Инвестиционные банки в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования составляет изучение и определение специфики деятельности инвестиционных компаний (банков) в условиях современной России.
Для достижения цели исследования необходимо выполнить следующие задачи исследования:
- верификация понятий «инвестиционная компания» и «инвестиционный банк» с учетом особенностей российского законодательства;
- определение роли инвестиционных компаний (банков) на рынке ценных бумаг;
- изучение истории развития и обзор российских инвестиционных компаний;
- исследование специфики деятельности инвестиционных компаний (банков) в современной России путем сравнительного анализа с США;
- выявление тенденций изменения и развития функционирования инвестиционных компаний (банков) в РФ.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Инвестиционные компании (банки): сущность и основные функции 5
1.1. Сущность инвестиционных компаний (банков) 5
1.2. Функции инвестиционных банков 7
Глава 2. Рынок инвестиционно-банковских услуг в современной России 14
2.1. История развития российского рынка инвестиционно-банковских услуг 14
2.2. Обзор российских инвестиционных компаний 16
Глава 3. Специфика и тенденции развития деятельности инвестиционных банков в современной России 20
3.1. IPO и follow-on российских компаний и участие отечественных инвестиционных компаний в них 20
3.2 Российский рынок слияний и поглощений (M&A) и отечественные инвестиционные компании на этом рынке 26
Заключение 31
Библиографический список 33

Файлы: 1 файл

курсс.docx

— 219.55 Кб (Скачать файл)

Нами были выделены 2 функции инвестиционного  банка – консультационно-аналитическая и андеррайтинг. Чем еще может помочь эмитенту инвестиционный банк?

Лишь некоторые эмитенты, например правительство, имеют возможность  выводить на рынок ценные бумаги, не прибегая к услугам инвестиционного  банка, однако большинство эмитентов  не имеют непосредственных контактов  с потенциальными покупателями. В  таких случаях прибегают к  услугам ведущего инвестиционного  банкира, который формирует не только вышеупомянутый покупающий (андеррайтерский), но и продающий синдикат, состоящий из членов покупающей группы и розничных продавцов или инвестиционных банков, не являвшихся частью покупающего синдиката.

Деятельность продающей группы контролируется соглашением контролирующей группы, которое определяет длительность соглашения, разницу цен между  менеджерами продающей и покупающей группы и процедуру отчетности. После  того, как андеррайтовый синдикат сформировался, рыночные условия благоприятны, все законные требования соблюдаются, можно заняться непосредственной продажей ценных бумаг публике.

Таким образом, можно выделить третью функцию инвестиционных банков – брокерскую, иными словами, непосредственная торговля ценными бумагами (не только на первичном, но и на вторичном рынке).

Однако инвестиционный банк может  не только оказывать помощь эмитенту, но и воздействовать на отдельные  сегменты рынка, и помогать инвесторам.

Ценные бумаги некоторых компаний продаются сразу, а другие требуют  более длительного времени. Во время  этот затянувшегося периода управляющий  андеррайтер может стабилизировать  рынок, размещая заказы на покупку ценных бумаг по фиксированной цене [18. – c.14]. Аналогичные операции осуществляются инвестиционными банками и на внебиржевых рынках, чтобы обеспечить непрерывное наличие спроса и предложения, т.е. является гарантом наличия на рынке, как продавцов, так и покупателей, создающим благоприятные условия для инвесторов или трейдеров. Как правило, они действуют по обе стороны — как продавцы, так и как покупатели. Сделки осуществляются по телефону или через Интернет и занимают секунды, причем осуществляются они на внебиржевых рынках. Эта специфическая функция инвестиционного банка получила название маркетмейкинг [22].

С целью увеличения получаемой через  проведение операций с ценными бумагами прибыли, инвесторы могут обратиться в инвестиционный банк, который возьмет  на себя управление активами. Управление активами включает в себя такие аспекты как, исследования (отдельных активов и их классов), проведение торговых операций, маркетинг, внутренний аудит и подготовку отчетов для клиентов [20. – c.302]. Управление активами целесообразно выделять в отдельную функцию инвестиционного банка, прежде всего, потому, что эта деятельность включает в себя компоненты как консультационно-аналитической, так и брокерской деятельности, однако имеет свою специфику, как и любая комплексная деятельность, не являющаяся механической суммой своих компонентов.

И наконец, еще одна, прямо не связанная  с предыдущими, функция инвестиционного банка – услуги по слияниям и поглощениям. Слияния и поглощения для инвестиционного банка, работающего в стране с развитым финансовым рынком, достаточно часто становятся основной сферой получения доходa. Многие российские предприятия и финансовые группы еще не вышли на тот уровень развития, когда появляется потребность в услугах инвестиционного банка по проведению слияний и поглощений. В российских условиях под слияниями и поглощениями часто понимают операции с крупными пакетами акций. Однако деятельность по покупке и продаже отдельных предприятий не тождественна слияниям и поглощениям [8]. Деятельнocть инвестициoнного банка при прoведении cлияний и пoглощений мoжет быть пoдрaзделена на cледующие cоcтавляющие:

  • консалтинговая деятельность по определению оптимального варианта реструктурирования бизнеса;
  • привлечение финансовых ресурсов для осуществления слияний и поглощений;
  • аккумулирование на рынке крупных пакетов акций по заказу клиента (покупка крупных пакетов), продажа крупных пакетов;
  • реструктуризация отдельной компании и продажа ее частей;
  • выработка и осуществление эффективной защиты клиента от поглощения.

