Кредитование внешней торговли России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основ кредитования внешнеэкономических сделок. Данная цель раскрывается в следующих задачах:
раскрыть понятие, принципы и функции международного кредита;
рассмотреть понятие и содержание внешнеторговой деятельности;
раскрыть необходимость кредитования внешнеторговой деятельности;
рассмотреть формы кредитования внешней торговли и их совершенствование;
выявить проблемы развития кредитного рынка в Российской Федерации..

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………4
1. Международный кредит как экономическая категория…….……………………6
1.1 Сущность, принципы и функции международного кредита…………………6
1.2 Понятие и содержание внешнеторговой деятельности……………………...15
2. Кредитование внешней торговли России………………………………………...21
2.1 Необходимость кредитования внешнеторговой деятельности……………..21
2.2 Формы кредитования внешней торговли и их совершенствование………..23
2.3 Проблема развития кредитного рынка в Российской Федерации………….29
Заключение…………………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Виолетта.Курсовая..doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

Если же поставка произведена, а получатель отказывается от товара, возникает множество дополнительных сложностей, ведь клиент находится в другой стране. Экспортер в этом случае должен принять решение, что делать с товаром. Если покупатель получил товар, то неоплаченный долг может преследоваться в судебном порядке. Однако, поскольку контракты часто предусматривают проведение судебных разбирательств в стране импортера или в третьей стране, то для осуществление данных юридических процедур потребуются дополнительные расходы. Любой вариант дальнейших действий продавца будет связан с убытками. Продавец может отправить товар назад, либо заняться поиском нового покупателя на данный товар, что все равно не будет достаточным для покрытия возникших расходов.

2. Валютный риск. В международной торговле экспортер  обычно выставляет счет покупателю  в иностранной валюте, либо покупатель  оплачивает товар в валюте своей страны, которая является иностранной для экспортера. Часто валютой платежа становится валюта третьей страны, например, доллары США или немецкая марка.

В связи с  этим, одной из проблем импортера  является необходимость получения  иностранной валюты для осуществления платежа, а у экспортера может возникнуть необходимость продажи полученной иностранной валюты за валюту своей страны. Услуги по продаже и покупке иностранной валюты за валюту страны экспортера или импортера оказывают банки. В России это банки с валютной лицензией.

Однако, покупка  или продажа иностранной валюты не столь безопасны для фирмы, как может показаться на первый взгляд. Причина этому - нестабильность показателей  валютных курсов. Возможность неблагоприятного изменения обменных курсов иностранной валюты на валютном рынке и является потенциальным валютным риском для каждого из контрагентов.

Конечно, в случае изменения курсов в пользу одной  из сторон есть шанс получить прибыль, однако, опасность понести убытки, в частности, для российских организаций в связи с падением курса рубля, более реальна.

Существенно снизить  валютный риск внешнеэкономических  сделок можно при помощи установления цены в контракте в такой валюте, изменение курса которой выгодно  для данной фирмы. Для экспортера такой валютой является валюта, курс которой повышается в течение срока действия контракта. Для импортера выгодна валюта, курс которой снижается. Конечно, при заключении контракта не всегда есть возможность выбирать валюту, так как интересы партнеров в этом вопросе могут быть противоположны, и , следовательно, выбрав валюту, придется уступить по какому-либо иному пункту договора, а это не всегда приемлемо.

В связи с  этим, распространенной практикой в  международных торговых отношениях стал выбор в качестве валюты контракта одной из наиболее надежных в мире валют, показатели курсов которых относительно стабильны на мировом валютном рынке. Такая валюта контракта будет безопасна для обеих сторон.

Оградить себя от валютных рисков есть возможность  у фирм, внешнеторговые платежи и поступления которых осуществляются в одной и той же иностранной валюте. Однако, обменный курс иностранной и отечественной валюты не будет таить существенной опасности для фирмы лишь в том случае, если поступления на валютный счет и платежи с него происходят согласованно.

Такая ситуация возможна при условии, что фирма  в значительной мере занимается и  импортом, и экспортом. Большинство  же внешнеторговых организаций работает лишь по одному из направлений, поэтому  возможность использования такой схемы ограничена.

