Кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является углубление изучения проводимой кредитной политики в коммерческих банках.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучение определенной литературы по данной проблеме
- изучение принципов, задач и целей кредитной политики коммерческого банка
- особенности формирование кредитной политики коммерческого банка

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Теоритические основы формирования кредитной политики коммерческого банка…………………………………………………………………………………..5
1.1. Законодательное регулирование кредитования в РФ………………………..5
1.2. Сущность кредитной политики коммерческого банка…………………….13
1.3.Принципы, задачи и цели кредитной политики коммерческого банка …..15
1.4. Факторы, определяющие формирование кредитной политики коммерческого банка…………………………………………………………….…21
1.5.Перспективные направления кредитной политики коммерческого банка…………………………………………………………………………………23
2. Практические аспекты кредитной политики………………………………....24
2.1. Особенности кредитной политики на примере ОАО «СБЕРБАНКА РФ»…………………………………………………………………………………..24
2.2.Проблемы организации эффективной кредитной политики коммерческими банками на современном этапе ……………………………….29
Заключение………………………………………………………………………….36
Список используемой литературы ……………………………………….………39

Файлы: 1 файл

dkb kursovaya.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Так как выдача кредитов является высоко рискованным видом операций, то ЦБ РФ обязывает коммерческие банки формировать резервы на возможные потери банка в случае непогашения заемщиком ссудной задолженности. Порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности установлен Положением ЦБ РФ от 26.03.2004 N 254-П, в котором четко регламентирована процедура классификации кредитов и приравненной к ним задолженности по группам риска, создание резервов на возможные потери по ссудам производятся в соответствии с внутренними инструкциями либо положениями банка, однако, при обязательном условии полного их соответствия действующему законодательству.

Погашение (возврат) размещенных  банком денежных средств и уплата процентов по ним производятся в следующем порядке согласно 54-П:

1) путем списания денежных  средств с банковского счета  клиента - заемщика по его платежному  поручению;

2) путем списания денежных  средств в порядке очередности,  установленной законодательством, с банковского счета клиента - заемщика (обслуживающегося в другом банке) на основании платежного требования банка - кредитора (в поле "Условия оплаты" платежного требования указывается "без акцепта") при условии, если договором предусмотрена возможность списания денежных средств без распоряжения клиента - владельца счета (при этом клиент - заемщик обязан письменно уведомить банк, в котором открыт его банковский счет, о своем согласии на безакцептное списание средств в соответствии с заключенным договором / соглашением в порядке, установленном ст. 847 ГК РФ);

3) путем списания денежных  средств с банковского счета  клиента - заемщика (юридического  лица), обслуживающегося в банке  - кредиторе, на основании платежного  требования банка - кредитора  (в поле "Условия оплаты" платежного требования указывается "без акцепта"), если условиями договора предусмотрено проведение указанной операции;

4) путем перечисления  средств со счетов клиентов - заемщиков  - физических лиц на основании  их письменных распоряжений, перевода денежных средств клиентов - заемщиков - физических лиц через органы связи или другие кредитные организации, взноса последними наличных денег в кассу банка - кредитора на основании приходного кассового ордера, а также удержания из сумм, причитающихся на оплату труда клиентам - заемщикам, являющимся работниками банка - кредитора (по их заявлениям или на основании договора).

Погашение (возврат) денежных средств в иностранной валюте осуществляется только в безналичном  порядке.

В случаях, когда договором  на предоставление (размещение) денежных средств не установлен срок возврата клиентом - заемщиком суммы основного долга либо указанный срок определен моментом востребования (наступлением условия / события), то возврат суммы основного долга должен быть произведен клиентом - заемщиком в порядке, определенном положением 54-П, в течение 30 календарных дней со дня предъявления банком - кредитором официального требования об этом (не позднее следующего рабочего дня за днем наступления условия / события), если иной срок не предусмотрен соответствующим договором.

Порядок и форма официального востребования банком - кредитором возврата клиентом - заемщиком суммы  предоставленных (размещенных) денежных средств определяются в соответствующем  договоре на предоставление (размещение) денежных средств на условии "до востребования". В частности, в этих целях может быть использовано сообщение банка - кредитора, передаваемое клиенту - заемщику средствами курьерской службы, по почте или специальным каналам связи, а также иными способами, оговоренными сторонами соглашения и устраняющими возможность возникновения коллизий относительно дня (даты) востребования исполнения клиентом - заемщиком своих обязательств по возврату суммы основного долга по соответствующему договору.

