Инновационные технологии в деятельности современных коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Для современного этапа развития белорусских коммерческих банков характерны: рост безналичного денежного оборота и спроса населения на услуги, связанные с использованием пластиковых карт, обслуживающих безналичные расчеты, а также новых средств связи при управлении банковским счетом. В этих условиях определяющим фактором, призванным обеспечить конкурентоспособность белорусских коммерческих банков, становятся их стратегические программы развития, базирующиеся на формировании и эффективном использовании инновационного потенциала, включая разработку новых банковских технологий, продуктов и видов услуг

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Степень научной разработанности проблемы 6
Глава 2. Методика исследования 8
Глава 3. Теоретические основы и практические аспекты инновационных банковских технологий 10
Глава 4. Реализация инновационных технологий в коммерческом банке 13
Заключение 25
Список литературы к реферату. 28
Предметный указатель к реферату. 29
Интернет ресурсы в предметной области исследования. 30
Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка). 31
Граф научных интересов 31
Презентация магистерской диссертации 33
Список литературы к выпускной работе. 35

Файлы: 1 файл

«Инновационные технологии в деятельности современных коммерчески.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

 

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпускная работа по 
«Основам информационных технологий»

 

 

 

 

 

 

 

Магистрант

кафедры банковской

и финансовой экономики

Рудько Максим Владимирович

Руководители:

Кожич Павел Павлович

Поздняков Андрей Михайлович

 

 

 

 

 

 

Минск – 2011 г.

Оглавление

 

 

Список обозначений ко всей выпускной  работе

 

IVR (Interactive voice response) – это интерактивная информационно-справочная система, необходимая для автоматизации обработки запросов клиентов, которая чаще всего используется при работе с физическими лицами.

CRM (Customer Relationships Management) – управление взаимоотношениями с клиентами.

IT (Informational Technology) – информационные технологии.

BSC  – сбалансированная система показателей

СМБО – системы многоканального банковского обслуживания

БИС - банковская информационная система

Реферат на тему «Инновационные технологии в деятельности современных коммерческих банков»

 

Введение

 

Эффективная деятельность отечественных коммерческих банков является важнейшим условием дальнейшего  экономического развития страны и во многом предопределяет темпы роста всей белорусской экономики. По мере совершенствования рыночных условий хозяйствования у отечественной банковской системы возникает необходимость внедрения инновационных информационных технологий, современных методов и моделей управления, направленных на повышение ее конкурентоспособности.

Особое значение для  достижения долгосрочных целей и  устойчивого развития коммерческих банков имеют современные инновационные  технологии, позволяющие отечественным  банкам совершенствовать и повышать эффективность оказываемых услуг, создавать конкурентные преимущества и укреплять свое положение на рынке. Непосредственное влияние на развитие инновационных банковских технологий оказывает современная ситуация на финансовых рынках. Ухудшение состояния отечественной банковской системы в 2008 г. произошло в связи с мировым финансовым кризисом. При этом у ряда коммерческих банков начала складываться кризисная ситуация с ликвидностью и возникли проблемы с погашением обязательств, которые привели к сокращению контингента сотрудников банков, вложений в развитие и внедрение инновационных банковских технологий. К сожалению, многие из этих банков, на наш взгляд, совершают ошибку, отказываясь сейчас от дальнейших вложений в инновации. Такие банки переживут финансовый кризис, но вряд ли впоследствии смогут занять доминирующие позиции, когда ситуация стабилизируется.

Банковская деятельность является специфической сферой экономики, имеющей значительные отличительные  особенности, в силу которых не все  способы привлечения потребителей, принятые в системе маркетинга промышленных компаний, могут быть ею реализованы. В частности, особенности ценообразования на банковские услуги не позволяют коммерческим банкам вести полноценную ценовую борьбу с конкурентами. В связи с этим одним из основных направлений привлечения банками клиентов является совершенствование деятельности на основе разработки новых банковских технологий, продуктов и видов услуг.

Для современного этапа  развития белорусских коммерческих банков характерны: рост безналичного денежного оборота и спроса населения на услуги, связанные с использованием пластиковых карт, обслуживающих безналичные расчеты, а также новых средств связи при управлении банковским счетом. В этих условиях определяющим фактором, призванным обеспечить конкурентоспособность белорусских коммерческих банков, становятся их стратегические программы развития, базирующиеся на формировании и эффективном использовании инновационного потенциала, включая разработку новых банковских технологий, продуктов и видов услуг. Реализация этих программ должна проводиться планомерно, с учетом существующих особенностей банковского менеджмента, сбалансированности ресурсной базы и потребностей клиентов как текущих, так и потенциальных.