3. Законодательный  риск. Полная ясность экономических  взаимоотношений между экспортером  и импортером может быть достигнута  только при условии знания  и понимания правил и законов  стран, в которых находятся  торговые партнеры. Вопросы такого рода обычно решаются полностью лишь после длительных и благоприятных деловых взаимоотношений. Действительно, правительственные постановления, касающиеся международной торговли, могут стать серьезным препятствием для обеих сторон, а при незнании этих постановлений, оказаться значительным фактором риска.

Существуют  следующие законодательные ограничения  в сфере экспорта импорта:

- валютный контроль - это правительственные ограничения  на движение иностранной валюты, которые ставят целью защитить  национальную валюту. К таким мерам можно отнести, например, обязанность экспортеров в России продавать 50% валютной выручки на внутреннем валютном рынке;

- лицензирование  экспортных и импортных операций;

- торговые эмбарго  - это запрещение правительством  экспорта или импорта определенных видов товаров, что может преследовать (относительно импорта) цель защиты собственных производителей тех же товаров, либо иные, в том числе и политические цели;

- импортные  квоты: страна может наложить  ограничения на суммарное количество некоторых видов товаров, которое может быть импортировано в течение определенного периода;

- импортные  пошлины;

- стандарты  качества: каждое правительство  устанавливает для ввозимых товаров  свои стандарты качества и  безопасности.

Действительно, международная торговля порождает более высокие риски для торговых партнеров по сравнению с торговлей внутри страны. Однако, экспортно-импортные операции часто более выгодны, хотя и требую дополнительных организационных и финансовых затрат.

Вопрос же снижения рисков при внешнеэкономической деятельности напрямую зависит от того, какие условия торговли предусматривает внешнеэкономический контракт и того, насколько эффективно стороны умеют использовать существующие финансовые инструменты международных расчетов.

Это обстоятельство определяет необходимость более  тщательного анализа контракта, как базиса внешнеторговых отношений.

 

 

2. Кредитование  внешней торговли России

2.1 Необходимость кредитования внешнеторговой деятельности

Кредит играет важную роль в развитии международного товарооборота. Создавая дополнительный спрос на рынке со стороны заемщиков, он способствует увеличению объемов мировой торговли. Условия кредитования экспорта являются важным фактором конкурентной борьбы отдельных фирм и государств за рынки сбыта.

Особенно активно  кредитование внешней торговли стало  развиваться в послевоенный период. С начала 60-х годов экспортный кредит стал нормой международной торговли многими видами товаров, и в первую очередь машинами и оборудованием. По некоторым оценкам, долгосрочный международный кредит в той или иной форме обслуживает в настоящее время до 80 % экспорта машин и оборудования.

В последние  годы во внешней торговле России существенно  возросло значение кредита, т. е. Предоставление заемных средств в денежной или товарной форме на условиях срочности, возвратности и платности для осуществления внешнеторговых сделок или для содействия экспорту и импорту товаров.

Кредитование  внешней торговли служит средством  повышения конкурентоспособности  национальных компаний, способствует укреплению позиций финансовых организаций стран, стимулирует расширение внешней торговли, создавая дополнительный спрос на рынке для поддержания конъюнктуры.

Под воздействием жесточайшей конкуренции фирмы  вынуждены ограничивать минимальными размерами основной капитал и максимально ускорять оборачиваемость средств, мобилизуемых для осуществления их деятельности.

В целях повышения  эффективности вложенного капитала (получения максимального дохода на вложенный капитал) производственные и внешнеторговые предприятия и  организации широко используют возможности  кредитования своей деятельности. И  это позволяет им формировать их оборотный капитал за счет кредитов, получаемых под залог проданных товаров на весь период их продвижения от продавца к покупателю и до завершения расчетов между ними.

Это, в свою очередь, дает возможности получать соответствующую  долю прибыли банкам, участвующим в мобилизации временно свободного капитала на денежном рынке этих стран.

В качестве кредиторов внешнеторговой сделки могут выступать  экспортеры, импортеры, банки и другие кредитно - финансовые организации, а  также государство.

На практике, однако, финансирование внешнеторговых сделок прямо или косвенно осуществляется коммерческими банками, а экспортер (или импортер) выступает в качестве инициатора и ответственного лица за своевременное погашение кредита и связанных с этим расходов.

На международном рынке ссудных капиталов выработаны практикой определенные обычаи в оформлении и порядке исполнения кредитных операций. Любая выходящая на внешний рынок организация должна использовать существующие организационные формы кредитования экспорта (или импорта) при формировании условий внешнеторговой сделки.