В установленный договором / соглашением день (являющийся датой уплаты процентов по размещенным средствам и / или погашения (возврата) основного долга по ним) работник бухгалтерии, ответственный за ведение счета клиента - заемщика, на основании соответствующего распоряжения, подписанного уполномоченным должностным лицом банка, производит либо оформление бухгалтерскими проводками факта уплаты процентов по размещенным средствам и / или погашения основного долга по ним, либо при неисполнении (ненадлежащем исполнении) клиентом - заемщиком своих обязательств по договору переносит задолженность по начисленным, но не уплаченным (просроченным) процентам и / или по основному долгу по размещенным средствам на соответствующие счета по учету просроченной задолженности по основному долгу и / или просроченных процентов.

Задолженность по предоставленным (размещенным) денежным средствам, безнадежная  и / или признанная нереальной для  взыскания в установленном Банком России порядке списывается с  баланса банка - кредитора за счет созданного резерва на возможные потери по ссудам, а при его недостатке относится на убытки отчетного года. Возмещение полученного в отчетном году убытка осуществляется в порядке, установленном Банком России.

Списание непогашенной задолженности по предоставленным (размещенным) денежным средствам, включая проценты, с баланса банка - кредитора не является ее аннулированием, она отражается за балансом в течение не менее пяти лет с момента ее списания в целях наблюдения за возможностью ее взыскания. В соответствии со статьей 34 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" банк обязан предпринять все предусмотренные законодательством меры для взыскания задолженности (включая проценты) с клиента - должника.

В настоящее время  наиболее дискуссионным является вопрос нарушения банками закона о защите прав потребителей, а именно, заемщиков – физических лиц, в части Положения п.2 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей» запрещают обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). В целях повышения доходности по кредитным операциям, банки положениями кредитного договора предусматривают оплату дополнительных услуг заемщиком при оформлении выдачи кредита, например, комиссию за ведение ссудного счёта, за рассмотрение заявки или за выдачу наличных, что является проблемой развития потребительского кредитования, о чем будет подробнее раскрыто в третей главе данной дипломной работы.

Таким образом, процесс  кредитования населения, юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей четко регламентирован ГК РФ и инструкциями ЦБ РФ, однако сфера кредитования является наиболее рискованным видом банковских операций, при этом имеющим высокую степень доходности, что подтверждает актуальность рассматриваемой темы.

 

1.2. Сущность кредитной политики коммерческого банка

 

Кредитная политика коммерческого  банка - это совокупность факторов, документов и действий, определяющих развитие коммерческого банка в области кредитования своих клиентов. Кредитная политика определяет задачи и приоритеты кредитной деятельности банка, средства и методы их реализации, а также принципы и порядок организации кредитного процесса. Она создает основу организации кредитной работы банка в соответствии с общей стратегией его деятельности, являясь необходимым условием разработки системы документов, регламентирующих процесс кредитования.

Кредитная политика коммерческого  банка должна четко определять цели кредитования, содержать правила  реализации конкретных целей, в том  числе содержать стандарты и  инструкции, представляющие собой методическое обеспечение ее реализации.

Кредитная политика коммерческого  банка обычно разрабатывается и  совершенствуется высшим руководством банка (чаще всего это президент  банка, вице-президенты, кредитный комитет). Формирует основные направления кредитной деятельности: объективные стандарты и критерии, которыми должны руководствоваться банковские работники, основные действия лиц, принимающих стратегические решения в области кредитования; принципы контроля за качеством управления кредитной деятельностью в банке и работой служб внутреннего и внешнего аудита.

Можно сказать, что кредитная  политика коммерческого банка —  это совокупность его кредитной  стратегии и кредитной тактики. При этом стратегия определяет основные принципы, приоритеты и цели конкретного банка на кредитном рынке, в то время как тактика — конкретные финансовые инструменты, используемые банком для реализации его целей при осуществлении кредитных сделок, правила их совершения, порядок организации кредитного процесса.

Проявление сущности кредитной политики коммерческого банка заключается в ее функциях. Условно их можно разделить на две группы: общие, присущие различным элементам банковской политики, и специфические, отличающие кредитную политику от других элементов банковской политики.

К общим функциям относятся:

Коммерческая функция заключается в получении банком прибыли от проведения различных операций, в частности, кредитных.

Стимулирующая функция заключается в стимулировании аккумуляции временно свободных денежных средств в банки и их рациональное использование. Стимулом для клиента банка воздержаться на определенный срок от текущего потребления является возможность получить дополнительный доход на средства, помещенные в банк на депозит, а возможность получить в банке ссуду имеет важное значение для покрытия временной потребности в дополнительных средствах, при этом стимулом для погашения задолженности в максимально короткие сроки является необходимость уплаты процентов банку за пользование ссудой. Для банка стимулирующая функция кредитной политики проявляется в том, что банки стремятся привлечь наиболее дешевые ресурсы на рынке на относительно длительный срок и разместить их с максимальной выгодой.

