Кредитование физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании системы кредитования физических лиц и разработке направлений ее совершенствования. Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические аспекты построение системы кредитования физических лиц в Российской Федерации;
определить особенности кредитования физических лиц на современном этапе;
провести анализ кредитования физических лиц в банке ЗАО «ВТБ-24»;
разработать рекомендации по совершенствованию системы кредитования физических лиц в банке ЗАО «ВТБ-24».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы кредитования физических лиц……...……………5
1.1 Понятие системы кредитования, основные элементы………………...…5
1.2 Особенности кредитования физических лиц на современном этапе.....11
1.3 Способы оценки кредитоспособности физических лиц………………..20
2. Анализ кредитования физических лиц в ЗАО «ВТБ-24»………..………28
2.1 Краткая характеристика банка…………………………………………...28
2.2 Кредитная политика коммерческого банка ЗАО «ВТБ-24»……………34
2.3 Анализ кредитования физических лиц в ЗАО «ВТБ-24»………………44
3. Проблемы и перспективы кредитования физических в ЗАО «ВТБ-24»..58
3.1 Проблемы развития кредитования потребительских нужд граждан…..58
3.2 Стратегия развития филиальной сети ЗАО «ВТБ-24»………………….66
Заключение…………………………………………………………………….69
Список литературы……………………………………………………………74

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплинне ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ.doc

— 552.50 Кб (Скачать файл)

Для построения скоринговой системы могут быть использоваться следующие типы данных:

  • Макроэкономические данные, представляющие собой статистическую информацию по социально-экономическому развитию для тех регионов, в которых имеются отделения (представительства, филиалы) банка, или в которых банк планирует их открыть.
  • Статистические данные предприятий регионов с тем, чтобы включить в модель скоринга информацию о принадлежности заемщика к определенному сектору экономики для повышения точности оценки.
  • Анкетные данные по всем имеющимся заемщикам банка в разрезе возвратов и невозвратов долга, а также по просроченным выплатам процентов и основной суммы долга. Состав анкетных данных, необходимых для работы модели, определяется после предварительного анализа.
  • Экспертные знания банковского менеджмента по каждому из типов кредитных продуктов банка.

В качестве иллюстрации на рис. 3.1 приведен пример бизнес-процесса работы банка по кредитной заявке — от первого контакта с клиентом до принятия банком предварительного решения о предоставлении кредита

Рисунок 3.1- Пример бизнес-процесса принятия решения о предоставлении ипотечного кредита (до выбора квартиры заемщиком). Общая схема (для примера) и технология формирования заключения аналитиком банка

 

Система скоринга позволит ЗАО «ВТБ-24» резко увеличить объем продаж кредитных продуктов банка путем сокращения сроков проверки кредитной заявки и индивидуальной настройки параметров кредита под каждого заемщика. Система скоринга обеспечивает быструю и объективную оценку уровня рисков выдаваемых кредитов и принятие таких решений по ссудам, которые минимизируют кредитные риски портфеля.

В целях минимизации рисков ЗАО «ВТБ-24» можно рекомендовать совершенствование программ обеспеченного кредитования (автокредитования и ипотечного кредитования).

 

 

3.2. Стратегия  развития филиальной сети банка ЗАО «ВТБ-24»

 

Сеть банка ВТБ 24 формируют более 380 филиалов и дополнительных офисов в Москве, Московской области и  других российских городах.

В настоящее время филиальная сеть формирует более половины объемов бизнеса Банка. Достигнутые результаты работы филиалов и дополнительных офисов Банка сегодня позволяют говорить о том, что в результате создания региональной и московской сети у Банка появились дополнительные возможности по увеличению клиентской базы, расширению спектра и качества банковских продуктов, реализации межрегиональных программ.

