Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 18:05, курсовая работа
Целью данной работы является перспективы развития кредитной системы России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить экономическую сущность кредитной системы в России, дать анализ этапов развития современной кредитной системы России и определить перспективы развития кредитной системы России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………................3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………………………...…………..5
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ……………......………………………………………..…..…12
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ………...……………………………………………………………...….…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…….29
БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……..….………………………………….............33
Возрождение ипотеки в России вызвало ряд новых проблем, в частности одну из основополагающих в ипотеки – оценку недвижимости. Постепенно ипотечный кредит завоевывает российский рынок и становится одним из видов банковской деятельности.
Теоретическая возможность ипотечного кредитования в России стало обсуждаться после принятия закона СССР «О собственности». Вступивший в силу в 1992 году закон «О залоге» сделал подобное кредитование еще чуть более реальным. К этому же времени относятся и первые попытки создании законопроекта об ипотеки. 19 июля 1995 года Государственная Дума приняла закон «Об ипотеки», однако больше парламент к этой проблеме не возвращался. 26 февраля 1996 года вышел закон Президента РФ «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования» [2].
По оценкам специалистов, объем ипотечных кредитов, выданных всеми банками России, не превышает 100 млн. долларов, что составляет доли процентов от общей стоимости недвижимости России.
В настоящее время ипотечное кредитование, например, жилья, осуществляют несколько ипотечных и коммерческих банков, а также некоторые муниципальные органы. С 2008 года целый ряд банков приступил к практическому кредитованию приобретения жилья населения.
При развитии ипотечного кредита в России большое значение имеют источники кредитных ресурсов ипотечных банков. Такими источниками могут быть сбережения населения, свободные денежные средства юридических лиц, а также вторичный рынок ценных бумаг. Возлагаются большие надежды на учрежденное государством Федеральное агентство ипотечного кредитования, которое должно сыграть важную роль в создании и запуске вторичного рынка ипотечных кредитов, в привлечении долгосрочных ресурсов для рефинансирования банков-кредиторов. Аналогичные агентства создаются и в регионах для реализации региональных ипотечных программ. К настоящему времени уже почти в 30 субъектах РФ начата реализация собственных региональных ипотечных программ [9].
Кредитные союзы.
Кредитные союзы в России являются потребительскими кооперативами и предоставляют кредиты на потребительские цели, а не на производственные или финансовые инвестиции. Это обусловлено тем, что кредитные союзы, основой которых служат финансы домашнего хозяйства, не склонны использовать эти финансы для рисковых вложений. Кредиты или займы, представляемые только своим членам, относятся к категории «спокойных» финансовых вложений. Их возврат гарантирован не только традиционными формами обеспечения (поручительство, залог, заклад), но и личной репутацией заемщика, тем, что он живет и работает рядом с такими же, как он, членами кредитного союза [8].
В нынешней России кредитные союзы стали создаваться в начале 90– х гг. Их историческим прообразом можно считать до – и после революционные кредитные кооперативы, однако генетически наши кредитные союзы происходят от касс взаимопомощи и так называемых «черных касс». Они восполняли потребность людей в потребительском кредите, стали по существу формой самообеспечения и самозащиты потребителей в условиях экономической и финансовой нестабильности.
В настоящее время в России действует более 200 кредитных союзов, их количество растет. Число пайщиков кредитных союзов приближается к 180 тыс. человек. Как и во всем мире, российские кредитные союзы не занимают, и не будут занимать значительного места в финансовом секторе. Достаточно сказать, что размер вклада одного пайщика репрезентативного кредитного союза колеблется от 2 тыс. до 3 тыс. рублей.
Однако в России кредитные союзы становятся факторами социальной стабильности, они удовлетворяют финансовые потребности домашнего хозяйства и представляют собой институт «спокойных» финансов.
