Кредитная система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной работы является глубокий и всесторонний анализ положения дел в кредитной системе Республики Беларусь, выяснить основные проблемы в данной области и пути их решения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..….…5
1.Сущность и роль кредита. Формы кредита…………………………….….….6
1.1. Понятие кредита и кредитной системы………………………………….....6
1.2. Формы кредитов………………………………………………………….…..7
2.Кредитная система РБ…………………………………………………………10
3. Проблемы развития кредитной системы РБ и возможные пути их
решения…………………………………………………………………………..13
3.1.Законодательство по кредитованию в РБ ………..………………………. 13
3.2. Проблемы развития системы ипотечного кредитования в Республике Беларусь и пути их решения …………………...…………………………….…16
Заключение……………………………………………………………………... 21
Список использованных источников………………………………………...…23

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 57.97 Кб (Скачать файл)

     В последнее время большое значение имеет лизинг. Лизинг – долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения с погашением задолженности в течение нескольких лет.

  Объектом лизинга может выступать любое движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным фондам и являющееся предметом купли-продажи.

   В случаях, когда при кредитовании крупных целевых программ банк не может полностью удовлетворить заявку заемщика из-за ограничений, связанных с необходимостью поддержания установленных экономических нормативов, а отказ в кредите невыгоден сторонам, может быть использован принцип консорциального кредитования путем концентрации ресурсов нескольких банков и на условиях солидарной ответственности.

   Факторинг – это операция, связанная с уступкой поставщиком (кредитором) другому лицу (фактору) подлежащих оплате плательщиком (должником) долговых требований (платежных документов за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, других долговых обязательств) и передачей фактору права получения платежа по ним.[4,с.264]    

     В роли факторов  могут выступать банки, небанковские  кредитно-финансовые организации,  специализированные факторинговые  фирмы.

   Факторинговое обслуживание  обеспечивает ускорение оборота  капитал поставщика.

      Таким образом   роль кредита в различных фазах экономического цикла не  одинакова. В условиях экономического подъема, достаточной экономической стабильности кредит выступает фактором роста.       Перераспределяя огромные денежные и товарные массы, кредит питает предприятия дополнительными ресурсами. Его негативное воздействие  может, однако, проявиться в условиях перепроизводства товаров.  Особенно заметно такое воздействие в условиях инфляции. Новые платежные средств, входящие посредством кредита в оборот, увеличивают и без того избыточную массу денег, необходимых для обращения.

         Кредит вне зависимости от своей социальной стороны выполняет

 определенные функции,  такие как регулирование объема  совокупного 

 денежного оборота,  перераспределение денежных средств  на условиях 

 их последующего возврата, аккумуляция временно свободных  денежных 

 средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2.Кредитная система РБ

        В обеспечении финансовой безопасности любой страны важнейшее место занимает финансово-кредитная система, адекватная уровню развития экономики и соответствующая ее особенностям. От равновесия финансово-

кредитной системы  зависит достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост реального ВВП, уровень  безработицы, инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса и других.

      Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

        На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

    Структура  кредитной системы и организация  кредитного дела должны способствовать  наиболее полному удовлетворению  потребностей в денежно-кредитном  обслуживании всей экономики  и ее звеньев. В соответствии  с такой организацией в Республике  Беларусь выделяют два основных  звена кредитной системы: банковские  учреждения, формирующие банковскую  систему, и небанковские кредитно-финансовые  организации, формирующие небанковскую  систему.

    Сохранение привлекательности финансового сектора Республики Беларусь для иностранных инвесторов (в том числе осуществление продажи ОАО “БПС-Банк” Сбербанку России) обусловило значительный рост в 2009 г. как доли нерезидентов в совокупном уставном фонде банковского сектора (с 17 до 27,3%), так и количества банков, контролируемых иностранным капиталом (с 20 до 23). В то же время доля государственных органов и юридических лиц, основанных на государственной форме собственности, снизилась с 80,5 до 70%, количество государственных банков сократилось с 5ь до 4. При этом доля резидентов негосударственной формы собственности незначительно возросла (с 2,5 до 2,7%), количество частных банков уменьшилось с 6 до 5.

    Характеризуя степень интеграции банковской системы Республики Беларусь в мировую экономику, можно использовать следующие данные. На 01.01.2012 в нашей стране действовал 31 банк. Из них 26 — с участием иностранного капитала, в том числе 9 — со 100 %-ным иностранным капиталом, 14 — с иностранным участием свыше 50 % и 8 банков — с иностранным капиталом менее 50 % [11]. На территории Республики Беларусь находилось 9 представительств иностранных банков России, Украины, Литвы, Латвии и Германии.

      Совокупный уставный фонд банков за 2011 год увеличился на 15 625,5 млрд. руб., или в 2,3 раза, и на начало 2012 года составил 27,6 трлн. руб., или порядка 3,31 млрд. долл. США. Объем нормативного капитала банковского сектора на начало 2012 года составил 37,4 трлн. руб., увеличившись за 2011 год почти на 19,8 трлн. руб., или в 2,1 раза [11]. Основными источниками роста собственного капитала стали рост прибыли и фондов, сформированных за счет прибыли и инвестиций в уставные фонды банков.

        Характеризуя деятельность банковского сектора Республики Беларусь в 2009—2011 гг., можно выделить такие общие тенденции, как:

-ухудшение макроэкономических показателей в стране в целом, а также платежеспособности ряда экономических субъектов в частности, что негативно отразилось на качестве активов банков;

-усиление сотрудничества Республики Беларусь и Международного валютного фонда (МВФ), оказавшего влияние на монетарную политику в республике, а также на возможности отдельных субъектов рассчитаться по обязательствам в будущем;

-высокий уровень поддержки системообразующих банков государством, что способствовало стабилизации и поддержанию приемлемого уровня их платежеспособности;

-стремление к сохранению доверия населения к национальной банковской системе и, соответственно, сохранению ресурсной базы в банковском сегменте;

-усиление регуляторных мер для минимизации валютных рисков банковского сектора страны, в том числе и за счет ограничения кредитования населения.              

