Кредитная система и денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. ….2
1. Кредитная система и денежно-кредитная политика государства …….3
2. Основные инструменты денежно-кредитной политики ………… …12
3. Особенности развития денежно-кредитной системы России……… ..21
Заключение ……………………………………………………………….. .. .40
Список использованной литературы …………………………………….. .. 42

Файлы: 1 файл

дкб.docx

— 76.05 Кб (Скачать файл)

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого  регулирования, поскольку объем  покупки ценных бумаг, а также  используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в  соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность  данного метода, должны внимательно  следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

4. Некоторые прочие методы  регулирования денежно-кредитной сферы.

Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например,  использование количественных кредитных ограничений.10

Этот метод кредитного регулирования представляет собой  количественное ограничение суммы  выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что добиваясь  при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также центральный банк может  устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом  уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный  банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими  банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в  работе, что ведет к ущемлению  прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять  к ним самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование  административного воздействия  со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Кроме трех основных вышеприведенных  инструментов денежной  политики, государство  также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое  касается фондовой биржи,  потребительского кредита и увещеваний.

Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает  предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги,  который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо  ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка.  Маржу повышают при желании  ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

Если государство  хочет  не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит:  повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при  покупке  кредитной карточки.

Государство в лице центрального  банка  может  влиять  на  банки  путем словесного убеждения.  Могут  быть политические заявления, общие  решения, просто призывы к тому или  иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга  банкиров. В общей форме могут  быть сделаны предупреждения  относительно  доступности  кредита  в   будущем. Иногда увещевания  оказывают  определенное  воздействие,  в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны  к  общественному  мнению, как и другие.11

На наш взгляд,  серьезным  инструментом являются распространяемые слухи. Хотя это и незаконно,  но ведь, сколько всего незаконного  можно сделать в стране с нестабильной внутренней обстановкой. Сколько раз  мы были свидетелями  подобных явлений!  Ходили слухи о грядущей реформе, обмене денег,  повышении цен, замораживании  вкладов, о письмах, якобы разосланных  банкам.  Несомненно, такие слухи  влияли на денежное предложение: люди старались избавиться от рублей, долларов или денег вообще, "превратив"  их в товары.

 

 

 

3.Особенности  развития денежно-кредитной системы России

 

В настоящее время в  финансовой системе Российской Федерации

сохраняется достаточно благоприятная  ситуация. Этому способствуют

позитивные макроэкономические условия – прежде всего высокий  уровень

цен на нефть. На фоне общего замедления роста глобальной экономики

темпы роста ВВП в России не замедляются, а даже возрастают. Так,

Минэкономразвития РФ прогнозирует, что в текущем году экономика

страны вырастет на 3,6%, что  на 0,2 процентных пункта больше, чем в 2012

году. Более того, согласно озвученному 20 февраля 2013 г. прогнозу главы

постоянного представительства  Международного валютного фонда  в

России Одда Пер Брекка, ВВП России по итогам нынешнего года вырастет

на 3,7% .

Положительного сальдо текущего счета платежного баланса,

формируемое благодаря высоким сохраняющимся ценам на нефть,

формирует условия для  стабильности курса национальной валюты на фоне

сокращения вмешательства  Банка России в процесс курсообразования.

Кроме того, достигнутые, во многом благодаря и усилиям со стороны

Банка России, условия вступления России во Всемирную торговую

организацию позволяют сохранять  сложившиеся условия конкуренции  в

банковском секторе и  создают дополнительные механизмы  доверия к

равенству регулятивных условий  деятельности российских банков вне

зависимости от источника  происхождения капитала. В 2012 г. валюта баланса финансовых институтов продолжала

увеличиваться. Так, например, в прошедшем 2012 году банковский сектор,

на который приходится свыше 90% активов финансовой системы, показал

высокие результаты. Годовой  темп прироста активов составил 18,9%, а их

величина достигла 49,5 трлн. рублей. Прибыль российских банков на 1

января 2013 года достигла рекордного уровня – 1 011,9 млрд. рублей.

В то же время, стабильность российских кредитных организаций  в

значительной степени  определяется ситуацией в реальном секторе, и в

первую очередь в добывающей промышленности. Банки по-прежнему

подвержены высоким рискам в случае ухудшения внешней конъюнктуры -

усиления европейского экономического кризиса, резкого замедления

экономического роста  в крупных странах, возможного падения  цен на

энергоресурсы.