Итак, нами была выявлена сущность инвестиционного  банка (компании) и выделены его основные функции:

              1. Консультационно-аналитическая
              2. Андеррайтинг
              3. Брокерские услуги
              4. Маркетмейкинг
              5. Управление активами
              6. Услуги по слияниям и поглощениям

Теперь необходимо проанализировать российский рынок инвестиционно-банковских услуг в России и выявить специфические  особенности и тенденции функционирования инвестиционных компаний.

 

Глава 2. Рынок инвестиционно-банковских услуг в современной России

2.1. История развития российского  рынка инвестиционно-банковских  услуг

Рынок инвестиционно-банковских услуг в нашей стране имеет  уникальную и интересную, но при  этом сравнительно недолгую историю  развития. Становление данного сегмента рынка в России, как и в любой  другой стране, во многом определилось особенностями политики и экономики  государства.

Ценные бумаги существовали в России и в советский период, однако, внутреннего фондового рынка, а  значит, и рынка инвестиционно-банковских услуг как такового не было. Эмитентом  ценных бумаг, в конечном счете, выступало  государство в лице государственных  предприятий и организаций, оно  же являлось одной из сторон в подавляющем  большинстве сделок с ценными  бумагами. С преобразованием экономики  в рыночную началось использование государственных обязательств в качестве средства платежа, а затем и их спекулятивное обращение между различными субъектами хозяйственного оборота. Резкое увеличение числа фондовых операций началось в процессе акционирования и приватизации, и первыми широко продаваемыми и покупаемыми бумагами, в том числе при участии физических лиц, стали приватизационные чеки (ваучеры). Далее, по мере прохождения различных этапов приватизации, на рынок выбрасывалось все большее количество акций различных эмитентов, и акции стали наиболее торгуемым видом ценных бумаг. В целях правового регулирования ценных бумаг и их обращения издавались сменяющие друг друга нормативные акты, число которых к настоящему времени перевалило за полторы тысячи, и они постепенно сформировали ту модель фондового рынка, которая существует на текущий момент [13. - c.103].

Первые  инвестиционные компании и фонды  появились в России в 1992 году после  выхода в свет нормативного документа, регламентирующего их деятельность – «Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР», утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 декабря 1991 г.

В конце 1993 года в России было 30 инвестиционных компаний и фондов, примерно столько  же организаций, совмещающих лицензию инвестиционной компании с лицензией  финансового брокера или инвестиционного  консультанта, и около 250 инвестиционных компаний, имеющих одновременно лицензии финансового брокера и инвестиционного  консультанта.

В отечественной практике была выбрана  модель одновременного участия банков, брокерских компаний, инвестиционных компаний и фондов в профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

При этом банки по своим правам, финансовой базе (размеры капитала, диверсификация активов и операций с ними), кадровому составу и  материальному обеспечению – совершенно уникальный участник данного рынка. В то же время операции с ценными бумагами не являются основными для банков, и они в значительной мере теряют преимущества специализации.

Поскольку банки и инвестиционные компании выполняют однотипные операции на рынке ценных бумаг, постольку  между ними развернулось соперничество  за доли этого рынка.

Банки в этой конкуренции имеют  преимущества. На их стороне такие  факторы, как:

– большая финансовая надежность и устойчивость, диверсифицированность деятельности (операции с ценными бумагами не являются исключительными);

– большие возможности в гарантировании размещения ценных бумаг;

– комплексное расчетно-кассовое обслуживание по операциям с ценными бумагами и другим операциям.

Появление инвестиционных компаний со значительными уставными капиталами ослабило указанные преимущества банков [1. – c.267].

На сегодняшний день ключевыми  условиями создания в России инвестиционных компаний – профессиональных участников рынка ценных бумаг и осуществлениями  ими профессиональной деятельности являются следующие требования законодательства:

– учреждение в качестве юридического лица на территории Российской Федерации в организационно-правовых формах коммерческих организаций;

– наличие соответствующих  видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг лицензий профессионального  участника РЦБ, выданных ФСФР России;

– соответствие лицензионным требованиям, установленным

законодательством Российской Федерации:

– наличие в штате организации  руководителей, контролеров и специалистов, отвечающих нормативным квалификационным требованиям,

– обеспечение соответствия размера собственных средств  нормативам их достаточности (от $19000 до $750000),

– наличие утвержденных в соответствующем порядке и  согласованных (одобренных) федеральным  органом исполнительной власти по рынку  ценных бумаг (ФСФР России) внутренних регламентов, процедур и правил.

