Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 19:39, реферат
Цель данной работы – исследовать кредитную политику коммерческого банка.
Для достижения цели поставлены задачи:
определить экономическую сущность кредита;
описать стадии кредитного процесса;
исследовать основные условия кредитного договора
дать общую характеристику банка;
описать организацию кредитного процесса в банке;
Из таблицы видно, что кредитный портфель отделения почти в равных долях состоит из ссудной задолженности юридических и физических лиц, с небольшим перевесом в сторону задолженности физических лиц.
В течение анализируемого периода 2011-2012 г.г. произошло существенное уменьшение кредитного портфеля по ссудам, предоставленным как юридическим лицам, так и физическим лицам.
На рисунке 1 представлена структура кредитного портфеля по видам кредитов по состоянию на 01.01.2013
Рисунок 1 – Структура кредитного портфеля по видам кредитов по состоянию на 01.01.2013, %
Темп снижения в целом кредитного портфеля за анализируемый период составил 19 %. В то же время отмечается существенный рост просроченной задолженности, т.е. снижается качество кредитного портфеля. Так, при уменьшении ссудной задолженности в 0,8 раза, просроченная задолженность увеличилась в 3,7 раза.
Процесс кредитования Ухтинским филиалом «Сбербанка России» можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для филиала (далее – Банка).
1. Формирование портфеля кредитных заявок. Клиент, обращающийся в Банк за получением кредита, должен представить заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде, предполагаемом обеспечении. Банк на основе поступившей информации осуществляет предварительный отбор наиболее привлекательных предложений и создает на их основе информационный портфель кредитных заявок для последующей работы.
2. Рассмотрение заявки и проведение переговоров с будущим заемщиком.
Заявка поступает к кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком - непосредственно с руководителем предприятия или его представителем. В ходе беседы интервьюеру не следует стремиться выяснить все аспекты работы предприятия; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка.
3. Оценка кредитоспособности заемщика и риска, связанного с выдачей ссуды. После беседы кредитный инспектор филиала должен принять решение: продолжать работу с кредитной заявкой или ответить отказом. Это один из самых важных этапов процесса кредитования, поскольку он позволяет предвидеть вероятность своевременного возврата ссуд и эффективность их использования.
4. Принятие решения о
целесообразности выдачи
5. Заключение кредитного договора и оформление кредитного дела заемщика.
После завершения всех процедур по оформлению и подписанию кредитного договора в бухгалтерии для осуществления всех расчетов по выдаче и погашению кредита, начислению и взиманию процентов кредитный отдел банка передает срочное обязательство на дату возврата кредита, подписанное руководителем, главным бухгалтером и заверенное печатью заемщика, а также распоряжение об открытии ссудного счета со ссылкой на номер и дату кредитного договора с указанием вида кредита, его шифра. На основании этих документов предприятиям открываются специальные и простые ссудные счета.
Существенным недостатком филиала в глазах клиента являются сроки рассмотрения заявок, которые выходят за рамки лимитов филиала и решение по которым принимается в Головном банке.
С целью снижения кредитных рисков могут быть использованы одновременно несколько видов обеспечения возврата кредита, при этом сумма совокупного обеспечения (с учетом применяемого дисконта) должна быть не менее суммы обязательства (основного долга и процентов не менее чем за 1 год/при сроке кредитования менее 1 года – за весь срок действия договора) по кредитному договору.
Итак, процесс кредитования в Ухтинским филиалом «Сбербанка России» представляет собой строгую последовательность определенных действий банка по отношению к заемщику.
Для оценки кредитоспособности заемщика в Ухтинском филиале «Сбербанка России» проводят анализ количественных показателей и расчет коэффициентов, которые могут в той или иной мере характеризовать устойчивость финансового состояния клиента. При этом каждый банк вырабатывает свой набор показателей, по которым производят оценку финансового состояния потенциального заемщика. Система таких показателей должна отвечать двум основным критериям:
- рассчитанные на базе
показателей коэффициенты
- эти коэффициенты должны в возможно меньшей степени дублировать друг друга.
Оценка обеспечения производится с целью определения возможного покрытия кредитного риска в случае дефолта заемщика. Анализ обеспечительной сделки осуществляется параллельно с анализом основной сделки не позднее 10 рабочих дней после получения всех необходимых документов.
Положением ОАО «Сбербанка России» регламентируется процедура оценки следующих видов обеспечения:
- залог недвижимости (ипотека);
- залог блокирующих пакетов корпоративных ценных бумаг, сделки с которыми в торговых системах не заключаются и которые не имеют рыночной котировки;
- банковские гарантии, предоставляемые отдельными банками;
- залог оборудования (иного имущества);
- залог транспортных средств;
- залог легко реализуемых товаров в обороте (сырья, готовой продукции, товаров для перепродажи);
- поручительства финансово-устойчивых и платежеспособных предприятий.
Оценка указанного обеспечения (анализ обеспечительной сделки) и подготовка соответствующих заключений производится ответственными сотрудниками Кредитного подразделения и Юридической службы с привлечением сотрудников Службы безопасности, сотрудников Подразделения по анализу банковских рисков, других подразделений при необходимости.
Оценка наличия признаков банкротства залогодателя осуществляется ответственным сотрудником Кредитного подразделения в соответствии с критериями, определенными законом Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) № 127-ФЗ от 26.10.2002. (с изменениями от 01 декабря 2014).
Заключение по оценке обеспечения составляется ответственным сотрудником Кредитного подразделения по типовой форме в соответствии «Методики расчета залоговой стоимости обеспечении при кредитовании юридических лиц в ОАО «Сбербанк России» от 23.08.2004 г. № 35 должно содержать выводы о (об):
- целесообразности принятия и достаточности обеспечения;
- возможности реализации обеспечения;
- условиях контроля за обеспечением;
- определении признаков банкротства залогодателя в период до завершения сделки;
- наличии рисков утраты обеспечения в период до завершения сделки.
