Кредитование внешней торговли России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основ кредитования внешнеэкономических сделок. Данная цель раскрывается в следующих задачах:
раскрыть понятие, принципы и функции международного кредита;
рассмотреть понятие и содержание внешнеторговой деятельности;
раскрыть необходимость кредитования внешнеторговой деятельности;
рассмотреть формы кредитования внешней торговли и их совершенствование;
выявить проблемы развития кредитного рынка в Российской Федерации..

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………4
1. Международный кредит как экономическая категория…….……………………6
1.1 Сущность, принципы и функции международного кредита…………………6
1.2 Понятие и содержание внешнеторговой деятельности……………………...15
2. Кредитование внешней торговли России………………………………………...21
2.1 Необходимость кредитования внешнеторговой деятельности……………..21
2.2 Формы кредитования внешней торговли и их совершенствование………..23
2.3 Проблема развития кредитного рынка в Российской Федерации………….29
Заключение…………………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Виолетта.Курсовая..doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

Процесс управления привлечением заемных средств на торговом предприятии включает следующие  основные этапы (рис. 15).

Рис. 15. Содержание основных этапов процесса управления привлечением заемных средств на торговом предприятии.

1. Анализ привлечения  и использования заемных средств  в плановом периоде. Целью такого  анализа является выявление состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также эффективность их использования.

На первой стадии анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств  в предплановом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами  прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объема реализации товаров и суммы активов предприятия.

На второй стадии анализа определяются основные формы  привлечения заемных средств, анализируется  в динамике удельный вес финансовых кредитов, товарных кредитов и устойчивых пассивов в общей сумме заемных средств торгового предприятия.

На третьей  стадии анализа определяется период привлечения заемных средств. В  этих целях проводится их группировка  по привлечению на кратко- и долгосрочной основе, изучается динамика состава заемных средств по этому признаку и их соответствие объему оборотных и внеоборотных активов.

На четвертой  стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия  и условия предоставления ими  финансового и товарного кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствия текущей конъюнктуре финансового и потребительского рынков.

На пятой  стадии анализа изучается эффективность  использования заемных средств  в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели среднего периода оборота и уровня рентабельности заемных средств. Первый из этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

Результаты  этого анализа служат для оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.

2. Определение  целей привлечения заемных средств  в плановом периоде. Заемные  средства привлекаются торговым  предприятием на строго целевой  основе, что является одним из  условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств торговыми предприятиями являются:

а) пополнение планируемого объема постоянной части оборотных  активов. В настоящее время большинство  предприятий торговли не имеют возможности  финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала (т.е. использовать умеренную модель финансирования активов). Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств. В системе целей привлечения заемных средств торговыми предприятиями эта цель на современном этапе является приоритетной;

б) обеспечение  формирования переменной части оборотных  активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало торговое предприятие, во всех случаях переменная часть  оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;

в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств  в этом случае выступает необходимость  ускорения реализации отдельных  реальных проектов торгового предприятия. Для этой цели заемные средства привлекаются обычно на долгосрочной основе;

г) обеспечение  социально-бытовых потребностей своих  работников. В этих случаях заемные  средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;

д) другие временные  нужды. Принцип целевого привлечения  заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется на короткие сроки и в небольшом объеме.

3. Определение  предельного объема привлечения  заемных средств. Максимальный объем привлечения заемных средств диктуется двумя основными условиями:

а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как  объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа, при котором его эффект будет максимальным. С учетом плановой суммы собственного капитала и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;

б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. В рамках предельного  объема заемных средств, формирующего наибольший эффект финансового левериджа, определяется соотношение собственного и заемного капитала, обеспечивающее достаточную финансовую устойчивость предприятия в предстоящем периоде не только с позиций самого торгового предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов (что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств).

С учетом этих требований и ранее определенного показателя финансовой структуры капитала торговое предприятие устанавливает лимит  использования заемных средств  в своей хозяйственной деятельности.

4. Определение  соотношения заемных средств,  привлекаемых на кратко- и долгосрочной  основе. Расчет потребности в  объемах кратко- и долгосрочных  заемных средств основывается  на целях их использования  в предстоящем периоде. На долгосрочный  период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования.

Расчет необходимого размера заемных средств в  рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.

Полный срок использования заемных средств  представляет собой период времени  с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода:а) срок полезного использования; б) льготный (грационный) период; в) срок погашения.

а) срок полезного  использования - это период времени, в течение которого торговое предприятие  непосредственно использует предоставленные  заемные средства в своей хозяйственной деятельности;

6) льготный (грационный) период - это период времени с  момента окончания полезного  использования заемных средств  до начала погашения долга.  Он служит резервом времени  для аккумуляции необходимых  финансовых средств;

в) срок погашения - это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному графику.

Расчет полного  срока использования заемных  средств осуществляется в разрезе  перечисленных элементов исходя из целей их использования и сложившейся на финансовом рынке практики установления льготного периода и срока погашения.

