Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 10:39, курсовая работа
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
Введение ……………………………………………………………………. ….2
1. Кредитная система и денежно-кредитная политика государства …….3
2. Основные инструменты денежно-кредитной политики ………… …12
3. Особенности развития денежно-кредитной системы России……… ..21
Заключение ……………………………………………………………….. .. .40
Список использованной литературы …………………………………….. .. 42
Таким образом, операции на
открытом рынке, как метод денежно-кредитного
регулирования, значительно отличаются
от двух предыдущих. Главное отличие
- это использование более
4. Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы.
Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.
К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.10
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также центральный банк может
устанавливать различные
При нарушении коммерческими
банками банковского
Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.
Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.
Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.
Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.11
На наш взгляд, серьезным инструментом являются распространяемые слухи. Хотя это и незаконно, но ведь, сколько всего незаконного можно сделать в стране с нестабильной внутренней обстановкой. Сколько раз мы были свидетелями подобных явлений! Ходили слухи о грядущей реформе, обмене денег, повышении цен, замораживании вкладов, о письмах, якобы разосланных банкам. Несомненно, такие слухи влияли на денежное предложение: люди старались избавиться от рублей, долларов или денег вообще, "превратив" их в товары.
3.Особенности развития денежно-кредитной системы России
В настоящее время в финансовой системе Российской Федерации
сохраняется достаточно благоприятная ситуация. Этому способствуют
позитивные макроэкономические условия – прежде всего высокий уровень
цен на нефть. На фоне общего замедления роста глобальной экономики
темпы роста ВВП в России не замедляются, а даже возрастают. Так,
Минэкономразвития РФ прогнозирует, что в текущем году экономика
страны вырастет на 3,6%, что на 0,2 процентных пункта больше, чем в 2012
году. Более того, согласно озвученному 20 февраля 2013 г. прогнозу главы
постоянного представительства Международного валютного фонда в
России Одда Пер Брекка, ВВП России по итогам нынешнего года вырастет
на 3,7% .
Положительного сальдо текущего счета платежного баланса,
формируемое благодаря высоким сохраняющимся ценам на нефть,
формирует условия для стабильности курса национальной валюты на фоне
сокращения вмешательства Банка России в процесс курсообразования.
Кроме того, достигнутые, во многом благодаря и усилиям со стороны
Банка России, условия вступления России во Всемирную торговую
организацию позволяют сохранять
сложившиеся условия
банковском секторе и создают дополнительные механизмы доверия к
равенству регулятивных условий деятельности российских банков вне
зависимости от источника происхождения капитала. В 2012 г. валюта баланса финансовых институтов продолжала
увеличиваться. Так, например, в прошедшем 2012 году банковский сектор,
на который приходится свыше 90% активов финансовой системы, показал
высокие результаты. Годовой темп прироста активов составил 18,9%, а их
величина достигла 49,5 трлн. рублей. Прибыль российских банков на 1
января 2013 года достигла рекордного уровня – 1 011,9 млрд. рублей.
В то же время, стабильность российских кредитных организаций в
значительной степени определяется ситуацией в реальном секторе, и в
первую очередь в добывающей промышленности. Банки по-прежнему
подвержены высоким рискам в случае ухудшения внешней конъюнктуры -
усиления европейского экономического кризиса, резкого замедления
экономического роста в крупных странах, возможного падения цен на
энергоресурсы.
Российская экономика достаточно сильно подвержена риску влияния
замедления глобального экономического роста, обострения долгового
кризиса и повышения нестабильности на мировых финансовых рынках. В
силу специфики структуры российской экономики и большой доли
нефтегазовых доходов в общем объеме экспортной выручки, падение цен на
энергоносители, отток капитала на фоне высокой доли присутствия
нерезидентов на рынке акций и, как следствие, ослабление платежного
баланса является наиболее
существенными факторами
в российском финансовом секторе.
После кризисного периода 2008-2009 гг. в России наблюдается
устойчивый чистый отток частного капитала. Вывод капитала
международными и российскими инвесторами может усиливаться в случае
дальнейшего развертывания кризисных явлений в моровой экономике и
снижения склонности инвесторов к риску. Однако реализация масштабного
внешнего шока, подобного событиям 2008 г., маловероятна ввиду того, что
ведущие центральные банки продолжают осуществлять стимулирование и
поддержку экономик.
Банк России в предстоящий трехлетний период сохранит
преемственность реализуемых
принципов денежно-кредитной
планирует к 2015 году завершить переход к режиму таргетирования
инфляции.
В рамках данного режима приоритетной целью денежно-кредитной
политики становится обеспечение ценовой стабильности, то есть
поддержание стабильно низких темпов роста цен. Денежно-кредитная
политика, направленная на контроль над инфляцией, будет способствовать
достижению более общих экономических целей, таких как обеспечение
условий для устойчивого
и сбалансированного
поддержание финансовой стабильности.
Реализация денежно-кредитной политики Банка России предполагает
установление целевого значения
изменения индекса
В качестве главной цели денежно-кредитной политики Банка России
ставится задача снижения темпов прироста потребительских цен в 2013
году до 5–6%, в 2014 и 2015 годах – до 4–5%.
Благодаря реализации Банком России комплекса мер, направленных
на совершенствование системы инструментов, а также на повышение
гибкости валютного курса рубля, в последние годы была достигнута
большая управляемость процентными ставками денежного рынка. Важной
стратегической задачей в среднесрочной перспективе становится
выстраивание более
денежно-кредитной политики, а также повышение доверия к Банку России
как органу, отвечающему за ценовую стабильность. Тем самым создается
основа для более эффективного управления инфляционными ожиданиями
экономических субъектов.
В целях дальнейшего повышения действенности процентной
политики Банк России в предстоящий трехлетний период продолжит
постепенно увеличивать гибкость механизма курсообразования и к 2015
году предполагает осуществить переход к плавающему валютному курсу,
отказавшись от использования связанных с уровнем курса операционных
ориентиров курсовой политики. Соответственно, в рамках данного режима
проведение регулярных валютных
интервенций с целью
динамику курса рубля будет прекращено.
В целях дальнейшего повышения действенности процентной
политики Центральным банком Российской Федерации в предстоящий
трехлетний период намечено постепенное увеличение гибкости механизма
курсообразования, которое к 2015 году позволит осуществить переход к
плавающему валютному курсу, отказаться от использования связанных с
уровнем курса операционных ориентиров курсовой политики. Результатом
данного режима в итоге может стать полное прекращение практики
проведения регулярных валютных
интервенций с целью
динамику курса рубля.
Следует отметить, что одной из основных задач Банка России в
среднесрочной перспективе по-прежнему будет оставаться обеспечение
финансовой стабильности,
поскольку она выступает
условием нормального функционирования трансмиссионного механизма
денежно-кредитной политики. Как известно банковская система является
основным звеном передачи сигналов финансовой политики в реальный
сектор экономики. Поэтому от степени устойчивости и эффективности
работы системы финансового посредничества зависит не только
выполнение главной цели денежно-кредитной политики по поддержанию
ценовой стабильности, но и состояние общего макроэкономического
Информация о работе Кредитная система и денежно-кредитная политика государства