Кредитная система и денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. ….2
1. Кредитная система и денежно-кредитная политика государства …….3
2. Основные инструменты денежно-кредитной политики ………… …12
3. Особенности развития денежно-кредитной системы России……… ..21
Заключение ……………………………………………………………….. .. .40
Список использованной литературы …………………………………….. .. 42

Файлы: 1 файл

дкб.docx

— 76.05 Кб (Скачать файл)

В соответствии с бюджетными проектировками в предстоящий трехлетний период ожидается, что федеральный  бюджет будет сформирован с некоторым  дефицитом. Планируется, что в среднесрочной  перспективе его финансирование будет осуществляться преимущественно  за счет государственных заимствований  и поступлений от приватизации. При  этом предполагается увеличить остатки  средств Резервного фонда в 2013 – 2015 годах.

В первом варианте денежной программы предполагается рост чистого  кредита федеральному правительству, в рамках второго и третьего вариантов  – его снижение, обусловленное  в основном планируемым накоплением  средств на счетах суверенных фондов.

Указанные условия будут  определять влияние бюджетного канала на формирование денежного предложения. При этом ожидается рост валового кредита банкам в 2013 году по первому  и второму вариантам, в 2014 – 2015 годах  – по всем вариантам.

В рамках первого варианта денежной программы при реализации сценария значительного снижения средних  мировых цен на нефть в 2013 году ожидается уменьшение ЧМР по сравнению  с предыдущим годом на 0,7 трлн. рублей, в 2014 году – на 0,2 трлн. рублей, в 2015 году – на 0,7 трлн. рублей. Для обеспечения роста денежной базы, соответствующего параметрам данного варианта программы, необходимо увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования в 2013 году.

Снижение цен на нефть  ниже уровня, закладываемого в проекте  бюджета на 2013 – 2015 годы, обусловливает  повышение уязвимости бюджета к  различным шокам. Дефицит федерального бюджета в рамках указанного варианта в 2013 году может составить 3 – 4% ВВП. Однако в 2014 – 2015 годах возможно уменьшение расходов федерального бюджета на величину условно утвержденных расходов, что может привести к снижению бюджетного дефицита. В случае развития кризисных тенденций в глобальной экономике условия заимствований как на внутренних, так и на внешних долговых рынках могут значительно ухудшиться, что не позволит привлечь средства в необходимых объемах на приемлемых условиях. В соответствии с проектом федерального бюджета при недостаточности нефтегазовых доходов в случае, если прогнозная цена будет ниже базовой, на покрытие дефицита федерального бюджета возможно будет использовать средства Резервного фонда.16

В первом варианте программы  предполагается увеличение объема чистого  кредита расширенному правительству  в 2013 – 2014 годах на 0,5 трлн. рублей ежегодно, в 2015 году – на 0,4 трлн. рублей. Согласно расчетам по программе, при реализации данного сценария в 2013 – 2015 годах  прирост чистого кредита банкам может составить 0,8 – 1,3 трлн. рублей в год за счет активизации операций Банка России по предоставлению ликвидности  банковскому сектору. В этих условиях к концу 2015 года объем валового кредита  банкам может составить порядка 60% от объема денежной базы.

Во втором варианте денежной программы предполагается умеренная  динамика мировых цен на нефть  в рамках прогнозного периода. Соответствующий  показателям прогноза платежного баланса  прирост ЧМР составит в 2013 году 0,8 трлн. рублей, в 2014 году – 0,7 трлн. рублей, а в 2015 году – 0,4 трлн. рублей. Согласно расчетам, в 2013 – 2015 годах указанный  прирост ЧМР необходимо будет  дополнить увеличением ЧВА с  учетом динамики денежной базы.

Исходя из предусматриваемого в соответствии с проектом федерального бюджета сокращения дефицита федерального бюджета в рассматриваемый период и осуществления его финансирования в основном за счет немонетарных источников объем чистого кредита расширенному правительству в 2013 – 2014 годах, по оценке, снизится на 0,6 трлн. рублей ежегодно, в 2015 году – на 0,8 трлн. рублей.

При этом основным каналом  увеличения ЧВА в 2013 – 2015 годах, как  и в первом варианте, будет прирост  чистого кредита банкам (на 0,6 – 1,4 трлн. рублей в год), который будет  обеспечен в значительной мере за счет повышения валового кредита  банкам.