Российская экономика  достаточно сильно подвержена риску  влияния

замедления глобального  экономического роста, обострения долгового

кризиса и повышения нестабильности на мировых финансовых рынках. В

силу специфики структуры  российской экономики и большой  доли

нефтегазовых доходов  в общем объеме экспортной выручки, падение цен на

энергоносители, отток капитала на фоне высокой доли присутствия

нерезидентов на рынке  акций и, как следствие, ослабление платежного

баланса является наиболее существенными факторами ухудшения  ситуации

в российском финансовом секторе.

После кризисного периода 2008-2009 гг. в России наблюдается

устойчивый чистый отток  частного капитала. Вывод капитала

международными и российскими  инвесторами может усиливаться  в случае

дальнейшего развертывания  кризисных явлений в моровой  экономике и

снижения склонности инвесторов к риску. Однако реализация масштабного

внешнего шока, подобного  событиям 2008 г., маловероятна ввиду того, что

ведущие центральные банки  продолжают осуществлять стимулирование и

поддержку экономик.

Банк России в предстоящий  трехлетний период сохранит

преемственность реализуемых  принципов денежно-кредитной политики и

планирует к 2015 году завершить  переход к режиму таргетирования

инфляции.

В рамках данного режима приоритетной целью денежно-кредитной

политики становится обеспечение  ценовой стабильности, то есть

поддержание стабильно низких темпов роста цен. Денежно-кредитная

политика, направленная на контроль над инфляцией, будет способствовать

достижению более общих  экономических целей, таких как  обеспечение

условий для устойчивого  и сбалансированного экономического роста и

поддержание финансовой стабильности.

Реализация денежно-кредитной  политики Банка России предполагает

установление целевого значения изменения индекса потребительских  цен.

В качестве главной цели денежно-кредитной политики Банка  России

ставится задача снижения темпов прироста потребительских цен  в 2013

году до 5–6%, в 2014 и 2015 годах  – до 4–5%.

Благодаря реализации Банком России комплекса мер, направленных

на совершенствование  системы инструментов, а также  на повышение

гибкости валютного курса  рубля, в последние годы была достигнута

большая управляемость процентными  ставками денежного рынка. Важной

стратегической задачей  в среднесрочной перспективе  становится

выстраивание более действенного трансмиссионного механизма

денежно-кредитной политики, а также повышение доверия  к Банку России

как органу, отвечающему  за ценовую стабильность. Тем самым  создается

основа для более эффективного управления инфляционными ожиданиями

экономических субъектов.

В целях дальнейшего повышения  действенности процентной

политики Банк России в  предстоящий трехлетний период продолжит

постепенно увеличивать  гибкость механизма курсообразования и к 2015

году предполагает осуществить  переход к плавающему валютному  курсу,

отказавшись от использования  связанных с уровнем курса  операционных

ориентиров курсовой политики. Соответственно, в рамках данного  режима

проведение регулярных валютных интервенций с целью воздействия  на

динамику курса рубля  будет прекращено.

В целях дальнейшего повышения  действенности процентной

политики Центральным  банком Российской Федерации в предстоящий

трехлетний период намечено постепенное увеличение гибкости механизма

курсообразования, которое к 2015 году позволит осуществить переход к

плавающему валютному  курсу, отказаться от использования  связанных с

уровнем курса операционных ориентиров курсовой политики. Результатом

данного режима в итоге  может стать полное прекращение  практики

проведения регулярных валютных интервенций с целью воздействия  на

динамику курса рубля.

Следует отметить, что одной  из основных задач Банка России в

среднесрочной перспективе  по-прежнему будет оставаться обеспечение

финансовой стабильности, поскольку она выступает необходимым

условием нормального  функционирования трансмиссионного механизма

денежно-кредитной политики. Как известно банковская система  является

основным звеном передачи сигналов финансовой политики в реальный

сектор экономики. Поэтому  от степени устойчивости и эффективности

работы системы финансового  посредничества зависит не только

выполнение главной цели денежно-кредитной политики по поддержанию

ценовой стабильности, но и  состояние общего макроэкономического

Информация о работе Кредитная система и денежно-кредитная политика государства