Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 06:36, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы изучить коммерческое кредитование в России на примере банка.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные определения коммерческого кредита, историю развития, роль в экономике страны;
-изучить правовые основы коммерческого кредитования;
- дать краткую характеристику банка;
- провести анализ коммерческого кредитования.
Введение 3
1.Теоретические и правовые основы коммерческого кредитования 5
1.1 Кредит: понятие, история, роль в экономике страны 5
1.2 Виды коммерческого кредита 12
2.Анализ коммерческого кредитования в ОАО «ГУТА-БАНК» 15
2.1 Характеристика кредитной деятельности ОАО ГУТА-БАНКа 15
2.2 Характеристика кредитного портфеля ОАО «ГУТА-Банк» 20
Заключение 28
Список использованных источников 30
Характерным признаком международного кредита выступает его дополнительная правовая или экономическая защищенность в форме частного страхования и государственных гарантий.
При смене режимов новые власти не всегда признают обязательства своих предшественников. Дня содействия государствам и коммерческим кредиторам в решении данной проблемы созданы клубы международных кредиторов: Парижский клуб объединяет государства-кредиторы, в Лондонский клуб входят международные коммерческие кредиторы.
Гражданская форма кредита
Гражданская форма кредита (частная, личная, ростовщическая). Данная форма кредита была первой в истории кредита и существовала в товарной форме, затем получила развитие и в денежной форме. Она носит ростовщический характер. Этот кредит реализуется путем выдачи ссуд физическими лицами, а также хозяйствующими субъектами, не имеющими соответствующей лицензии от центрального банка. Характеризуется сверхвысокими ставками ссудного процента и зачастую криминальными методами взыскания с неплательщика.
Потребительский и производственный кредит
Производственный кредит предоставляется на предпринимательские цели: расширение объема производства, работ, услуг, активов. Производственный кредит напрямую воздействует на увеличение предложения товаров, работ, услуг, активов, факторов производства, повышение уровня жизни населения.
Потребительский кредит. Характерной чертой потребительского кредита являются отношения как денежного, так и товарного капитала, причем потенциальными заемщиками выступают физические лица.
В отличие от производственной формы этот кредит используется населением на цели потребления, он не направлен на создание новой стоимости.
В роли кредитора
могут выступать как
Основные специфические черты коммерческого кредита:
- предоставляется
в товарной, а не в денежной
форме (в виде аванса, отсрочки,
рассрочки платежа за
- кредитная деятельность не требует наличия специальных лицензий, разрешений и может осуществляться любым участником хозяйственных отношений;
- доходы кредитора, как
правило, не носят явного
Известны следующие виды коммерческого кредита: вексельный кредит, лизинг, факторинг, форфейтинг, консигнация, открытый счет.
Вексельный кредит - наиболее распространенный вид. Для его оформления используется вексель – долговое письменное обязательство покупателя перед поставщиком. Выделяют два вида векселя:
- Простой вексель (соло) – обязательство заемщика (векселедателя) заплатить определенную денежную сумму кредитору (векселедержателю) по истечении оговоренного срока. Здесь природа кредита товарная. Простой вексель получил широкое распространение в России.
- Переводной вексель (тратта) – долговое письменное обязательство, приказ кредитора (трассанта) заемщику (трассату) выплатить определенную сумму третьему участнику сделки (ремитенту).
При оплате по переводному векселю продавец товара направляет покупателю партию товара, а вслед за ней пакет документов, необходимый для оплаты. В этом пакете находится тратта. Покупатель товара (трассат) должен акцептовать выставленную на него тратту, так как без этого вексель не будет иметь силы обязательного и законного платежного средства. Акцепт тратты означает согласие трассата с суммой платежа и готовность произвести платеж в пользу ремитента в установленный срок.
Лизинг – долгосрочная (сроком от шести месяцев до нескольких лет) аренда машин, оборудования, транспортных средств, производственных сооружений с возможностью их выкупа арендатором по истечении арендного договора по остаточной стоимости. Коммерческое кредитование при помощи лизинга относится к категории долгосрочных кредитов.