Подготовка заключений по всем видам обеспечения производится с учетом:
- заключения Юридической службы о юридических аспектах обеспечительной сделки,
- заключения Службы безопасности о деловой репутации залогодателя/поручителя,
- заключений других подразделений Банка, привлеченных Кредитным подразделением к оценке обеспечения.
Рейтинг кредитного продукта формируется на основании балльной оценки кредитоспособности заемщика и балльной оценки обеспечения. По результатам анализа потенциального заемщика и предлагаемого им обеспечения, проводимого по «Методике рейтинговой оценки кредитов ОАО «Сбербанк России» от 23.08. 2004 г. № 36, заемщику и обеспечению присваивается определенный балл. После получения балльных оценок заемщика и обеспечения кредитному продукту присваивается рейтинг.
Определение рейтинга кредитного продукта производится ответственными сотрудниками Подразделения по анализу банковских рисков в течение 5 рабочих дней после получения от Кредитного подразделения стандартного пакета документов.
Ответственный сотрудник «Сбербанка России» по анализу банковских рисков заполняет электронную форму по кредитной заявке, получая в результате рейтинг данного кредитного продукта.
Долее файлы электронной почтой направляются в Кредитное подразделение по мере обработки кредитных заявок, но не позднее, чем за 1 день до дня сдачи документов на Кредитный комитет Банка.
После этого с юридическим лицом заключается кредитный договор, в котором указываются размер, сроки, порядок уплаты кредита и процентов, комиссионных вознаграждений, а также отражены права и обязанности сторон.
Представленные выше этапы отражают процесс кредитования юридических лиц в Ухтинском филиале «Сбербанк России»
Стоит отметить, что кредитная политика «Сбербанка России» определяется, во-первых, общими, установками относительно операций с клиентурой, которые тщательно разрабатываются и фиксируются в меморандуме о кредитной политике, и, во-вторых, практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего и воплощающего в жизнь эти установки.
Следовательно, в конечном счете способность управлять риском зависит от компетентности руководства банка и уровня квалификации его рядового состава, занимающегося отбором конкретных кредитных проектов и выработкой условий кредитных соглашений.
Необходимость формирования резерва на возможные потери по ссудам (РВПС) обусловлена кредитными рисками в деятельности банков. Резерв на возможные потери по ссудам формируется за счет отчислений, относимых на расходы банков. Резерв на возможные потери по ссудам используется только для покрытия непогашенной клиентами (банками) ссудной задолженности по основному долгу. За счет указанного резерва производится списание потерь по нереальным для взыскания ссудам банков.
РВПС формируется (корректируется) ежемесячно в последний рабочий день месяца в валюте РФ. По ссудам, одновременно отвечающим всем положениям Указания ЦБ РФ, резерв создается одновременно с предоставлением ссуды.
Размер отчислений в РВПС составляет:
- по ссудам 1 группы риска — 1% основного долга;
- по ссудам 2 группы риска — 20% основного долга;
- по ссудам 3 группы риска — 50% основного долга;
- по ссудам 4 группы риска — 100% основного долга.
Общая величина расчетного резерва на возможные потери по ссудам определяется как сумма расчетных величин резерва в разрезе отдельных ссудных задолженностей, отнесенных к одной из четырех групп риска на основе критериев классификации ссуд.
При этом резерв под отдельную ссуду реально может быть создан как в большем, так и в меньшем размере, чем установленный процент от расчетного РВПС по конкретной ссудной задолженности. Однако общая сумма сформированного РВПС не должна быть меньше установленной.
Операции кредитования осуществляются в рамках внутренних нормативных документов, разработанных в соответствии с законодательной базой Российской Федерации. Соблюдение всех норм является необходимым, но не всегда достаточным условием для эффективной работы кредитной организации.
Проведенный анализ кредитного портфеля ГОСБ № 2363, по кредитам, предоставленным юридическим лицам и ИПБОЮЛ, показал, что за анализируемый период объем данного портфеля уменьшился в 0,25 раза или на 24,9 %. При этом существенно возросла доля просроченной ссудной задолженности 4,5 раза.
Одним из основных препятствий развития данного сегмента кредитования является нежелание заемщиков предоставлять банку информацию о своем бизнесе, ведь ни для кого не секрет, что большинство малых предприятий работает с применением так называемых серых схем. Вторая причина – довольно долгий срок рассмотрения кредитной заявки: часто заемщикам деньги нужны "прямо сейчас". Банк отдает предпочтение заемщикам, которые планируют свои финансовые потоки и заранее приходят за кредитом. Кредитное решение действует в течение 60 дней, что позволят заемщику заранее подготовиться к "высокому" сезону, собрать все документы, получить кредитное решение и взять деньги в тот момент, когда они ему будут необходимы.
Для выхода из данной ситуации необходимо повышать доверие между банками и заемщиками. Банк и клиент должны выступать как деловые партнеры. Заемщики должны понимать, что банку выгодно, чтобы бизнес заемщика работал прибыльно. Более того, банк должен выступать в качестве финансового консультанта для клиентов. Нужно проводить консультации своих клиентов по всем возникающим финансовым вопросам, что помогает клиенту лучше оценивать и развивать свой бизнес.
Основными проблемами кредитования бизнеса являются несколько причин:
- многие представители бизнеса не могут взять кредит, поскольку их финансовая отчетность не соответствуют жестким требованиям банка;
- низкий уровень прозрачности,
проблемы с ликвидным