Кредиты в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических основ потребительского кредита и механизма его функционирования в современных условиях. Прежде необходимо решить ряд задач:
 ознакомиться с теоретическими основами потребительского кредитования;
 провести анализ современного состояния потребительского кредитования в России;
- проанализировать структуру и динамику потребительских кредитов банковского российского сектора в целом;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………стр.3
1. Теоретические основы потребительского кредитования
1.1.Сущность, значение и классификация потребительских кредитов……………..стр.5
1.2.Государственное и законодательное регулирование потребительского кредитования в РФ…………………………………………………………………………стр.12
1.3.Потребительские кредиты: зарубежный опыт (США)………………………………………………………………………………………стр.Глава 2. Анализ развития потребительского кредитования в РФ
2.1.История развития потребительского кредита в РФ…………………………..…стр.24
2.2 Анализ сектора потребительского кредитования в РФ в 2011-2012г………….стр.27
2.3.Анализ структуры и динамики потребительских кредитов банковского сектора в целом по России…………………………………………………………………………….стр.34
3. Проблема рынка потребительского кредитования в РФ и перспективы его развития..................................................................................................................................стр.42
Заключение………………………………………………………………………………….стр.46
Список использованной литературы……………………………………………………...стр.49

Файлы: 1 файл

курсовая дкб (доработка).docx

— 208.51 Кб (Скачать файл)

Другим, немаловажным и перспективным  направлением для банков является активное продвижение розничного кредитования не только в столичном регионе, но и по всей территории России. Естественно, что развитие банковского бизнеса  в регионах отстает примерно на 2-3 года от столичного, но учитывая огромный спрос, данное направление представляется весьма выгодным и интересным.

В начале 2000-х годов, "Русский  стандарт", "Хоум кредит" постепенно открывают представительства и филиалы в крупнейших городах России. В таких как: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Ростов-на-Дону, Волгоград, Казань, Уфа и многих других.

В регионах, крупнейшим московским банкам составляют большую конкуренцию  местные банки, которые также  готовы предложить клиентам выгодные условия и более дешевый кредитный  продукт. Таким образом, московские банки помимо своей внутренней конкуренции, получают конкурентную борьбу в регионах еще и с местными банками.

На сегодняшний день потребительское  кредитование охватило всю территории нашей страны. Что говорит о  том, что розничный банковский сегмент  развивается не локально, а охватывает масштабы всей страны.

Прошедший 2011 год был очень сложным для банковского сектора нашей страны, особенно сильно «трясло» сферу кредитования, где наравне с ипотекой и автокредитами досталось и «потребам». «Представляется, что сейчас опасения по просроченным кредитам являются главным сдерживающим фактором для кредитной стратегии банка, – считает Наталия Орлова, главный специалист по макроэкономике и банковскому сектору Альфа-Банка. – Следует отметить, что поскольку рынок потребительских кредитов контролировался в основном тремя банками – «Русским Стандартом», Хоум Кредитом и Урса Банком, которые направляли в рынок деньги, привлеченные с мирового рынка, – то полная заморозка международного кредитования не может не сказаться на темпах роста рынка в ближайшие месяцы и даже год». Динамика рынка потребительского кредитования прямо коррелирует с тенденциями финансового рынка в целом. И в настоящий момент, так же как и все остальные сегменты сферы кредитования, рынок потребкредитов сократился под воздействием кризиса ликвидности.

Итак, коротко подведем итоги  произошедшего в 2011 году. Во-первых, во втором полугодии были резко повышены процентные требования по кредитным обязательствам во всех банках нашей страны. «Ставки по потребительским кредитам выросли на 5–10 пунктов к значениям летних месяцев», – подтверждает Виктор Афонин, директор департамента маркетинга ООО «ФОСБОРН ХОУМ». Этот шаг сильнее всего ударил по карманам заемщиков, особенно пострадали клиенты банков, заключившие кредитные договора с плавающей процентной ставкой.