Развитие розницы, как известно, требует расширения филиальной сети. Поэтому до 2014 г. дополнительно к  имеющимся филиалам ВТБ 24 планирует  открыть - и уже приступил к открытию около 1 тыс. площадок по продаже банковских продуктов по всей стране. Основное предназначение этого банка: разработка, апробирование и продажа населению розничных банковских продуктов, а также работа с предприятиями и компаниями, относящимися к малому бизнесу. В рамках дочернего банка, предлагающего полный спектр розничных услуг, продолжена реализация важнейших социальных программ Банка ВТБ - ипотечного жилищного кредитования и поддержки малого бизнеса. Эти программы не что иное, как реализация политики Группы ВТБ по содействию росту российской экономики путем развития частного предпринимательства и выполнения задач по становлению широкомасштабной системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования.

Сегодня банк работает фактически по всей России. Крупные и средние предприятия, компании, фирмы и организации, расположенные практически во всех уголках нашей страны, в большинстве случаев являются клиентами ВТБ 24 (ЗАО).

С начала 2010 года ВТБ 24 открыл 79 новых точек продаж в 35 субъектах Российской Федерации. Банк начал работать в пяти новых для себя регионах — Мурманской, Тверской и Псковская областях, республиках Саха (Якутия) и Мордовия. До конца года этот список планируется расширить за счет еще семи регионов, сеть банка покроет практически всю страну.

На сегодняшний день банк присутствует в 64 регионах России, его точки продаж работают в 170 ключевых городах страны. Такое региональное проникновение позволяет банку предлагать свои услуги в городах, где проживает около 70% населения страны.

Масштабное присутствие в регионах и достаточная плотность сети в большинстве городов позволяет уверенно наращивать объемы розничного бизнеса ВТБ 24, долю на рынке и доносить до клиентов конкурентные преимущества банка по всем розничным банковским продуктам. Широкая и доступная инфраструктура офисов, наряду с надежностью и хорошей доходностью по депозитам банка, дают стабильный приток частных вкладчиков. Для многих клиентов наличие сети офисов в городе является ключевым фактором при принятии решения о выборе банка для размещения депозитов. Пример — Ульяновская область. В регионе работают 8 офисов ВТБ 24 (ЗАО), два из которых открыты в 2012 году, результат — почти 13% рынка депозитов.

Планомерное расширение сети продаж позволяет банку укрепить позиции  второго крупнейшего игрока на рынке банковской розницы. В расчете на одну точку продаж, ВТБ 24 значительно больше, чем основные конкуренты привлекает средств физических лиц — почти в 2 раза и значительно больше выдает кредитов населению — почти в 3 раза.

Одновременно с расширением сети ВТБ 24 реализует программу ее трансформации. Банк открывает точки более экономичного формата — операционные офисы. В сравнении с филиалом, операционный офис позволяет сократить расходы на открытие точки и ее содержание.

 Но это не главное, точка продаж без «тяжелого» бэк-офиса может эффективнее сконцентрироваться на коммерческих задачах и удовлетворении потребностей клиента, улучшать качество обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По курсовой работе можно сделать следующие выводы:

Потребительский кредит ─ особая форма кредита, предоставляемая его получателям в виде отсрочки платежа за покупаемые ими потребительские товары и бытовые услуги.

При потребительском кредите заемщиками являются физические лица - население, а кредиторами - предприятия торговли и сферы услуг, банки, специальные кредитные учреждения.

Потребительские кредиты являются одними из самых дорогостоящих, что  связано с высокими рисками банков при данном виде кредитования.

В последние годы ставки по данным кредитам снижаются, что вызвано  жесткой конкуренцией на данном рынке.

Существуют различные способы  расчета процентных ставок по данным кредитам, что делает ценообразование  на этом рынке непрозрачным.

Существуют различные критерии классификации потребительских  кредитов. Как правило, кредиты физическим лицам подразделяют на две группы в зависимости от того, выдаются ли они на приобретение новых домов, т.е. кредиты под залог жилых помещений, или на финансирование другой деятельности клиента (проведение каникул, приобретение автомобилей, электробытовых приборов и т.д.), т.е. кредиты, отличные от кредитов на жилые помещения. Последняя категория кредитов зачастую подразделяется на два вида в зависимости от способа погашения кредита: кредит, погашаемый в рассрочку, и кредит, погашаемый единовременно. Каждый вид кредита характеризуется своими особенностями.

