Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 10:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании системы кредитования физических лиц и разработке направлений ее совершенствования. Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические аспекты построение системы кредитования физических лиц в Российской Федерации;
определить особенности кредитования физических лиц на современном этапе;
провести анализ кредитования физических лиц в банке ЗАО «ВТБ-24»;
разработать рекомендации по совершенствованию системы кредитования физических лиц в банке ЗАО «ВТБ-24».
Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы кредитования физических лиц……...……………5
1.1 Понятие системы кредитования, основные элементы………………...…5
1.2 Особенности кредитования физических лиц на современном этапе.....11
1.3 Способы оценки кредитоспособности физических лиц………………..20
2. Анализ кредитования физических лиц в ЗАО «ВТБ-24»………..………28
2.1 Краткая характеристика банка…………………………………………...28
2.2 Кредитная политика коммерческого банка ЗАО «ВТБ-24»……………34
2.3 Анализ кредитования физических лиц в ЗАО «ВТБ-24»………………44
3. Проблемы и перспективы кредитования физических в ЗАО «ВТБ-24»..58
3.1 Проблемы развития кредитования потребительских нужд граждан…..58
3.2 Стратегия развития филиальной сети ЗАО «ВТБ-24»………………….66
Заключение…………………………………………………………………….69
Список литературы……………………………………………………………74
Для построения скоринговой системы могут быть использоваться следующие типы данных:
В качестве иллюстрации на рис. 3.1 приведен пример бизнес-процесса работы банка по кредитной заявке — от первого контакта с клиентом до принятия банком предварительного решения о предоставлении кредита
Рисунок 3.1- Пример бизнес-процесса принятия решения о предоставлении ипотечного кредита (до выбора квартиры заемщиком). Общая схема (для примера) и технология формирования заключения аналитиком банка
Система скоринга позволит ЗАО «ВТБ-24» резко увеличить объем продаж кредитных продуктов банка путем сокращения сроков проверки кредитной заявки и индивидуальной настройки параметров кредита под каждого заемщика. Система скоринга обеспечивает быструю и объективную оценку уровня рисков выдаваемых кредитов и принятие таких решений по ссудам, которые минимизируют кредитные риски портфеля.
В целях минимизации рисков ЗАО «ВТБ-24» можно рекомендовать совершенствование программ обеспеченного кредитования (автокредитования и ипотечного кредитования).
3.2. Стратегия
развития филиальной сети
Сеть банка ВТБ 24 формируют более 380 филиалов и дополнительных офисов в Москве, Московской области и других российских городах.
В настоящее время филиальная сеть формирует более половины объемов бизнеса Банка. Достигнутые результаты работы филиалов и дополнительных офисов Банка сегодня позволяют говорить о том, что в результате создания региональной и московской сети у Банка появились дополнительные возможности по увеличению клиентской базы, расширению спектра и качества банковских продуктов, реализации межрегиональных программ.
Развитие розницы, как известно, требует расширения филиальной сети. Поэтому до 2014 г. дополнительно к имеющимся филиалам ВТБ 24 планирует открыть - и уже приступил к открытию около 1 тыс. площадок по продаже банковских продуктов по всей стране. Основное предназначение этого банка: разработка, апробирование и продажа населению розничных банковских продуктов, а также работа с предприятиями и компаниями, относящимися к малому бизнесу. В рамках дочернего банка, предлагающего полный спектр розничных услуг, продолжена реализация важнейших социальных программ Банка ВТБ - ипотечного жилищного кредитования и поддержки малого бизнеса. Эти программы не что иное, как реализация политики Группы ВТБ по содействию росту российской экономики путем развития частного предпринимательства и выполнения задач по становлению широкомасштабной системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования.
Сегодня банк работает фактически по всей России. Крупные и средние предприятия, компании, фирмы и организации, расположенные практически во всех уголках нашей страны, в большинстве случаев являются клиентами ВТБ 24 (ЗАО).
С начала 2010 года ВТБ 24 открыл 79 новых точек продаж в 35 субъектах Российской Федерации. Банк начал работать в пяти новых для себя регионах — Мурманской, Тверской и Псковская областях, республиках Саха (Якутия) и Мордовия. До конца года этот список планируется расширить за счет еще семи регионов, сеть банка покроет практически всю страну.
На сегодняшний день банк присутствует в 64 регионах России, его точки продаж работают в 170 ключевых городах страны. Такое региональное проникновение позволяет банку предлагать свои услуги в городах, где проживает около 70% населения страны.
Масштабное присутствие в
Планомерное расширение сети продаж позволяет банку укрепить позиции второго крупнейшего игрока на рынке банковской розницы. В расчете на одну точку продаж, ВТБ 24 значительно больше, чем основные конкуренты привлекает средств физических лиц — почти в 2 раза и значительно больше выдает кредитов населению — почти в 3 раза.
Одновременно с расширением сети ВТБ 24 реализует программу ее трансформации. Банк открывает точки более экономичного формата — операционные офисы. В сравнении с филиалом, операционный офис позволяет сократить расходы на открытие точки и ее содержание.