Во-вторых, осенью стали более  строгими условия предоставления заемных  средств. «С момента начала кризиса  ликвидности произошло ужесточение  требований к заемщикам по некоторым  экспресс-кредитам и кредитным картам», – рассказывает Дмитрий Вечканов, директор департамента розничных продуктов и маркетинга дирекции розничного бизнеса Росбанка. Эту тенденция замечают все аналитики рынка кредитования в 20011 году. Такие меры, как легко сделать вывод, также не приведут в ближайшем будущем к росту «потребов». Эксперты отмечают, что ужесточение требований к заемщикам повлияло и на сроки кредитов и общий объем одобренных к выдаче средств. «Количество кредитных предложений на рынке сократилось, – акцентирует на этом внимание Денис Сергеев, начальник управления потребительского и автокредитования ОТП Банка. – Большинство игроков на рынке ужесточили требования к заемщикам, нужно отметить уменьшения сроков кредитования и максимальных сумм». В число этих мер входит и расширение списка «некредитуемых сфер деятельности». «Недавно работники финансовой сферы могли взять потребительский кредит без всяких проблем, сегодня картина изменилась и данная область относится к категории повышенного риска», – анализирует ситуацию Александр Пименов, начальник отдела по работе с финансовыми институтами управления по развитию бизнеса ООО "Кредитмарт".

В-третьих, изменилась мотивация  клиентов, оформляющих потребительский  кредит. Раньше одолженные средства использовались исключительно напрямую, то есть на неотложные нужды. Теперь заемщиками гораздо  чаще стала рассматриваться возможность  перекредитования. Это особенно актуально для тех, кто оформлял кредиты в валюте, в том числе на покупку, например, автомобиля. «Психология клиентов в отношении к потребительскому кредитованию также претерпела изменения – нередки случаи, когда заемщики прибегают к данному продукту, рефинансируя свои долларовые займы в рубли, – констатирует Виктор Афонин. – Таким образом, потребительский кредит приобретает все большее значение для населения как реальный инструмент получения доступа к крупным нецелевым займам».

В-четвертых, с рынка потребительского кредитования ушли «непрофильные» банки  и малые игроки. Из-за высокого роста  просроченной задолженности выдачу кредитов приостановили и некоторые  основные банки. Таким образом, выбор  у потенциального клиента сегодня  тоже несколько сократился, что добавило негативного влияния на результаты потребкредитования в 2011 году. «Успешное развитие российского банковского сектора во многом было обусловлено дешевыми западными ресурсами, а также притоком ликвидности от экспорта сырья, – отмечает Павел Ильин, вице-президент Собинбанка. – Сейчас основная тенденция на рынке банковской розницы – сокращение объемов кредитования. Главной причиной этому стал рост стоимости фондирования».

Ключевые показатели рынка потребительского кредитования в России:

* 42% процента россиян живут  в кредит

* чаще других потребительские  кредиты берут жители РФ в  возрасте 25 – 44 лет

* наиболее распространено  потребительское кредитование в  Сибирском федеральном округе, где  услугой воспользовались 54% жителей

* в основном покупают  в кредит крупную бытовую технику,  мебель и мобильные телефоны

* самые распространённые  суммы кредитов – от 5 до 15 тысяч  рублей

* каждый четвёртый россиянин  на погашение кредита расходует  от 10 до 15 процентов своего бюджета

* большая часть потребительских  кредитов выплачивается менее  чем за год.

 

 

 

 

 

2.2 Анализ структуры и динамики потребительских кредитов банковского сектора в целом по России

 Российский рынок кредитования  частных клиентов  - один из самых молодых и динамично развивающихся  - сформировался приблизительно в 2002 году, а уже в 2004-м году аналитики начали говорить о том, что в России грядет бум потребительского кредитования. Прогнозы полностью подтвердились удвоением объемов потребительского кредитования, произошедшим в 2005 году. По данным Центробанка, к началу 2005 года объем потребительских кредитов составил 618,9 млрд руб., а уже через год он вырос до 1,2 трлн руб. (около $44 млрд). Аналитики предсказывают увеличение доли кредитов населению в активах банковской системы с нынешних 10% до 17–20% в течение ближайших пяти-шести лет и дают основание предполагать, что к концу 2010 года остаток ссудной задолженности физических лиц при условии сохранения темпов роста ВВП на уровне 5–6% в год может превысить 4,5 трлн. руб. Среднегодовые темпы прироста рынка будут находиться на уровне 35%, а сам объем рынка за предстоящее пятилетие вырастет более чем в 4 раза. Достоверность таких оценок развития потребительского сектора кредитования, подтверждается целым рядом других факторов. Наиболее значимым из них, говорящим в пользу сохранения высоких темпов роста ссудной задолженности физических лиц, по нашему мнению является зарубежная практика потребительского кредитования.