В курсовой работе проведен анализ потребительского кредитования в банке в ЗАО «ВТБ-24».

Акционерный коммерческий банк ЗАО «ВТБ-24» - многопрофильный частный финансовый институт, один из лидеров российской банковской системы. ЗАО «ВТБ-24» последовательно реализует стратегию создания универсального финансового института национального масштаба и обслуживает все категории клиентов.

Основная цель кредитной политики ЗАО «ВТБ-24» - формирование кредитного портфеля, позволяющего поддерживать качество активов на приемлемом уровне, обеспечивающего целевой уровень доходности, направленного на минимизацию кредитных рисков.

Процедура предоставления кредитов физическим лицам – трудоспособному населению - при краткосрочном, равно как  и при долгосрочном кредитовании включает в себя следующие этапы:    

    1. Беседа с клиентом.
    2. Анализ платежеспособности клиента и его поручителей   основании предоставленных документов.
    3. Анализ качества предлагаемого обеспечения обязательств по кредиту.
    4. Составление заключений о возможности выдачи кредита службами отделения - кредитной, юридической, службы безопасности.
    5. Рассмотрение заявки на выдачу кредита на заседании кредитно-инвестиционного комитета отделения.
    6. Оформление кредитного договора, договора залога, договоров поручительства и другой необходимой для получения кредита документации.
    7. Контроль за целевым использованием кредита.
    8. Контроль за своевременным поступлением средств в погашение кредита и причитающихся процентов.
    9. Проведение мероприятий по возврату просроченной задолженности.

ЗАО «ВТБ-24» банк выдает огромное количество потребительских кредитов в год, обслуживая население и оформляя кредит в течение получаса. Деятельность банка связана с большими рисками, но вместе с тем, он активно функционирует в данной сфере, применяя устойчивую схему кредитования, проверенную временем.

В 2012 году основной акцент был сделан на развитие обеспеченных видов кредитования в частности автокредитования и ипотеки.

Только надежное и ликвидное  обеспечение в конечном итоге  помогает банку избежать неблагоприятных  последствий сомнительного кредита  и получить прибыль. В ЗАО «ВТБ-24» с каждым годом качество обеспечения кредитов улучшается. Если раньше в обеспечение принималось только поручительство физических лиц, то в данный момент в отделении практикуются такие виды обеспечения как залог недвижимости, транспортных средств, залог имущества. Для покрытия непогашенной клиентами ссудной задолженности по основному долгу используется резерв на возможные потери по ссудам (РВПС), который формируется за счет отчислений относимых на расходы банка. За счет резерва производится списание потерь по нереальным для взыскания ссудам банка. РВПС, необходимость формирования которого обусловлена кредитными рисками в деятельности банка. Указанный резерв обеспечивает создание банку более стабильных условий финансовой деятельности и позволяет избегать колебаний прибыли банка в связи со списанием потерь по ссудам.

Несмотря на возросшую конкуренцию, ЗАО «ВТБ-24» сохраняет за собой ведущую позицию, предлагая клиентам новые услуги, и остается одним из крупнейших и динамично развивающихся универсальных банков в стране.

Анализ тенденций на рынке розничного потребительского кредитования показал, что развитие в таких направлениях потребительского кредитования как экспресс-кредитование, кредитования с помощью кредитных карт, ипотечное кредитование и автокредитование должно являться приоритетом для банков, настроенных на поддержание долгосрочного конкурентного преимущество в области розничного кредитования. В то же время, несмотря на активное развитие сферы потребительского кредитования, существует большое количество нерешенных проблем, главная из которых – повышение рискованности потребительского кредитования.

