Содержание
Введение………………………………………………………………………....3
- ИНОСТРАННЫЕ БАНКИ…………………………………………………..4
1.1 История иностранных банков в России...…………………………....……..4
1.2 Правовые основы деятельности
иностранных кредитных организаций
на территории России…….……………………………………..……………...…...6
1.3 Понятие и виды иностранных
банков ……...…………………...….…......11
- ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ
БАНКОВ В РФ………………………………………………………...…......13
- ЭКСПАНСИЯ ИНОСТРАННЫХ БАНКОВ В РОССИИ……..…..…..…..17
- ИНОСТРАННЫЕ БАНКИ СЕГОДНЯ………………………….….…........21
Заключение………………………………………………….….………….........23
Список литературы...............................................................................................25
Введение
Банки и другие кредитные организации
играют чрезвычайно важную роль в
экономической жизни общества. Обеспечение
стабильности банковской системы представляет
значительный интерес для общества и является
одной из важных функций государства,
осуществление которой связано с решением
задач укрепления правопорядка в сфере
банковской деятельности.
Сегодня в условиях развитых товарных
и финансовых рынков, структура банковской
системы резко усложняется. Появились
новые виды финансовых учреждений,
банки стали предоставлять новые
виды услуг, появились новые методы
обслуживания клиентов. Кредитная система
нашей страны переходит на качественно
новый этап своего развития.
В современных условиях конкурентности
и развития кредитного рынка многие
зарубежные банки открывают свои
представительства в России и
достаточно успешно ведут свою деятельность.
Некоторые крупные банки России поглощаются
крупными зарубежными холдингами и становятся
их частью.
В этой ситуации особую актуальность
приобретают исследования, направленные
на разработку целостного подхода к
оптимизации банковской деятельности
в условиях нестабильной внешней среды.
Следовательно, тема курсовой работы
является актуальной.
Целью данной курсовой работы выступает
изучение деятельности иностранных банков
на территории РФ.
- ИНОСТРАННЫЕ БАНКИ
1.1 История иностранных банков
в России
Участие иностранных
банков в национальных банковских системах
начало распространяться с середины 1990-х
гг. До этого внешнеэкономическая либерализация
ограничивалась международной торговлей.
После заключения соглашений в рамках
ВТО о либерализации финансовых услуг
большинство стран сняло ограничения
на деятельность иностранных банков. В
России иностранные банки появились в
середине 1990-х годов.
В декабре 1992
года планово-бюджетная комиссия российского
парламента подготовила проект постановления
на выдачу лицензий иностранным банкам
до 1994 года, а также отзыв уже выданных
лицензий как у чисто иностранных банков,
так и у банков со смешанным капиталом
/9, с. 155/.
Ассоциации
российских банков (АРБ) первой стала настаивать
на применении санкций ко всем банкам,
замеченным в связях с заграницей. Главным
аргументом, который АРБ изложила в пояснительной
записке, направленной в планово-бюджетную
комиссию Верховного Совета России, было
опасение за судьбу молодых российских
банков, пока не способных достойно конкурировать
с появляющимися на финансовом рынке России
иностранными банками. Лига банков России
(ЛБР), поддержав предложения АРБ по ограничению
притока на отечественный рынок иностранных
капиталов, предложила в связи с этим установить
лимит размера уставного капитала иностранных
банков и их филиалов /15, с.203/.
На тот момент, доминировали
два банка: Международный Московский банк
(ММБ) и Всероссийский биржевой банк (ВББ).
Первый из них, в капитале которого помимо
нескольких российских банков участвовали
банки из Германии, Франции, Австрии, Италии
и Финляндии, при принятии постановления
в редакции АРБ был бы вынужден сдать позиции.
