Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 20:33, курсовая работа
Современная кредитная система – совокупность самых разнообразных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию доходов.
Основную часть кредитной системы выступает банковская система, предполагающая совокупность банковских учреждений. Кредитно-банковская система Республики Беларусь начала создаваться гораздо позже, нежели в странах Запада, и в своем развитии прошла несколько этапов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……..4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ,ФУНКЦИИ И ВИДЫ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ...7
1.1 Понятие кредита и кредитной системы………………………...………..7
1.2 Структура кредитной системы…………………….…………………………………..……….…11
1.3 Место центрального банка в кредитной системе(на примере Республики Беларусь)………………………………………………………………….13
1.4 Коммерческие банки…………………………………….………………...………………16
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………….………………………………………………….20
2.1Тенденции развития кредитной системы Республики Беларусь…..….20
2.2 Перспективы развития кредитования в форме лизинга в Республике Беларусь...……………………………………………………….....................24
2.3.Проблемы развития кредитной системы Республики Беларусь(государственный кредит)………….……………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………...……………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …..…………………………..
Для оценки степени развития лизинга
в Республике Беларусь обратимся
к мировому опыту, который определяет
шесть стадий развития лизинга. Как
правило, на первых трех стадиях находятся
рынки лизинга большинства
На пятой стадии развития находятся рынки Германии, Великобритании, Японии.
На шестой стадии сейчас находится самый старый лизинговый рынок — в США.
По всем признакам белорусский
рынок лизинга находится на третьей
стадии развития. Скорость его дальнейшего
развития зависит от многих факторов,
главным из которых является желание
и возможности государства
28
2.3. Проблемы развития кредитной системы Республики Беларусь (государственный кредит)
Важным инструментом кредитной системы Республики Беларусь является государственный кредит.
Государство в лице его органов
(Министерства финансов РБ, других республиканских
и местных органов) занимает денежные
средства у физических и юридических
лиц для финансирования государственных
расходов, что позволяет покрывать
бюджетный дефицит без
Государственный кредит может быть использован в качестве одной из мер стабилизации денежного обращения. В условиях высокой инфляции государство может проводить политику «дорогих» денег: из обращения на заранее оговоренный срок изымается избыточная денежная масса. По месту получения кредиты подразделяются на внутренние и внешние займы
Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга, состоящего большей частью из внешних займов, связанных с развитием международного кредита. В соответствии с Законом «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств. Минфину Республики Беларусь принадлежит право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица совета министров. Обслуживание государственного долга поручено Национальномубанку. А контроль за состоянием задолженности государства
осуществляется Верховным
29
государственном долге Республики Беларусь», а также другими нормативными актами.
Ситуация, сложившаяся в экономике Беларуси и вылившаяся в начале года в валютный кризис, повлияла на объём внешнего долга. На конец 2010 г. валовой внешний долг Беларуси составлял 52.2 % от ВВП (исходя из среднего официального курса белорусского рубля за 2010 г.) Если пересчитать этот долг по официальному курсу на 1 июня, то он составил бы уже 87.0 % от ВВП.
В 2011 г. расходы по обслуживанию государственного внешнего долга остаются не столь существенными – порядка USD 0.9 млрд. Часть соответствующих платежей уже сделана в начале года (по первому выпуску евробондов). С учётом текущих задолженностей, проблемы возникнут в 2013–2014 гг., на которые придётся пик выплат – USD 2.7 и 2.5 млрд соответственно. Согласно прогнозу МВФ, это составит 3.7–3.8 % от ВВП Беларуси. На эту сумму сократятся возможности бюджета (т. е. более чем на 10%) по финансированию социальных программ, здравоохранения, образования и инфраструктуры. С учётом нынешнего дефицита, это существенный вызов для экономической политики и угроза долгосрочному экономическому росту. В таких условиях дальнейшее наращивание государственного внешнего долга следует расценивать как нежелательное.