Так, в современных  условиях фирменный кредит является преимущественной формой кредитования внешнеторговой деятельности и в  зарубежной практике, и в России. Поскольку поиск источников финансирования для российских предпринимателей является главной проблемой, то и процессы кредитования представляют большой интерес в предпринимательской практике.

В настоящее  время кредит обслуживает большинство  видов внешнеэкономических связей - внешнюю торговлю, обмен услугами, зарубежную инвестиционную деятельность, производственные и научно-технические связи и т. д.

В ходе внешнеэкономической  деятельности предприятия и организации, как правило, одновременно выступают  и в качестве должников, и в  качестве кредиторов, привлекая и предоставляя необходимые кредиты.

Знание процесса кредитования (виды кредита, этапы и  условия его предоставления) как  для продавцов, так и для покупателей  является ключевым моментом для осуществления  экспортно-импортных операций. Это  связано прежде всего с тем, что в настоящее время практически ни одна внешнеторговая сделка не обходится без кредита в той или иной форме.

Для экспортера коммерческая выгода кредитования поставок товара определяется, во-первых, тем, насколько  это способствует увеличению сбыта его товаров, а во-вторых, стоимостью экспортных кредитов и возможностью покрыть расходы по кредитованию из выручки за проданный товар.

Именно по этой причине экспортеры, хотя они и  вынуждены под давлением конкуренции  идти на определенные уступки покупателям в отношении сроков и некоторых других условий предоставляемых ими кредитов, в отношении стоимости данных кредитов занимают более жесткую позицию. Для импортеров же довольно частый и приемлемый вариант внешнеторговой сделки - сочетание покупки за наличные и в кредит.

Кредиты, применяемые  во внешнеторговой практике, можно  классифицировать по нескольким главным  признакам и видам, характеризующим  отдельные аспекты кредитных  отношений сторон: объектам кредита (валютные и товарные), кредиторам (фирменные, банковские, брокерские, правительственные, предоставляемые международными валютно-финансовыми организациями), срокам кредитования (долго-, средне- и краткосрочные), целевому назначению (на завершение производства экспортного товара, хранение, складирование и т.д.), условиям реализации (наличные или акцептные), способу предоставления (выдача аванса, отсрочка или рассрочка платежа), способу обеспечения (обеспеченные и бланковые) и т.д.

 

2.2 Формы кредитования внешней торговли и их совершенствование

Формы международного кредита можно классифицировать следующим образом:

1. по назначению:

- коммерческие  кредиты, обслуживающие международную  торговлю товарами и услугами;

- финансовые  кредиты, используемые для инвестиционных  объектов, приобретения ценных бумаг,  погашения внешнего долга, проведения валютной интервенции центральным банком;

- промежуточные  кредиты для обслуживания смешанных  форм экспорта капиталов, товаров,  услуг (например, инжиниринг);

2. по видам:

- товарные (при  экспорте товаров с отсрочкой  платежа);

- валютные (в  денежной форме);

3. по технике  предоставления:

- наличные кредиты,  зачисляемые на счет заемщика;

- акцептные  в форме акцепта (согласия платить)  тратты импортером или банком;

- депозитные  сертификаты;

- облигационные  займы, консорциональные кредиты и др.;

4. по валюте  займа:

- международные  кредиты в валюте либо страны-должника, либо страны-кредитора, либо третьей  страны, либо в международных  счетных валютных единицах;

5. по срокам:

- сверхсрочные (суточные, недельные, до трех  месяцев);

- краткосрочные кредиты (от одного дня до одного года, иногда до восемнадцати месяцев);

- среднесрочные  (от одного года до пяти лет);

- долгосрочные (свыше пяти лет).

Если краткосрочный  кредит пролонгируется (продлевается), он становится средне- и иногда долгосрочным. В процессе трансформации краткосрочных международных кредитов в ссуды на более длительный срок участвует государство в качестве гаранта. Для удовлетворения потребностей экспортеров в ряде стран (Великобритании, Франции, Японии и др.) создана при поддержке государства специальная система средне- и долгосрочного кредитования экспорта машин и оборудования. Долгосрочный международный кредит (практически до десяти-пятнадцати лет) предоставляют прежде всего специализированные кредитно-финансовые институты — государственные и полу государственные;

Информация о работе Кредитование внешней торговли России