Кредитная система и денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. ….2
1. Кредитная система и денежно-кредитная политика государства …….3
2. Основные инструменты денежно-кредитной политики ………… …12
3. Особенности развития денежно-кредитной системы России……… ..21
Заключение ……………………………………………………………….. .. .40
Список использованной литературы …………………………………….. .. 42

Файлы: 1 файл

дкб.docx

— 76.05 Кб (Скачать файл)

равновесия.

Банк России намерен продолжать совершенствовать инструменты

мониторинга системы финансового  посредничества (в том числе

постоянный анализ движения цен на рынках активов, тенденций  в динамике

денежных агрегатов и  кредитной активности), чтобы при  возникновении

угрозы финансовой стабильности иметь возможность оперативно принять

соответствующие меры в области  денежно-кредитной политики и

банковского регулирования  и надзора.

Большое внимание Банком России в среднесрочной перспективе

будет уделено совершенствованию  российской национальной платежной

системы, эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с

зарубежными платежными системами, является необходимым условием

повышения действенности  мер денежно-кредитного регулирования  и

развития внутреннего  финансового рынка.

В планах Центрального банка  видное место отводится усилению

координации усилий Банка  России и Правительства Российской Федерации

в вопросах реализации единой государственной денежно-кредитной

политики, учитывающих степень  влияния регулируемых цен и тарифов  на

темпы роста потребительских  цен, целесообразности принятия решений  об

их индексации с учетом целевых ориентиров по инфляции.

Как известно, результативность денежно-кредитной политики также

во многом зависит от состояния  государственных финансов.

Представляется, что последовательное проведение бюджетной политики,

направленной на постепенное сокращение нефтегазового дефицита

бюджета и обеспечение  долгосрочной сбалансированности и  устойчивости

бюджетной системы, внесет позитивный вклад в поддержание финансовой

и общей макроэкономической стабильности, создаст благоприятные

условия для экономического роста и достижения целей денежно-кредитной

политики.

Немаловажным представляется расширение Банком России практики

регулярного разъяснения  широкой общественности целей и  содержания

денежно-кредитной политики, оценки макроэкономической ситуации,

послужившие основанием для его решений. Развитие информационного

взаимодействия Банка  России с обществом будет способствовать

улучшению управления инфляционными  ожиданиями и создавать

фундамент для обеспечения  доверия экономических агентов  к Банку России

и проводимой им денежно-кредитной  политики.12

Основные направления  государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов (утв. Банком России)

   Правительство РФ  и Банк России определили задачу  снизить инфляцию в 2013 году  до 5 - 6%, в 2014 и 2015 годах - до 4 - 5%.

    Центральным банком  РФ (Банком России) утверждены Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов,  в которых, в частности, анализируется  развитие экономики России и  денежно-кредитная политика в  2012 году, рассматриваются сценарии  макроэкономического развития на 2013 год и период 2014 и 2015 годов и дается прогноз платежного баланса, определяются цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году и на период 2014 и 2015 годов.

Принципы денежно-кредитной  политики на среднесрочную перспективу

 

Банк России в предстоящий  трехлетний период сохранит преемственность  реализуемых принципов денежно-кредитной  политики и планирует к 2015 году завершить  переход к режиму таргетирования инфляции.

    В рамках данного  режима приоритетной целью денежно-кредитной  политики является обеспечение  ценовой стабильности, то есть  поддержание стабильно низких  темпов роста цен. Денежно-кредитная  политика, направленная на контроль  над инфляцией, будет способствовать  достижению более общих экономических  целей, таких как обеспечение  условий для устойчивого и  сбалансированного экономического  роста и поддержание финансовой стабильности.

    Реализация денежно-кредитной  политики Банка России предполагает  установление целевого значения  изменения индекса потребительских  цен. В качестве главной цели  денежно-кредитной политики Банка  России ставится задача снижения  темпов прироста потребительских  цен в 2013 году до 5 - 6%, в 2014 и 2015 годах - до 4 - 5%.

