Инвестиционные банки в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования составляет изучение и определение специфики деятельности инвестиционных компаний (банков) в условиях современной России.
Для достижения цели исследования необходимо выполнить следующие задачи исследования:
- верификация понятий «инвестиционная компания» и «инвестиционный банк» с учетом особенностей российского законодательства;
- определение роли инвестиционных компаний (банков) на рынке ценных бумаг;
- изучение истории развития и обзор российских инвестиционных компаний;
- исследование специфики деятельности инвестиционных компаний (банков) в современной России путем сравнительного анализа с США;
- выявление тенденций изменения и развития функционирования инвестиционных компаний (банков) в РФ.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Инвестиционные компании (банки): сущность и основные функции 5
1.1. Сущность инвестиционных компаний (банков) 5
1.2. Функции инвестиционных банков 7
Глава 2. Рынок инвестиционно-банковских услуг в современной России 14
2.1. История развития российского рынка инвестиционно-банковских услуг 14
2.2. Обзор российских инвестиционных компаний 16
Глава 3. Специфика и тенденции развития деятельности инвестиционных банков в современной России 20
3.1. IPO и follow-on российских компаний и участие отечественных инвестиционных компаний в них 20
3.2 Российский рынок слияний и поглощений (M&A) и отечественные инвестиционные компании на этом рынке 26
Заключение 31
Библиографический список 33

Файлы: 1 файл

курсс.docx

— 219.55 Кб (Скачать файл)
    1. В 2008 году 34% рынка формировалось лидером – «Тройкой-Диалог» с долей брокерских операций 40%, что существенно снижало среднюю долю, а в 2011 -  тройкой лидеров, занимающих 48% рынка и обладающих долей брокерских операций в 99,5%, естественно, значительно повышающим среднюю долю;
    2. Как уже было сказано выше, степень монополизации рынка снизилась, т.е. «догоняющие компании» стали оказывать большее влияние на объем рынка. Эти компании, ориентируясь на прошлые результаты лидеров, нарастили долю брокерских операций, в некоторых случаях до 100% (например, «ДОХОДЪ» и «Атлантика»), что привело к незначительному изменению средней доли брокерских операций в общем объеме торгов.

Таким образом, учитывая вышеупомянутую тенденцию, наблюдающуюся  у ряда крупных российских инвестиционных компаний, и возможную реакцию  «догоняющих» компаний на нее, представляется возможным предположить снижение доли брокерских операций в общем объеме торгов.

Сравнивая структуру оборота первых 10 российских компаний по совокупному объему торгов и лидеров рынка инвестиционно-банковских услуг в США, можно заключить, что, тогда как для развитых рынков характерна высокая доля сделок по слиянию и поглощению, андеррайтинговых операций по IPO и FO, на российском рынке подавляющее большинство лидирующих инвестиционных компаний сфокусировано лишь на оказании брокерских услуг, что, в свою очередь, позволяет сделать вывод о достаточно низком уровне развития российского рынка инвестиционно-банковских услуг. Анализ причин приводится в следующей главе.

 

 Глава 3. Специфика и тенденции развития деятельности инвестиционных банков в современной России

3.1. IPO и follow-on российских компаний и участие отечественных инвестиционных компаний в них

Для западных компаний размещение акций  на фондовой бирже уже давно является одним из основных инструментов финансирования дальнейшего развития компании. Привлечение  финансовых средств в ходе IPO позволяет приобрести компании необходимые для расширения активы, которые компания не может купить за собственные средства и на приобретение которых считает невыгодным брать кредит.

IPO открывает путь к более  дешевым источникам капитала  за счет повышения уровня публичности  компании и позволяет снизить  стоимость привлеченного финансирования, способствует оптимизации структуры капитала и получению более эффективного доступа к рынкам капитала, а также открывает новые возможности для развития бизнеса и консолидации рынка.

Для многих отечественных компаний с иностранным капиталом выход  на IPO является приоритетным требованием иностранных акционеров, которые стремятся таким образом увеличить прибыль и диверсифицировать риски, связанные с продажей своих акций.

