Лизинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности лизинга, а также развитие лизинговых операций в России.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
Раскрыть понятие, сущность и виды лизинга;
Провести анализ и определить тенденции развития лизинга в России;
Предложить мероприятия по совершенствованию и развитию лизинга.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...6
1.1.Возникновение, развитие и сущность лизинга………………………………...6
1.2. Классификация видов лизинговых операций………………………………..11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ………………………24
2.1. Развитие лизинга в современных условиях………………………………….24
2.2 Анализ рынка лизинговых услуг в России……………………………………26
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ
ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………….34
3.1.Проблемы развития лизинговых операций в
Российской Федерации ………………………………...…………………………34
3.2.Перспективы развития лизинговых операций………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..43

Файлы: 1 файл

лизинг развитие лизинговых операций в росии.doc

— 1.75 Мб (Скачать файл)

В качестве источников финансирования наряду с кредитной линией Промстройбанка «Балтийский Лизинг» использует также средства сторонних банков и кредиты поставщиков. Фактически, важным показателем самостоятельности лизинговой компании является ее способность привлекать сторонние средства (не от учредителя) под свои собственные проекты. Уже сейчас это делают практически все крупнейшие лизинговые компании, основанные банками, например, «Аванград Лизинг», «Промсвязьлизинг» и т.д. В этих компаниях лизинговый бизнес стал важным направлением деятельности банка, а в случае «Аванград Лизинга» - ведущим направлением деятельности банка «Авангард». Разумеется, связь с банком значительно облегчает компаниям доступ к кредитным ресурсам.

Трудностью  во взаимоотношениях банка с учрежденной  им лизинговой компанией является установленный  Банком России лимит на одного заемщика. Некоторые банковские лизинговые компании уже исчерпали этот лимит, и в  некоторых случаях банкам пришлось образовывать новые лизинговые компании из-за невозможности кредитования уже существующей.

В целом, лизинговые компании, созданные при банках, имеют наибольший потенциал для  того, чтобы стать независимыми универсальными лизинговыми компаниями. Подобные компании имеют прекрасную возможность получать опыт лизинговых сделок на проверенных клиентах банка и одновременно строить свою кредитную историю. Для успешного развития им необходимо находить новых кредиторов и расширять свою клиентскую базу. Помимо финансирования, тесное взаимодействие банка и лизинговой компании обуславливает синергетический эффект с точки зрения расширения клиентской базы - когда клиент может выбирать наиболее подходящую для него форму финансирования. Зачастую также финансирование через лизинг предоставляется совместно с кредитом - например, для создания завода оборудование передается в лизинг, а на строительство помещений и прочей недвижимой инфраструктуры предоставляется кредит.

Важнейшим преимуществом  банковских лизинговых компаний является способность привлекать более длинные финансовые ресурсы, как на российском, так и на зарубежном рынке. Это позволяет передавать имущество в лизинг на более длительный срок, не испытывая трудностей, связанных с необходимостью погашения кредита до полного погашения по договору лизинга[21,С.102].

 

2.2 Анализ рынка  лизинговых услуг в России

 

Российская  ассоциация лизинговых компаний (Рослизинг) провела исследование рынка лизинга  по итогам 9 месяцев 2010 года. Целью исследования было создание аналитического обзора отрасли и составление рэнкингов лизинговых компаний. В рамках проекта было проведено анкетирование 57 лизинговых компаний.

В исследовании проводится анализ основных показателей  российского рынка лизинга, таких  как объем нового бизнеса, текущего портфеля, количество заключенных контрактов, размер средневзвешенной ставки заемных средств. Особое внимание уделяется исследованию структуры рынка лизинга по сегментам, по регионам и по лизинговым компаниям, работающим на рынке лизинга.

Ниже приведены  рэнкинги лизинговых компаний по объему нового бизнеса по итогам 9 месяцев 2010 года, общий рэнкинг и отдельно по сегментам и регионам Российской Федерации.

Российский  рынок лизинга показал хорошие  результаты по итогам 9 месяцев 2010 года. Активность лизинговых компаний значительно увеличилась по сравнению с прошлым годом и возросла по сравнению с 2008 годом. В связи с этим, многие показатели лизинговых компаний вышли на уровень докризисного состояния, что положительно отразилось на восстановлении рынка лизинговых услуг.

Объем сделок по сравнению с аналогичным периодом 2009 года увеличился в 3,9 раза (здесь и далее сравнение 2008, 2009, 2010 годов проводится по данным только тех компаний, которые предоставили данные за эти периоды. Причем количество компаний может не совпадать с количеством компаний принявших участие в исследовании рынка лизинга по итогам 9 месяцев 2010 года) и составил всего 174914,26 (по данным 57 компаний, принявших участие в исследовании) млн рублей без НДС (здесь и далее все показатели указаны без НДС), а количество сделок увеличилось почти в 4 раза и составило 42836. Результаты выглядят скромней в сравнение с 2008 годом, рост объема сделок составил 27,14%, хотя количество сделок сократилось на 1%. Суммарный объем портфеля лизинговых компаний составил 297360,60 млн рублей, что превышает на 11,55% по сравнению с 2008 годом и на 38,86% — 2009 годом (рис.1).