    Решения в области  денежно-кредитной политики Банк  России продолжит принимать, как  правило, на ежемесячной основе. Будет учитываться, что воздействие  мер политики на экономику распределено во времени. В основе решений будут лежать прогнозы инфляции и оценки перспектив экономического роста, а также динамика инфляционных ожиданий и особенности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Оценка рисков для достижения цели по инфляции включает анализ факторов как со стороны совокупного спроса и предложения, имеющих кратко- и среднесрочный характер воздействия на инфляционные процессы, так и со стороны денежного предложения, динамика которого определяет средне- и долгосрочную траекторию инфляции.

    Реализация денежно-кредитной  политики будет основана на  управлении процентными ставками  денежного рынка с помощью  инструментов предоставления и  изъятия ликвидности. Изменения  краткосрочных рыночных ставок  вследствие пересмотра Банком  России ставок по своим инструментам  и применения других мер денежно-кредитного  регулирования влияют через различные  каналы трансмиссионного механизма  на средне- и долгосрочные процентные  ставки и в конечном итоге  на уровень деловой активности  и инфляционное давление в  экономике. Таким образом, процентная  политика будет играть ключевую  роль в процессе реализации денежно-кредитной политики.13

    Благодаря реализации  Банком России в последние  годы комплекса мер, направленных  на совершенствование системы  инструментов, а также на повышение  гибкости валютного курса рубля,  была достигнута большая управляемость  процентными ставками денежного  рынка. В среднесрочной перспективе  важной стратегической задачей  будет выстраивание более действенного  трансмиссионного механизма денежно-кредитной  политики, а также повышение доверия  к Банку России как органу, отвечающему за ценовую стабильность, что создаст основу для лучшего  управления инфляционными ожиданиями субъектов экономики.14

    В целях дальнейшего  повышения действенности процентной  политики Банк России в предстоящий  трехлетний период продолжит  постепенно увеличивать гибкость  механизма курсообразования и к 2015 году предполагает осуществить переход к плавающему валютному курсу, отказавшись от использования связанных с уровнем курса операционных ориентиров курсовой политики. Соответственно, в рамках данного режима проведение регулярных валютных интервенций с целью воздействия на динамику курса рубля будет прекращено.

    Одной из основных  задач Банка России в среднесрочной  перспективе будет оставаться  обеспечение финансовой стабильности. Банковская система является  основным звеном передачи сигналов  процентной политики в реальный  сектор экономики. Таким образом,  финансовая стабильность выступает  необходимым условием нормального  функционирования трансмиссионного  механизма денежно-кредитной политики. При этом от степени устойчивости  и эффективности работы системы  финансового посредничества зависит  не только выполнение главной  цели денежно-кредитной политики  по поддержанию ценовой стабильности, но и состояние общего макроэкономического  равновесия. Банк России будет  продолжать совершенствовать инструменты  мониторинга системы финансового  посредничества (в том числе постоянный  анализ движения цен на рынках  активов, тенденций в динамике  денежных агрегатов и кредитной  активности), чтобы при возникновении  угрозы финансовой стабильности  иметь возможность оперативно  принять соответствующие меры  в области денежно-кредитной политики  и банковского регулирования и надзора.

    В целях поддержания  финансовой стабильности предполагается  уделять повышенное внимание  своевременной идентификации и  оценке системных рисков в  банковском секторе и на иных  сегментах финансовых рынков, обеспечению  прозрачности деятельности кредитных  организаций. Одним из основных  инструментов реализации этих  задач послужит развитие риск-ориентированных подходов при осуществлении надзора, базирующихся на лучшей зарубежной практике. Продолжится использование дифференцированного режима надзора за отдельными кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соблюдения регулятивных норм. В отношении системно значимых банков с учетом международного опыта и особенностей национальной экономики будут применяться дополнительные механизмы регулирования и контроля.

    Достигнутые условия  вступления России во Всемирную  торговую организацию (ВТО) позволят  сохранить сложившиеся условия  конкуренции в банковском секторе  и создать дополнительные механизмы  доверия к равенству регулятивных  условий деятельности российских  банков вне зависимости от  источника происхождения капитала.

