Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 08:06, контрольная работа
Резервные требования в отношении обязательств коммерческих банков являются одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования центральных банков. Они предоставляют собой часть кредитных ресурсов банков и иных кредитных учреждений, содержащуюся по требованию Центрального банка на открытом в нем беспроцентном ( как правило) счете. Минимальные резервные требования наряду с учетной политикой Центрального банка и операциями на открытом рынке являются основным инструментом денежно- кредитной политики государства, важнейшей политики, реализуемой в значительной мере посредством регулирования деятельности кредитных институтов.
У коммерческих банков действительно были основания для недовольства, так как Центральный Банк также изменил методику перечисления средств на свой резервный счёт. Если до 1995 года абсолютная сумма перечислений в резерв рассчитывалась исходя из остатков на 1-е число месяца, то в 1995 году сумма резервов стала определяться исходя из среднемесячных остатков по соответствующим пассивным счетам. Размер средств, подлежащих резервированию, определяется ежемесячно и сопоставляется с уже перечисленной суммой. Отклонения должны быть ликвидированы в течение двух рабочих дней. Кроме этого в 1995 году была значительно расширена база, от которой определяется абсолютный размер отчислений в резервы. В круг объектов резервирования были включены корреспондентские счета российских и иностранных банков, доходы бюджета, счета по выдаче клиентам пластиковых карточек, счета в иностранной валюте, невыплаченные переводы из-за границы и аккредитивы.
В результате увеличения базы для расчетов размера суммы, отчисляемой в обязательные резервы, наблюдался абсолютный и относительный рост их остатков в целом по банковской системе России. Сложившаяся динамика размеров минимальных резервных требований отражена в таблице 1.
Таблица 1
Нормативы обязательных резервов кредитных организаций в России с 1991 года.
(источник: официальный сайт Центрального Банка России/www.cbr.ru.)
Период |
Норматив перечисления от объема привлеченных средств | ||||||||
1.06.91 – 31.01.92 |
2% | ||||||||
Период |
Счета до востребования и счета со сроком погашения до 1 года |
Обязательства свыше 1 года | |||||||
1.02.92 – 29.02.92 |
10% |
5% | |||||||
1.03.92 – 31.03.92 |
15% |
10% | |||||||
1.04.92 – 31.01.95 |
20% |
15% | |||||||
| |||||||||
Период |
Счета до
востребования и срочные |
Срочные обязательства от 31 дня до 90 дней включительно |
Срочные обязательства от 91 дня и более |
Счета в иностранной валюте |
Вклады и депозиты физических лиц в рублях независимо от сроков (Сбербанк РФ) | ||||
01.02.95 – 30.04.95 |
22% |
15% |
10% |
2% |
202/153 | ||||
01.05.95 – 30.04.96 |
20% |
14% |
10% |
1,5% |
20/15 | ||||
01.05.96 – 10.06.96 |
18% |
14% |
10% |
1,25% |
20/15 | ||||
11.06.96 – 31.07.96 |
20% |
16% |
12% |
2,5% |
20/15 | ||||
01.08.96 – 30.10.96 |
18% |
14% |
10% |
2,5% |
20/15 | ||||
01.11.96 – 30.04.97 |
16% |
13% |
10% |
5% |
10%1 | ||||
01.05.97 – 11.11.97 |
14% |
11% |
8% |
6% |
9,5% | ||||
12.11.97 – 30.11.98 |
14% |
11% |
8% |
9% |
9,5% | ||||
01.12.97 – 31.01.98 |
14% |
11% |
8% |
9% |
8% | ||||
01.02.98 – 23.08.98 |
11% |
8% | |||||||
24.08.98 – 31.08.98 |
10% |
7% | |||||||
1 – с 01.12.96 2 – норматив на прирост вкладов до востребования. 3 – норматив на прирост срочных вкладов. | |||||||||
Период |
Для Сберегательного банка РФ по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте |
По привлеченным средствам в валюте РФ и иностранной валюте для кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО-ОФЗ) в работающих активах составляет 40% и более |
По привлеченным средствам в валюте РФ и иностранной валюте для кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО-ОФЗ) в работающих активах составляет 20-40% | ||||||
01.09.98 – 30.11.98 |
5% |
5% |
7,5% | ||||||
Период |
Норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц |
Норматив обязательных резервов по привлеченным средствам физических лиц | |||||||
01.12.98 – 10.06.99 |
5% | ||||||||
19.03.99 – 09.06.99 |
7% |
5% | |||||||
Продолжение Таблицы 1 | |||||||||
Период |
Норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации и по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте |
Норматив обязательных резервов по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты) в валюте Российской Федерации | |||||||
10.06.99 – 31.12.99 |
8,5% |
5,5% | |||||||