Планово-бюджетная комиссия
поддержала инициативу банкиров и выступила
против присутствия на отечественном
рынке иностранного финансового капитала
в любом виде до 1994 года. Однако представителям
Центрального банка удалось убедить парламентариев
не применять к зарубежным банкирам таких
мер. Они объясняли это тем, что, во-первых,
в атмосфере конкуренции на рынке российские
банки имели бы дополнительный повод предпринять
попытку быстрее достигнуть мирового
уровня в обслуживании клиентов. Во-вторых,
если бы запретили деятельность иностранных
банков в России, то в ответ мог бы последовать
запрет на деятельность российских банков
за рубежом/8, с. 302/.
В апреле 1993 года
Центральный Банк (ЦБ) утвердил
"Условия открытия банков с участием
иностранных инвестиций на территории
Российской федерации", одновременно
ограничив решением Совета Директоров
ЦБ долю суммарного капитала этих банков
12 процентами от совокупного капитала
российских коммерческих банков. Совместных
банков в России можно было открывать
сколько угодно, их совокупный капитал
не был лимитирован. Главное, чтобы доля
иностранного участия не превышала 50%.
Эти банки были бы довольно крупными, поскольку
минимальный размер иностранного участия
был определен в $2 млн. или эквивалентной
суммой в рублях по курсу Банка России
на дату внесения средств в капитал.
По решению
Центрального банка, иностранным банкам, для
открытия филиала в России нужно было
иметь прочное финансовое положение и
безупречную деловую репутацию. Кроме
того, при открытии филиала банк-нерезидент
должен был предоставить ЦБ безусловное
обязательство отвечать по долгам открываемого
им филиала/9, с. 207/.
В настоящее
время в стране зарегистрировано
202 кредитных организации с участием иностранного
капитала, причем 60 кредитных организаций
принадлежат крупнейшим заграничным банкам.
Контролируемые иностранным
капиталом банки стали первыми осваивать
такие сектора российского финансового
рынка, как выдача ссуд на покупку жилья,
автомобилей, товаров длительного пользования,
другие виды потребительского кредитования.
Иностранные банки успешно кредитуют
предприятия среднего и малого бизнеса,
не говоря об их активной роли в финансовом
обслуживании крупных корпоративных клиентов.
Банки с иностранным
участием успешно работают в 30 регионах
страны. Они являются отечественными
кредитными организациями, соблюдают
банковское законодательство Российской
Федерации и исправно платят налоги. В
настоящее время иностранный капитал
присутствует в структуре собственности
каждого десятого банка, действующего
на территории Российской Федерации /15,
с. 104/.
1.2. Правовые основы деятельности
иностранных кредитных организаций на
территории России
К правовым нормам,
регулирующим отношения в этой сфере,
предъявляются следующие требования:
- четкость;
-сбалансированность;
-исполнимость;
-соблюдение правовых норм
и обязательное применение мер юридической
ответственности при их игнорировании
или нарушении.
Согласно
статье 71 Конституции РФ относит непосредственно
к ведению Российской Федерации установление
правовых основ единого рынка; финансовое,
валютное, кредитное, таможенное регулирование,
денежную эмиссию, основы ценовой политики;
федеральные экономические службы, включая
федеральные банки.
В сфере банковского законодательства
центральное место занимают Федеральный
закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках
и банковской деятельности" и Федеральный
закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)"
. В соответствии со статьей 2 ФЗ «О банках
и банковской деятельности» элементами
банковской системы Российской Федерации
являются кредитные организации, а также
филиалы и представительства иностранных
банков.
На протяжении последних лет
российские должностные лица делали неоднократные
заявления о недопустимости открытия
филиалов иностранных банков в России,
что подтверждается практикой деятельности
Банка России.
Вместе с
тем в законодательстве содержится необходимый
комплекс норм для создания и деятельности
филиалов иностранных банков на территории
Российской Федерации.
Исходя из
содержания статьи 55 Гражданского
кодекса Российской Федерации филиалом
иностранного банка является обособленное
подразделение иностранной кредитной
организации, расположенное вне места
ее нахождения и осуществляющее все ее
функции или их часть, в том числе функции
представительства.
