Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 18:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть сущность кредитного риска в банковской деятельности, проанализировать пути его минимизации, выявить недостатки в системе минимизации кредитного риска, а также сделать соответствующие выводы.
Достижению поставленной в курсовой работе цели способствует решение следующих задач:
разъяснить понятие «кредитный риск»;
рассмотреть основные пути минимизации кредитного риска;
рассмотреть несовершенства в сфере уменьшения кредитного риска;
подвести итоги.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КРЕДИТНЫХ РИСКОВ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ И ПУТИ ИХ МИНИМИЗАЦИИ ………………………………..……………………….6
1.1. Сущность кредитных рисков банков …………………………………………….6
1.2. Принципы и критерии классификации банковских рисков…………………..8
1.3. Причины кредитного риска……………………………………………………...11
1.4. Оценка кредитного риска………………………………………………………...13
1.5. Пути минимизации кредитного риска…………………………………………..14
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ И ЕГО МИНИМИЗАЦИЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НА ПРИМЕРЕ «СБЕРБАНКА РОССИИ»………………………………………………………………………..…….19
2.1. Кредитный портфель «Сбербанка России»..…..……….……………………….19
2.2. Минимизация кредитного риска в «Сбербанке России» ……………...………20
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С НЕСОВЕШЕНСТВОМ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И МИНИМИЗАЦИИ КРЕДИТНОГО РИСКА...............................22
3.1. Несовершенства системы управления кредитными рисками…………………22
3.2. Несовершенства путей минимизации кредитного риска.………………..…….23
3.3. Предложения по борьбе с несовершенствами………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.….……………………………..32
Управление кредитным риском производится в соответствии с проводимой банком кредитной политикой. Банкам необходимо развивать кредитную политику, чтобы регулировать все риски, связанные с кредитной деятельностью банка.
Кредитная политика определяет задачи и приоритеты кредитной деятельности банков.
Кредитная политика – стратегия и тактика банка в области кредитных операций. Она является элементом банковской политики в целом.
Цели кредитной политики находятся в органической связи с общими стратегическими целями банка. Следовательно, цель кредитной политики заключается в создании условий для эффективного размещения привлеченных средств, обеспечения стабильного роста прибыли банка.
Важнейшие общие принципы кредитной политики банка: научная обоснованность, оптимальность, эффективность, а также единство всех элементов кредитной политики. Специфическими принципами кредитной политики коммерческого банка выступают: доходность, прибыльность, а также безопасность и надежность.
Кредитная политика коммерческого банка имеет внутреннюю структуру, которая включает в себя:
• стратегию банка по разработке основных направлений кредитного процесса;
• тактику банка по организации кредитования;
• контроль за реализацией кредитной политики;
В свою очередь, внутренняя структура кредитной политики должна отражать ключевые элементы:
• организацию кредитной деятельности;
• управление кредитным портфелем;
• контроль за кредитованием;
• принципы распределения полномочий;
• общие критерии отбора кредитов;
• лимиты по отдельным направлениям кредитования;
• принципы текущей работы с кредитами (сопровождение кредитных договоров);
• резервирование на случай потерь по кредитам.
В целом кредитная стратегия, согласно которой устанавливаются приоритеты, принципы и цели конкретного банка на кредитном рынке, а кредитная тактика определяет финансовый и иной инструментарий, используемый данным банком для достижения его целей при осуществлении кредитных сделок, правила их совершения, порядок организации кредитного процесса. Таким образом, кредитная политика создает необходимые общие предпосылки эффективной работы персонала кредитного подразделения банка, объединяет и организует усилия персонала, уменьшает вероятность ошибок и принятия нерациональных решений.
На сегодняшний день «Сбербанк России» проводит первоначальный анализ заемщика с помощью андеррайтеров. Хотя, конечно, через кредитный комитет все равно проходит анализирование части заемщиков. Это направление очень актуально и занимает большую долю, по сравнению с оценкой клиентов через кредитный комитет. У андеррайтеров есть возможность получить и использовать больше информации о заемщике. Поэтому данное направление часто применимо «Сбербанком России».