В соответствии с третьим  вариантом денежной программы, базирующимся на сценарии высоких цен на нефть, прогнозируемое увеличение ЧМР в 2013 году составит 3,2 трлн. рублей, в 2014 году – 3,0 трлн. рублей, в 2015 году – 2,5 трлн. рублей. При этом в соответствии с оцениваемой  динамикой денежной базы в указанные  годы прогнозируется снижение ЧВА.

С учетом предполагаемой благоприятной  внешнеэкономической конъюнктуры  и более значительного роста  ВВП по данному варианту можно  ожидать более существенное, чем  по второму варианту, увеличение остатков средств на бюджетных счетах в  Банке России, что соответствует  снижению чистого кредита расширенному правительству в 2013 – 2015 годах на 1,5 – 1,6 трлн. рублей в год. Объемы государственных заимствований в этом случае могут быть ниже заложенных в бюджетных проектировках. При этом в 2015 году размер Резервного фонда может превысить нормативную величину 7% ВВП.

В рамках данного сценария в 2013 году ожидается сокращение чистого  кредита банкам на 0,3 трлн. рублей, в 2014 и 2015 годах – его рост на 0,04 и 0,7 трлн. рублей соответственно.

Основные параметры денежной программы в предстоящий трехлетний период будут определяться развитием  ситуации на внешних рынках, решениями  Банка России в области валютной и процентной политики, соотношением между уровнями процентных ставок на внутреннем и внешнем рынках и  реализацией бюджетной стратегии  Российской Федерации. Поэтому показатели программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий форнемирования

вариантов развития экономики. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной  сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной  политики Банк России будет применять  весь спектр инструментов, имеющихся  в его распоряжении.

 

Политика валютного  курса

Основными задачами курсовой политики на 2013 год и период 2014 – 2015 годов станут дальнейшее сокращение прямого вмешательства Банка  России в механизм курсообразования и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса к 2015 году.

В 2013 и 2014 годах Банк России продолжит осуществлять курсовую политику, не препятствуя формированию тенденций  в динамике курса рубля, обусловленных  действием фундаментальных макроэкономических факторов, и не устанавливая каких‑либо фиксированных ограничений на уровень курса национальной валюты. При этом в течение данного периода Банк России будет осуществлять повышение гибкости курсообразования постепенно, смягчая процесс адаптации участников рынка к колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.

После перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России предполагает отказаться от использования  операционных ориентиров курсовой политики, связанных с уровнями валютного  курса. В то же время даже после  перехода к указанному режиму Банк России допускает возможность проведения интервенций на внутреннем валютном рынке, объемы которых будут определяться с учетом конъюнктуры денежного  рынка.17

Повышение гибкости курсообразования приведет к увеличению значимости для формирования ситуации на внутреннем валютном рынке рыночных факторов, в том числе трансграничных потоков капитала. Капитальные потоки могут быть подвержены резким колебаниям вслед за изменением настроений участников российского и мировых финансовых рынков и с трудом поддаются прогнозированию. Следствием этого, а также результатом отказа от использования курсовых операционных ориентиров станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе. В данных условиях возрастет значение управления курсовым риском экономическими агентами как в реальном, так и в финансовом секторе.18

 

Инструменты денежно-кредитной  политики

и их использование

 

Развитие и применение системы инструментов Банка России в предстоящий трехлетний период будут направлены на достижение целей  денежно-кредитной политики с учетом перехода к режиму таргетирования инфляции, а также на обеспечение финансовой стабильности, бесперебойного функционирования платежной системы Банка России и систем расчетов по операциям с инструментами российского финансового рынка. Система инструментов продолжит учитывать особенности взаимодействия Банка России с региональными кредитными организациями, характеристики трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и состояние российского финансового рынка.

Основа действующей системы  инструментов денежно-кредитной политики – коридор процентных ставок Банка  России в рассматриваемый период сохранится, при этом Банк России рассмотрит возможность его сужения в  целях повышения действенности  процентной политики. В качестве инструментов, обеспечивающих нахождение краткосрочных ставок межбанковского рынка в границах процентного коридора, будут применяться депозитные операции и операции рефинансирования (ломбардные кредиты и операции РЕПО) постоянного действия на срок 1 день. Однодневные сделки валютный своп и планируемые к введению в систему инструментов Банка России сделки своп с драгоценными металлами будут использоваться Банком России как дополнительные инструменты, повышающие жесткость верхней границы процентного коридора в условиях появления признаков недостатка стандартного обеспечения у кредитных организаций.