В силу различных требований к публичным  компаниям, таких как раскрытие  информации об акционерах, прозрачная структура, высокие темпы роста и успешная кредитная история, рассматривать IPO как способ привлечения средств в ближайшие два года могут лишь несколько десятков отечественных компаний из различных отраслей[3].

К ним относятся уже упомянутые предприятия с долей иностранного капитала (западные инвесторы изначально вкладывали средства только в быстрорастущий бизнес, где отлаживали процессы в  соответствии с западными же требованиями), а также наиболее прогрессивные  отечественные компании, преимущественно сырьевые и телекоммуникационные [6].

В настоящей работе используется термин IPO в широком смысле, т.е. в сферу анализа включаются как сделки по размещению первого в истории существования акционерной компании публичного выпуска акций (собственно IPO), так и сделки, осуществляемые в порядке публичного размещения второго и последующего выпуска акций(follow-on).

Итак, в 2008 году, было проведено 17 IPO российских компаний общим объемом 78 млрд. рублей (около 2,6 млрд. долл. США), из которых 3 составляли собственно IPO, остальные же 14 – follow-on. Крупнейшим IPO 2008 года стало размещение акций Дальневосточного морского пароходства, привлекшего более 15 млрд. рублей. На противоположном конце диапазона находится публичное размещение акций ОАО «Шуйская гармонь», которое привлекло на внутреннем рынке менее 2 млн. рублей. В отличие от 2007 года, когда два крупнейших размещения составили две трети совокупного объема капитала, привлеченного российскими корпорациями в ходе IPO в течение года, в 2008 году распределение было существенно более равномерным. Также более равномерной является и отраслевая структура IPO – 19% приходится на транспорт, благодаря успешному размещению акций «ДВМП», по 16% на банковскую сферу и сферу коммерции, и по 14 на строительство и энергетику.

С точки зрения объема можно выделить «группу лидеров» - 5 размещений объемом  более 300 млн. долларов США (от 8,3 млрд. рублей до 15,0 млрд. рублей) – «ДВМП», «Банк Москвы», «Волжская ТГК», «Магнит» и «Открытые инвестиции»; 6 средних по объему размещений (от 50 млн. долл. до 300 млн. долл.) и 6 размещений с малыми объемами размещения (менее 50 млн. долл.) [6]. Все размещения последней группы проводились без участия профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывавших инвестиционно-банковские услуги. Столь высокий (по мировым меркам) порог объема размещения без участия финансовых посредников свидетельствует о недостаточной эффективности  инвестиционно-банковской деятельности в России в 2008 г. – затраты финансовых организаций оказываются слишком высокими для того, чтобы они смогли предложить экономически выгодные условия для относительно некрупных эмитентов. Кроме того, единственной чисто инвестиционной компанией, выступающей в роли организатора/андеррайтера, была «Тройка-Диалог» в IPO «Волжской ТГК», остальные же – подразделения универсальных банков, из которых 2 зарубежных (Morgan Stanley, Deutsche Bank) и 4 российских (МДМ-Банк, Ренессанс-Брокер, «КБ Кольцо Урала» и «ИНГ-БАНК», что говорит  о низкой конкурентоспособности инвестиционных компаний РФ на 2008 год, по сравнению с отечественными и зарубежными коммерческими банками [25].

Теперь проследим динамику развития российского рынка IPO, проанализировав показатели за 2010 и первое полугодие 2011 гг.

Результаты российского рынка IPO в 2010 г. оказались скромными по сравнению, как с общемировыми трендами, так  и планами самих компаний. Объем IPO российских компаний в 2010 г. составил 5,3 млрд. долл. при 25 размещениях, что в 4 раза ниже максимума, достигнутого в предкризисном 2007 г. (около 20 млрд. долл.), тогда как глобальный рынок IPO вплотную приблизился к показателям 2007 г. с результатом 279 млрд. долл. 35% стоимостного объема рынка размещено на Гонконгской фондовой бирже (HSEx), 33% стоимостного объема рынка приходится на размещения «Русал», 43% стоимостного объема рынка занимает металлургическая отрасль [5].