Контрольная функция проявляется в том, что кредитная политика позволяет контролировать процесс привлечения и использования кредитных ресурсов банками и их клиентами с учетом приоритетов, определенных в кредитной политике конкретного банка.

Специфическая функция кредитной политики всего одна, но очень важная. Это функция оптимизации кредитного процесса. Действие данной функции направлено на достижение цели банковской политики.

 

1.3.Принципы, задачи и цели кредитной политики коммерческого банка

 

Кредитная политика разрабатывается  коммерческими банками в условиях рыночных отношений в целях совершенствования практики кредитования, обеспечения возвратности банковских ссуд и устранения риска потерь банками. Коммерческие банки разрабатывают общие принципы кредитной политики, меморандум, формируют ее главную цель и основные направления кредитования. Банки заинтересованы в недопущении риска, формировании качественного кредитного портфеля. Кредитная политика связана с управлением кредитами от момента принятия решения по выдаче кредита до полного возврата ссуды в банк. Кредитная политика определяет стандарты и параметры, которыми руководствуются банковские работники, отвечающие за представление и оформление кредитов и управления ими. Разумная кредитная политика подчеркивает правильные действия совета директоров и кредитного персонала в разработке кредитной стратегии и тактики и развитии кредитных отношений. Четкая кредитная политика банка является основополагающей для правильного управления кредитным риском. Коммерческие банки должны быть активны в разработке внутренней кредитной политики, так как кредитные операции выступают центральными в функциональной деятельности банков.

При определении кредитной  политики следует организовать кредитную  стратегию на диверсификацию, как  состава клиентов, так и спектра  предоставляемых им ссуд (услуг). Цели кредитной политики банка должны охватывать определенные элементы правового регулирования, доступность средств, степень допустимого риска, баланс кредитного портфеля. На кредитную политику в банковской практике влияют: наличие капитала, степень рискованности отдельных видов ссуд, стабильность депозитов, прибыльность ссуд, общая экономическая ситуация, опыт банковского персонала, потребности в кредите заемщиков банка, качество управления в банке и т.д. При разработке кредитной политики у совета директоров и высшего персонала банка возникает необходимость определения уровня приемлемого риска и доходности банка. Особо важно в кредитной политике любого коммерческого банка удовлетворение потребности в кредите обслуживаемого района (региона) ибо банк сам будет терять свой смысл. Основными элементами кредитной политики коммерческого банка являются: район деятельности (географическая направленность), виды кредита и выбор отрасли (клиентуры), приемлемое обеспечение и кредитоспособность, сроки погашения ссуды и взаимосвязь их с риском и ликвидностью банка, превышение максимального предела кредитования, компенсационный остаток на счете, обязательство банка в предоставлении ссуды заемщикам, величина ссудного портфеля.

Кредитная политика коммерческих банков складывается из следующих составных, которые раскрывают содержание такого важного направления банковского менеджмента:

 

1.Цель банка по формированию кредитного портфеля (виды кредитов, сроки погашения, объем кредита, качество кредитов);

2.Полномочия кредитного комитета (работников) на предмет определения максимальной суммы и видов кредита;

3.Обязанности сотрудников и их право по предоставлению информации, проверке, оценке и по принятию решений по кредитным заявкам клиентов;

4.Набор необходимой документации для кредитного процесса (финансовая отчетность, договоры, гарантии, залог, обязательство и т.д.);

5.Правила приема, оценки и реализации кредитного обеспечения;

6.Описание политики процентных ставок, установление ставки и комиссии, условий погашения кредитов;

7.Описание стандартов качества кредитов, максимального размера кредитных вложений, выявление и анализ проблемных кредитов.

В качестве одной из главных  целей кредитной политики выступает  высокодоходное размещение пассивов (в  том числе привлеченных вкладов  и депозитов) банка в кредитные продукты при одновременном поддержании определенного уровня качества кредитного портфеля банка. На качество кредитного портфеля оказывает влияние текущий уровень проблемной и просроченной ссудной задолженности. Просроченной считается непогашенная в срок задолженность, не исполненные обязательства заемщика по кредиту. Проблемная задолженность – это задолженность с прямыми или косвенными признаками фактического наличия или вероятного возникновения проблем в обслуживании кредита заемщиком и своевременном исполнении обязательств заемщика перед банком-кредитором. Чем ниже доля проблемной и просроченной задолженности в кредитном портфеле банка, тем соответственно выше качество кредитного портфеля. Качественный кредит – это обеспеченный кредит, который будет погашен в установленный срок без возникновения проблем и затруднений у заемщика.

Информация о работе Кредитная политика