Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является углубление изучения проводимой кредитной политики в коммерческих банках.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучение определенной литературы по данной проблеме
- изучение принципов, задач и целей кредитной политики коммерческого банка
- особенности формирование кредитной политики коммерческого банка
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Теоритические основы формирования кредитной политики коммерческого банка…………………………………………………………………………………..5
1.1. Законодательное регулирование кредитования в РФ………………………..5
1.2. Сущность кредитной политики коммерческого банка…………………….13
1.3.Принципы, задачи и цели кредитной политики коммерческого банка …..15
1.4. Факторы, определяющие формирование кредитной политики коммерческого банка…………………………………………………………….…21
1.5.Перспективные направления кредитной политики коммерческого банка…………………………………………………………………………………23
2. Практические аспекты кредитной политики………………………………....24
2.1. Особенности кредитной политики на примере ОАО «СБЕРБАНКА РФ»…………………………………………………………………………………..24
2.2.Проблемы организации эффективной кредитной политики коммерческими банками на современном этапе ……………………………….29
Заключение………………………………………………………………………….36
Список используемой литературы ……………………………………….………39
Сбербанк России, несмотря на сложные условия и существенно возросшую нагрузку на банк, его сотрудников и инфраструктуру, продолжает свою деятельность в полном объеме, предоставляя все виды услуг постоянным и новым клиентам, физическим и юридическим лицам, предприятиям крупного, малого и среднего бизнеса, работающим во всех отраслях экономики.
Сложные экономические условия вызывают необходимость изменения Кредитной политики Сбербанка. Эти условия характеризуются следующими факторами:
Исходя из этого, Сбербанк рекомендует клиентам использовать консервативный подход к прогнозированию и долгосрочным планам развития бизнеса.
В этих условиях Сбербанк России будет придерживаться следующих приоритетов в кредитовании юридических лиц, поддержка следующих отраслей и секторов экономики:
Осознавая особую ответственность
перед акционерами и
1. Изменение критериев устойчивости бизнеса клиентов применительно к деятельности в сложных условиях.
2. Усиление обеспеченности кредитов:
- снижение лимита максимальной долговой нагрузки;
- введение дополнительных ограничений по смене контроля над бизнесом;
- расширение перечня событий, влекущих досрочное истребование задолженности Сбербанком;
- более четкое определение критериев кросс-дефолта по обязательствам клиента перед другими кредиторами.
Для этого Сбербанк усиливает внимание:
В отношении физических лиц Сбербанк будет следовать следующим приоритетам:
Сбербанк работает исключительно в соответствии с действующим законодательством. Усиливая борьбу с коррупционным и иным незаконным давлением на сотрудников. Для этого Сбербанк открывает круглосуточную телефонную линию для получения информации, которая поможет нам обеспечить полное соблюдение прозрачных и справедливых правил предоставления кредитов клиентам Сбербанка.
2.2.Проблемы организации эффективной кредитной политики коммерческими банками на современном этапе
Разумеется, по каждой ссуде существует риск непогашения из-за непредвиденного развития событий. Банк может проводить кредитную политику выдачи только абсолютно надёжным заёмщикам, но тогда он упустит много прибыльных возможностей. В то же время, если возникнут трудности с погашением кредита, это обойдётся банку очень дорого. Поэтому разумная кредитная политика направлена на обеспечение баланса между осторожностью и максимальным использованием всех потенциальных возможностей доходного размещения ресурсов.
Трудности с погашением ссуд чаще всего возникают не случайно и не сразу. Это процесс, который развивается в течение определённого времени. Опытный работник банка может ещё на ранней стадии заметить признаки зарождающегося процесса финансовых трудностей, испытываемых клиентом, и принять меры к исправлению ситуации и защите интересов банка. Эти меры следует принять как можно раньше, прежде чем ситуация выйдет из-под контроля и потери станут необратимыми. При этом следует учесть, что убытки банка не ограничиваются лишь неуплатой долга и процентов. Ущерб, наносимый банку, значительно больше, и он может быть связан с другими обстоятельствами, которые тоже приходится учитывать:
- подрывается репутация банка, так как большое число просроченных и непогашенных кредитов приведёт к падению доверия вкладчиков, инвесторов и т.д.;
- увеличатся административные расходы, поскольку проблемные ссуды требуют особого внимания кредитного персонала и непроизводительного расходования рабочего времени;
- повысится угроза
ухода квалифицированных
- средства будут заморожены в непродуктивных активах;
- возникает опасность
встречного иска должника к
банку, который может доказать,
что требование банка об
Все эти потери могут дорого обойтись банку и намного превысить прямой убыток от непогашения долга. Следствием бурного развития потребительского кредита стало возросшее число просроченных долгов горожан банкам. Под воздействием этого процесса началось образование цивилизованного рынка услуг по возврату долгов частных лиц.
На современном этапе развития банковской системы России внутренним регулятором кредитного риска выступает принимаемая за основу методика оценки кредитоспособности заемщика. Методики оценки кредитоспособности заемщиков разрабатываются коммерческими банками самостоятельно. Однако, рекомендуемые ЦБ РФ показатели платежеспособности заемщика, которой он должен обладать при наличии ссудной задолженности соблюдают все кредитные учреждения.
Кредитный риск банков при кредитовании физических лиц, понимаемый как риск невозвратности ссуды и неуплаты процентов по ней в полном объеме, зависит и от материального положения, от физического состояния заемщика и его личностных качеств. В связи с этим при кредитовании частных лиц банк оценивает факторы обеспечения кредита и человеческих качеств заемщика.
Следовательно, наиболее, актуальной проблемой потребительского кредитования банков является выбор методики оценки кредитоспособности заемщиков банка, чем она эффективнее, тем ниже риск невозврата кредита, а, следовательно, выше прибыльность самих кредитных операций банка.
Основные проблемы потребительского кредитования населения на современном этапе можно выделить следующие:
- закредитованность населения, что предполагает нахождения заемщика в преддефолтном состоянии неплатежеспособности, а именно, многие заемщики не рассчитав свои возможности по ежемесячным обязательным платежа, и скрыв перед кредитным учреждением информацию о наличии иных обязательных платежей по иным кредитам, получив новый кредит, перестают платить своевременно по всем действующим кредитам.
- требуется совершенствование
методик оценки
- требование действующего
законодательства по размерам
создания резервов на
- розничное потребительское
кредитование остается
- высокие издержки
и несовершенство действующего
законодательства по взысканию
долга кредитом, также является
проблемой развития
- снижение стоимости
недвижимости в стране в целом,
- наиболее дискуссионной является проблема нарушения банками закона о защите прав потребителей, а именно, заемщиков – физических лиц, в части Положения п.2 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей» запрещают обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). В целях повышения доходности по кредитным операциям, банки положениями кредитного договора предусматривают оплату дополнительных услуг заемщиком при оформлении выдачи кредита, например, комиссию за ведение ссудного счёта, за рассмотрение заявки или за выдачу наличных, что является проблемой развития потребительского кредитования, хотя многие банки уже отказались от указанных тарифов и установили открытые проценты по кредитам.
Для решения указанных выше проблем развития потребительского кредитования на современном этапе, коммерческим банкам необходимо решить ряд задач:
- усовершенствование
работы НБКИ, возможно в части
заимствования из французской
картотеки недостающих
- повышение активности
кредитных организаций по
- приоритетно рассматривать
не только фактические