    Стратегия развития кредитной системы Республики Беларусь должна базироваться на таких фундаментальных экономических преобразованиях, как:

— развитие финансовых институтов, в частности, институтов страховых, информационно-консультативных  и прочих бизнес-услуг, обслуживающих  финансовые, технологические, инвестиционные потоки;

— интенсификация процесса приватизации и создание широкомасштабного сектора частных организаций;

— создание высокой  привлекательности страны для долгосрочных инвестиций путем принятия

институциональных решений, способных сокращать инвестиционные риски.

      Учитывая  вышеизложенное, следует резюмировать, что достижение европейских стандартов  в кредитной системе Республики Беларусь, в том числе выход белорусских банков по относительным показателям объема активных (кредитных) операций на уровень, сопоставимый с уровнем ряда европейских стран, может быть обеспечено при значительном ускорении всех процессов качественного изменения структуры экономики, масштабном внедрении инноваций и новых технологических решений, развитии эффективного финансового рынка.

Основные направления  денежно-кредитной политики Республики Беларусь

        Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

       Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.[12]

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы развития кредитной системы РБ и возможные пути их решения

3.1. Законодательство по кредитованию в Республике Беларусь

         В настоящее время в Республике Беларусь существует большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы кредитования. Тем не менее, неурегулированность многих аспектов говорит о несовершенстве законодательства в данной области.

       Развитие банковской системы Республики Беларусь в 1992-2000 гг. регулировалось двумя основными законодательными актами, принятыми в декабре 1990 г. - Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь».

          Начиная с 2000 года ключевым нормативным актом стал Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000г. №441-3.

          На начальном этапе экономических реформ эти законы вполне выполняли свои основные функции, обозначая правовое поле для деятельности центрального (Национального) банка и коммерческих банков. Но уже тогда стало очевидным, что на Национальный банк был возложен чрезмерно широкий круг полномочий в финансово-кредитной сфере, недостаточно отрегулированный законодательством. Понадобилось принятие им множества постановлений в организации кредитной деятельности банков.

           Полученный в последние годы практический опыт показал, что пытаться совершенствовать существующую законодательно-нормативную базу путем внесения отдельных поправок достаточно сложно, поскольку существует целой блок проблемных ситуаций в кредитно-финансовой, которые вообще не отражены в законодательстве и регулируются ведомственными актами. Более приемлемым представляется путь подготовки нового Банковского кодекса, в котором мог бы быть более полно учтен как собственный опыт, так и существующая законодательная практика развитых европейских государств, в частности, Федеративной Республики Германии.

       Одним из факторов обеспечения стабильности банковской системы является адекватное и своевременное реагирование на возникающие в банках проблемные и кризисные ситуации. Существенный шаг в этом направлении позволяет сделать Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Он устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом) либо объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве). Документ регулирует порядок и условия проведения производства по делам о банкротстве, осуществления мер по предупреждению несостоятельности и иные отношения, возникающие при неплатежеспособности должника, в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов и защиты интересов должника.

           Положения Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» в целом соответствуют международным требованиям и стандартам, предъявляемым к процедуре признания кредитных организаций экономически несостоятельными (банкротами).

          30 декабря 2003 г. постановлением Правления Нацбанка РБ была утверждена Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата № 226 (далее – Инструкция № 226) [5], однако немногие государственные органы, банки и их клиенты оказались готовы к ее практическому применению. К сожалению, даже в настоящее время нельзя говорить о прозрачности нормативно-правового регулирования кредитных отношений в нашем государстве.

        Целью принятия Инструкции № 226, безусловно, являлось позитивное стремление постепенно устранить излишнюю зарегулированность действовавшего порядка кредитования, разрешив банкам направлять денежные средства непосредственно на текущие счета кредитополучателей, не конкретизировать направление использования кредитных ресурсов и самостоятельно определять случаи, когда не осуществляется контроль целевого использования кредитов. По существу, указанные нововведения предваряют изменения, которые предлагается внести в Банковский кодекс РБ.

        Между тем, как и любой новый нормативный правовой акт, содержащий концептуальные изменения, Инструкция № 226 не сразу вписалась в более или менее устоявшийся пласт законодательства, регулирующий валютные, налоговые и иные смежные правоотношения. Также данный нормативный акт, установив определенную свободу для участников, не мог разрешить основополагающие проблемы банков и клиентов, препятствующие развитию кредитных отношений: наличие права налоговых органов в первоочередном порядке списывать денежные средства с текущих счетов в бюджет (в т.ч. и со счетов дебиторов должников), ограниченность государственных банков в выборе кредитополучателей в зависимости от их платежеспособности и в способах минимизации рисков экономическими методами. Необходим единый «Закон о валютном регулировании». Закон должен быть унифицирован с международным законодательством. Унифицированный закон будет легче объяснить иностранным партнерам.

        Говоря о несовершенстве белорусского законодательства в области кредитования, можно отметить, что в Беларуси отсутствует законодательство, регулирующее создание кредитных союзов (обществ взаимного кредитования), крайне важных для становления малого бизнеса.

          Кроме того, необходимо начать разработку закона о кредитном деле Республики Беларусь, в котором будет определена ответственность банка-кредитора (включая его менеджмент), заемщика и государства. Важно отделить инвестиционную деятельность банка от его краткосрочных кредитных операций. 

Информация о работе Кредитная система РБ