В России на начало 2005 года банковские кредиты населению составляли лишь 3,7% от ВВП, тогда как в государствах Восточной Европы - 13–15%, а в странах  с наиболее развитым рынком - свыше 50%. Абсолютными лидерами по объему кредитов на душу населения являются самые мощные в экономическом  отношении страны миры. Так в Германии объем выданных физическим лицам  кредитов составляет 49,9%  ВВП; в США -  74,7%, в Великобритании – 96,5%. Объем кредитов на душу населения в развитых странах достигает 25–30 тыс. долларов США, в то время как в России  - около 200 долл. Это примерно на 25% ниже, чем в Турции, и в 5–7 раз уступает аналогичному показателю в Польше, Венгрии и Чехии, тогда как объем ВВП на душу населения в России всего лишь в 1,1–1,7 раза ниже, чем в этих восточноевропейских странах.

Долгосрочность тенденций, сформировавшихся на рынке потребительского кредитования, прежде всего в части  увеличения его объемов, подтверждает и тот факт, что в числе первых на этот рынок пришли зарубежные игроки. Обладая рядом неоспоримых преимуществ перед российскими банками благодаря наличию апробированных технологий работы с физическими лицами, продуманных маркетинговых и рекламных стратегий продвижения продуктов и услуг, сильных брендов, такие иностранные банки, как, например австрийский Raiffeisenbank и чешский Home Credit and Finance Bank, начавшие заниматься потребительским кредитованием в России несколько лет назад, достаточно быстро смогли стать одними из лидеров этого сегмента кредитного рынка.

На основании отчетности банков, размещенной на сайте Банка  России, проведен анализ развития кредитных  операций по ряду наиболее крупных  кредитных организаций. (Приложение, Табл. 1) 

В первую десятку по величине ссудной задолженности физических лиц по состоянию на 01.04.2006 года вошли  Сбербанк, Банк  Русский стандарт, Росбанк, Уралсиб, Хоум Кредит и Финанс Банк, Райффайзен Банк, Банк Москвы, Импексбанк, Газпромбанк, Ситибанк. В связи с наличием в структуре Внешторгбанка двух кредитующих банков – Внешторгбанк и Внешторгбанк Розничные услуги, по отдельности они не заняли мест в первой десятке. Однако при сложении их портфелей воедино, они выйдут на 8 место, в то время как Ситибанк переместится на 11-е место.

Среди безусловных лидеров  по темпам роста кредитных операций в 2005 году следует назвать Росбанк, которому удалось увеличить кредитный  портфель с 3 013,9 млн. руб. до 43 419,5 млн. руб. Высокие темпы развития кредитных операций продемонстрировали также в 2005 году Внешторгбанк Розничные услуги, Импексбанк, Еврофинанс Моснарбанк, Промсвязьбанк, Ситибанк, Альфабанк, Банк Уралсиб, а также Банк Москвы. По ряду банков темпы роста также превысили 200 %. В их числе Русский стандарт, Юниаструм банк, ВТБ, Газпромбанк. Среди рассматриваемых кредитных организаций ни у одной темпы роста ссудной задолженности частных клиентов не были в 2005 году ниже 100%.

Рост работающих активов  рассматриваемых банков был менее  динамичным. По показателю величины работающих активов на 01.04.06 г. в первой десятке  находятся Сбербанк, Внешторгбанк, Газпромбанк, Банк Москвы, Альфабанк, Банк Уралсиб, Росбанк, Райффайзен Банк, Банк Русский стандарт, а также Промсвязьбанк.