В целях приближения краткосрочных  процентных ставок денежного рынка  к центральной части процентного  коридора Банк России продолжит осуществлять операции на открытом рынке – ломбардные аукционы и аукционы прямого РЕПО, депозитные аукционы – сроком на 1 неделю с определением лимитов предоставления или изъятия средств на основе сводного прогноза ликвидности банковского  сектора. При этом проведение аукционов  РЕПО на срок 1 день продолжится до тех  пор, пока данный инструмент, по оценкам  Банка России, будет необходим  для ограничения волатильности  рыночных ставок.

Политика Банка России по формированию перечня активов, принимаемых  в качестве обеспечения по операциям  предоставления ликвидности, и установлению поправочных коэффициентов, используемых для корректировки его стоимости, будет носить контрциклический характер с учетом задачи обеспечения доступности инструментов рефинансирования для кредитных организаций.

Применение инструментов рефинансирования на сроки свыше 1 недели будет направлено преимущественно  на поддержание финансовой стабильности. В целях ограничения влияния  данных операций на соответствующий  сегмент кривой рыночных процентных ставок и недопущения искажения  сигналов процентной политики Банк России рассмотрит целесообразность перехода к их осуществлению по плавающей  ставке. В этом случае не исключается дополнение системы инструментов Банка России сделками своп с иностранной валютой и драгоценными металлами на срок до 1 года для расширения доступа кредитных организаций к рефинансированию на эти сроки.

В связи с предполагаемым ростом объемов операций рефинансирования в целях предоставления кредитным  организациям возможностей по управлению портфелями ценных бумаг, основная часть  которых уже продана Банку  России по сделкам РЕПО, планируется  внести изменения в технологию проведения операций РЕПО на срок более 1 дня. Предполагается в 2013 году предоставить банкам право  осуществлять оперативную замену ценных бумаг, проданных Банку России по сделкам РЕПО, на другие ценные бумаги из Ломбардного списка Банка России без перезаключения сделки.

В целях предоставления кредитным  организациям большей гибкости в  управлении обеспечением по операциям  рефинансирования и собственными счетами  в Банке России планируется расширить  практику предоставления кредитным  организациям внутридневных кредитов под залог как ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России, так и иных активов.

Банк России также продолжит  использование нормативов обязательных резервов в качестве инструмента  денежно-кредитной политики, принимая решения об их изменении в зависимости  от макроэкономической ситуации и состояния  ликвидности банковского сектора. Учитывая положительный опыт применения механизма усреднения обязательных резервов, Банк России рассмотрит возможность  дальнейшего повышения коэффициента усреднения.19

Помимо работы над совершенствованием собственной системы инструментов Банк России придает большое значение взаимодействию с государственными органами по вопросам реализации денежно-кредитной  политики и развития финансовых рынков. Будет продолжено сотрудничество с  Минфином России и Федеральным казначейством  по вопросу развития механизма размещения временно свободных средств бюджета в банковском секторе, задачей которого является минимизация сезонного воздействия бюджетных потоков на объем ликвидности банковского сектора.

При отклонении от описанных  в предыдущих разделах сценариев  и вариантов прогнозов Банк России оставляет за собой право вносить  изменения в систему применяемых  инструментов.20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Первоочередной задачей  государственного сектора является  стабилизация экономики. Необходимо обеспечение  экономического роста, борьба с инфляцией. Государство этим занимается, проводя  фискальную и денежно - кредитную  политику.  Целью денежно-кредитной  политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это  делается для регулирования  денежного предложения в стране.

Центральным звеном денежной политики государства является  центральный банк (ФРС - в США,  ЦБ - в РФ). Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В  мировой практике основными инструментами  ЦБ  являются:  операции на открытом рынке ценных бумаг,  уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и  величина обязательных резервов.  Также  Центральный банк разрабатывает  требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.

Информация о работе Кредитная система и денежно-кредитная политика государства