01.01.2000 – текущее время |
10% |
7% |
Новые правила контроля над деятельностью
коммерческих банков вызвали недовольство
у руководителей последних. После
введения этих изменений коммерческие
банки объединились в Ассоциацию
Коммерческих Банков, главой ассоциации
стал довольно влиятельный в то время
Инкомбанк. Ассоциация в письменном
виде предоставила Президенту Российской
Федерации выражение
У коммерческих банков действительно были основания для недовольства, так как Центральный Банк также изменил методику перечисления средств на свой резервный счёт. Если до 1995 года абсолютная сумма перечислений в резерв рассчитывалась исходя из остатков на 1-е число месяца, то в 1995 году сумма резервов стала определяться исходя из среднемесячных остатков по соответствующим пассивным счетам. Размер средств, подлежащих резервированию, определяется ежемесячно и сопоставляется с уже перечисленной суммой. Отклонения должны быть ликвидированы в течение двух рабочих дней. Кроме этого в 1995 году была значительно расширена база, от которой определяется абсолютный размер отчислений в резервы. В круг объектов резервирования были включены корреспондентские счета российских и иностранных банков, доходы бюджета, счета по выдаче клиентам пластиковых карточек, счета в иностранной валюте, невыплаченные переводы из-за границы и аккредитивы.
В результате увеличения базы для расчетов размера суммы, отчисляемой в обязательные резервы, наблюдался абсолютный и относительный рост их остатков в целом по банковской системе России.
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации ( Банке России) Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля, применяя методы и инструменты, установленные законом.
Обязательные резервы ( резервные требования) – один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Банка России – представляет собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемой для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.
В соответствии со статьей 25 Федерального
закона « О банках и банковской
деятельности» кредитная
Обязанность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов в Банке России. Обязательства кредитной организации перед третьими лицами не являются основанием освобождения от обязанностей по депонированию обязательных резервов в Банке России.
Порядок депонирования обязательных резервов осуществляется исключительно на основании Положения Банка России « Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации» от 30 марта 1996 года №37( далее по тексту Положение Банка России № 37) . При осуществлении депонирования правила расчетов и других банковских операций применяются в случаях, прямо указанных Положением Банка России № 37.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона « О Центральном банке Российской Федерации ( Банке России)» размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров Банка России. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации.
Порядок депонирования части
Регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию кредитными организациями, производится территориальным учреждением ( расчетно- кассовым центром) Банка России по местонахождению головной кредитной организации в целом по кредитной организации, включая филиалы, находящиеся на территории России.
Если кредитные организации, расположенные на территории Российской Федерации, имеют свои филиалы, открытые в установленном порядке за границей ( в странах ближнего зарубежья либо на территориях государств дальнего зарубежья), то указанные филиалы самостоятельно депонируют часть привлеченных ими средств в национальном банке того государства, на территории которого открыт филиал, в порядке и по нормативам обязательных резервов, установленным национальным банком соответствующего государства. При этом кредитная организация представляет в территориальное учреждение (расчетно-кассовый центр) Банка России документ, подтверждающий факт депонирования филиалом кредитной организации обязательных резервов со стороны национального банка этого государства, если такое подтверждение предоставляется национальным банком страны местонахождения филиала.
В этом случае кредитная организация, расположенная на территории Российской Федерации, представляет в соответствующее территориальное учреждение ( расчетно-кассовый центр) Банка России, кроме сводного баланса в целом по кредитной организации, включая все ее филиалы, также баланс без включения в него филиалов, расположенных на территории зарубежных государств.