Это вид финансовых вложений в современной России оказывается наиболее устойчивым. Но поскольку доходы этих займов поступают самим же пайщикам, интересы пайщиков как заемщиков и как сберегателей всегда можно сбалансировать при грамотном финансовом управлении и при грамотном использовании демократических процедур управления в кредитном союзе. Разумеется, сказанное не значит, что у кредитных союзов не возникают проблемы. Ода из насущных проблем – статус кредитного союза. Очевидно, что кредитный союз как потребительский кооператив, не имеющий целью своей деятельности извлечение прибыли, является некоммерческой организацией и не попадает под статус кредитных организаций.
Вместе тем правовая база кредитных союзов как кредитных потребительских кооперативов граждан – ст. 17 Конституции РФ, а так же
ст. 116 Гражданского Кодекса, необходимая, но абсолютно не достаточная юридическая основа их деятельности.
Инвестиционные фонды.
На современном этапе произошло возрождение некогда популярных паевых инвестиционных фондов (ПИФ).
Образуется он
за счет аккумулирования
Согласно российскому законодательству ПИФ может быть открытым или интервальным. В открытом управляющая компания принимает на себя обязанность осуществлять выкуп выпущенных ею инвестиционных паев по требованию инвестора в срок, не превышающий 15 дней с даты его предъявления. В интервальном – выкуп проводится не реже одного раза в год.
Имущество ПИФа состоит из переданных в доверительное управление средств инвесторов и приращенного имущества, в том числе имущественных прав, приобретенных управляющей компанией в процессе доверительного управления средствами инвесторов. Состав и структура ПИФа строго определены нормативными актами ФКЦБ.
Покупателями инвестиционных паев могут быть: физические лица – резиденты и нерезиденты РФ; юридические лица – резиденты и нерезиденты РФ. Инвесторы-нерезиденты не могут покупать паи за валюту, т. к. те могут продаваться только за рубли. Поэтому могут возникнуть трудности.
С одной стороны, можно говорить о достаточно жестких требованиях, предъявляемых ФКЦБ к УК, инфраструктуре и самому фонду с момента регистрации, что, безусловно, мешает быстрому росту фондов. Но с другой стороны, нормативная база, регулирующая деятельность ПИФов, в настоящее время – почти исчерпывающая (более 25 документов, подробно регламентирующих все основные аспекты деятельности фондов), наиболее полная и непротиворечивая.
Несмотря на то, что ПИФам запрещено включать в свои активы ряд финансовых инструментов (срочные контракты, векселя, в т. ч. банковские), а это снижает доходность инвестиций, вкладчики получают дополнительные гарантии надежности вложений.
Если говорить об ответственности, то инвесторы не отвечают по обязательствам УК и несут риск убытков, связанных с доверительным управлением имуществом паевого инвестиционного фонда, в пределах стоимости принадлежащих им инвестиционных паев.
В настоящее время доверие инвесторов к долгосрочным инвестициям и инвестиционным институтам достаточно хорошее. Но постепенно, благодаря созданию информационной открытости, недоверие начинает ослабевать и все больше проявляется интерес к инвестиционным фондам.
Негосударственные пенсионные фонды.
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) являются некоммерческими организациями социального образования.
Специфической особенностью НПФ является чрезвычайно долгосрочный характер его финансовых отношений с вкладчиками и участниками.
На данном этапе развития в нашей стране рынок НПФ еще недостаточно развит. Закон «О негосударственных пенсионных фондах», регулирующий деятельность НПФ, принят с большим трудом менее полутора лет назад. Не хватает подзаконных актов, положений, нормативов, регулирующих и разъясняющих действие того или иного закона. Кроме того, данный закон регулирует лишь вопросы создания и деятельности НПФ. Полностью отсутствует законодательная база, определяющая правовые аспекты негосударственного пенсионного обеспечения [17].
Важнейший вопрос – инвестирование собранных взносов. НПФ возмещает собранные резервы через специальную коммерческую организацию – управляющую компанию. В данном случае скопирована западная модель, которая в наших условиях дала прямо противоположенный эффект. Учитывая, что размер пенсий заранее не устанавливается и зависит от получения дохода, повсеместной практикой стало занижение настоящего дохода от инвестирования резервов, лишнее звено при слабом контроле резко снижает надежность всей системы[15].