Из данного
определения следует, что филиал
не является юридическим лицом и
не обладает самостоятельной
правоспособностью в отличие от создающей
его иностранной кредитной организации.
Однако, филиал иностранной кредитной
организации наделяется широким спектром
полномочий по осуществлению банковских
операций и сделок в рамках той системы
национального банковского законодательства,
где он создается.
Согласно статье 7 ФЗ «О банках и банковской
деятельности» для государственной регистрации
кредитной организации с иностранными
инвестициями и филиала иностранного
банка и получения ими лицензии на осуществление
банковских операций помимо документов,
указанных в статье 14 настоящего Федерального
закона, дополнительно представляются
надлежащим образом оформленные документы:
1) решение
о его участии в создании
кредитной организации на территории Российской Федерации или
об открытии филиала банка;
2) документ, подтверждающий
регистрацию юридического лица,
и балансы за три предыдущих
года, подтвержденные аудиторским
заключением;
3) письменное
согласие соответствующего контрольного
органа страны его местопребывания на участие
в создании кредитной организации на территории
Российской Федерации или на открытие
филиала банка в тех случаях, когда такое
разрешение требуется по законодательству
страны его местопребывания.
В соответствии
со статьей 14 ФЗ «О банках и банковской
деятельности» для государственной регистрации
кредитной организации и получения лицензии
на осуществление банковских операций
в Банк России в установленном им порядке
представляются следующие документы:
1) заявление
с ходатайством о государственной регистрации
кредитной организации и выдаче лицензии
на осуществление банковских операций;
в заявлении также указываются сведения
об адресе (месте нахождения) постоянно
действующего исполнительного органа
кредитной организации, по которому осуществляется
связь с кредитной организацией;
2) учредительный
договор (подлинник или нотариально
удостоверенная копия), если его
подписание предусмотрено федеральным
законом;
3) устав (подлинник
или нотариально удостоверенная
копия);
4) бизнес-план,
утвержденный собранием учредителей
(участников) кредитной организации, протокол
собрания учредителей (участников), содержащий
решения об утверждении устава кредитной
организации, а также кандидатур для назначения
на должности руководителя кредитной
организации и главного бухгалтера кредитной
организации. Порядок составления бизнес-плана
кредитной организации и критерии его
оценки устанавливаются нормативными
актами Банка России;
5) документы
об уплате государственной пошлины
за государственную регистрацию
кредитной организации и за предоставление
лицензии на осуществление банковских
операций при создании кредитной организации;
6) копии документов
о государственной регистрации
учредителей - юридических лиц,
аудиторские заключения о достоверности
их финансовой отчетности, а также подтверждения
налоговыми органами выполнения учредителями
- юридическими лицами обязательств перед
федеральным бюджетом, бюджетами субъектов
Российской Федерации и местными бюджетами
за последние три года;
7) документы
(согласно перечню, установленному нормативными
актами Банка России),
подтверждающие
источники происхождения средств,
вносимых учредителями - физическими
лицами в уставный капитал кредитной
организации;
8) анкеты кандидатов
на должности руководителя кредитной
организации, главного бухгалтера, заместителей
главного бухгалтера кредитной организации,
а также на должности руководителя, заместителей
руководителя, главного бухгалтера, заместителей
главного бухгалтера филиала кредитной
организации. Указанные анкеты заполняются
этими кандидатами собственноручно и
должны содержать сведения, установленные
нормативными актами Банка России.
С учетом изложенного
в случае создания филиал иностранной
кредитной организации получил
бы право осуществлять на территории
Российской Федерации все или некоторые из следующих банковских
операций и сделок, указанных в статье
5 ФЗ «О банках и банковской деятельности»:
-привлечение денежных средств
физических и юридических лиц во вклады
(до востребования и на определенный срок)
и размещение привлеченных средств от
своего имени и за свой счет;