 За первое полугодие 2011 г.  российскими компаниями было  проведено 16 размещений общим  объемом 9,4 млрд. долл., 9 из которых  составили собственно IPO, а 7, соответственно, follow-on. 46% стоимостного объема рынка размещено на Лондонской фондовой бирже (LSE). 48% стоимостного объема рынка занимает финансовая сфера.

C точки зрения объема в 2010 году можно выделить единоличного лидера – компанию «Русал» с объемом размещений в 2,2 млрд долл. и группу крупных размещений объемом более 300 млн. долл., включающую 6 компаний – «Mail.ru Group», «O’Key», «Трансконтейнер», «Протек», «ЛСР» и «Мостортрест» среди которых выделяется IPO «Mail.ru Group» объемом 912 млн. долл., у остальных компаний объемы размещений составляют 419, 400, 399, 398 и 387,9 млн. долл. соответственно. В 2011 году в лидирующую группу можно включить 2 компании  - «ВТБ» и «Яндекс» c объемами размещений в 3,2 млрд. и 1,6 млрд. соответственно. Порог в 300 млн. долл. за первое полугодие 2011 года смогли преодолеть 8 компаний – «Полиметалл», «Номос-банк», «Etalon-Group», «Фосагро», «Global Ports Investments», «Мечел», «ГМС групп» и «Русагро» [25], что говорит о положительной динамике развития российского рынка IPO как в период с 2008 по 2010 гг., так и с января по июль 2011 г.

Как и в 2008 году, для проведения IPO и follow-on российские компании предпочитают в роли андеррайтеров и лидеров андеррайтового синдиката видеть инвестиционные подразделения крупных банков, однако если в 2008 году большинство из них были отечественными, то в 2010 и 2011 гг. наблюдается значительное повышение доли участия зарубежных банков в российских размещениях. Так, в 2010 году, в первой десятке в рейтинге лидеров андеррайтового синдиката 7 зарубежных банков(BNP Paribas, Credit Suisse, JPMorgan, Goldman Sachs, Morgan Stanley, UBS и Deutsche Bank), 2 подразделения российских банков («Ренессанс Капитал» и «ВТБ Капитал») и 1 инвестиционная компания  - «Тройка Диалог».  В целом же, среди организаторов размещений выросла доля инвестиционных компаний, благодаря участию в организации IPO следующих компаний: «Открытие», «Алор», «Финам» и «Еврофинансы» [25]. Таким образом, доля участия инвестиционных компаний в размещениях акций отечественных фирм выросла с 5,9% до 20%, что говорит как о некотором развитии российского рынка инвестиционно-банковских услуг в целом, так и о гибкости ряда инвестиционных компаний, предложивших эмитентам более выгодные условия размещения, нежели в 2008 году.

В роли андеррайтеров выступают  те же компании, что и в роли лидеров  андеррайтового синдиката, отличия наблюдаются лишь в структуре, т.е. наибольшие объемы сделок принадлежат «ВТБ Капитал», «Тройке Диалог» и «Ренессанс Капитал», а не зарубежным банкам. Значительно выше здесь и позиции вышеупомянутых инвестиционных компаний. Иными словами,  в качестве лидеров андеррайтового синдиката российские эмитенты предпочитают видеть крупные зарубежные банки, а в роли андеррайтеров – российские банки и инвестиционные компании.

Как уже упоминалось, большая часть  IPO российских компаний проводится на зарубежных фондовых площадках, преимущественно в Лондоне и Гонконге. По нашему мнению, именно с этим связаны предпочтения российских эмитентов, которые выбирают для организации размещений иностранные инвестиционные банки, имеющим несравнимо больший опыт деятельности на этих фондовых площадках по сравнению с молодыми российскими компаниями.

В 2010 году наметилась тенденция к  росту удельного веса российских площадок в общем объеме размещений (с 21% до 28%) [25] . По оценке руководителя управления развития и маркетинга РТС Алексея Елисеева, у современных российских бирж есть ряд преимуществ перед зарубежными площадками, в том числе, сокращение временных издержек на подготовку и размещение акций (в России этот процесс занимает от 3-4 до 6-12 месяцев, в Лондоне - от 7-8 до 18 месяцев, в США - до 2 лет). Кроме того, проведение первичного размещения акций в России менее затратное, внутренний спрос на инвестиционные инструменты превышает предложение, а отечественные бренды более узнаваемы на внутреннем рынке, чем за рубежом [9].