 

 

Глава 1. Степень научной разработанности проблемы

 

 

Вопросы оценки инновационного потенциала различных экономических систем являются предметом активных исследований в течение многих лет, что подтверждает важность данной проблемы для экономического развития компаний, отраслей промышленности и отечественной экономики в целом. Развитие представлений об инновационных процессах связано с именами таких зарубежных ученых как Й. Шумпетер, Х.Г. Барнетт, Р. Данкан, П.Ф. Друкер, К. Дэвис, Дж. Залтман, К. Левин, Дж. У. Ньюстром, Г.Р. Лэтхем, В. Мастенбрук, Э.М. Роджерс, Р. Хизрич и других исследователей.

Российские ученые А.И. Анчишкин, В.М. Аньшин, И.Т. Балабанов, Е.М. Блех, А.И. Гаврилов, И.Р. Гимаев, С.Ю. Глазьев, А.А. Дагаев, Е.В. Евтушенко, П.Н. Завлин, Б.Ф. Зайцев, И.Ю. Карелин, Д.И. Кокурин, Н.И. Климова, Н.Д. Кондратьев, Д.С. Львов, А.Х. Махмутов, М.Ш. Минасов, Л.Э. Миндели, А.М. Мухамедьяров, А.И. Пригожин, А.Р. Фатхутдинов, Ю.В. Яковец и др. исследовали широкий круг теоретических и практических проблем повышения эффективности различных экономических систем в результате инновационной деятельности.

Изучению процесса разработки новых банковских технологий также  уделяет внимание достаточно большое  количество видных ученых. Учитывая, что  этот процесс следует рассматривать  с различных позиций (вопросов маркетинга, банковского дела, информатизации), данная проблематика может быть дифференцирована следующим образом.

В области непосредственно  банковских инновационных технологий и процессов развития банковской деятельности, особенностей выработки  современных стратегий банковского менеджмента, то есть в сугубо банковском направлении инновационной активности, можно выделить работы В.И. Букато, В.П. Домнина, Л.П. Кроливецкой, О.И. Лаврушина, Е.Б. Ширинской и других ученых. В данной области исследований известны также такие ученые и специалисты как И.Т. Балабанов, Л.П. Белых, М.З. Бор, С.В. Гагарин, Н.А. Кравченко, Ю.С. Масленчеков, Г.С. Панова, Б.Е. Пеньков, В.В. Пятенко, А.Ю. Симановский, И.О. Спицын, Н.Т. Стрельцова, А.М. Тавасиев, К.Р. Тагирбеков, Э.А. Уткин, Дж. Синки, Питер С. Роуз, Р. Джозлин, Д. Симонсон, Г. Мэйсон и другие.

Особенности изучения потребностей клиентов, лежащих в основе разработки новых банковских продуктов и  услуг, представлены в работах по маркетингу (включая банковский маркетинг), в частности, в трудах 
А.Г. Ассель, В.П. Баранчеева, Е.Ф. Жукова, Л.А. Зубченко, Ф. Котлера и других экономистов-маркетологов.

Тенденции в развитии автоматизации банковской деятельности, информатизации отраслей экономики  рассмотрены в трудах А. Андреева,  
В. Бирюкова, Е. Мещерякова, А. Семенова и других ученых в области информатизации экономических процессов.

Однако большая часть  работ носит преимущественно  общетеоретический характер и посвящена  решению отдельных аспектов проблемы управления инновациями. Следует также  отметить, что при высокой степени проработанности указанных направлений исследований, практически без внимания оставлены стратегические вопросы развития коммерческих банков. В связи с высокой динамичностью рыночной среды и изменениями потребностей клиентов коммерческим банкам приходится постоянно корректировать стратегию развития, уточнять направления проводимых нововведений по различным аспектам деятельности.

Ввиду наличия у населения  значительных накоплений, до недавнего  времени хранившихся в виде валютных сбережений, появилась возможность постановки задачи и проведения исследований в прикладном аспекте проблемы активизации инновационной деятельности белорусских коммерческих банков в секторе розничного обслуживания населения.