В работе предложены меры по совершенствованию  потребительского кредитования ЗАО «ВТБ-24» путем усиления механизма снижения кредитных рисков. Ключевым мероприятием для снижения кредитных рисков является оценка кредитоспособности заемщика.

В ЗАО «ВТБ-24», как показал анализ, разработана достаточно эффективная система управления кредитными рисками (о чем свидетельствует низкий уровень просроченных ссуд в кредитном портфеле банка). Однако в данной системе есть и свои недостатки. При оценке кредитоспособности заемщика в учет принимаются, как правило, достоверность предоставленных Заемщиком сведений, а также величина доходов Заемщика.

Предлагается альтернативная модель оценки кредитоспособности Заемщика – физического лица в банке ЗАО «ВТБ-24».

Помимо расчета платежеспособности Заемщика при предоставлении банком потребительского кредита использовать модель бальной оценки кредита. В  этом случае потенциальному заемщику предлагается заполнить специальные  стандартные анкеты. Баллы начисляются в зависимости от возраста, пола, семейного положения, месячного дохода, оседлости, занятости в конкретной отрасли и срока работы на определенном месте, наличия сберегательного счета в банке, недвижимости, страхового полиса и т.д. Для принятия положительного решения необходимо, чтобы итоговая сумма баллов превысила определенный уровень.

Кроме того, предлагается внедрение  такой системы кредитования как  кредитный скоринг.

Внедрение данной технологии особенно актуально для ЗАО «ВТБ-24» в связи с тем, что одной из приоритетных сфер деятельности О ЗАО «ВТБ-24» является расширение клиентского кредитования. Увеличение объема кредитного портфеля планируется как за счет расширения лимитов кредитования основных заемщиков, так и за счет привлечения новых клиентов.

Большое внимание уделяется диверсификации кредитного портфеля. Увеличение числа  потенциальных заемщиков будет  проводиться за счет расширения и  активизации работы филиальной сети, представленной практически во всех промышленных регионах страны. План стратегического развития ЗАО «ВТБ-24» предполагает также высокие темпы развития деятельности по обслуживанию частной клиентуры.

В планах ЗАО «ВТБ-24» на 2013 год – обеспечение серьезного прироста прибыли, как за счет увеличения доходности операций, эффективного управления риском, так и за счет оптимизации издержек.

 

Список  литературы

 

  1. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 г. №395-1 (в ред. от 06.02.10 г.) // Бизнес и банки. 2010. - № 6. – С. 12-16.
  2. Лаврушин О.И. Банковское дело: современная система кредитования: учебное пособие / О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева, С.Л. Корниенко; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. — 3-е изд., доп. - М.: КНОРУС, 2009. – С. 9.
  3. Финансовое право: Учебник /Под ред. Горбуновой О.Н. – М., 2010. С.29
  4. Тавасиев А.М., Бычков В.П., Москвин В.А. Банковское дело: базовые операции для клиентов: Учебное пособие / Под ред. А.М. Тавасиева.- М.: Финансы и статистика, 2008.- С. 136.
  5. Современный финансово-кредитный словарь /под общей ред. Лапусты М. Никольского П. М.: ИНФРА-М, 2011. – С. 618.
  6. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов. / Под ред. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С. 115.
  7. Белоглазова Г.Н. Банковское дело. – М.: Финансы и статистика, 2009. – С. 88.
  8. Панова Г. С. Автореферат дисс. докт. экон. наук. – М., 2011.
  9. Еремина Н. Банки заманивают вкладчиков и отваживают заемщиков. - http://www.gazeta.ru/financial/2008/10/08/2851648.shtml
  10. Ковтун Р.С. Теоретические основы и экономическая сущность потребительского кредитования. Известия УрГЭУ. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008.-№1
  11. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. – Режим доступа: http://cbr.ruf
  12. Чибисов О.В. Механизм государственного регулирования и саморегулирования в системе функционирования коммерческих банков в Российской Федерации // Экономические науки. – 2008. -№ 5. – С. 28.
  13. www.cbr.ru

Информация о работе Кредитование физических лиц