Главное препятствие для проведения IPO на российских биржах – невозможность привлечения крупными эмитентами, формирующими рынок, достаточного объема средств. Если на LSE или NYSE привлечение 1.5-2 млрд. долл. не является чем-то из ряда вон выходящим, то на российских фондовых площадках это пока невозможно [2].

Вместе с тем, ряд российских компаний свое стремление на зарубежные рынки объясняют тем, что в  России на сегодняшний день нет справедливой биржи для той отрасли, которую  они представляют. К примеру, "Фармсинтез", который занимается разработкой инновационных лекарственных препаратов, в конце 2010 года разместил 30% своего уставного капитала на ММВБ, однако IPO в России компания рассматривает лишь как подготовку к последующему листингу на американской площадке NASDAQ. По словам председателя совета директоров "Фармсинтеза" Дмитрия Генкина, отрасль биотехнологий на отечественном рынке пока не так востребована.

Таким образом, можно ожидать некоторого роста доли размещений на российских фондовых площадках, а, следовательно, и доли участия российских инвестиционных компаний в этих размещениях, но однозначно сказать, что этот рост будет значительным, нельзя, что обусловлено, в первую очередь, недостаточной степенью развития российской экономики в целом.

Итак, были выявлены следующие особенности  деятельности российских инвестиционных компаний на рынке IPO и follow-on:

- низкая доля участия инвестиционных  компаний в целом и российских  инвестиционных компаний в частности  в публичных размещениях акций  российских компаний;

- недостаточная эффективность  российских инвестиционных компаний  в сфере затратной политики, делающая  невыгодным их привлечение к  IPO малых и средних предприятий;

- невозможность конкуренции с  коммерческими банками, как зарубежными,  так и отечественными, косвенно  подтверждающаяся поглощением Сбербанком  единственной российской инвестиционной  компании, обладающей значительной долей в объеме сделок по размещениям российских компаний – «Тройки Диалог»[10].

Также были выявлены следующие тенденции:

- небольшое повышение доли участия  российских инвестиционных компаний  в организации IPO, связанное с повышением популярности российских фондовых площадок;

- снижение собственных затрат  для повышения привлекательности  для относительно некрупных эмитентов  во избежание поглощения со  стороны коммерческих банков.

Далее в работе будет рассмотрена  еще одна ключевая составляющая инвестиционно-банковской деятельности – участие в сделках  по слиянию и поглощению.

3.2  Российский рынок слияний  и поглощений (M&A) и отечественные инвестиционные компании на этом рынке

 

Слияние и поглощение (M&A) - это  общее имя для всех сделок, которые  объединяет передача корпоративного контроля во всех формах, включая покупку  и обмен активами. Сюда входят сами слияния (соединение компаний в одну), поглощения, приобретение компаний, LBO (выкуп акций заемными средствами), MBO (выкуп доли компании собственным менеджментом), «takeover» (враждебное поглощение), рекапитализация, изменение структуры собственности, «обратное слияние» (создание публичной компании без IPO), «spin-off» (выделение и продажа бизнес-единицы) и все другие сделки, которые подразумевают передачу корпоративного контроля из рук одних акционеров другим.

Эти сделки могут быть использованы в различных целях, как в интересах  компаний в целом, так и в интересах  их совладельцев. Слияния и поглощения могут улучшить положение компании и повысить прибыльность и устойчивость, сделать бизнес более конкурентоспособным и прибыльным [11].

Основная причина сделок, где  компании используют механизмы слияния  и поглощения, - это конкуренция, которая вынуждает активно искать инвестиционные возможности, эффективно использовать все ресурсы, снижать  издержки и искать стратегии противодействия  конкурентам. Расширяя свои возможности, компании создают стратегии диверсификации и реструктуризации.

Информация о работе Инвестиционные банки в современной России