 

Рис.1.Показатели рынка лизинга по итогам 9 месяцев 2008, 2009 и 2010 годов

 

 

Показатели  лизинговой отрасли в этом году стабилизируются  и улучшаются, и компании реанимируют свой бизнес за счет увеличения объемов бизнеса и получаемых платежей. Банки, основной источник финансирования для лизингодателей, снижают процентные ставки, что ведет к согласованию новых кредитов и увеличению их объемов.

Средний объем  собственных средств лизинговых компаний составляет 24,2%, что дает возможность вести активную деятельность. У отдельных организаций данный показатель составляет более 60%, то есть эти компании практически не используют займы, а покупают оборудование, автотранспорт, технику и предоставляют ее в лизинг за счет собственных средств.

Проблема с  лизингополучателями, которые не могли  вовремя оплатить лизинговые платежи  и погасить уже имеющиеся задолженности, была решена двумя путями. Первый путь — изъятие оборудования, второй — изменение сроков и размеров лизинговых платежей.

По итогам 9 месяцев 2010 объем нового бизнеса и количество заключенных контрактов увеличилось. Компании активизировались и подписывают  новые соглашения о сотрудничестве на более выгодных условиях. Можно отметить соглашение между двумя крупными компаниями «ГАЗ» и «Сбербанк Лизинг». «Сбербанк Лизинг» занимает лидирующие позиции в сегменте автотранспорта, оборудования, железнодорожного транспорта и недвижимости, а компания «ГАЗ» является крупнейшим автомобилестроительным холдингом России (рис.2).

 

 

       Рис. 2.Структура рынка лизинга по объему нового бизнеса

 

 

В этом году основную долю 38,77% занимает железнодорожный  транспорт, авиация и суда. На долю автотранспорт приходится 31,52%. Лизинговым компаниям «Сбербанк Лизинг» и Europlan принадлежат первые позиции в этом сегменте, и их суммарная доля составляет 38,86% (Рис.3).

 

         Рис. 3. Доля сегментов в объеме нового бизнеса млн. рублей

 

Основными сегментами на данный момент являются автотранспорт, оборудование, железнодорожный транспорт, авиация и суда, что подтверждено данными (рис.4).

 

 

              Рис. 4. Структура лизинга по количеству контрактов

 

 

В структуре  лизинга по количеству контрактов, на долю автотранспорта приходится 59,5%, оборудования — 37,5%, что составляет 97%.

1.Лизинг автотранспорта

Лизинг автотранспорта является крупным сегментом и  его доля составляет 31,52%. Из 57 компаний, которые приняли участия в  данном исследовании, только 2 компании не занимаются автолизингом. Данный сегмент многие годы являлся основным направлением, темпы роста которого постоянно возрастали. За 9 месяцев 2010 показатель уменьшился на 15,83% относительно аналогичного периода 2008 года, но увеличился в 3,1 раза относительно 2009 года (рис.5).

 

 

                         Рис. 5.Основные показатели автолизинга

 

Можно говорить о том, что автолизинг практически  полностью реанимировался после  кризиса и уверенно набирает обороты, хотя количество контрактов не так  велико как в 2008 году и на 28,2% их было заключено меньше, но в сравнение с 2009 годом их количество возросло более чем в 2 раза.

2.Лизинг оборудования

По итогам 9 месяцев  объем сделок, заключенных с оборудованием, уменьшился на 0,06% в сравнении с 2008 годом и увеличился в 2,68 раза относительно 2009 года. Количество заключенных контрактов увеличилось в 2,45 раза по сравнению с 2008 годом и в 13 раз по сравнению с прошлым годом. Такие серьезные изменения связаны с лидером этого сегмента компанией «Газтехлизинг», которая заключила более одиннадцати тысяч контрактов (рис.6).

 

 

           Рис. 6.Основные показатели лизинга оборудования

В целом за 9 месяцев 2010 года было заключено 16082 контракта  на общую сумму 44042,32 млн рублей.

3.Железнодорожный  транспорт, авиатехника и суда

Значительная  доля в структуре рынка лизинга по объему новых сделок всегда принадлежала данному сегменту. Кризис сильнее всего ударил именно по этому сегменту рынка лизинга. Но на завершающей стадии кризиса данный сегмент показал превосходные результаты и можно говорить о том, что его позиции практически полностью восстановлены и в разы превосходят показатели 2008 года, несмотря на неблагоприятные прогнозы и предположения о его медленном восстановлении. Объем нового бизнеса данного сегмента за 9 месяцев 2010 года по сравнению с аналоговым периодом 2008 года увеличился более чем в 5 раз и более чем в 8 раз относительно 2009 года. Количество заключенных контрактов увеличилось более чем в 3 раза относительно 2008 года и в 27 раз относительно 2009 года (рис7.).