Но это не главное, точка продаж без «тяжелого» бэк-офиса может эффективнее сконцентрироваться на коммерческих задачах и удовлетворении потребностей клиента, улучшать качество обслуживания.
По курсовой работе можно сделать следующие выводы:
Потребительский кредит ─ особая форма кредита, предоставляемая его получателям в виде отсрочки платежа за покупаемые ими потребительские товары и бытовые услуги.
При потребительском кредите заемщиками являются физические лица - население, а кредиторами - предприятия торговли и сферы услуг, банки, специальные кредитные учреждения.
Потребительские кредиты являются одними из самых дорогостоящих, что связано с высокими рисками банков при данном виде кредитования.
В последние годы ставки по данным кредитам снижаются, что вызвано жесткой конкуренцией на данном рынке.
Существуют различные способы расчета процентных ставок по данным кредитам, что делает ценообразование на этом рынке непрозрачным.
Существуют различные критерии классификации потребительских кредитов. Как правило, кредиты физическим лицам подразделяют на две группы в зависимости от того, выдаются ли они на приобретение новых домов, т.е. кредиты под залог жилых помещений, или на финансирование другой деятельности клиента (проведение каникул, приобретение автомобилей, электробытовых приборов и т.д.), т.е. кредиты, отличные от кредитов на жилые помещения. Последняя категория кредитов зачастую подразделяется на два вида в зависимости от способа погашения кредита: кредит, погашаемый в рассрочку, и кредит, погашаемый единовременно. Каждый вид кредита характеризуется своими особенностями.
В курсовой работе проведен анализ потребительского кредитования в банке в ЗАО «ВТБ-24».
Акционерный коммерческий банк ЗАО «ВТБ-24» - многопрофильный частный финансовый институт, один из лидеров российской банковской системы. ЗАО «ВТБ-24» последовательно реализует стратегию создания универсального финансового института национального масштаба и обслуживает все категории клиентов.
Основная цель кредитной политики ЗАО «ВТБ-24» - формирование кредитного портфеля, позволяющего поддерживать качество активов на приемлемом уровне, обеспечивающего целевой уровень доходности, направленного на минимизацию кредитных рисков.
Процедура предоставления кредитов физическим
лицам – трудоспособному
ЗАО «ВТБ-24» банк выдает огромное количество потребительских кредитов в год, обслуживая население и оформляя кредит в течение получаса. Деятельность банка связана с большими рисками, но вместе с тем, он активно функционирует в данной сфере, применяя устойчивую схему кредитования, проверенную временем.
В 2012 году основной акцент был сделан на развитие обеспеченных видов кредитования в частности автокредитования и ипотеки.
Только надежное и ликвидное
обеспечение в конечном итоге
помогает банку избежать неблагоприятных
последствий сомнительного
Несмотря на возросшую конкуренцию, ЗАО «ВТБ-24» сохраняет за собой ведущую позицию, предлагая клиентам новые услуги, и остается одним из крупнейших и динамично развивающихся универсальных банков в стране.
Анализ тенденций на рынке розничного потребительского кредитования показал, что развитие в таких направлениях потребительского кредитования как экспресс-кредитование, кредитования с помощью кредитных карт, ипотечное кредитование и автокредитование должно являться приоритетом для банков, настроенных на поддержание долгосрочного конкурентного преимущество в области розничного кредитования. В то же время, несмотря на активное развитие сферы потребительского кредитования, существует большое количество нерешенных проблем, главная из которых – повышение рискованности потребительского кредитования.
В работе предложены меры по совершенствованию потребительского кредитования ЗАО «ВТБ-24» путем усиления механизма снижения кредитных рисков. Ключевым мероприятием для снижения кредитных рисков является оценка кредитоспособности заемщика.
В ЗАО «ВТБ-24», как показал анализ, разработана достаточно эффективная система управления кредитными рисками (о чем свидетельствует низкий уровень просроченных ссуд в кредитном портфеле банка). Однако в данной системе есть и свои недостатки. При оценке кредитоспособности заемщика в учет принимаются, как правило, достоверность предоставленных Заемщиком сведений, а также величина доходов Заемщика.
Предлагается альтернативная модель оценки кредитоспособности Заемщика – физического лица в банке ЗАО «ВТБ-24».
Помимо расчета
Кроме того, предлагается внедрение такой системы кредитования как кредитный скоринг.
Внедрение данной технологии особенно актуально для ЗАО «ВТБ-24» в связи с тем, что одной из приоритетных сфер деятельности О ЗАО «ВТБ-24» является расширение клиентского кредитования. Увеличение объема кредитного портфеля планируется как за счет расширения лимитов кредитования основных заемщиков, так и за счет привлечения новых клиентов.
Большое внимание уделяется диверсификации кредитного портфеля. Увеличение числа потенциальных заемщиков будет проводиться за счет расширения и активизации работы филиальной сети, представленной практически во всех промышленных регионах страны. План стратегического развития ЗАО «ВТБ-24» предполагает также высокие темпы развития деятельности по обслуживанию частной клиентуры.
В планах ЗАО «ВТБ-24» на 2013 год – обеспечение серьезного прироста прибыли, как за счет увеличения доходности операций, эффективного управления риском, так и за счет оптимизации издержек.