Средний срок использования  заемных средств представляет собой  средний расчетный период, в течение  которого они находятся в использовании  на торговом предприятии.

Он определяется по формуле:

ССз = СПз /2 + ЛП + ПП / 2

где ССз - средний  срок использования заемных средств,

СПз - срок полезного  использования заемных средств;

ЛП - льготный (грационный) период;

ПП - срок погашения.

Средний срок использования  заемных средств определяется по каждому целевому направлению привлечения этих средств, по объему их привлечения на кратко- и долгосрочной основе; по привлекаемой сумме заемных средств в целом.

Соотношение заемных  средств, привлекаемых на кратко- и  долгосрочной основе может быть оптимизировано также с учетом стоимости их привлечения.

5. Определение  форм привлечения заемных средств.  Заемные средства привлекаются  для обслуживания хозяйственной  деятельности торгового предприятия  в следующих основных формах: а) в форме товарного.кредита; б) в форме финансового кредита; в) в прочих формах.

Товарный кредит занимает основное место среди форм привлечения заемных средств  торговым предприятием на современном  этапе. Для привлекающих его торговых предприятий он является самой маневренной  формой финансирования за счет заемных средств наименее ликвидной части их оборотных активов - товарных запасов. При этом он позволяет автоматически сглаживать сезонную потребность в финансировании оборотных активов (их переменной части), связанную с сезонным расширением объема реализации товаров. Особенно возрастает роль товарного кредита при импорте товаров в процессе осуществления торговым предприятием внешнеэкономических операций.

Выбор форм и  видов привлечения заемных средств  осуществляется торговым предприятием самостоятельно исходя из целей и специфики его хозяйственной деятельности.

6. Определение  состава кредиторов. Состав кредиторов  торгового предприятия определяется  целями и формами привлечения  заемных средств. Основными кредиторами  торгового предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.

7. Формирование  эффективных условии привлечения  кредитов. К числу важнейших из этих условий относятся: а) срок предоставления кредита: б) ставка процента за кредит: в) условия выплаты суммы процента; г) условия выплаты основной суммы долга: г) прочие условия, связанные с получением кредита.

8. Обеспечение эффективного использования кредитов.

Критерием такой  эффективности выступает разница  между периодом использования кредита  и периодом обращения активов, на формирование которых он привлекался. Чем выше положительное значение этой разницы, тем эффективней использование  привлеченного кредита и выше возможности ускорения его возврата.

9. Обеспечение  своевременных расчетов по полученным  кредитам. С целью обеспечения  расчетов по наиболее крупным  кредитам на торговом предприятии  может заранее резервироваться  специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов и возврату основной суммы долга включаются в график денежного потока («платежный календарь») и контролируются в процессе текущего мониторинга финансовой деятельности торгового предприятия.

В процессе управления привлечением заемных средств необходимо иметь в виду, что кредит во всех его формах и видах очень опасный финансовый инструмент и пользоваться им нужно очень умело и осторожно. В противном случае это может привести к снижению делового имиджа торгового предприятия, значительным убыткам и даже к банкротству.

  1. Тратта как одна из форм оплаты за кредитование экспортно-импортной операции

Большая часть  внешнеторговых сделок, особенно при  торговле машинами и оборудованием, осуществляются на основе кредита.

Наиболее распространена товарная форма кредита, когда экспортеры предоставляют импортерам рассрочку платежей за поставленные товары. По длительности рассрочки кредиты подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). За отсрочку платежа импортеры выплачивают согласованные годовые проценты, которые обычно ниже текущих банковских ставок. Нередко при краткосрочных кредитах покупателям предоставляется беспроцентная рассрочка платежа.

Главной проблемой  кредитных отношений является гарантирование платежей за поставленные товары. В практике международной торговли одной из наиболее распространенных форм гарантий является вексельная.

Вексель - это  безусловное обязательство должника выплатить указанную в нем  сумму по истечении установленного в нем срока. Векселя могут передаваться от одного векселедержателя другому, при этом на их оборотной стороне наносится надпись (индоссамент) с указанием или без указания имени нового держателя. Должник и все лица, являющиеся держателями, несут перед последним векселедержателем солидарную ответственность по выплате указанной суммы.

Для того чтобы  застраховать себя от возможной неплатежеспособности должника и кредитующих векселедержателей, лицо, которому передается вексель, может  потребовать банковской гарантии оплаты (аванс) векселя, которая делается в виде надписи банка на векселе.

В международной  практике широко применяются переводные векселя (тратты). Тратта (draft) - документ, содержащий безусловный приказ кредитора (трассанта - drawer) заемщику (трассату - drawee) об уплате в установленный срок определенной суммы трассанту или третьему лицу - векселедержателю (ремитенту), которым чаще всего является банк кредитора.

Выписанные экспортером  тратты передаются импортеру, который  в случае согласия с указанными в траттах условиями подтверждает их путем подписи (акцептует). Тратты являются ценными бумагами и могут быть использованы как средство платежа.

Информация о работе Кредитование внешней торговли России