В настоящее  время, главной особенностью российского  инвестиционного рынка является его динамичное развитие, которое, несмотря на общую неразвитость рынка (по сравнению с развитыми рынками Европы и США), позволяет многим инвестиционным компаниям добиваться значительных финансовых результатов в весьма короткий срок.

2.2. Обзор российских инвестиционных  компаний

Для доказательства выдвинутого в предыдущем параграфе тезиса были проанализированы рейтинги крупнейших инвестиционных компаний РФ  за период  с 2008 г. – по 1 полугодие 2011 г. Наглядно видно, что доля компаний, добивающихся выдающегося роста за короткие промежутки времени, достаточно велика. Например,  к 2011 году почти в 3 раза вырос объем совокупных оборотов компании «Открытие», который теперь составляет без малого 9 929 млрд. руб., против 2 465 годом ранее. Появившаяся на инвестиционно-банковском рынке лишь в 2008 году компания «РИК Финанс» уже к 2010 году занимает 9 место по совокупным активам с выдающимся показателем в 2,2 трлн. рублей. В данном случае рост обусловлен тем, что компания нашла свою рыночную нишу, а именно – доверительное управление, объем которого за год увеличился почти на 650%. Также образованная в 2008 году компания «УРСА – Капитал», уже в 2009 году занимала одиннадцатую строчку рейтинга с оборотами в 643 млрд. рублей, а в 2010 – 8 место и 2,3 трлн. Причем в 1 квартале 2011 года обороты «УРСА-Капитал» уже достигли 70% от оборотов всего прошлого года. Так же рост оборотов в 2 раза и более продемонстрировали компании «МЕТРОПОЛЬ», «РЕГИОН», «ВЕЛЕС Капитал», «Солид», «УНИВЕР Капитал», «ОЛМА», «Еврофинансы», «Милком-Инвест» и «МТ Инвест» [14]. Столь стремительный рост совокупных оборотов крупнейших инвестиционных компаний РФ наглядно демонстрирует 2 факта:

1) российский  рынок ценных бумаг восстанавливается  после кризиса 2008-2009 года;

2) рынок  инвестиционно-банковских услуг  развивается достаточно высокими  темпами, постепенно перерастая  докризисный уровень. 

Для оценки степени монополизации рынка  в России используем индекс Херфиндаля-Хиршмана. Если в 2008 году этот индекс имел значение 2250, что соответствует высококонцентрированному рынку, т.е. рынку с высокой степенью монополизации, то в 1 квартале 2011 г. индекс составил всего лишь 1192 , что характерно для умеренно концентрированных рынков, близких к тому, чтобы стать низко монополизированными [12. – c. 171]. Таким образом, можно сделать вывод, что рынок инвестиционно-банковских услуг в России развивается, закономерно двигаясь в сторону ослабления барьеров для входа на рынок и уменьшения степени монополизации в целом, что, несомненно, является позитивным сдвигом.

Приступим к непосредственному выявлению  специфики деятельности инвестиционных компаний в России, для чего сравним  рынки инвестиционно-банковских услуг  в США и в РФ.

В США  доля сделок по слиянию-поглощению среди  инвестиционных банков первой десятки  составляет от 19% у BNP Paribas до 43% у Goldman Sachs, доля операций с акциями от 9% у BNP Paribas до 28% у UBS и Morgan Stanley, доля операций с облигациями от 21% у Morgan Stanley до 37% у BNP Paribas и Deutsche Bank [23]. А какова структура прибыли российских инвестиционных компаний?

В 2008 году у подавляющего большинства российских инвестиционных компаний, кроме «Тройки-Диалог», «РУСС-ИНВЕСТ», «КапиталЪ», «Милком-инвеста», «УНИВЕРа» и «Норд-Капитала», доля брокерских операций составляла от 85 до 99% от общего объема торгов (7% у «Норд-Капитала», 40% у «Тройки-Диалог», 60% у «Универа»,  22% у «РУСС-ИНВЕСТ» и 24% у «Милком-инвест»), причем у всех  компаний с долей брокерских операций менее 80% наблюдается ярко выраженная специализация на доверительном управлении активами (81% у «Норд-Капитала», 58% у «Милком-Инвест»)  или на дилерских операциях (60% у «Тройки-Диалог», 78% у «РУСС-ИНВЕСТ»). Средняя же доля брокерских операций в общем объеме торгов составляла 77,28%.

На начало 2011 этот же показатель составлял 86%, однако в первой десятке у ряда компаний обозначилась тенденция к смещению приоритетов в сторону снижения доли брокерских операций. Это «ИК  ВЕЛЕС Капитал», снизивший эту  долю с 83% до 76%, «Атон» со снижением с 99% до 97%, «МЕТРОПОЛЬ» со снижением с 98% до 61% «РИК-Финанс» с 11% долей и, наконец, «УРСА-Капитал» с поразительным для российского рынка показателем 0,02% [14]. Почему же совокупный показатель так ощутимо вырос?

На наш  взгляд, это обусловлено рядом  причин:

Информация о работе Инвестиционные банки в современной России