Если зарубежный филиал кредитной организации- Российской Федерации в соответствии с законодательством государства местонахождения филиала не депонирует обязательные резервы в национальном банке этого государства, кредитная организация представляет Расчет регулирования размера обязательных резервов, депонируемых в Банке России ( далее по тексту- Расчет), по данным сводного баланса в целом по кредитной организации, включая все ее филиалы (в т.ч. расположенные на территории зарубежных государств).
Регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию кредитной организацией, производится территориальным учреждением (расчетно- кассовым центром) Банка России ежемесячно ( по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным) путем сверки сумм фактически внесенных кредитной организацией средств и подлежащих внесению из остатков на счетах по учету обязательств кредитной организации, установленных п. 2.1 Положения Банка России №37 , и действующих нормативов обязательных резервов.
Кредитная организация, не имеющая в своем составе филиалов, представляет Расчет на 1 число месяца, следующего за отчетным, и другие документы, установленные Положением Банка России №37, соответствующему территориальному учреждению ( расчетно-кассовому центру) Банка России в третий рабочий день месяца, следующего за отчетным, кредитная организация, имеющая филиалы, - в четвертый рабочий день месяца, следующего за отчетным.
Регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию кредитной организацией за декабрь отчетного года ( по состоянию на 1 января года. Следующего за отчетным), производится территориальным учреждением ( расчетно-кассовым центром) Банка России дважды. При этом кредитная организация представляет Расчет и другие необходимые документы в выше указанный срок, и повторно в срок, установленный Банком России кредитным организациям для предоставления годового бухгалтерского отчета.
На основании представленного в составе годового бухгалтерского отчета бухгалтерского баланса и Расчета территориального учреждения (расчетно- кассовый центр) Банка России производит перерасчет обязательных резервов кредитной организации в порядке, установленном Положением Банка России №37.
Исходя из целей денежно-кредитной политики на основании решения Совета директоров Банка России Банк России вправе проводить регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию кредитными организациями, на внутримесячные даты (внеочередное регулирование размера обязательных резервов). Покрытие обязательных резервов различными видами приносящих доход активами не допускается. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.
Минимальные резервные требования впервые были введены в США в 1913 году. В настоящее время обязательное резервирование имеет место почти во всех странах с рыночной экономикой.5 Функции минимальных резервных требований заключаются в том, чтобы способствовать:
Обе эти функции имеют макроэкономический аспект. Обеспечение ликвидности банковской системы позволяет избежать системного риска в экономике. В начальный период развития банковской системы превалировала именно первая функция.
В дальнейшем, особенно с отменой в 70-х годах золотовалютного стандарта и упразднением гарантированной обратимости национальных валют в золото по фиксированным курсам, наблюдалось усиление значения второй функции. В отсутствии внешнего стандарта стоимости и ввиду увеличения риска, обусловленного более слабой реальной обеспеченностью бумажных денег по сравнению с металлическими деньгами, ключевым фактором меновой стоимости денег, то есть уровня цен, стали темпы роста самой денежной массы.6
Резервные требования, таким
образом, выступают инструментом, посредством
которого Центральный Банк управляет
количеством денег, поддерживая
темпы роста денежной массы в
обращении в заранее
Макроэкономический аспект рассмотрения любого явления базируется на изучении агрегированных, как правило, стоимостных показателей и их связей. Основными агрегированными показателями, используемыми для макроэкономического анализа и оценки экономической политики, являются: валовой национальный продукт, уровень безработицы и индекс потребительских цен или уровень инфляции. Последний находится в функциональной зависимости от прироста денежных агрегатов и определяющего этот прирост норм обязательного резервирования. А взаимодействие резервных требований с другими макроэкономическими показателями происходит через трансмиссионный механизм влияния изменений денежного рынка на рынки инвестиций, конечной продукции и рабочей силы. При этом роль резервных требований в трансмиссионном механизме обусловливается не только их внутренним содержанием, но и развитостью рыночных, конкурентных отношений и используемой на практике концепции денежно-кредитного регулирования. Таким образом, макроэкономический аспект минимальных резервных требований обусловлен самой природой последних и поэтому превалирует над микроэкономическим.8
Информация о работе Контрольная работа по «Организации денежно-кредитного регулирования»