Более 50% работающих активов  банка размещено в кредиты  физическим лицам банками Русский  стандарт и Хоум Кредит и Финанс. Далее по состоянию на 01.04.06 г. следуют три банка, у которых данный показатель выше 20% - Юниаструм банк, Росбанк и Импексбанк. Вплотную к ним приближается Сбербанк, доля кредитов физическим лицам в работающих активах которого сократилась на 01.04 до 19,84% с 20,52 % на 01.01.06. Относительно более низкая доля (выше 10%) кредитов населению в работающих активах характерна для ВТБ Розничные услуги, Севергазбанка, Райффайзенбанка, Уралсиба, Ситибанка. Несмотря на значительный рост, перешагнуть 10% пока не удалось Банку Москвы и Промсвязьбанку. Наиболее низкими можно назвать доли кредитов предоставленных физическим лицам  в работающих активах Газпромбанка, Альфабанка, Еврофинанса и ВТБ.

Потребительское кредитование (кредитование физ. лиц за вычетом  ипотеки и автокредитования) в 2008-2009 гг.составляет наибольшую часть рынка кредитования физ. лиц – 69,2% по объему выданных кредитов и 50% по объему задолженности в 2008 г.

В 2008 г. динамика рынка потребительского кредитования замедлилась: объем портфеля потребительских кредитов вырос  на 17%, достигнув по состоянию на 1 января 2009 г. 2 трлн. руб., а объем  выданных за 2008 г. потребительских кредитов увеличился лишь на 13% до 2,81 трлн. руб. С I по III квартал 2008 г. – наблюдался рост задолженности по потребительским  кредитам, в течение IV кв., - сокращение.

На конец первого полугодия 2009 г. портфель потребительских кредитов сократился на 9,7% относительно начала года, составив при этом 1803 млрд. руб. по состоянию на 1 июля 2009 г.

В начале 2008 г. рублевый кредит на неотложные нужды в среднем  обходился заемщику в 18% годовых  в рублях и 15% в валюте. В начале же 2009 г. стоимость рублевых кредитов выросла в среднем до 25% годовых.

Удельный вес просроченной задолженности по кредитам физическим лицам увеличился за 2008 год с 3,2% до 3,7%. Лидером по доле просроченных потребительских  кредитов по состоянию на 1 апреля 2009 г. был банк «Ренессанс Капитал» (28,7%).

Почти половина (47,4%) всех потребительских  кредитов, выданных в течение I полугодия 2009 г. в России, пришлась на Сибирский  федеральный округ, почти четверть (23,7%) – на Центральный ФО, 9,6% - на Приволжский ФО.

По расчетам Discovery Research Group, произведенным на основе данных о беззалоговых кредитных портфелях банков, совокупная доля тройки лидеров рынка беззалогового потребительского кредитования составляет 24,6%: в т.ч. доля Сбербанка – 15,3%, Русского Стандарта – 5,6%, ВТБ 24 – 3,7%

Доля сегмента экспресс-кредитов в объеме российского рынка потребительского кредитования в 2008 г. оценивается приблизительно в 2,2%. По данным портала Realtypress.ru, за время кризиса общий объем кредитов в розничных торговых сетях сократился более чем на 30%, до 60 млрд. рублей.

Всего за один год рынок  экспресс-кредитования в розничных сетях кардинально сменил своих лидеров. В середине 2009 года ситуация на рынке экспресс-кредитования выглядела следующим образом: вместо банка «Русский стандарт» тройку лидеров возглавил ХКФ Банк, доля которого составила 44% (или 27,1 млрд. руб.); на втором месте оказался ОТП-банк, который консолидирует 14,5% (9,1 млрд. руб.); на третьем — Русфинансбанк с долей 12,1% (7,4 млрд руб.).

Образовательные кредиты  – самый молодой сегмент рынка  потребительского кредитования. В настоящее  время его доля невелика – около 1%, однако, по мнению экспертов, потенциал  у этого сегмента достаточно высокий. Сбербанк и БСЖВ в настоящее время  можно назвать лидерами на рынке  образовательных кредитов.

Информация о работе Кредиты в РФ