Актуальность проблемы внедрения инновационных технологий белорусских коммерческих банков на современном этапе развития экономики, недостаточность исследованных аспектов этой проблемы и специфика складывающейся в настоящее время ситуации в банковской системе предопределили выбор данной темы, охватывающей наиболее важные вопросы разработки инновационных банковских технологий, новых банковских продуктов и видов услуг.

 

Глава 2. Методика исследования

 

 

Целью исследования является разработка и обоснование методических положений по анализу и формированию инновационных банковских технологий, обеспечивающих повышение эффективности банковского бизнеса в секторе розничного обслуживания физических лиц.

Содержание поставленной цели предопределило следующие задачи исследования:

  • исследовать теоретические основы инновационной деятельности коммерческих банков и установить взаимосвязи между базовыми проблемами их инновационного развития, выявить особенности разработки и реализации инновационных банковских технологий, оценить их влияние на инновационный потенциал и эффективность работы отечественных коммерческих банков;
  • определить современные направления совершенствования банковских операций с учетом зарубежного опыта по внедрению инновационных банковских технологий;
  • проанализировать существующие классификации банковских инновационных технологий и на их основе разработать научно-обоснованную классификацию инновационных банковских технологий;
  • определить приоритетные направления развития банковских инновационных технологий на примере обслуживания физических лиц в белорусских коммерческих банках, наилучшим образом удовлетворяющих потребности клиентов банка и способствующих расширению на этой основе клиентской базы и повышению конкурентоспособности банка;
  • обосновать необходимость внутрибанковского планирования и внедрения инновационных банковских технологий, а также реализации продуктовых инноваций как основного объекта инновационных банковских технологий, обеспечивающего эффективное развитие коммерческого банка;
  • разработать и обосновать возможность внедрения в деятельность коммерческого банка инновационных технологий обслуживания населения, в частности в области депозитных услуг, предоставляемых физическим лицам.

Объектом исследования являются белорусские коммерческие банки, реализующие инновационные технологии банковского обслуживания физических лиц на современном этапе развития отечественной рыночной экономики.

Предмет исследования составляют организационно-экономические аспекты инновационной деятельности белорусских коммерческих банков и используемые ими инновационные банковские технологии по обслуживанию физических лиц.

Теоретической и методологической базой исследования являются фундаментальные труды и результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики инновационной деятельности и банковского дела, а также локальные нормативные правовые акты коммерческих банков по исследуемой проблеме, публикации в периодических и отраслевых изданиях, материалы научно-практических конференций и семинаров.

В процессе исследования были использованы следующие методы научного познания: системного и сравнительного анализа, классификаций, статистических наблюдений и группировок, экспертных оценок, научного абстрагирования.

Источниками информационно-статистической базы явились данные Министерства статистики, обзоры рейтинговых агентств в области банковской деятельности, аналитические обзоры состояния коммерческих банков, содержащиеся в научных публикациях и периодической печати.

 

Глава 3. Теоретические основы и практические аспекты инновационных банковских технологий

 

 

В научной литературе сложились различные точки зрения на соотношение понятий «банковский  продукт» и «банковская услуга». Если согласно первой из них - эти понятия  практически не различаются между  собой, то согласно второй - понятия  принципиально различимы. Переход к четкой градации этих понятий неизбежен, хотя в настоящее время он ещё полностью неосуществим, что прослеживается в современной литературе.

Банковская услуга - это  действия, направленные на удовлетворение банком потребности клиента. Банковская услуга реализуется посредством продажи банковского продукта.

Банковский продукт - это полностью завершённый комплекс банковских операций, направленный на удовлетворение потребности клиента  и имеющий технологическое описание.

Понятие «инновации»  применимо ко всем нововведениям  во всех сферах функционирования банка, обладающим определенным положительным  экономическим или стратегическим эффектом.

Банковские инновации  следует определить как результат  действий банка, направленных на любые положительные изменения во всех сферах деятельности банка и повышение эффективности его деятельности. Именно постоянные обновления делают инновационный процесс важным средством сохранения позиций на рынке.

Банковские инновационные  технологии следует определить как совокупность новых банковских приемов и методов организации банка, влияющих на развитие банка во всех сферах его деятельности и повышающих эффективность деятельности банка (удовлетворение потребностей клиентов, персонала банка и его акционеров).

Информация о работе Инновационные технологии в деятельности современных коммерческих банков