Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 08:06, контрольная работа
Резервные требования в отношении обязательств коммерческих банков являются одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования центральных банков. Они предоставляют собой часть кредитных ресурсов банков и иных кредитных учреждений, содержащуюся по требованию Центрального банка на открытом в нем беспроцентном ( как правило) счете. Минимальные резервные требования наряду с учетной политикой Центрального банка и операциями на открытом рынке являются основным инструментом денежно- кредитной политики государства, важнейшей политики, реализуемой в значительной мере посредством регулирования деятельности кредитных институтов.
МИНИСТТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ РОССИЙСКОГО
Кафедра экономики и финансового права
Контрольная работа
По дисциплине «Организация денежно-кредитного регулирования»
Выполнила:
Научный руководитель:
Резервные требования в отношении обязательств коммерческих банков
являются одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования центральных банков.
Они предоставляют собой часть кредитных ресурсов банков и иных
кредитных учреждений, содержащуюся по требованию Центрального банка на открытом в нем беспроцентном ( как правило) счете.
Минимальные резервные требования наряду с учетной политикой
Центрального банка и операциями на открытом рынке являются основным инструментом денежно- кредитной политики государства, важнейшей политики, реализуемой в значительной мере посредством регулирования деятельности кредитных институтов. Обязательные резервы призваны регулировать ликвидность банковской системы, и устанавливаются для контроля денежных агрегатов и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.
Необходимость формирования резервов на случай непредвиденного оттока наличности учитывали в своей деятельности еще предшественники современных кредитных институтов: менялы, ростовщики, часовых дел мастера, банкирские дома. И в более позднее время, когда появились классические коммерческие банки, но государственное регулирование было в зачаточном состоянии, особенности банковского производства (например, необходимость страхования ликвидности кредитных институтов) требовали от банкира наличия определенного количества резервов, прежде всего кассовых. Величина таких резервов определялась интуицией банкира, и хранились резервы непосредственно в кассе кредитного учреждения. По свидетельству американского экономиста Э. Рида до введения обязательных минимальных резервов и системы страхования депозитов (1933-1934 гг.) резервы кредитных институтов в среднем составляли 20-25%.
«Норматив резервных требований
представляет собой установленное
в законодательном порядке
Изменение норм обязательных резервов позволяет Центральному Банку регулировать спрос на деньги, ставку процента, так как оно ведет, во-первых, к изменению величины денежной базы, во-вторых, влияет на денежный мультипликатор, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.
Сравнение минимальных резервных требований с операциями Центрального Банка на открытом рынке и его процентной политикой позволяет выявить специфику данного инструмента и определить роль и возможности его использования в денежно-кредитной политике государства. В мировой экономике наблюдается общая тенденция к отходу от активного использования резервных требований Центральными Банками в качестве регулирующего инструмента. Отказ вызван наличием таких специфических свойств, как негибкость и неспособность по ряду причин, в том числе и из-за своего дестабилизирующего воздействия, оперативно влиять на рынок ссудных капиталов.
В мире существует много различных моделей обязательного резервирования, они отличаются по многим параметрам и акцентируют особенности национальных банковских систем. Так, обязательное резервирование можно представить как сложную целостную систему, имеющую элементы и взаимосвязи между ними. Составляющие элементы системы представлены на схеме 1.
Система обязательного резервирования
1. Политика обязательного резервирования
2. Механизм обязательного резервирования
1.1. Определения базы резервирования
1.2. Величина норматива резервирования
1.3. Предоставляемые льготы
2.1. Способ расчёта подлежащих резервированию средств
2.2. Способ и период поддержания
2.3. Возможность использования резервируемых средств
2.4. Состав активов, приемлемых для выполнения резервных требований
2.5. Возможность
получения доходов от
Схема. 1. Основные элементы системы обязательного резервирования
(Источник: Москвин В.А.Пути совершенствования обязательного резервирования//Деньги и кредит. – 2002. - №3. – с..40.)
Порядок депонирования обязательных резервов осуществляется исключительно на основании Положения Банка России « Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации» от 30 марта 1996 года №37( далее по тексту Положение Банка России № 37) . При осуществлении депонирования правила расчетов и других банковских операций применяются в случаях, прямо указанных Положением Банка России № 37.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона « О Центральном банке Российской Федерации ( Банке России)» размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров Банка России. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации.
Порядок депонирования части
Регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию кредитными организациями, производится территориальным учреждением ( расчетно- кассовым центром) Банка России по местонахождению головной кредитной организации в целом по кредитной организации, включая филиалы, находящиеся на территории России.
Если кредитные организации, расположенные на территории Российской Федерации, имеют свои филиалы, открытые в установленном порядке за границей ( в странах ближнего зарубежья либо на территориях государств дальнего зарубежья), то указанные филиалы самостоятельно депонируют часть привлеченных ими средств в национальном банке того государства, на территории которого открыт филиал, в порядке и по нормативам обязательных резервов, установленным национальным банком соответствующего государства. При этом кредитная организация представляет в территориальное учреждение (расчетно-кассовый центр) Банка России документ, подтверждающий факт депонирования филиалом кредитной организации обязательных резервов со стороны национального банка этого государства, если такое подтверждение предоставляется национальным банком страны местонахождения филиала.
В этом случае кредитная организация, расположенная на территории Российской Федерации, представляет в соответствующее территориальное учреждение ( расчетно-кассовый центр) Банка России, кроме сводного баланса в целом по кредитной организации, включая все ее филиалы, также баланс без включения в него филиалов, расположенных на территории зарубежных государств.
