Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 12:43, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть значение Центрального банка России в экономике страны и оценить его денежно-кредитную политику.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты изучения сущности центрального банка;
2) определить основные функции Центрального банка;
3) рассмотреть денежно-кредитную политику Банка в 2011-2012 гг;
4) определить основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации в перспективе до 2015 года.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ……………………………………………………………………5
1.1. История возникновения и правовой статус Центрального банка Российской Федерации………………………………………….………….5
1.2. Структура и функции Центрального банка России…………..……..10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ…………………………………………………………………………….18
2.1. Кредитная политика Банка России в 2011-2012 гг………………….18
2.2. Денежно-кредитная политика Центрального банка России на перспективу………………………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
Список использованных источников и литературы……………………….……..32
Приложение
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ………………………………………………………………
1.1. История возникновения и правовой статус
Центрального банка Российской Федерации………………………………………….…………
1.2. Структура и функции
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО
БАНКА РОССИИ………………………………………………………………
2.1. Кредитная политика Банка России в 2011-2012 гг………………….18
2.2. Денежно-кредитная политика
Центрального банка России на перспективу…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………….……..32
Приложение
Центральный банк является ключевым элементом денежно-кредитной политики любого государства. В разных странах он именуется по-разному: центральный, народный, национальный, резервный, эмиссионный, банк страны, но абсолютно во все эти названия вкладывается определённый смысл – это не просто банк, а главный координирующий и регулирующий орган в банковских системе.
Деятельность Центрального банка России имеет огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке. Он обладает монопольным правом на эмиссию банкнот, является проводником денежно-кредитной политики государства.
Внедрение в практику современных методов и инструментов безналичных расчетов остается одной из главных задач в работе Банка России. Эта задача может быть решена только в контексте обшей политики оздоровления экономики России экономики на основе тесного взаимодействия Банка Poccии с Правительством и другими государственными органами при согласовании и проведении единой денежно-кредитной политики.
Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена тем, что поиск действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного положительного опыта других стран в организации деятельности центрального банка. В связи с этим большой интерес вызывают различные аспекты деятельности центрального банка, являющегося основным проводником официальной денежно-кредитной политики.
Цель курсовой работы - раскрыть значение Центрального банка России в экономике страны и оценить его денежно-кредитную политику.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты изучения сущности центрального банка;
2) определить основные функции Це
3) рассмотреть денежно-кредитную политику Банка в 2011-2012 гг;
4) определить основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации в перспективе до 2015 года.
Исследуемая тема хорошо освещена как в учебной литературе по теории финансов и денежного обращения, так и в экономической периодике.
Теоретической основой работы является: сравнительно-аналитический, экономико-статистический методы, используемые мировой наукой в познании социально-экономических явлений.
Информационную основу работы составили классические и современные труды отечественных учёных, таких как: О. И. Лаврушина, Е.Ф. Жукова, и др., а также были проработаны нормативные акты и законодательные документы по теме исследования. Также использовались сообщения средств массовой информации, статистические и аналитические материалы.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы и приложение.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР1.
2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.
В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.
В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.
20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).
В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. Банк России начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.
С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.
В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.
С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики2.
С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.
В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам3.
В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.
Под правовым статусом центрального банка понимают его роль и место в системе других государственных органов, которые закреплены на конституционном и законодательном уровне.
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения4. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России5.
Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.
В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений6. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Информация о работе Кредитная политика Центрального банка России