикризисные меры и не допустить критического ухудшения социально-экономической обстановки в стране. Всего в экономику было влито около 3 трлн р., причем не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для прямой поддержки государственных корпораций и банков. Однако использование Резервного фонда в качестве источника покрытия бюджетного дефицита явилось фактором усиления инфляции по мере его монетизации и увеличения количества денег в обращении.

Аналогичное влияние оказала и активизация долговой политики государства. Предусмотренный Бюджетным кодексом лимит привлечения внутренних источников финансирования бюджетного дефицита в пределах 1% ВВП был превышен (до 2,64%), и его действие приостановлено до 2013г.

По данным министерства финансов РФ, за начало 2012г. государственный внутренний долг вырос на 2,1% — до 3,62 трлн р. [8]. За тот же период государственный внешний долг снизился на 0,2% и составил 35,73 млрд дол. [7]. Таким образом, отмеченная тенденция сохраняется.

Во время предвыборной кампании В.В. Путин взял на себя обязательства по повышению социальных выплат. По подсчетам рейтингового агентства Fitch, в течение ближайших шести лет это обойдется бюджету в 4,8 трлн р., что составляет 8% ВВП. А по оценкам Центра макроэкономического исследования Сбербанка, только в статье В.В. Путина о социальной политике содержится обещаний на 5,1 трлн р. [22].

Информация о работе Инфляция как социально-экономический процесс. Особенности инфляции в России