Практически доверяют такой модели только корпорации, владеющие как НПФ, так и управляющей компанией, что превращает НПФ в инструмент решения далеко не социальных проблем. При этом мало шансов не только на эффективное вовлечение собранных ресурсов в экономику страны, но и просто на осуществление контроля со стороны государства за финансовыми потоками.
В перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, включены суммы работодателей по договорам с негосударственными пенсионными фондами.
Таким образом, в процессе анализа этапов развития современной кредитной системы РФ, была определена иерархия денежно-кредитных институтов страны, в которой главенствующее место занимает Центральный банк, выполняющий, ряд делегированных властью функций в процессе своей повседневной деятельности. Подвластные ему коммерческие банки, число которых год от года растет, в кредитной системе огромную роль, кредитуя предприятия разных видов деятельности.
В качестве одного из главных представителей коммерческих банков является Сберегательный банк (Сбербанк), заметно продвигающий на российском рынке за счет оказания широкого спектра кредитных услуг. Остальные рассмотренные нами в данной главе виды банков, такие как, ипотечные банки, кредитные союзы, инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды также занимают определенную ответственную им нишу в банковской системе, но пользующая не таким большим спросом, как коммерческие банки.
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Кризис в России окончательно обанкротилась, как очевидно из внутреннего воспроизводственного оборота (по достаточно правдоподобным данным, только экспорт капитала из страны в постсоветский период составил около триллиона долларов). Российский капитализм оказался намного хуже даже весьма малоэффективного советского социализма периода застоя [3] .
Постепенно российская кредитная система приходит в равновесие, но надеется на то, что под действием рыночных механизмов и в нужную для национальных интересов России сторону, не приходится. Банку России придется создавать соответствующие механизмы и запускать их в действие, в нужном направлении.
По итогам 2009 года можно говорить о завершении первого этапа банковской системы, в результате которой восстановлена способность банковской системы оказывать, базовый комплекс услуг, сохранено жизнеспособное ядро банков. Можно отметить определенно положительные тенденции (рост капиталов и активов банковской системы), наметившийся в деятельности кредитных организаций в 2009 году.
В тоже время для полной нормализации дел в банковской системе потребуется достаточно длительное время. Кроме того, надо оценивать имеющиеся положительные тенденции весьма осторожно и критически, не преувеличивая их значение.
После того как в 2012 году в РФ закрылось 18 зарегистрированных кредитных организаций, общее число составило 1094, свидетельствуют опубликованные Банком России данные о регистрации и лицензировании кредитных организаций. К 1 января 2013г. количество действующих кредитных организаций составило 956, сократившись за год на 2,2%.
Количество действующих банков составило 897, что на 25 меньше
(-2,7%),
чем на 1 января прошлого года
(922). Количество небанковских
Число кредитных организаций с уставным капиталом от 10 млрд. руб. и выше насчитывается 23 (2,4% всех действующих). 154 кредитные организации, или 16,1% всех действующих, располагают уставным капиталом в размерах от 1 млрд. до 10 млрд. руб. Капитал до 3 млн руб. имели 15 кредитных организаций. Основную массу составляют кредитные организации с уставным капиталом от 150 до 300 млн. руб. - 276, далее следуют кредитные организации с капиталом от 60 до 150 млн. руб. - 168 и с капиталом от 500 до 1 млрд. руб. – 123 [1].
Рис 1 Прямые иностранные инвестиции в российские банки
На рис. 1 можно просмотреть среднегодовой темп роста инвестиций в уставные капиталы иностранных банков (52,1%) опережал этот показатель по российским банкам (14,7%) в 3,5 раза. За период с 2002 по 2009 год в целом темп роста иностранных инвестиций в уставные капиталы действующих кредитных организаций составил 1437% и в 4,5 раза превысил соответствующий темп роста по отечественным кредитным организациям.
Информация о работе Кредитная система России и этапы её становления