 

 

         Рис. 7. Основные показатели лизинга ж/д, авиатехники и судов

 

 

4.Сельскохозяйственная  техника и племенной скот

С одной стороны, позиции данного сегмента ухудшились относительно других сегментов (см. структура  рынка), но согласно данным объем нового бизнеса за 9 месяцев 2010 года почти в 2 раза больше объема за аналогичный период 2009 года и на 22% меньше 2008 года. С другой стороны, количество контрактов возросло относительно 2008 года на 21% и относительно 2009 года на 55% (рис.8).

 

        Рис. 8.Основные показатели с/х техники и племенного скота

 

5.Недвижимость 

Популярностью данный сегмент рынка лизинга  не пользуется, хотя изменения, произошедшие в этом году, преобразовали данную сферу. Объем нового бизнеса за 9 месяцев 2010 года составил 1947,89 млн рублей, что на 42,9% меньше, чем в 2008 году, но в то же время в 1,97 раза больше 2009 года. Контрактов заключено больше на 20,4% относительно 2008 года и в 5,4 раза больше чем в 2009 году, но это не отразилось на объеме нового бизнеса (рис.9).

 

 

                         Рис. 9.Основные показатели недвижимости

 

6.Лизинг в  регионах 

Лизинг в  регионах претерпел существенные изменения  по сравнению с прошлыми годами. Москва в 2,13 раза укрепила свои позиции  по сравнению с 2008 годом и в 4,9 раза по сравнению 2009 годом (рис. 10).

 

 

                                Рис. 10. Лизинг в регионе

 

 

В этом году компания "Сбербанк Лизинг" расширила свою региональную сеть, включив в неё  относительно новый регион «Дальнее зарубежье», а компания «Соллерс-Финанс» в свою очередь осваивает новый регион Северного Кавказа, на который приходится всего 0,0056%.

Как и в прошлом  году, основное количество сделок 67,24%, объемом которых от 501 тыс. до 5 млн. рублей заключались главным образом с небольшими компаниями. В период кризиса лизинговым компаниям предъявлялись более жесткие требования к своим потенциальным клиентам, таким образом, отсеивая мелкие компании, которые заключали лизинговые сделки на небольшие суммы (рис.11).

 

 

Рис. 11. Доли компаний по объемам сделок

ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ

ОПЕРАЦИЙ В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

3.1.Проблемы развития лизинговых операций в Российской Федерации

 

Лизинговая  отрасль заняла достойное место  в экономике Российской Федерации  наряду с другими финансовыми  институтами. Сегодня уже нельзя говорить о том, что лизинг в России развивается беспорядочно: существуют образовательные программы, есть научное обеспечение этой деятельности. В связи с этим можно отметить деятельность Северо-Западной лизинговой ассоциации. СЗЛА занимается организацией обмена информацией между членами ассоциации. По словам президента СЗЛА Андрея Пушкарева, ассоциация представляет интересы лизингового сообщества в органах власти, в контролирующих инстанциях. Также в рамках Ассоциации действует первый и единственный образовательный центр в России по лизингу[25,С.88].

Повышенное  внимание к лизингу вызвано самыми насущными проблемами экономики  страны. Среди факторов, влияющих на динамику развития отрасли, особенно важны  рост промышленного производства и  необходимость модернизации средств производства, достигших высокой степени изношенности, а также развитие малого и среднего бизнеса, заинтересованного в приобретении оборудования в лизинг. Благодаря этим факторам Россия сейчас занимает 5-е место в Европе по объемам этого бизнеса, приближаясь к таким признанным мировым лидерам, как Великобритания, Италия, Франция и Германия.

Самыми быстрорастущими  сегментами лизинга стали железнодорожный  транспорт, автотранспорт, нефтегазовое и металлургическое оборудование. По итогам 2007 года можно говорить об увеличении объема лизинговых сделок вдвое по сравнению с 2006 годом.

Кроме того, 2007 год также стал временем увеличения конкуренции в сфере лизинговых услуг. Это особенно заметно в  секторах транспорта и дорожно-строительной техники. Все чаще предметом финансовой аренды становятся объекты коммерческой недвижимости. К лизингу обращаются такие отрасли, как авиация, судостроение, сельское хозяйство[26,С.108]. Увеличение объема сделок отмечено в энергетике. Главный специалист Рослизинга Никита Машков говорил о том, что в условиях возрастающей конкуренции лизинговые компании вынуждены принимать меры по привлекательности своих услуг. Среди таких – внедрение новых продуктов, улучшение условий сделок, в частности, снижение ставок, размера аванса, увеличение сроков договоров, снижение требований к финансовому состоянию заемщика, удлинение срока лизинга, расширение спектра предметов, передаваемых в лизинг. Многие компании предлагают специальные программы по автотранспорту и автоспецтехнике[21,С.58].

Информация о работе Лизинг