Также необходимо обратить внимание на страховую систему, ведь это реальный способ сокращения кредитного риска. Необходимо развивать страховой рынок, чтобы банкам было удобнее взаимодействовать со страховыми организациями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа, проведенная в рамках курсового исследования, подтвердила актуальность его темы. Кредитные операции – основа банковского бизнеса, поскольку являются главной статьей доходов банка. Но эти операции связаны с риском невозврата ссуды (кредитным риском), которому в той или иной мере подвержены банки в процессе кредитования клиентов. Именно поэтому кредитный риск как один из видов банковских рисков является главным объектом внимания банков. Кредитная политика банка должна обязательно учитывать возможность кредитных рисков, предварять их появление и грамотно управлять ими, то есть сводить к минимуму возможные негативные последствия кредитных операций. В то же время, чем ниже уровень риска, тем, естественно, меньше может оказаться прибыль банка, так как большую прибыль банк обычно получает по операциям с высокой степенью риска. Таким образом, основной целью банка является нахождение “золотой середины”, т.е. оптимального соотношения между степенью риска и доходностью по кредитным операциям при помощи грамотного управления кредитным риском, что реализуется посредством общения и анализа основных способов управления кредитным риском, разработку практических мероприятий по снижению риска неплатежа по ссудам.
Как показало исследование, основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере внутренней политики «Сбербанка России». Самыми основными из них являются: диверсификация портфеля ссуд, анализ кредитоспособности и финансового состояния заемщика, квалификация персонала.
Под кредитоспособностью банковских клиентов следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. Изучение банками разнообразных факторов, которые могут повлечь за собой непогашение кредитов, или, напротив, обеспечивают их своевременный возврат, составляет содержание банковского анализа кредитоспособности.
Следует отметить, что при анализе кредитоспособности банки должны решить следующие вопросы: способен ли заемщик выполнить свои обязательства в срок, готов ли он их исполнить? На первый вопрос дает ответ разбор финансово-хозяйственных сторон деятельности предприятий. Второй вопрос имеет юридический характер, а также связан с личными качествами руководителей предприятия.
Необходимо принимать во внимание неблагоприятное изменение конъюнктуры того рынка, на котором работает предприятие-заемщик, и внезапное ухудшение его финансового состояния, вызванное ошибками и просчетами менеджмента, неверно выбранной стратегической политикой и т.д.
Банк должен очень хорошо разбираться в текущих проблемах своего клиента, понимать, что раскрывает (или, наоборот, скрывает) тот или иной показатель в финансовой отчетности, насколько перспективна та область, в которой сегодня работает предприятие. В вопросах кредитования, инвестирования необходим взвешенный подход, сочетающий практические навыки с научными разработками.
Управление кредитным риском требует от банкира постоянного контроля за структурой портфеля ссуд и их качественным составом. В рамках дилеммы “доходность – риск” банк вынужден ограничивать норму прибыли, страхуя себя от излишнего риска. Поэтому целесообразно проводить политику рассредоточения риска и не допускать концентрации кредитов у нескольких крупных заемщиков, что чревато серьезными последствиями в случае непогашения ссуды одним из них. Банк не должен рисковать средствами вкладчиков, финансируя спекулятивные (хотя и высоко прибыльные) проекты.
Кредитная политика банка определяется, во-первых, общими, установками относительно операций с клиентурой, которые тщательно разрабатываются и фиксируются в меморандуме о кредитной политике, и, во-вторых, практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего и воплощающего в жизнь эти установки. Следовательно, в конечном счете способность управлять риском зависит от компетентности руководства банка и уровня квалификации его рядового состава, занимающегося отбором заемщиков, конкретных кредитных проектов и выработкой условий кредитных соглашений.
В рамках курсового исследования самостоятельно были проанализированы теоретические основы по кредитным операциям и рискам, возникающим по ним, а также деятельность «Сбербанка России» по борьбе с данными рисками.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод. В условиях высоких экономических рисков выигрывает тот, кто умеет правильно просчитать, распознать риски, а также их предвидеть и минимизировать. Это главный залог успеха банка при кредитовании. В случае, если банк занимается различными аспектами деятельности клиента, он в состоянии не только оценить кредитоспособность предприятия, но и помочь ему повысить эффективность своего бизнеса, а значит, сделать его более надежным заемщиком.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