Если зарубежный филиал кредитной организации- Российской Федерации в соответствии с законодательством государства местонахождения филиала не депонирует обязательные резервы в национальном банке этого государства, кредитная организация представляет Расчет регулирования размера обязательных резервов, депонируемых в Банке России ( далее по тексту- Расчет), по данным сводного баланса в целом по кредитной организации, включая все ее филиалы (в т.ч. расположенные на территории зарубежных государств).
Регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию кредитной организацией, производится территориальным учреждением (расчетно- кассовым центром) Банка России ежемесячно ( по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным) путем сверки сумм фактически внесенных кредитной организацией средств и подлежащих внесению из остатков на счетах по учету обязательств кредитной организации, установленных п. 2.1 Положения Банка России №37 , и действующих нормативов обязательных резервов.
Кредитная организация, не имеющая в своем составе филиалов, представляет Расчет на 1 число месяца, следующего за отчетным, и другие документы, установленные Положением Банка России №37, соответствующему территориальному учреждению ( расчетно-кассовому центру) Банка России в третий рабочий день месяца, следующего за отчетным, кредитная организация, имеющая филиалы, - в четвертый рабочий день месяца, следующего за отчетным.
Регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию кредитной организацией за декабрь отчетного года ( по состоянию на 1 января года. Следующего за отчетным), производится территориальным учреждением ( расчетно-кассовым центром) Банка России дважды. При этом кредитная организация представляет Расчет и другие необходимые документы в выше указанный срок, и повторно в срок, установленный Банком России кредитным организациям для предоставления годового бухгалтерского отчета.
На основании представленного в составе годового бухгалтерского отчета бухгалтерского баланса и Расчета территориального учреждения (расчетно- кассовый центр) Банка России производит перерасчет обязательных резервов кредитной организации в порядке, установленном Положением Банка России №37.
Исходя из целей денежно-кредитной политики на основании решения Совета директоров Банка России Банк России вправе проводить регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию кредитными организациями, на внутримесячные даты (внеочередное регулирование размера обязательных резервов). Покрытие обязательных резервов различными видами приносящих доход активами не допускается. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.
Использование норм обязательных резервов в СССР началось с апреля 1989 года в связи с появлением коммерческих банков. В то время начала формироваться двухуровневая банковская система. Резервы всех коммерческих банков подлежали перечислению в Государственный Банк СССР, где был создан фонд регулирования кредитных ресурсов. 30 апреля 1991 года после распада СССР, когда союзные республики были преобразованы в суверенные государства, в России был образован Резервный Фонд кредитной системы (теперь Фонд Обязательных Резервов).
До 1992 года норма обязательного резервирования составляла всего 2% от суммы всех привлечённых средств. Активно использоваться этот инструмент денежно-кредитного регулирования стал с 1 февраля 1992 года. Причём нормы дифференцировались в зависимости от сроков привлечения средств коммерческими банками. Как уже было отмечено, глобальной макроэкономической целью на тот момент была борьба с инфляцией. Поэтому Центральный Банк повышал норму обязательного резервирования для связывания денежной массы и снижения инфляции. В апреле 1992 года нормы обязательных резервов составляли 20% по счетам до востребования и счетам со сроком погашения до 1 года и 15% по обязательствам со сроком погашения свыше 1 года (см. Приложение 1). Рассматривая использование данного инструмента в других странах, можно сказать, что доля средств подлежащих депонированию в России стала довольно высока после их изменения в апреле 1992 года. «Мировой опыт даёт большой разброс по нормам резервирования (см. Приложение 6). Например, в Великобритании – 0,45%, в Японии – от 0,125% до 2,5%, в Швейцарии – 2,5%. Довольно высоки резервные требования в Испании (17%) и Италии (25%), но в этих странах Центральный Банк выплачивает проценты по средствам, которые хранятся на резервных счетах.»1
Формально данный инструмент с середины 1992 года был направлен на борьбу с инфляцией в России. И можно наблюдать корреляцию в рассматриваемом периоде между увеличением резервных требований, что вызывает уменьшение размера денежного мультипликатора (см. Приложение 8), и снижением инфляции. Но в период 1992-1994 гг. отсутствовала жёсткая дисциплина по резервным отчислениям: коммерческие банки могли практически без всяких санкций нарушать требования Центрального Банка.
В 1994 году, после «черного вторника» (11 октября) и скачка инфляции (54% в IV квартале 1994 года2), произошла смена руководства Центрального Банка, и на место Владимира Геращенко пришла Татьяна Парамонова, которая резко изменила подход к использованию данного инструмента денежно-кредитной политики в России3. Норма обязательных резервов стала использоваться намного жёстче для достижения макроэкономической цели, и 1 февраля 1995 года были объявлены новые правила регулирования деятельности коммерческих банков:
За невыполнение резервных требований следовали жёсткие санкции со стороны Центрального Банка. Коммерческие банки могли лишиться лицензии на банковскую деятельность.
Увеличилась дифференциация норм обязательных резервов по принципу ликвидности (см. Приложение 1).
Введена норма обязательного
Новые правила контроля над деятельностью
коммерческих банков вызвали недовольство
у руководителей последних. После
введения этих изменений коммерческие
банки объединились в Ассоциацию
Коммерческих Банков, главой ассоциации
стал довольно влиятельный в то время
Инкомбанк. Ассоциация в письменном
виде предоставила Президенту Российской
Федерации выражение
Информация о работе Контрольная работа по «Организации денежно-кредитного регулирования»