Факторинг – форма кредитования, выраженная в инкассировании дебиторской задолженности клиента. В современной экономике факторинг предоставляется специализированными фактор-фирмами или отделами банка. Суть сделки состоит в приобретении фактор-фирмой права на взыскание долгов с должников клиента. Здесь, клиентом выступает продавец товара, он же - кредитор. Фактор-фирма выплачивает продавцу (держателю долга) сумму, составляющую 70-90% от причитающегося платежа. Оставшаяся часть суммы платежа перечисляется продавцу после оплаты должником своих обязательств, за вычетом дохода фактор-фирмы. В результате клиент фактор-фирмы получает возможность быстрее возвратить причитающиеся ему средства, продолжив нормальный производственный процесс.
Форфейтинг – разновидность факторинга – форма кредитования экспортеров во внешнеторговых операциях путем продажи ими обязательств (переводных векселей) импортеров (покупателей) фирме-форфейтеру. В данном случае фирма-форфейтер выкупает у экспортера на полный срок без оборота денежные долговые обязательства импортера по оплате купленного товара. Таким образом, производится досрочная полная или частичная оплата внешнеторгового контракта, при этом экспортер уведомляет импортера о том, что расчет следует проводить с фирмой-форфейтером. К моменту исполнения расчета по сделке (выполнение долгового обязательства) импортер производит оплату на счета форфейтер с одновременным извещением экспортера о проведенном расчете.
Консигнация – особый вид сделки, заключающейся в передаче владельцем товара (консигнантом) посреднику (консигнатору) товара на склад для продажи последним. Посредник, получая товар на склад и обязуясь реализовать его, не производит оплаты до факта продажи товара конечному потребителю. Такие сделки применяются в случаях, когда на рынок поступает новый товар.
Открытый счет – операция, проводимая между компаниями, имеющими длительные отношения. Компания-продавец оформляет на компанию-покупателя открытый счет, т. е. производит отпуск товара без немедленной оплаты. Покупатель имеет возможность получить товар с отсрочкой платежа без оформления каждой конкретной кредитной сделки. При этом оговаривается максимальная сумма задолженности (величина кредита). Покупатель периодически оплачивает товарные документы, выставляемые на него поставщиком за ранее поставленные товары или (в соответствии с договором) сам поставляет ему товар.
Банк зарегистрирован в марте 1990 года на паевой основе под названием «Тверь». В 1996 г. преобразован в открытое акционерное общество (ОАО АКБ «Тверь»). Банк «Тверь» был приобретен Гута-Банком в 2002 году, но уже в 2004 году бизнес Гута-Банка был продан ВТБ, образовавшему на базе московских и региональных отделений розничную сеть ВТБ-24. Однако, права на свой банковский бренд Группа «Гута»* сохранила за собой. В 2008 году АКБ «Тверь», получив согласие ЦБ, объявил о своем ребрендинге и вернул на рынок бренд Гута-Банк. В конце июня 2010 года банк перерегистрирован в Москве.
Основными владельцами кредитной организации являются предприятия: ЗАО «Антигор» (16,18%), ЗАО «Брасор» (16,23%), ЗАО «Бренит» (16,23%), ЗАО «Фиоли» (16,23%), ЗАО «Шкоут» (16,23%), ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский» (7,1%), ОАО «РОТ ФРОНТ» (7,1%). В роли основных бенефициаров выступают банкиры, стоявшие у истоков создания первого Гута-Банка: Юрий Гущин**, Артем Кузнецов, Сергей Нестеров, Алексей Петров, Алексей Харин, Юрий Хлебников.
Головной офис
организации находится в
По итогам 2012 года активы организации сократились незначительно примерно на 3%. В пассивной части отмечен небольшой рост привлеченных средств юрлиц, а так же снижение вкладов физлиц. В активах средства были распределены преимущественно в кредитный портфель. Организация наращивает кредитование физлиц (с января 2012 г. их объем увеличился примерно в 3 раза).