    Успешность реализации  стратегии денежно-кредитной политики  во многом будет определяться  эффективностью решения задач  по развитию инфраструктуры финансовых  рынков и расширению их емкости.  Одним из важных направлений  деятельности Банка России останется  содействие развитию рынка производных  финансовых инструментов, предоставляющего  субъектам экономики возможности  по хеджированию курсового и  процентного рисков, одновременно  с формированием современных  механизмов регулирования и надзора  за рисками кредитных организаций  на указанных сегментах финансового рынка.

    Банк России  также продолжит уделять внимание  совершенствованию российской национальной  платежной системы, эффективная  работа которой, в том числе  во взаимодействии с зарубежными  платежными системами, является  необходимым условием повышения  действенности мер денежно-кредитного  регулирования и развития внутреннего финансового рынка.

    Важное значение с точки зрения успешности реализации единой государственной денежно-кредитной политики имеет координация усилий Банка России и Правительства Российской Федерации. Высокая степень влияния регулируемых цен и тарифов на темпы роста потребительских цен обусловливает целесообразность принятия решений об их индексации с учетом целевых ориентиров по инфляции. Результативность денежно-кредитной политики также во многом зависит от состояния государственных финансов. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на постепенное сокращение ненефтегазового дефицита бюджета и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить позитивный вклад в поддержание финансовой и общей макроэкономической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для экономического роста и достижения целей денежно-кредитной политики. Банк России продолжит расширять практику регулярного разъяснения широкой общественности целей и содержания денежно-кредитной политики, приводить оценки макроэкономической ситуации, послужившие основанием для его решений. Развитие информационного взаимодействия Банка России с обществом будет способствовать улучшению управления инфляционными ожиданиями и создавать фундамент для обеспечения доверия экономических агентов к Банку России и проводимой денежно-кредитной политике.15

 

Количественные  ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа

В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики  Российской Федерации Правительство  Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2013 году до 5 – 6%, в 2014 и 2015 годах –  до 4 – 5% (из расчета декабрь к  декабрю предыдущего года). Указанной  цели по инфляции на потребительском  рынке соответствует базовая  инфляция на уровне 4,7 – 5,7% в 2013 году, 3,6 – 4,6% в 2014 и 2015 годах.

Расчеты по денежной программе  на 2013 – 2015 годы проведены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих  целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и других макроэкономических показателей, а также прогноза платежного баланса и параметров проекта  федерального бюджета на 2013 год и  плановый период 2014 и 2015 годов.

В зависимости от вариантов  прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2013 году может составить 9 – 18%, в 2014 и 2015 годах – 14 – 19% в год.

Банк России разработал три  варианта денежной программы. Второй вариант  программы базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014 – 2015 годов. Темп прироста денежной базы в  узком определении, соответствующий  целевым ориентирам по инфляции и  оценкам динамики экономического роста, может составить по вариантам  программы в 2013 году 7 – 14%, в 2014 – 2015 годах – 11 – 14% ежегодно.

В условиях повышения гибкости курсовой политики ожидается постепенный  переход к формированию денежного предложения в большей степени за счет рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России при снижении влияния динамики чистых международных резервов (ЧМР). При этом большое значение для осуществления денежно-кредитной политики будут иметь показатели исполнения федерального бюджета и меры, направленные на повышение равномерности расходования бюджетных средств.

В предстоящий период в  рамках бюджетной стратегии Российской Федерации планируется переход  к новым принципам бюджетной  политики. В соответствии с бюджетными правилами объем расходов федерального бюджета будет формироваться  исходя из базовой цены на нефть, что  подразумевает последовательное сокращение расходов по отношению к ВВП в 2013 – 2015 годах. В случае превышения нефтяными ценами запланированного уровня дополнительные доходы будут  направляться на пополнение Резервного фонда. Ожидается, что указанные  меры будут способствовать ограничению денежного предложения и тем самым – достижению целевых ориентиров по инфляции. Указанный механизм может стать одним из факторов сохранения структурного дефицита банковской ликвидности в среднесрочной перспективе. Банк России будет учитывать данные факторы при проведении операций денежно-кредитного регулирования.

Информация о работе Кредитная система и денежно-кредитная политика государства