Национальный банк совместно с
Правительством Республики Беларусь ежегодно
до 1 октября текущего года представляет
Президенту Республики Беларусь Основные
направления денежно-кредитной
Денежно-кредитная политика, являясь
неотъемлемой частью общегосударственной
социально-экономической политики,
имеет многофункциональную
банковского сектора («кровеносной системы
экономики»), который должен обеспечивать
сохранность и эффективное
30
домашних хозяйств, нормальный ход
платежного процесса. Все эти задачи
одинаково важны и
В условиях экономики переходного
периода проблемы определения направлений,
выбора и реализации инструментов денежно-кредитной
политики особенно сложны в связи
с тем, что рыночные механизмы
экономического регулирования, как
правило, в недостаточной степени
отработаны, а банковская система
не обладает существенным финансовым
и организационно-
Денежно-кредитная политика Республики
Беларусь направлена на неуклонное углубление
финансово-экономической
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной работы следует
повторить, что под кредитом понимают
движение ссудного (т. е. денежного) капитала,
предоставляемого в ссуду на условиях
возвратности за плату в виде процента.
Различают два понятия
1) совокупность кредитных
2) совокупность кредитно-
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь центральным банком страны является Национальный банк. Функции и задачи Нацбанка в финансово-кредитной системе республики, правовая основа его функционирования определяются Банковским кодексом Республики Беларусь.
Говоря о банковском секторе, можно отметить, что в настоящее время банковская система Республики Беларусь является динамично развивающейся отраслью народного хозяйства. Однако банковская система Беларуси работает в непростых макроэкономических условиях, требующих особого внимания по обеспечению стабильности банков.
В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь банковская система включает два уровня: Национальный банк и коммерческие банки. Второй уровень банковской системы в Республике Беларусь составляют коммерческие банки.
Что касается деятельности коммерческих банков в области предоставления потребительских кредитов, то потребительские кредиты в Беларуси пока только начинают входить в массовый обиход. Одним из основных барьеров
потребительского кредитования можно назвать большой риск подобных операций. Анализируя тенденции развития кредитной системы в Республике Беларусь, необходимо отметить, что многие стороны деятельности кредитно-
32
финансовых учреждений и развитие кредитной системы в целом в республике нуждается в дальнейшем совершенствовании. Объективная необходимость реформирования кредитных отношений в нашей стране диктует целесообразность перехода от банкориентированной к рыночно-ориентированной кредитной системе.
Что касается законодательства Республики Беларусь в области кредитования, то неурегулированность многих аспектов говорит о несовершенстве законодательства в данной области. В частности, в Беларуси отсутствует законодательство, регулирующее создание кредитных союзов (обществ взаимного кредитования), крайне важных для становления малого бизнеса. Кроме того, необходимо начать разработку закона о кредитном деле Республики Беларусь, в котором будет определена ответственность банка-кредитора, заемщика и государства. Важно отделить инвестиционную деятельность банка от его краткосрочных кредитных операций.
Банковская система Беларуси —
одна из самых управляемых и
Взаимоотношения коммерческих банков с Национальным банком РБ обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка ссудного капитала.
К основным положительным результатам
качественного характера
33
преимуществами присущих ей сильных сторон и благоприятных внешних факторов.
Однако глобальный экономический
кризис обнажил уязвимые места экономики.
В течение почти всего
В 2009 году Беларусь достигла прогресса в адаптации экономики, что будет содействовать восстановлению внешней стабильности страны.
Обязательство властей по достижению сбалансированного бюджета в 2009 году явилось важным источником силы экономической программы.
В ближайшее время НБРБ необходимо ужесточить кредитную политику. Учитывая, что уровень процентных ставок уже высок, следует ввести строгие ограничения на кредитование в рамках государственных программ.
Для улучшения управления рисками и снижения уязвимости банков было бы важно усилить коммерческую ориентацию банковского сектора.
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Электронный ресурс: http://dfk-dfr.com/load/34-1-
2. Кредитная политика Беларуси: проблемы и рекомендации. – Мн.: Право и экономика, 2000. – 134с.
3. Сайт Национального Банка Республики Беларусь http://www.nbrb.by.
4. Гарбузов, А.К. Финансово-кредитный словарь // М.: «Финансы и статистика», 1986.
5. Электронный ресурс: www.allbanks.ru
6. Электронный ресурс: http://www.uralonline.ru/
7. Электронный ресурс: http://www.belinstitute.eu/
35
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Виды кредитной системы
Приложение Б
Структура кредитной системы
36
Приложение В
Отношение активов банковского сектора к ВВП для разных стран