В пассивной части баланса средства на счетах и во вкладах частных лиц формируют 34%, остатки на расчетных счетах и депозитах корпоративных клиентов — 42%, собственные средства (капитал и резервы) составляют 22% пассивов-нетто. Клиентская база в основном представлена юрлицами. Обороты по счетам клиентов внутри месяца составляют от 30—40 млрд рублей.
В составе активов доминирует кредитный портфель, на его долю приходится 65% активов-нетто. В составе кредитного портфеля 72% выдано предприятиям и организациям, треть портфеля — кредиты физлицам, просрочка показана на уровне 1% по РСБУ. Портфель ценных бумаг, состоящий в основном из облигаций и векселей российских эмитентов, занимает 12% активов-нетто. Привлечение от банков — 12%, 7% из которых размещено на рынке межбанковских кредитов, где банк стабильно выступает кредитором. По итогам 2012 года банк получил 2,5 млн чистой прибыли согласно финансовой отчетности по РСБУ (за 2011 год аналогичный показатель составил 15,8 млн рублей), за 1 квартал 2013 года 38,7 млн рублей прибыли.
Рейтинговое агентство «AK&M» подтвердило ОАО «ГУТА-БАНК» рейтинг кредитоспособности по национальной шкале на уровне «А» со стабильными перспективами.
Рейтинг «А» означает, что ОАО «ГУТА-БАНК» относится к классу заемщиков с высоким уровнем надежности.
Среди факторов, повышающих рейтинговую оценку, высокое качество капитала – доля капитала первого уровня составляет более 99%. Доля уставного капитала ГУТА-БАНКа в собственном капитале на 1 января 2012 года составила 56.9%, что существенно выше среднероссийского показателя на ту же дату – 25.4%. Существенный объем собственного капитала и высокое его качество гарантируют выполнение всех обязательств перед клиентами в полном объеме и создают хорошие предпосылки для расширения деятельности.
ГУТА-БАНК характеризуется очень высокой долей собственного капитала в пассивах. По состоянию на 1 октября 2011 года собственный капитал Банка оценивался в 2.9 млрд. руб., что составляет почти 40% всех пассивов. При этом норматив достаточности капитала (Н1) у ОАО «ГУТА-БАНК» на 1 января 2012 г. составил 37%, что в 2 раза выше значения этого показателя по банковской системе РФ в целом (18% на 1 января 2012 г.). Таким образом, достаточность капитала у Банка находится на высоком уровне.
В качестве позитивного фактора выступает хорошее состояние мгновенной и текущей ликвидности Банка. Так, показатель мгновенной ликвидности (Н2) на 1 января 2012 г. составил 47.3% (в среднем по стране 64.8%), значение показателя текущей ликвидности банка (Н3) – 100.7% (в среднем по стране 94.3%). Таким образом, Банк поддерживает необходимый уровень ликвидности. Доля ликвидных и высоколиквидных средств в активах Банка достаточно велика. Анализ динамики нормативов ликвидности не выявил снижения показателей до критических уровней, существенно снижающих устойчивость Банка.
В качестве положительного момента можно отметить эффективную структуру доходов ОАО «ГУТА-БАНК». Доля процентных доходов на 01 октября 2011 года составила 84%, что свидетельствует о значительном объеме кредитных операций Банка в общей структуре бизнеса. Чистый процентный доход достаточно велик, при этом процентные доходы в 3-4 раза больше процентных расходов.
По состоянию
на начало 2012 г. ссудные активы ОАО
«ГУТА-БАНК» характеризовались
В целом структура активов по срочности является удовлетворительной. В структуре ликвидных активов преобладают краткосрочные активы, что повышает стабильность Банка, но снижает доходность кредитных операций.
Несмотря на высокий уровень конкурентной борьбы в Уральском регионе, банку удается увеличивать свое присутствие на банковском рынке. ОАО «ГУТА-БАНК» характеризуется широкой сетью продаж. Банк ведет свою деятельность в 10 регионах Российской Федерации. С марта 2012 г. начал работать филиал в Краснодаре, Екатеринбурге.